Фомин, Иван Александрович































































Иван Александрович Фомин
Ivan Fomin 01.jpg
Академик Иван Фомин
Основные сведения
Страна

  • Flag of Russia.svg Российская империя

  • Flag of the Soviet Union (1924–1955).svg СССР


Дата рождения
22 января (3 февраля) 1872
Место рождения
  • Орёл, Российская империя[1]

Дата смерти
12 июня 1936(1936-06-12)[1][2][3](64 года)
Место смерти
  • Москва, СССР[1]

Работы и достижения
Учёба
Высшее художественное училище (1909)
Работал в городах
Санкт-Петербург, Москва, Киев
Архитектурный стиль
модерн (1898—1905)
неоклассицизм (1905—1917)
Красная дорика (1920-е)

Важнейшие постройки
Дом правительства УССР в Киеве
Станции московского метро: Красные Ворота, Театральная

Градостроительные проекты
Застройка острова Голодай в Санкт-Петербурге, 1911—1914
Нереализованные проекты
Наркомтяжпром (1934), Курский вокзал (1930)
Научные труды
Соавтор «Истории русской архитектуры» (ред. И. Э. Грабарь, 1909)
Commons-logo.svg Иван Александрович Фомин на Викискладе

Ива́н Алекса́ндрович Фоми́н (22 января [3 февраля] 1872, Орёл — 12 июня 1936, Москва) — русский и советский архитектор, преподаватель, историк архитектуры. Отец архитектора Игоря Фомина (1904—1989) и художника-графика Ираиды Фоминой (1906—1964).


Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x годов Фомин стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-е годы разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики» и стал одним из основателей советского монументального классицизма.




Содержание






  • 1 Начало карьеры. Модерн


  • 2 Неоклассицизм


  • 3 Советский период


  • 4 Проекты и постройки


  • 5 Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде


  • 6 Память


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


    • 8.1 Сноски


    • 8.2 Источники




  • 9 Литература


    • 9.1 Архивные источники


    • 9.2 Литература




  • 10 Ссылки





Начало карьеры. Модерн |


В 1890 году окончил Рижскую Александровскую гимназию[4] и поступил в Московский университет, который через два года оставил и поступил в Императорскую Академию художеств. В 1896 году был исключен из Академии по политическим мотивам, продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Париже, и через год в Москве сдал экзамен на право заниматься архитектурной практикой.


Работал в Москве в фирмах Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля, в том числе на шехтелевских проектах особняка Рябушинского и реконструкции Художественного театра. В 1900 году по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества построил своё первое здание в Скатертном переулке; позднее участвовал в других постройках Общества.


В 1902 году Фомин совместно с И. Е. Бондаренко и Ф. О. Шехтелем организовал в Москве выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля». Однако попытки создания «нового» сообщества архитекторов в те годы не увенчались успехом.



Неоклассицизм |


В 1903 году в эскизах Фомина наметился отход от модерна к неоклассицизму. В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира. В 1905 году вернулся в Санкт-Петербург, чтобы закончить академический курс. В 1909 году предоставил на конкурс Академии художеств композицию на тему «Курзал на Минеральных Водах» (мастерская Л. Н. Бенуа) и получил звание художника-архитектора. Ему была присуждена пенсионерская поездка за границу, во время которой он выполнил крупную серию офортов.


В 1908 году стал участвовать в составе коллектива учёных в подготовке издания труда по истории русского искусства, возглавляемого И. Э. Грабарём. В 1911 году Фомин организовал «Историческую выставку архитектуры».


В 1911—1913 годах по проектам Фомина построены в Петербурге дом Половцева на Каменном острове и дом князя С. С. Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 23). В эти же годы он проектирует дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.


В 1912 году по проектам И. А. Фомина были построены памятники русским воинам, павшим в 1812 году — обелиски в Витебске и Борисове и колонна в Волковыске.


