Летательный аппарат





Летательный аппарат (ЛА) — искусственный летающий объект предназначенный для совершения целевого управляемого полёта в заданных условиях (атмосферный, космический или двухсредный — воздушно-космический).

Лета́тельный аппара́т (ЛА) — общее название устройства (аппарата) для полётов в атмосфере или космическом пространстве[1].




Содержание






  • 1 Выбор критерия


    • 1.1 Принцип полёта




  • 2 Классификация


  • 3 См. также


  • 4 Примечания





Выбор критерия |



Принцип полёта |


Принцип полёта — понятие определяющее категорию основных физических законов, принятых для описания движения заданного летающего объекта, в заданных условиях полёта.

Принцип полёта определяется тем, каким образом и за счёт чего создаётся подъёмная сила. В настоящее время техническое значение имеют следующие принципы полёта, в которых подъёмная сила определяется:




  • аэростатический — Архимедовой силой, равной силе тяжести вытесненной телом массы воздуха;


  • аэродинамический — подъёмная сила создаётся через силовое взаимодействие движущегося сквозь воздушную среду[2] летательного аппарата.[3] Таким образом, сила тяжести преодолевается благодаря аэродинамической силе, как силе реакции на отбрасывание вниз части воздуха, обтекающего несущие поверхности летательного аппарата.[4]


  • инерционный — силой инерции летящего тела за счёт начального запаса скорости или высоты, поэтому такой полет называют также пассивным;


  • ракетодинамический — реактивной силой за счёт отбрасывания части массы летящего тела. В соответствии с законом сохранения импульса системы возникает движение при отделении от тела с какой-либо скоростью некоторой части его массы;

  • В безвоздушном пространстве летательный аппарат может совершать инерциальный полёт или на других физических принципах (например, с помощью солнечного паруса, на площадь которого оказывает давление звёздный ветер, либо получением ускорения после витка между относительно массивными планетами, выполнив гравитационный манёвр (см. Вояджер-2).



Классификация |


Классификаций летательных аппаратов основывают на разных принципах. Далее не рассматриваются классификации, например, по типу используемого двигателя, или по назначению ЛА, которые по существу не являются классификациями собственно летательных аппаратов, а в действительности классифицируют двигатели, или полезную нагрузку летательных аппаратов, которая может относиться практически к любой отрасли техники, науки и хозяйственной деятельности. Не рассматриваются также и вырожденные классификации (состоящие всего из двух подразделений, например, пилотируемые — беспилотные).


Здесь представлена классификация летательных аппаратов по техническому способу выполнения полёта — перемещения в пространстве без непосредственной опоры на твёрдые тела или на жидкую среду. [5]
По этому способу летательные аппараты подразделяются на:




  • 1. Аппараты, движущиеся в гравитационном поле Земли[6], в полёте преодолевающие силу её тяготения. По способу создания силы, уравновешивающей силу тяготения эти аппараты подразделяются на:


    • 1.1. Аэростатические, или аппараты «легче воздуха», поднимаемые в атмосферный полёт архимедовой силой за счёт баллона (оболочки), наполненного газом (в том числе, нагретым воздухом), плотность которого ниже плотности атмосферного воздуха, или применением вакуумированной оболочки (Вакуумный дирижабль)([7]). По способу передвижения эти аппараты подразделяются на:

      • 1.1.1. Аэростаты, не имеющие средств целенаправленного передвижения в горизонтальной плоскости и перемещающиеся в ней по ветру.

      • 1.1.2. Дирижабли, имеющие двигатель (двигатели) и средства управления для целенаправленного передвижения по вертикали (вверх или вниз) и в горизонтальной плоскости.




    • 1.2. Аэродинамические — аппараты, поддерживаемые в атмосферном полёте аэродинамической подъёмной силой, возникающей за счёт быстрого движения в воздухе самого аппарата или его частей. Подразделяются на:

      • 1.2.1. Моторные, приводимые в движение двигателем. Подразделяются на:

        • 1.2.1.1. Аппараты с активным управлением течения пограничного слоя, такие как ЭКИП, с вихревой системой управления течением в пограничном слое.

        • 1.2.1.2. Аппараты с неуправляемым течением пограничного слоя

          • 1.2.1.2.1. Вертолёты (геликоптеры), подъёмная сила которых создаётся воздушным винтом, вращаемым двигателем вокруг вертикальной оси.

          • 1.2.1.2.2. Крылатые аппараты, подъёмная сила которых создаётся за счёт ненулевого аэродинамического качества аппарата при его движении в атмосфере. Подразделяются на:

            • 1.2.1.2.2.1. Крылатые аппараты с неподвижным (относительно аппарата) крылом: самолёты[8], крылатые ракеты[9], экранолёты, экранопланы, мотодельтапланы, парамоторы.

            • 1.2.1.2.2.2. Крылатые аппараты, с подвижным крылом. К ним относятся:

              • 1.2.1.2.2.2.1. Автожиры[10], крыло которых свободно вращается вокруг вертикальной оси под воздействием набегающего в горизонтальном полёте воздуха.

              • 1.2.1.2.2.2.2. Махолёты, крыло которых помимо создания подъёмной силы выполняет функцию движителя в горизонтальном полёте.





