Харбинская и Маньчжурская епархия





















































Харбинская и Маньчжурская епархия
Китайская православная церковь
Sophia Cathedral - panoramio.jpg
Софийский собор в Харбине
Общие сведения
Страна
КНР КНР
Епархиальный центр
Харбин
Основана
1922
Управление
Правящий архиерей
Епископ Харбинский и Маньчжурский вдовствует
Кафедральный храм
Никольский собор в Харбине
Второй кафедральный храм
Софийский собор
Статистика
Приходов
76 (1940-е);
1 (2010)
Монастырей
5
Священнослужителей
85 (1940-е)

Харби́нская и Маньчжу́рская епа́рхия (кит. 哈尔滨教区) — каноническое, структурное и территориально-административное подразделение Китайской православной церкви.


С 1922 по 1956 годы находилась в юрисдикции Русской православной церкви заграницей. Кафедральный храм — Никольский собор в Харбине. Второй кафедральный храм — Софийский собор.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Епископы


  • 3 Храмы


  • 4 Викариатства


  • 5 Литература


  • 6 Примечания


  • 7 Ссылки





История |


С момента появления первого прихода в Харбине в 1898 году приходы в Маньчжурии подчинялись Русской духовной миссии в Пекине. Однако в 1907 приходы храмы полосы отчуждения КВЖД в административном отношении были подчинены Владивостокской епархии. В ведении Русской духовной миссии в Пекине остались Благовещенское подворье в Харбине и подворье в посёлке Маньчжурия[1].


Для окормления многотысячной православной диаспоры, оказавшейся на территории Маньчжурии после Революции в России Указом Высшего церковного управления за границей от 29 марта 1922 года в полосе отчуждения КВЖД учреждалась епархия с кафедрой в Харбине, правящему архиерею усваивался титул — епископ Харбинский и Цицикарский[2]. Харбинская епархия была независима от Русской духовной миссии в Пекине и непосредственно подчинялась Архиерейскому синоду РПЦЗ[3].


2/15 августа того же года определением Временного Церковного Управления Заграницей на основании представления архиепископа Мефодия от 17/30 июня постановил «епископа Харбинской епархии впредь именовать епископом Харбинским и Маньчжурским»[4].


Торжественное открытие епархии состоялось 14/27 сентября того же года при 28 церквах; три года спустя насчитывалось уже более 40 приходов и два монастыря — мужской и женский[5]. После передачи КВЖД под контроль советско-китайской администрации, положением епархии ухудшилось в связи с проведением советской администрацией активной атеистической пропаганды на дороге. Уже 30 октября 1924 года был упразднен Церковный отдел КВЖД, церковнослужители лишены окладов и выселены из служебного жилья, сняты иконы из служебных кабинетов, а с 1 января 1925 года прекращено финансирование в школах КВЖД преподавания Закона Божьего[6]. Советские активисты стали проводить «красные Пасхи», «красные похороны» и т. п.[7]. В советизированных 32 школах КВЖД с 10546 учащимися преподавали 638 человек, большинство из которых (635 человек) были из советской России[8].


В пределах епархии в 1920-х годы оказалось около 500 тысяч русских. Из 400 тысяч населения Харбина китайцев было немного более 100 тысяч, а русских тоже около 100 тысяч человек. Русские, которые обслуживали железную дорогу, подчинялись советскому и китайскому правительству одновременно. Из 100 тыс. русского населения Харбина примерно 50 % были белоэмигранты, и почти 40 % были люди, считавшиеся советскими гражданами[3].


Положение белоэмигрантов вначале было очень тяжелым, потому что китайцы нередко выдавали их советскому правительству. Огромными налогами китайские чиновники облагали хозяйства крестьян и казаков. Грабили их и шайки китайских и русских бандитов. В 1929 году русские красные отряды вторглись в пределы Маньчжурии в Трёхречье. Митрополит Антоний (Храповицкий) обратился тогда ко всем народам мира: «Душу раздирающие сведения идут с Дальнего Востока. <…> Уничтожаются целые поселки русских, истребляется все мужское население, насилуются и убиваются дети, женщины. Нет пощады ни возрасту, ни полу, ни слабым, ни больным. Все русское население, безоружное, на китайской территории Трёхречья умерщвляется, расстреливается с ужасающей жестокостью и с безумными пытками». Волна русских беженцев хлынула в Харбин. Их приютил «Дом-убежище» и другие социальные организации Харбинской епархии, и лишь к 1930 году они стали возвращаться в Трёхречье. К 1930 году в Маньчжурии было уже более 80 православных церквей, в самом Харбине их было 26. Целенаправленной миссионерской деятельности в епархии не велось; православие воспринималось как церковь русского народа[3].