Крупнейший проект Фомина — реконструкция острова Голодай — был прерван началом Первой мировой войны. В 1911 году английская девелоперская компания выкупила восточную часть острова Голодай под строительство жилого района для среднего класса и пригласила для проектирования Ивана Фомина и Фёдора Лидваля. Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, получившую название «Новый Петербург». До начала военных действий 1914 года по проекту Фомина были завершены два полукруглых корпуса (№ 2 и 10 по нынешнему переулку Каховского), в работе принимал участие его ученик — архитектор Э. Шталберг[5].


26 октября 1915 году Академическое собрание «за известность на художественном поприще» избрало И. А. Фомина академиком архитектуры.


Преподаватель Высших Женских Политехнических курсов (в 1915 г. преобразованных в Женский Политехнический институт, в 1918 г. — во Второй Петроградский Политехнический институт).




Советский период |




Проект здания Наркомтяжпрома в Москве (вид со стороны площади Свердлова)


С февраля 1918 г. по сентябрь 1929 г. преподавал на архитектурном факультете Петроградских Государственных Свободных художественно-учебных мастерских — Ленинградском Высшем художественно-техническом институте (бывш. Академии художеств).


Среди учеников И. А. Фомина в разные годы были: П. В. Абросимов, А. И. Гегелло[6], Е. А. Левинсон, О. Л. Лялин[7], М. А. Минкус[8], В. О. Мунц, Л. М. Поляков, И. Е. Рожин, Л. В. Руднев, Н. А. Троцкий, М. А. Шепилевский[9] и Э. Е. Шталберг[5].


Первыми работами Фомина советского периода были проект Дворца рабочих Московско-Нарвского района (1919 г.) и конкурсный проект крематория в Петрограде.


Под руководством Фомина летом 1920 года была проведена работа по декоративному оформлению Каменного острова и создан проект планировки и озеленения Марсова поля. В этот же период Фомин принял активное участие в проектной работе по планировке Петрограда.


В первое советское десятилетие Фоминым выполнены конкурсные проекты здания общества «Аркос» в Москве (1924), Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925). По его проектам были построены здания Политехнического института имени Фрунзе (главное здание, рабфак, химический и библиотечный корпуса; 1927) и научная библиотека в Иваново-Вознесенске[10], санаторий «Ударник» в Железноводске (1928) и Дом Совета Народных Комиссаров УССР в Киеве (1937).


Начиная с середины 1920-х годов, Фомин разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской классики», использующую предельно упрощённые, лаконично строгие формы, соответствующие логике построения железобетонных конструкций. Но хотя железобетон был для Фомина средством, создающим новые конструктивные возможности, он всё же считал, что «на крепкий костяк из железобетона следует надеть мясо из кирпича и камня; эта декорация есть наш архитектурный язык». Преобразуя ордерный декор в современные формы «красной дорики», Фомин приходит к выводу, что требованиям композиции современных высоких зданий отвечает спаренная колонна без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проём начинается непосредственно от колонны).


В 1929 году И. А. Фомин переехал из Ленинграда в Москву. Здесь по его проектам были построены универмаг и жилой дом общества «Динамо», выходящий своими фасадами на улицу Дзержинского, Фуркасовский переулок и Малую Лубянку (1928, соавтор А. Я. Лангман), новый корпус здания Моссовета, выходящий на улицу Станкевича (1928, соавтор Г. К. Олтаржевский), здание НКПС у Красных ворот (1930). Во всех этих зданиях наблюдается заметное влияние конструктивизма.


После того, как на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 года были приняты решения по «перестройке советской архитектуры», архитектурная жизнь в Советском Союзе принципиально изменилась, будучи поставленной под тотальный контроль высшего партийного руководства и лично И. В. Сталина. Начало 1930-х годов — это эпоха «бумажных проектов», в ходе которых происходило прояснение требований руководства к архитектуре. В этот период Фомин создаёт проекты ряда крупных общественных сооружений: дворца-музея транспортной техники, Курского вокзала в Москве, театра Красной Армии. Все эти проекты характеризуются преувеличенным вниманием к внешнему декору, в них вводятся такие элементы классического стиля, как портики, ротонды и аркады, а в их оформлении используются скульптуры и рельефы.


