Парсонс, Толкотт























































Толкотт Парсонс
Talcott Parsons
Толкотт Парсонс.jpg
Дата рождения
13 декабря 1902(1902-12-13)[1][2][3]
Место рождения
  • Колорадо-Спрингс, Колорадо, США[4]

Дата смерти
8 мая 1979(1979-05-08)[1][2](76 лет)
Место смерти
  • Мюнхен, ФРГ

Страна
  • Flag of the United States.svg США[5]

Научная сфера
История, философия, социология, структурный функционализм
Место работы
  • Гарвардский университет

Альма-матер

  • Лондонская школа экономики и политических наук

  • Амхерстский колледж

  • Гейдельбергский университет (1929)


Научный руководитель
Edgar Salin[d]
Известные ученики
Джеффри Александер
Роберт Белла
Клиффорд Гирц

Награды и премии

стипендия Гуггенхайма



Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике

Логотип Викитеки Произведения в Викитеке

То́лкотт Па́рсонс (англ. Talcott Parsons; 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 8 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии.




Содержание






  • 1 Биография


    • 1.1 Семья




  • 2 Научная деятельность


  • 3 Структурный функционализм


  • 4 Теория социального действия


  • 5 Социальный порядок


  • 6 Социальные системы


  • 7 Критика


  • 8 Научные труды


    • 8.1 Переводы




  • 9 Примечания


  • 10 Литература





Биография |


Родился 13 декабря 1902 года в Колорадо-Спрингс. Его родителями были Эдвард Смит Парсонс (1863—1943) и Мари Августа Ингерсоль (1863—1949). Его отец работал в Йельской Школе Богословия и был посвящён в сан конгрегационалистского служителя, был первым служителем данного сообщества в Грили, Колорадо. К моменту рождения Т. Парсонса Эдвард С. Парсонс был профессором английского языка и вице-президентом колледжа. В период пребывания на посту служителя в Грили Эдвард Парсонс проявил интерес к движению социальной проповеди и относился довольно враждебно к социализму как идеологии[6]. Семья Парсонсов относилась к одним из древнейших семейств в истории Америки; его предки были одними из первых, кто прибыл из Англии в первой половине 17 века[7].


Т. Парсонс изучал биологию и философию в Амхерстском колледже, затем учился в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. В 1927 году получил в Гейдельберге степень доктора философии по социологии и экономике.


В 1927—1973 годах преподавал в Гарварде, где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений.


Парсонс был членом Исполнительного Комитета Гарвардского Центра Русских Исследований с 1948-го года, директором которого был его близкий друг и коллега Клайд Клахон. Парсонс побывал в ГДР летом 1948-го года, где был контактным лицом заинтересованных в русских беженцах в Германии[8]. Среди людей, с которыми ему довелось поговорить за время пребывания в Германии, были участники армии Власова — антисоветской армии, сотрудничавшей с Германией. Будучи в Германии, Парсонс отправил много писем Клахону, отчитываясь об этом интеллектуальном «расследовании».


В 1962—1968 годах несколько раз был в СССР, в частности выступал на семинаре Ю. А. Левады в Институте социологии в Москве, встречался на семинаре в Ленинграде с И. С. Коном.


Парсонс был сторонником профессионализации социологии и её экспансии в американские академические круги. Был избран президентом Американской социологической ассоциации в 1949 году и являлся секретарем Ассоциации в 1960—1965 гг.


Скончался Парсонс от инсульта 8 мая 1979 года, будучи в Мюнхене, где он отмечал 50-летие своего Гейдельбергского диплома.


В 1950—1970-е годы — крупнейшая фигура теоретической социологии, наиболее известный и влиятельный из американских социологов. Труды Парсонса переведены на многие языки, они составляют основу в изучении социологической теории и истории социологической мысли.



Семья |


Женился в 1927 году. В семье родились трое детей: Анна, Чарльз и Сьюзан. Его сын Чарльз Парсонс был выдающейся фигурой в области математической философии и экспертом по философии Иммануила Канта. Дочь Анна покончила собой в июне 1964-го в возрасте 33 лет.