В 1932 году Маньчжурию оккупировали японские войска, было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го со столицей в Синьцзине (Чаньчунь). Русские встречали оккупационные японские войска как освободителей, поскольку в первое время прекратился произвол китайских чиновников и набеги красных отрядов из России. Однако вскоре политика изменилась: в Маньчжурии были закрыты все русские учреждения и фирмы. Советский Союз в 1935 году вынужденно продал КВЖД за символическую сумму. Постепенно японские власти стали вмешиваться и в церковные дела. В июле 1937 года японские войска захватили Пекин, Тяньцзин и Шанхай, а в 1940 году был арестован глава Российской Духовной Миссии в Пекине архиепископа Виктор (Святин), которого заставили его передать Харбинской епархии все храмы в Северной Маньчжурии, так как он не имел права по мнению японцев управлять ими с территории другого государства[3].


С мая 1941 года в составе Харбинской епархии действовали Цицикарское и Хайларское викариатства.


В 1943 году японская администрация стала требовать от всех граждан Маньчжурии публичного поклонения верховной богине японского пантеона Аматерасу. Отказавшихся от церемониальных поклонений, преследовали по действующему в Японии законодательству. Православным архиереям после долго хлопот и борьбы удалось добиться разрешения об отмене для русских поклонения синтоистским божествам[3].


В июле 1945 года на Епископском совещании в Харбине было принято решение просить Патриарха Алексия о переходе Харбинской епархии в Московский Патриархат[3].


После поражения Японии во Второй мировой войне в августе 1945 году, Маньчжурия была занята советскими войсками. 18 августа 1945 года Харбин под звон церковных колоколов встречал вступление в город передовых подразделений Красной Армии, однако за армейскими частями в город вошли подразделения НКВД «СМЕРШ». Не успели закончится торжественные митинги, приёмы, встречи, концерты и другие официальные мероприятия, а в городе уже начались аресты[3].


24 октября того же года в Харбин прибыли епископа Ростовский и Таганрогский Елевферий (Воронцов) и священник Григорий Разумовский с целью «воссоединить находящихся в расколе» на территории Маньчжурии архиереев. 27 октября епископ Елевферий совершил всенощное бдение в Благовещенском храме Митрополичьего подворья, и сказал слово, в котором объявил «о состоявшемся воссоединении харбинских иерархов и в лице их — всего подведомственного им духовенства и паствы с Матерью-Церковью, о переходе их в послушание Вашего Святейшества, поздравил их с этою великою радостию и призывал блюсти это единение и послушание, в которых — залог нашего спасения». 15 ноября епископ Елевферий и священник Григорий покинули Китай. Согласно отчёту епископа Елевферия, написанном по итогам поездки, «В епархии всего имеется 77 церквей, из числа которых — 20 в Харбине; все церкви разделены на 13 благочиний. Имеются в епархии 4 монастыря: Казанский мужской монастырь — в г. Харбине, Богородице-Владимирский женский монастырь — в г. Харбине, Богородице-Владимирский мужской монастырь — в Солнечной Пади близ поселка Верх-Угра и Табынско-Казанский женский монастырь в Какакаши. Монашествующих в каждом не более 20 человек. Духовенством епархия изобилует; не только не имеется вакантных мест, но 20 священнослужителей — сверхштатные»[9].


27 декабря 1945 года Священный Синод Русской православной церкви постановил считать воссоединенными с Русской Православной Церковью с 26 октября 1945 года архипастырей: митрополита Харбинского Мелетия, архиепископа Димитрия (Вознесенского), архиепископа Нестора (Анисимова), архиепископа Виктора (Святина), епископа Цицикарского Ювеналия (Килина) и начальника Корейской Миссии архимандрита Поликарпа (Приймака), клир и мирян Харбинской епархии. В пределах Китая и Кореи был образован единый митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. Хайларское и Цицикарское викариатства Харбинской епархии упразднялись, а управлявшие ими архиепископ Димитрий (Вознесенский) и епископ Ювеналий (Килин) должны были вернуться в Россию[10].


11 июня 1946 года митрополичий был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включивший в себя Харбинскую епархию и духовную миссию в Корее, а с октября 1946 года и Пекинскую епархию. Экзархом стал Нестор (Анисимов), возведённый в сан митрополит Харбинского и Маньчжурского[3].


