Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных...








Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах - структурные подразделения прокуратуры России, которые дислоцируются непосредственно в центрах соответствующих федеральных округов, основным видом деятельности управлений является прокурорский надзор во вверенных федеральных округах и управление нижестоящими прокуратурами. Руководят управлениями специально назначенные президентом России и генеральным прокурором кураторы в должности заместителей генерального прокурора Российской Федерации, им подчиняются начальники этих управлений.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Структура


  • 3 Критика


  • 4 Примечания





История |


Через неделю после вступления в должность, новый Президент Российской Федерации В.В. Путин по своей инициативе Указом от 13 мая 2000 г. № 849 образовал в стране 7 федеральных округов с полномочными представителями главы государства, соответственно, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 98 Владимира Устинова были образованы управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Южном и, позже, Северо-Кавказском федеральном округе, который стал 8 федеральным округом. Первое время функции управления Генеральной прокуратуры в Северо - Кавказском округе выполняло «Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе». В связи с присоединением Крыма к России 21.03.2014 г. был образован Крымский федеральный округ, но, поскольку по количеству субъектов, численности населения и размерам территории округ являлся самым маленьким среди федеральных округов, в нем не были созданы управления и отделы Генеральной прокуратуры[1].


По видимому, до 2006 года управления именовались отделами, «Независимая газета» писала: «Приказ подразумевает преобразование нынешних семи отделов ведомства в управления и увеличение их штатной численности почти на треть»[2], иные источники утверждали, что в 2006 году управлениям вернули первоначальное название, так как в 2002 году они были переименованы в отделы (кроме управления в Южном федеральном округе).


В 2000 году планировалось, что деятельность Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах будет заключаться в следующем:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}








  • координацию деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

  • надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;

  • надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно - розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД РФ;

  • расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


    Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 июня 2000 г. N 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах»




Позже, в связи с образованием СКП России, деятельность по расследованию уголовных дел была передана в Следственный комитет Российской Федерации, а координационная функция прокуратурами федеральных округов фактически не выполнялась.


В начале 2000-х годов Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах помогли нормализовать республиканское законодательство[3]:




В процессе устранения неконституционных правовых актов или актов субъектов Федерации, противоречащих федеральному законодательству, большую роль сыграли и продолжают играть органы прокуратуры в субъектах РФ, которые действовали совместно с образованными в федеральных округах управлениями Генеральной прокуратуры РФ. Эти управления были созданы в соответствии с «Положением об управлениях Генеральной прокуратуры в округах», утвержденным 25 июля 2000 года Генеральным прокурором РФ. К концу 2001 года в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами были приведены положения 66 конституций и уставов субъектов Федерации . Прокурорами было выявлено более 4 тысяч незаконных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, из которых две трети благодаря реагированию прокуроров отменены или приведены в соответствие с федеральным законодательством


Игорь Кравец, «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»



Структура |


Управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах призваны осуществлять тесное взаимодействие с аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе и окружными правоохранительными органами, вместе с тем они сами являются поднадзорными[4]. Правовед А.С. Сологубов отмечал, что шаг по созданию федеральных управлений был предпринят руководителем прокурорского ведомства в целях укрепления управленческих отношений в системе прокуратуры, упорядочения субординационных связей, а также, в целом, совершенствования деятельности правоохранительных органов[5]. «Самостоятельными структурными подразделениями» определяла управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах Наталья Ласкина в книге «Прокурорский надзор».


В штате аппарата Генеральной прокуратуры установлены соответствующие должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, они возглавляют вверенные им Управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах[6], иногда их называют курирующими федеральный округ прокурорами[7], кураторы руководят начальниками управлений, к примеру, заместителем генпрокурора курирующим Центральный Федеральный округ России является Владимир Малиновский, а начальником соответствующего управления служит подчиненный Малиновскому прокурор Мурат Кабалоев.


В исключительных случаях, исполнять обязанности нижестоящего прокурора может начальник управления, к примеру, некоторые время обязанности прокурора Нижегородской области исполнял начальник управления Генеральной прокуратуры России в Приволжском федеральном округе[8].



Критика |


Фактическое отсутствие взаимодействия Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах с юридическими службами предприятий и организаций отмечала Лидия Мась в книге «Руководство юрисконсульта для предприятий различных форм собственности». К Управлениям высказывались претензии в избирательности в надзоре, так, зачастую, ими не проводился надзор на транспорте и в таможне:






Как известно, управления Генеральной прокуратуры РФ по федеральным округам организуют и контролируют деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации в округе; анализируют и обобщают данные о состоянии законности и правопорядка на территории федеральных округов. Эти данные должны включать и ведения о состоянии законности и правопорядка на транспорте и в таможенной сфере. Вместе с тем анализ обобщений, представленных управлениями по федеральным округам (за период 2010 – 2014 гг.), показал отсутствие единообразного подхода в этому анализу: в одних управлениях по федеральному округу анализируются данные, в том числе и данные о состоянии законности и преступности на транспорте и в таможенной сфере, в других такая информация отсутствует.



Это, на наш взгляд, может отрицательно сказаться на проводимой территориальными и транспортными прокуратурами координационной деятельности.




«Координация прокурорской деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», Кобзарев Ф.М., «Проспект», 2016.


Не смотря на большое количество критических отзывов об созданных управлениях, генаральный прокурор Чайка говорил: «Необходимость сохранения управлений Генпрокуратуры в федеральных округах у меня не вызывает сомнений»[9].



Примечания |





  1. Р.С. Абдулин, «Прокурорский надзор в Российской Федерации», Курган 2016, ISBN 978-5-4217-0371-6.


  2. «Надзор за полпредами усилен на треть» «Независимая газета» от 31.08.2006.


  3. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса», Игорь Кравец, ISBN: 978-5-7205-1304-7.


  4. В.А. Слепцов, «Прокурорский надзор»


  5. «Правовая организация управления в органах прокуратуры», Братановский С. Н., Муканбеткалиев А. А. - Москва : Директ-Медиа, 2012. - 189 с.; ISBN 978-5-4458-1766-6


  6. «Прокурорский надзор», М. Н. Каплин


  7. «Положение об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я.Чайка от 27 мая 2015.


  8. «Исполнять обязанности прокурора Нижегородской области будет начальник управления Генпрокуратуры» www.nn.ru от 28.02.2018


  9. «Вопросы фракции КПРФ в Госдуме к отчету Генерального прокурора Российской Федерации» «Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе»









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?