Научная деятельность |


Теория Парсонса базируется на методологических принципах волюнтаризма и эпистемологических принципах аналитического реализма. Теория Парсонса была попыткой создать баланс между двумя основными методологическими традициями: утилитарно-позитивистской и герменевтико-идеалистической. Для него волюнтаризм был третьей альтернативой между этими двумя традициями. Парсонс представил теорию социальной эволюции и конкретную интерпретацию «побудительных механизмов» и направлений всемирной истории.
Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето, Альфреда Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.


На раннем этапе исследований Парсонс стремился найти определённый компромисс между «социологизмом» Э. Дюркгейма, жёстко детерминировавшим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М. Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам». На ранние работы Парсонса значительное влияние также оказали В. Парето, предлагавший сходную с веберовской модель деления человеческих действий по мотивации на «логические» и нелогические, А. Маршалл, Г. Зиммель, З. Фрейд.


Сочинения Парсонса написаны весьма сложным языком, которые иногда скучно читать из-за множества частных деталей, событий и персоналий, что вызывает затруднения даже у заинтересованных читателей. Парсонс предстаёт неисправимым схоластом и любителем эзотерических текстов. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии. Однако в эмпирическом исследовании и повседневной социологической практике ни один социолог не пользуется этой системой, предпочитая менее ёмкие, но более оперативные частные теории.



Структурный функционализм |


Структурный функционализм:



  • высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

  • социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

  • тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.


Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их
вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.


Требования к обществу:



  • Общество должно быть приспособлено к среде.

  • У общества должны быть поставлены цели.

  • Все элементы общества должны быть скоординированы.

  • Ценности в обществе должны сохраняться.


Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию).
Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).



Теория социального действия |


Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.


Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.



Теория социального действия


Подсистемы социального действия:



  • биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).

  • система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).

  • социальная система — совокупность образцов поведения, социальных норм, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция).

  • система культуры — культурные ценности и традиции, необходимые для стабильного функционирования общества.



Социальный порядок |


Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.


У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).


Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).


Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:



  • Тенденции социальной системы к самосохранению.

  • Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).


Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия.




  1. Партикуляризм (или универсализм) — акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм).

  2. Поступки человека — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества.

  3. Аффективная нейтральность или аффективность — акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность).

  4. «Диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлечённостью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация).

  5. Ориентация на себя или ориентация на группу — эгоистические и альтруитические действия.

  6. Аскриптивное или достигнутое.



Социальные системы |


Социальные системы — институциональные системы, рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.


Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.


На социальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции).


Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы. В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми здесь признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, власть или ценностные качества.



Критика |


После своего создания теория Парсонса подвергалась всевозможной и всесторонней критике. Буквально каждый последующий теоретик социологии считал необходимым добавить свой вклад в критическую негативацию парсонианской концепции, в результате чего родилась пословица: «Если ты не критиковал Парсонса, то ты не социолог».[источник не указан 3169 дней]



Научные труды |



  • The Structure of Social Action (1937)

  • Essays in Sociological Theory, Pure and Applied (1949)

  • Toward a General Theory of Action (К общей теории действия) (1951, в соавторстве с Э. Шилзом)

  • The Social System (1951)

  • Working Papers in the Theory of Action (1953, в соавторстве с Э. Шилзом и Р. Ф. Бейлзомruen)

  • Family, socialization and interaction process (1955, в соавторстве с Р. Ф. Бейлзом)

  • Economy and Society (1956, в соавторстве с Н. Смелзером)

  • Structure and Process in Modern Societies (1960)

  • Theories of society; foundations of modern sociological theory (1961)

  • Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives (1966)

  • The Negro American (1966, в соавторстве с К. Б. Кларком)

  • Sociological Theory and Modern Society (1968)

  • Politics and Social Structure (1969)

  • The System of Modern Societies (1971)

  • The American University (1973, в соавторстве с Д. М. Платтом)

  • Social Systems and the Evolution of Action Theory (1977)

  • Action Theory and the Human Condition (1978)

  • Talcott Parsons on institutions and social evolution: selected writings / Leon H Mayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982

  • Readings from Talcott Parsons / Peter Hamilton, ed. London: Tavistock Publications, 1983



Переводы |



  • Общетеоретические проблемы социологии// Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р.К. Мертон, Л.Брум., Л. С. Котрелл (ред.). — М.: Прогресс, 1965. — с.25-67.

  • Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Т.Парсонса. — М.: Прогресс, 1972


  • Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения// THESIS, 1993, вып. 2 (англ. The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations, 1966)


  • Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества// Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. — с.462-525

  • Система современных обществ. — М.: Аспект-Пресс, 1997

  • О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000.

  • Социальная система. — М.: Академический проект, 2018. — 529 с. — ISBN 978-5-8291-2255-3



Примечания |





  1. 12 Encyclopædia Britannica
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q5375741"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1417"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2450"></a>



  2. 12 SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  3. Nationalencyklopedin — 1999.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3222"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1165538"></a>



  4. Парсонс Толкотт // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>



  5. LIBRIS — 2018.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1182"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1798125"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P5587"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P906"></a>



  6. Edward S. Parsons, "A Christian Critique of Socialism."Andover Review XI. 1889. pp. 597—611.


  7. Charles Parsons (2004). «Some remarks on Talcott Parsons’s family». In: Journal The American Sociologist. Vol 35, Nr 3, Sept 2004. pp. 4-22


  8. Jens Kaalhauge Nielsen, «The Political Orientation of Talcott Parsons: The Second World War and its Aftermath.» In Roland Robertson & Bryan S. Turner (eds.) Talcott Parsons: Theorist of Modernity. London: Sage Publications, 1991.




Литература |


на русском языке



  • Ковалёв А. Д. Формирование теории действия Толкотта Парсонса // История теоретической социологии. В 4-х тт. Т.3. М.: Канон, 1997, с.150-179

  • Критика теории «социального действия» Т.Парсонса. М.: ИНИОН АН СССР, 1982

  • Парсонс, Толкотт // П — Пертурбационная функция. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 383-384. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 25). — ISBN 978-5-85270-362-0.

  • Парсонс / E. В. Осипова // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.


  • Седов Л. А. Парсонс, Толкотт // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 257-260.

  • Структурно-функциональный анализ в социологии. Вып. 1/2. М., 1968—1969


на других языках


  • Black M. The social theories of Talcott Parsons; a critical examination. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1961

  • Rocher G. Talcott Parsons and American Sociology. New York: Barnes & Nobles, 1975

  • Explorations in general theory in social science: essays in honor of Talcott Parsons/ Jan J.Loubser, ed. Vol.1/2. New York: Free Press, 1976

  • Menzies K. Talcott Parsons and the social image of man. London; Boston: Routledge & K. Paul, 1976

  • The Theory of Social Action: The correspondence of Alfred Schutz and Talcott Parsons/ Grathoff R., ed. Bloomington; London: Indiana UP, 1978.

  • Bourricaud F. The sociology of Talcott Parsons. Chicago: University of Chicago Press (англ.), 1981

  • Lackey P.N. Invitation to Talcott Parsons’ Theory. Houston: Cap and Gown Press, 1987

  • Robertson R., Turner B.S. Talcott Parsons: theorist of modernity. London; Newbury Park: Sage Publication, 1991

  • Holmwood J. Founding sociology?: Talcott Parsons and the idea of general theory. London; New York: Longman, 1996.

  • Agenda for sociology: classic sources and current uses of Talcott Parsons’s work/ Bernard Barber, Uta Gerhardt, eds. Baden-Baden: Nomos, 1999

  • Talcott Parsons: zur Aktualität eines Theorieprogramms/ Helmut Staubmann, Harald Wenzel (Hrsg.). Wiesbaden: Westdt. Verl., 2000

  • Fararo T.J. Social Action Systems: Foundation and Synthesis in Sociological Theory. Westport: Praeger, 2001

  • Gerhardt U. Talcott Parsons: an intellectual biography. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2002

  • After Parsons—a theory of social action for the 21st century/ Renée C. Fox a.o., eds. New York: Russell Sage Foundation, 2005.









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?