В 1933 году Фомин получает предложение руководить архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3. Поздние работы Фомина, выполненные совместно с учениками — это конкурсные проекты театра в Ашхабаде (1934), здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1934), городка Академии наук СССР в Москве (1934, соавторы), санатория Комиссии содействия учёным в Сочи (1935, соавтор Л. М. Поляков)


Лаконичный стиль Фомина нашёл своё органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «Красные Ворота» (1934) и «Площадь Свердлова» (1936, работа завершена Л. М. Поляковым).


По проекту Фомина построено здание Совнаркома УССР в Киеве (1935, соавтор Абросимов П. В.). Стволы трёхчетвертных колонн большого ордера, охватывающие семь этажей этого здания, обработаны рустом с рельефной фактурой «под шубу» и снабжены базами и капителями. Стилистика этого здания предвещает послевоенный «сталинский ампир».


Иван Александрович Фомин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



Проекты и постройки |




Дом акционерного общества «Новый Петербург», Санкт-Петербург, пер. Каховского, дом 2




Здание НКПС в Москве





Дом общества «Динамо» в Москве




Метро «Красные Ворота»




Здание Совнаркома УССР в Киеве







  • Особняк В. И. Рекк (1900, Москва, Скатертный переулок, 20), перестроен[сн 1];

  • Служебные постройки во владении Московского Торгового Строительного Акционерного Общества (1901, Москва, Пречистенский переулок), не осуществлён;

  • Мебель и отделка интерьеров выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» (1902, Москва, Столешников переулок, 13), не сохранились;

  • Конкурсный проект дома-особняка князя П. П. Волконского, 1-я премия (1903, Москва), не осуществлён;

  • Проект дома-особняка художника К. Коровина (1903, Крым), не осуществлён;

  • Эскизы фасадов настоятельного корпуса трапезной и келий Ферапонтова монастыря (1904, Вологодская область), не осуществлён;

  • Эскиз деревянной дачи в стиле Empire (1904);

  • Конкурсный проект больницы имени Петра I (1906, Санкт-Петербург);

  • Проект дома-особняка Общества художников (1906), не осуществлён;

  • Конкурсный проект памятника А. Г. Каменскому, 2-я премия (1907, Пермь);

  • Конкурсный проект памятника жертвам погрома 1905 года, 1-я премия (1907, Одесса);

  • Внутренняя отделка квартиры Поммер (1907—1908, Санкт-Петербург);

  • Проект реконструкции Николаевского вокзала (1907—1910, Санкт-Петербург), не осуществлён;

  • Конкурсный проект здания соборной мечети (1908, Санкт-Петербург), не осуществлён;

  • Проект загородного дома (1908, Подольская губерния);

  • Памятник Петру I (1908, Санкт-Петербург);

  • Пристройка галереи и реконструкция интерьеров дома княгини М. А. Шаховской (1909—1910, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 27);

  • Проект переустройства Исакиевского собора (1910, Санкт-Петербург);

  • Конкурсный проект здания музея 1812 года, 3-я премия (1910, Москва);

  • Проект здания губернской земской управы (1910, Минск);

  • Перестройка загородного дома князя А. В. Оболенского на озере Сайма (1910—1912, Финляндия);

  • Конкурсный проект Бородинского моста, совместно с инженером Г. П. Передрием, 2-я премия (1911, Москва), не осуществлён;

  • Конкурсный проект грязелечебницы (1911, Ессентуки);

  • Конкурсный проект грязелечебницы, 2-я премия (1911, Железноводск);

  • Проект виллы В. Н. Калиновского (1911, Крым);