В 1948 году митрополит Нестор (Анисимов) был арестован. В управление епархией вступил епископ Цицикарский Никандр (Викторов), назначенный в 1950 году епископом Харбинским. В период управления им епархией русское население, составлявшее большую часть верующих в этой стране, быстро убывало. 27 февраля 1956 года в переполненном Свято-Николаевском кафедральном соборе епископ Никандр в последний раз отслужил Божественную литургию, после чего покинул Китай, поручив архиепископа Пекинскому Виктору (Святину) «временно взять Харбинскую епархию под своё святительское попечение впредь до определения ее положения». С отъездом правящего архиерея и православного духовенства на Родину значительно ускорился «великий исход» русского населения из Маньчжурии[11].


В 1957 году Китайской православной церкви была дарована автономия, а Харбинская епархия была передана в юрисдикцию новообразованной церковной структуры, однако епископ сюда назначен не был. Епархиальный Совет обращался к епископу Пекинскому Василию (Шуану) с просьбой принять Харбинскую епархию под своё управление. Посетивший Харбин в октябре 1957 году епископ Василий это предложение отклонил, ссылаясь на занятость делами Пекинской епархии[11]. Тем не менее в храмах Харбинской епархии его поминали за богослужением как правящего архиерея[12].


После визита Патриарха Кирилла в Китай усилиями Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и представителей русской общины в Харбине удалось согласовать с Управлением по делам религии города Харбина и провинции Хэйлунцзян регулярные визиты русского священника из Владивостокской епархии. Так, в 2014 году были совершены службы на Пасху и на престольный праздник Покрова. А уже в 2015 году разрешили шесть поездок. К началу 2016 года православная община Харбина — «это дети и внуки смешанных семей старого „русского“ Харбина. Есть, конечно, и китайцы не из смешанных семей — те, которых крестил почивший в 2000-м году настоятель Покровского храма отец Григорий Джу». Из всех храмов Харбинской епархии к тому времени оставались: «ныне действующий Покровский храм, затем символ Харбина — Софийский собор, он сейчас является музеем <…>. В парке культуры есть Успенская церковь, в данное время идут переговоры, чтобы сделать её также действующим храмом Харбина. Храм в честь Иверской иконы Божией Матери стоит в жилом массиве. Пятый храм — это копия Никольского собора, который в годы культурной революции был разобран по бревнам. Есть ещё Алексеевская церковь, сейчас она используется протестантами в качестве кирхи… Наконец, по линии КВЖД сохранился в одной деревне русский храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — большой, просторный, красивый; в настоящее время в нем находится музей КВЖД.»[13].



Епископы |




  • Мефодий (Герасимов) (24 марта 1922 — 28 марта 1931)


  • Мелетий (Заборовский) (1 апреля 1931 — 6 апреля 1946)


  • Нестор (Анисимов) (апрель 1946—1950) с июня 1948 — формально, находился в заключении


  • Никандр (Викторов) (июнь 1948 — 7 февраля 1956) до 18 августа 1950 — в/у, еп. Цицикарский


  • Василий (Шуан) (30 мая 1957 — 3 января 1962) в/у, еп. Пекинский



Храмы |


Харбин[14]



  • Николаевский градо-Харбинский кафедральный собор с Иверской часовней

  • Храм в честь Иверской Божией Матери

  • Храм в честь Софии Премудрости Божией

  • Храм в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца в посёлке Модягоу

  • Храм в честь Святителя Митрополита Алексия, Московского и всея России на Зелёном Базаре

  • Храм святителя Николая в Старом Харбине

  • Храм в честь Пророка Божия Илии в районе Механических Мастерских

  • Храм в честь Св. Благоверного князя Бориса в Остроумовском Городке

  • Церковь в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Сунгарийском Городке

  • Храм в честь Святителя и Чудотворца Николая в посёлке Затоне

  • Храм в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Московских Казармах

  • Покровская (украинская) церковь

  • Успенская церковь на Новом кладбище

  • Иоанно-Богословская церковь приюта-школы «Русский дом» в Славянском городке

  • Димитриевская церковь при женской обители.