          • 1.2.1.2.3. Винтокрылы. Аппараты, совмещающие способ (1.2.1.2.1) при отрыве от земли и наборе высоты, подобно вертолётам, со способом как у аппаратов c неподвижным относительно аппарата крылом 1.2.1.2.2.1, в горизонтальном полёте развивающие подъёмную силу крылом, как самолёты, при этом винт, ось которого поворачивается в горизонтальное положение, играет роль движителя в горизонтальном полёте.





      • 1.2.2. Безмоторные аэродинамические аппараты, движущиеся в атмосфере с постепенным снижением[11] под комбинированным воздействием силы тяжести и аэродинамических сил.

        • 1.2.2.1. Планёры, дельтапланы, Жесткокрылы, парапланы.

        • 1.2.2.2. Парашюты.

        • 1.2.2.3. Спускаемые аппараты космических кораблей.






    • 1.3 Самолёты с аэростатической разгрузкой — подобные БАРС (ЛА) [1][2][3], у которого около 80 % подъёмной силы самолёта достигается за счёт баллона с гелием, а скорость до 300 км/ч обеспечивают маршевые двигатели.


    • 1.4. Инерционные. Движущиеся в поле тяготения Земли по инерции за счёт скорости, сообщённой им на активном участке траектории ракетным двигателем. Подразделяются на:

      • 1.4.1. Головные части баллистических ракет[12], движущиеся по баллистическим траекториям.

      • 1.4.2. Искусственные спутники Земли и орбитальные космические станции, движущиеся в космическом пространстве вокруг Земли по замкнутым орбитам.




    • 1.5. Ракетные — аппараты, преодолевающие силу тяготения без взаимодействия с атмосферой, за счёт тяги ракетного двигателя, направленной вертикально вверх, или имеющей достаточную вертикальную составляющую. Такой способ полёта используется на активном участке траектории баллистическими ракетами и ракетами-носителями космических аппаратов.


    • 1.6 Аппараты на воздушной подушке, удерживающиеся над землёй или над водой за счёт повышенного давления воздуха, создаваемого компрессором между днищем аппарата и твёрдой или водной поверхностью.[13]




  • 2. Аппараты свободного полёта, перемещающиеся в космическом пространстве, в отсутствие значительных гравитационных полей планет. К ним относятся межпланетные зонды.



См. также |



  • Аэродинамическая авиатехника


  • Воздушное судно (название для подмножества летательных аппаратов, применяемых в авиации)


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











Примечания |





  1. Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 309. — 736 с. — ISBN 5-85270-086-X.


  2. или среду другого газа


  3. Принципы создания подъемной силы воздуха » Авиационный моделизм летающие модели и аппараты (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 5 июля 2011. Архивировано 31 октября 2010 года.


  4. Донской Государственный технический университет, Кафедра «Авиастроение», Ю.Б.Рубцов, Б.Н.Слюсарь, "Введение в авиационную технику и технологию", Конспект лекций, 2004 (недоступная ссылка)


  5. Оговорка «без непосредственной опоры» существенна в приведённом определении полёта. Как известно, самолёт или аэростат «опираются» на воздух в полёте, но атмосфера, в свою очередь опирается на поверхность Земли, и стало быть эти летательные аппараты тоже опираются на неё, но через посредство атмосферы, а такая опора, в силу данного определения полёта, не учитывается.


  6. Здесь говорится только о Земле для краткости, вся классификация может быть распространена и на любые другие планеты со значительным гравитационным полем.


  7. Ю.С.Бойко "Воздухоплавание в изобретениях",1990г.


  8. К этой категории здесь относятся и самолёты с изменяемой геометрией крыла. Хотя такое крыло и обладает некоторой подвижностью, это движение служит для оптимизации его аэродинамических характеристик на различных режимах полёта. Сама же функция крыла с изменяемой геометрией ничем не отличается от функции неподвижного крыла.


  9. К этой категории здесь относятся (как это ни парадоксально звучит) и ракеты, построенные по т. н. «бескрылой» аэродинамической схеме, то есть не имеющие собственно крыльев, и подъёмная сила которых создаётся за счёт ненулевого аэродинамического качества корпуса. Пример: ЗУР В-500 ЗРК С-300: …для В-500 была выбрана бескрылая схема «несущий корпус» с четырьмя цельноповоротными аэродинамическими рулями….


  10. Крыло автожира называется винтом, и по форме оно напоминает винт вертолёта, но функция его отличается от функции последнего, и совпадает с функцией крыла самолёта.


  11. Эти аппараты, попадая в восходящий от земли поток воздуха, могут иногда даже набирать высоту.


  12. Сюда же следует отнести и метеорологические ракеты.



  13. По характеру передвижения различают Аппараты на воздушной подушке самоходные и несамоходные (буксируемые); по положению относительно опорной поверхности — без контакта с ней (амфибийные суда и наземные машины)… Самоходные бесконтактные Аппараты на воздушной подушке относятся к ЛА и снабжаются необходимыми устройствами для стабилизации движения и управления полётом.


    Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 63. — 736 с. — ISBN 5-85270-086-X.













Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)