  • Конкурсный проект доходного дома 2-го Российского страхового общества, 2-я премия (1911, Санкт-Петербург);

  • Доходный дом (?) (1911—1912, Санкт-Петербург, переулок Каховского, 10);

  • Памятник воинам, павшим под Витебском в 1812 году, 1-я премия (1911—1912);

  • Дача А. А. Половцова (1911—1913, набережная Средней Невки, 6);

  • Усадебный дом Е. В. Ксидо в Хмельнике (1911—1915, Подольская губерния);

  • Конкурсный проект Контрактового дома (1912, Киев);

  • Проект памятника воинам, павшим под Борисовым в 1812 году (1912);

  • Проект памятника воинам, павшим под Волковыском в 1812 году (1912);

  • Конкурсный проект здания Николаевского вокзала (1912, Санкт-Петербург);

  • Церковь в имении Е. Э. Картавцева «Мариоки» (1912, Мариоки, Финляндия);

  • Проект звонницы Всех Скорбящих Радости (1912, Мариоки, Финляндия);

  • Доходный дом товарищества «Новый Петербург» (1912, Санкт-Петербург, Железноводская улица / переулок Каховского, 2);

  • Памятник на могиле Л. М. Мациевича (1912, Санкт-Петербург, Никольское кладбище Александро-Невской лавры);

  • Памятный знак на месте гибели Л. М. Мациевича (1912, Санкт-Петербург, Комендантский аэродром);

  • Интерьеры дома В. А. Ратькова-Рожнова (1912, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8);

  • Дом в имении князя А. Г. Гагарина «Холомки» (1912—1913, 17 км к юго-западу от Порхова, Псковская область);

  • Интерьеры особняка Я. В. Ратькова-Рожнова (1912—1913, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 86);

  • Интерьеры дома Л. В. Голубева (1912—1913, Санкт-Петербург, Большой проспект Васильевского острова, 8);

  • Внутренняя отделка Пушкинского лицея при музее (1912—1914, Пушкин);

  • Внутрення отделка дома графини Орловой (1912—1914, Санкт-Петербург);

  • Внутренняя отделка дома Р. А. Голенищева-Кутузова (1912—1914, Санут-Петербург);

  • Усадьба княгини М. Г. Щербатовой (1912—1914, Немиров, Украина);

  • Доходный дом Л. К. Соловьёвой (1912—1914, Великий Новгород);

  • Проект Крестьянского поземельного банка (1912—1914, Симферополь);

  • Проект церкви и надгробной часовни для Клейнмихеля (1912—1914);

  • Реконструкция доходного дома (1912—1914, Санкт-Петербург, Остров Декабристов);

  • Проект дома в усадьбе Н. В. Спиридонова (Лейстиля, Финляндия);

  • Проект застройки Тучкова буяна (1913, Санкт-Петербург, Петроградский остров);

  • Интерьеры особняка Д. Б. Нейдгарта (1913, Санкт-Петербург, Захарьевская улица, 31);

  • Интерьеры дома графа И. И. Воронцова-Дашкова (1913—1914, Санкт-Петербург, Моховая улица, 10);

  • Особняк князя С. С. Абамелек-Лазарева (1913—1914, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 23);

  • Фонарики-обелиски на мосту Ломоносова (1913—1915, Санкт-Петербург);

  • Портал парадного входа (1914, Санкт-Петербург, Большая Морская улица, 16);

  • Проект церкви (1914, Борисов);

  • Конкурсный проект здания приюта для вдов памяти Оболенских (1914, Санкт-Петербург, Сосновка);

  • Конкурсный проект здания Государственного банка для отделения вкладов хранения и отдела зернохранилищ (1914, Санкт-Петербург);

  • Проект виллы Мциховского (1915, Ласпи, Крым);

  • Конкурсный проект здания Общества взаимного кредита печатного дела, 2-я премия (1915, Санкт-Петербург);