Церкви Трёхречья (Трёхреченское благочиние)


  • Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Верх-Кули

  • Храм во имя архангела Михаила в посёлке Верх-Урга

  • Храм во имя апостолов Петра и Павла в посёлке Драгоценка (Найлумту)

  • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в посёлке Ключевой

  • Храм во имя святого Алексия в посёлке Кыцынор

  • Храм во имя святого Николая в посёлке Найджин-Булак

  • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в посёлки Покровка


Церкви северо-западной Маньчжурии (Хайларское викариатство)


  • Храм в честь Преображения Господня в городе Хайлар

  • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Маньчжурия

  • Храм во имя святого Серафима в городе Маньчжурия

  • Храм во имя святых Николая и Алексия на ст. Аньда

  • Храм во имя святого Сергия на ст. Барим


  • Храм во имя святой Александры на ст. Бухэду

  • Храм во имя святого Николая на ст. Мяньдухэ

  • Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на ст. Фуляэрди

  • Храм во имя святого Пантелеимона на ст. Хинган

  • Храм во имя святых апостолов Петра и Павла на ст. Цицикар

  • Храм во имя святого Николая на ст. Чжаланьтунь

  • Храм во имя пророка Илии на ст. Чжалайнор

  • Храм во имя архангела Михаила на Чжалайнорских копях

  • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на ст. Якеши

  • Приход в Ононерском (Южно-Чжаланьтуньском) переселенческом районе

  • Часовня во имя святого Николая в Халун-Аршане


Церкви восточной Маньчжурии


  • Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на ст. Ашихэ

  • Храм во имя Пресвятой Троицы на ст. Вейшахэ


  • Храм во имя святого Сергия на ст. Имяньпо

  • Храм во имя пророка Илии в селе Михаиловском (Тигровая Падь)

  • Храм во имя архангела Михаила на ст. Мулин

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на Мулинских копях


  • Храм во имя святого Николая на ст. Пограничная (ныне Суйфэньхэ)

  • Храм во имя святого Георгия на ст. Хайлин


  • Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на ст. Ханьдаохэцзы

  • Храм во имя Пресвятой Троицы на ст. Шитоухэцзы

  • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Эрдаохэцзы

  • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на ст. Эрценцзянцзы

  • Храм во имя святого Николая на ст. Эхо (Муданьцзян)

  • Храм во имя святого Николая на ст. Яблоня


Церкви южной Маньчжурии


  • Храм во имя святого Николая на ст. Куаньченцзы

  • Храм в честь Преображения Господня на ст. Лаошагоу

  • Храм во имя святых апостолов Петра и Павла на ст. Шуаньченпу

  • Храм во имя святого Владимира на ст. Яомынь



Викариатства |




  • Хайларское викариатство (1934—1946)


  • Цицикарское викариатство (1941—1952)



Литература |



  • Капран И. К. Музыкальный Харбин: церковные хоры // Российские соотечественники в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перспективы сотрудничества: материалы третьей международной научно-практической конференции. — Владивосток: Информационно-рекламное агентство «Комсомолка ДВ». — 2003. — С. 149—156

  • Лавошников И. К пятилетию существования самостоятельной Харбинской епархии и пребывания на ней Владыки архиепископа Мефодия // «Хлеб Небесный». — 1927. — № 8. — С. 28-29

  • Ли Шу Хиао. Деятельность Харбинской православной епархии // Дальний Восток России — Северо-восток Китая: исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества. Материалы международной научно-практической конференции. — Хабаровск. — 1998. — С. 172—174

  • Мефодий, архиепископ. Каноническое существование Харбинской епархии. — Харбин. — 1929. — 18 С.

  • Мефодий, архиепископ. По поводу церковных нестроений. — Харбин. — 1927. — 56 С.


  • Падерин Н., священник. В рассеянии // «Альфа и Омега». — 2001. — № 3 (29). — С. 259—274 (Воспоминания харбинского священника Н. Падерина, впоследствии епископа Зарубежной Церкви в Бразилии).

  • Падерин Н., священник. Церковная жизнь Харбина // Русский Харбин / Сост. Е. П. Таскина. — М.: МГУ. — 1998. — С. 27-32

  • Падерин Н., священник. Церковь Твою утверди: Из воспоминаний о церковной жизни Харбина. — Сан-Паулу. — 1967

  • Прозорова Г. В. Православное духовенство Харбина // Годы. Люди. Судьбы. История российской эмиграции в Китае. Материалы конференции. Москва, 19-21 мая 1998 г. — М. — 1998. — С. 51-53

  • Прозорова Г. В. Харбинская Епархия: учреждение и развитие. 1922—1942 гг. // Российские соотечественники в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перспективы сотрудничества: материалы третьей международной научно-практической конференции. — Владивосток: Информационно-рекламное агентство «Комсомолка ДВ». — 2003. — С. 128—135


