Юмор







Улыбка — знак хорошего настроения


Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире[1].


В широком смысле — всё, что может вызвать смех, улыбку и радость.




Содержание






  • 1 История изучения


  • 2 Этимология


  • 3 Виды


  • 4 Психология юмора


  • 5 Отношение религии к юмору


  • 6 «Столицы» юмора


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Литература


  • 10 Ссылки





История изучения |


В философии и науке XVIII века противоречивость юмора рассматривалась в русле поиска логики построения юмористического образа. Так, шотландский философ Дж. Битти в эссе о смехе обозначил объект своего труда как «результат наблюдения двух или более нелогичных, несоответствующих или нелепых частей или обстоятельств, рассматривающихся как объединенные в одном сложном объекте или группе»[2]. А. Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» указывал, что два несовпадающих элемента, из которых возникает смешное - это усвоенные нами понятие и реальный объект, который «мыслился в этом понятии» (но в действительности оказался отличным от него)[3].


В теории разрядки юмор трактуется как механизм «освобождения от напряжения», как своеобразный «предохранительный клапан». Шотландский философ XIX века А. Бэн и английский социолог Г. Спенсер также рассматривали смех как разрядку[4]. Элементы теории разрядки можно найти и в подробной интерпретации оснований юмора, предложенной З. Фрейдом. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» основатель психоанализа четко определяет различие между юмором, комизмом и остротой. З. Фрейд считал, что юмор – это средство решения психической проблемы простейшими способами, успешно опробованными индивидами в самом начале жизни[5]. По мнению Э. Оринга, юмор зависит от восприятия «соответствующего несоответствия» («appropriate incongruity»)[6]. Его ученый понимает как нахождение связи между двумя категориями, которые с позиции здравого смысла рассматривались бы как противоречивые[4].


Английский социолог М. Малкэй пишет, что в юмористическом образе «правила логики, ожидания здравого смысла, научные законы и требования приличий» не являются обязательными. Он полагает, что общественная жизнь включает в себя множество противоречивых значений и смыслов, и юмор с его релятивизмом, создает особую среду, особый «язык» для выражения этих противоречий. Тем самым, юмор служит поддержанию социального порядка[4].



Этимология |


Слово юмор имеет древнегреческие корни. В античной медицине состояние человека описывалось соотношением четырёх жидкостей — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи — которые они называли «гумор»[источник не указан 445 дней] (ср.: гуморальный). По мнению древних именно соотношение этих жидкостей определяли здоровье и самочувствие человека.



Виды |


Существуют различные формы юмора:





  • ирония,


  • пародия,


  • сатира,


  • анекдот,


  • шутка,


  • каламбур



и так далее.

Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор.
Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде — карикатура, шарж и другие.



Психология юмора |


Психология юмора рассмотрена Зигмундом Фрейдом в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному»[7].


Идея о том, что чувство юмора развилось у людей под действием полового отбора как средство демонстрации интеллекта, была сформулирована и теоретически обоснована в 2000 году эволюционным психологом Джеффри Миллером в получившей широкую известность книге «The mating mind». Эволюционные психологи предполагают, что юмор является аналогом павлиньего хвоста, который служит для демонстрации самкам своих хороших генов[8].



Отношение религии к юмору |


Одно из библейских «посланий» включает такие слова: «также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф. 5:4). Несмотря на это, в Интернете широко распространен «христианский» юмор.


Ислам выработал целый ряд правил относительно юмора[9].



«Столицы» юмора |


Некоторые города претендуют на звание национальной (или даже мировой) «столицы юмора».





  • Одесса (Украина)


  • Вонхоцк (Польша)[10]


  • Габрово (Болгария)


  • Абердин (Шотландия)


  • Шеки (Азербайджан)




См. также |




  • Шутка

  • Чувство юмора

  • Чёрный юмор


  • Абсурдопедия




Примечания |





  1. Психология. Словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990


  2. Beattie J. On Laughter and Ludicrous Composition // Essays: On Poetry and Music. — London: Routledge/ Thoemmes Press, 1996. — С. 321-487.


  3. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч.: В 6 т.. — М.: Терра-Книжный клуб, 2001. — Т. 1. — С. 496.


  4. 123 Мельников С. С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. — № 1.


  5. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. — СПб.-М.: Университетская книга, 1997. — С. 319.


  6. Oring E. Engaging Humor. — Urbana: University of Illinois Press, 2003. — С. 210.


  7. Matte, G. (2001). A psychoanalytical perspective of humor. Humor: International Journal of Humor Research, 14(3),223-241


  8. Александр Марков. Чувство юмора и щедрость — результаты полового отбора? (неопр.). Проверено 2 марта 2014.


  9. Можно ли рассказывать анекдоты?


  10. Newsy.Sadurski.com: Wąchock Stolicą Humoru




Литература |



  • Алпатов С. В., Шамин С. М. Европейский юмор в России XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 4. С. 21–33.

  • Горнфельд А. Г. Юмор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Дмитриев А. В. Социология юмора: Очерки М., 1996—214 c. ISBN 5-201-01908-0

  • Дубин Б. В. Кружковый стеб и массовые коммуникации: К социологии культурного перехода


  • Соловьёв В. С. «Общий смысл искусства»


  • Фрейд З. «Остроумие и его отношение к бессознательному»



Ссылки |




  • «Мамой» юмора может быть агрессия Би-би-си, 21 декабря 2007

  • «Теория юмора» Константина Глинки: книга и сайт

  • «Юмор в нашей жизни»: статья


  • Humor Theory. The formulae of laughter by Igor Krichtafovitch (англ.) Outskitspress, 2006. ISBN 978-1-59800-222-5




.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}


































Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?