  • Конкурсный проект здания Сельскохозяйственного музея, 1-я премия (1915, Санкт-Петербург);

  • Проект виллы Ф. И. Шаляпина (1915, Крым);

  • Вилла «Араминда» (1915, Алупка, Крым);

  • Проект церкви-мавзолея (1915, Борисов);

  • Внутрення отделка дома Животовского (1916, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект);

  • Проект курорта (1916, Ласпи, Крым);

  • Проект гостиницы на Крестовой горе (1916, Кисловодск);

  • Конкурсный проект доходного дома Акционерного общества «Техногор» (1916, Санкт-Петербург);

  • Проект планировки Сергеево-Каменки (1916, Санкт-Петербург);


  • Поликлиника Наркомата путей сообщения СССР (1933, Москва)



Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде |


  • 1911—1932 — Кадетская линия Васильевского острова, 29[12].


Память |




Могила Фомина на Новодевичьем кладбище Москвы (архитектор — М. А. Минкус)



  • В Санкт-Петербурге именем архитектора названы улица и сад; В 1963 году на стене дома, где он жил и работал (Кадетская линия, 29), установлена мемориальная доска из мрамора (архитектор В. С. Васильковский)[12].

  • В Орле, на родине И. Фомина, его именем названы улица и сквер.



См. также |



  • Социалистический реализм

  • Сталинский ампир

  • Конструктивизм в архитектуре Москвы



Примечания |



Сноски |





  1. Здесь и далее проекты и постройки даны в хронологическом порядке по М. В. Нащокиной, с необходимыми дополнениями и уточнениями[11].




Источники |





  1. 123 Фомин Иван Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>



  2. SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  3. European Theatre Architecture — Arts and Theatre Institute.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q12021673"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q43003820"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P4535"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P4534"></a>



  4. Двадцатипятилетие Рижской Александровской гимназии: исторический очерк состояния гимназии с 1868 по 1893 год. — Рига, 1893. — С. 163.


  5. 12 Citywalls.ru Доходный дом «Новый Петербург»


  6. Artru.info Гегелло, Александр Иванович


  7. Artru.info Лялин, Олег Леонидович


  8. Варзар Л. В., Яралов Ю. С. М. А. Минкус. — М.: Стройиздат, 1982. — (Мастера архитектуры)


  9. Artru.info Шепилевский, Модест Анатольевич


  10. Ныне город Иваново


  11. Нащокина, 2005, с. 420-426.


  12. 12 Энциклопедия Санкт-Петербурга. Мемориальная доска И. А. Фомину (неопр.). encspb.ru. Проверено 15 ноября 2016.




Литература |



Архивные источники |


  • Личное дело, заведенное в ИАХ // РГИА. Ф. 789. Оп. 12. 1894 г. Д. И-20.


Литература |



  • Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 12. Ленинград. 1927 г. Стр. .

  • Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 13. Ленинград. 1930 г. Стр. 128—132.

  • Ильин М. Иван Александрович Фомин. — Москва: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1946. — 50 с.

  • Стригалёв А. Иван Александрович Фомин // Архитектура СССР. — 1972. — № 2. — С. 17—24.


  • Лисовский В. Г. И. А. Фомин. — Л.: Лениздат, 1979. — 160 с. — (Зодчие нашего города). — 40 000 экз. (обл.)

  • Лисовский В. Г. Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики. — СПб.: Коло, 2008. — 488 с.


  • Минкус М., Пекарева Н. И. А. Фомин. М.: ГИЛСА, 1953 г.

  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 415—426. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.

  • Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. М.: «Прогресс-Традиция», 2007 г.

  • Хан-Магомедов С. О. Иван Фомин. М.: ГНИМА им. А. В. Щусева, фонд «Русский авангард». 2011 г.

  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 403. — 454 с.



Ссылки |



  • Старостина А. Дореволюционные интерьеры Ивана Фомина.

  • Jason Grant. «Polovtsov Dacha», history of the building.








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?