  • Разумовский Г., священник. Патриаршая делегация в Харбине // «Журнал Московской Патриархии». — 1945. — № 12. — С. 14-17

  • Сумароков Е. ХХ-летие Харбинской епархии. — Харбин: Типография «Заря». — 1942

  • Троицкая С. С. Харбинская епархия, её храмы и духовенство. К 80-летию со дня учреждения Харбино-Маньчжурской епархии. — 1922—2002. — Брисбен: Издательство Н. И. Дмитровского-Байкова. — 2002.

  • Челкашина С. А. Из истории харбинской епархии // Дальний Восток России — Северо-восток Китая: исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества. Материалы международной научно-практической конференции. — Хабаровск. — 1998. — С. 153—157

  • Чжан Цзунхай. Русская православная церковь в Харбине (до захвата Маньчжурии Японией) // «Россия и АТР». — 2001. — № 4. — 102—103

  • Шиляев Е. П. Общественно-культурная, религиозная и политическая жизнь Харбина // «Записки русской академической группы в США». Т. XXVI. — Нью-Йорк. — 1994. — С. 211—240

  • Жуковская Е. Н. Благотворительная деятельность БРЭМ и русской православной церкви в г. Харбине в 1934—1945 гг. // Миграционные процессы в Восточной Азии. Тезисы докладов. — Владивосток. — 1994


  • Харбинская епархия в период распространения советского влияния в Китае (1923-1924 гг.) // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. Выпуск № 29 / 2008


  • ДОКЛАД ЕПИСКОПА ЕЛЕВФЕРИЯ (ВОРОНЦОВА) И СВЯЩЕННИКА ГРИГОРИЯ РАЗУМОВСКОГО О ПРЕБЫВАНИИ В МАНЬЧЖУРИИ В 1945 ГОДУ // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви 2007. Вып. 2 (23). С. 131-153.



Примечания |





  1. Харбинская епархия в период распространения советского влияния в Китае (1923-1924 гг. ) – тема научной статьи по истории и историческим наукам читайте бесплатно текст научно-и...


  2. Епископ Селенгинский Софроний (Старков): архипастырь эпохи великих перемени потрясений


  3. 12345678 Ефимов А. Б., Меркулов О. А. История православия в Китае в XX веке // XVI Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ, Т — 2. М., 2006, с. 78 — 84


  4. «Церковные Ведомости», № 10-11, 1/14-15/28 августа 1922 г., стр. 15


  5. Д-р церковной истории Т. А. Богданова, о. Н. Вознесенский | Германская епархия Русской Православной Зарубежной Церкви


  6. Кротова М. В. СССР и российская эмиграция в Маньчжурии (1920-е — 1950-е гг.). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — СПб., 2014. — С. 161. Режим доступа: http://www.spbiiran.nw.ru/предзащита-9/


  7. Кротова М. В. СССР и российская эмиграция в Маньчжурии (1920-е — 1950-е гг.). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — СПб., 2014. — С. 161—162. Режим доступа: http://www.spbiiran.nw.ru/предзащита-9/


  8. Кротова М. В. СССР и российская эмиграция в Маньчжурии (1920-е — 1950-е гг.). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — СПб., 2014. — С. 162—162. Режим доступа: http://www.spbiiran.nw.ru/предзащита-9/


  9. Доклад епископа Елевферия (Воронцова) и священника Григория Разумовского о пребывании в Маньчжурии в 1945 году


  10. п╕п╣я─п╨п╬п╡я▄ п╡ п п╦я┌п╟п╣. п²п╟ п©я┐я┌п╦ п╨ п╟п╡я┌п╬п╫п╬п╪п╦п╦


  11. 12 Никандр


  12. Свящ. Дионисий Поздняев. ВАСИЛИЙ // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 97-98. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.


  13. «Видишь православного китайца – душа радуется!»


  14. СВЕДЕНИЯ О ХАРБИНСКОЙ ЕПАРХИИ - Краеведческий портал (Алтайский край). Информационный портал Родное село




Ссылки |



  • Священник Серафим Ган Жизнеописание Архиепископа Цицикарского Ювеналия (Килина; + 1958 г.) (к 80-летию освящения соборного храма Казанско-Богородицкого монастыря в г. Харбине)

  • Епархии Китайской Автономной Православной Церкви









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?