Клир
Клир (греч. κλήρος — жребий) — в христианстве — духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян.
В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода[1].
Содержание
1 В древней церкви и на Востоке
1.1 Условия вступления в клир
2 На Западе
3 Критика и отрицание церковной иерархии, клира
4 См. также
5 Примечания
6 Ссылки
В древней церкви и на Востоке |
Разделение на мирян и клир начало формироваться в ранней церкви, когда особым авторитетом в общине пользовались апостолы. В апостольский период начался процесс создания церковной иерархии. Знаком принадлежности к клиру стало возложение рук на посвящаемого кандидата.
В ранней Церкви в различных местностях к клиру кроме епископов, пресвитеров и диаконов относились иподиаконы, аколиты, остиарии, чтецы, экзорцисты, нотарии, защитники уз, а также диаконисы (до конца IV века).
В Православной церкви различают высших клириков — священнослужителей; и низших — церковнослужителей. Высшие клирики получают благодать священства через хиротонию (рукоположение) в алтаре. Низшие клирики поставляются на своё служение чрез возложение руки епископа — хиротесию, вне алтаря, в храме. По причине того, что вступление в клир связано с действиями епископа, то вопрос о включении в состав клира самих архиереев является дискуссионным[1][2].
В монастырях хиротесию могут совершать их настоятели: архимандриты и игумены (14-е Правило Седьмого Вселенского собора).
Условия вступления в клир |
Различают абсолютную неспособность вступления в клир и недостатки (веры, физические, социальные), которые допускают диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона)[3][4]. Абсолютно не допускаются в клир некрещеные лица. В православных и католических церквах обычно не допускаются женщины, за исключением в Элладской православной церкви, диаконессы которой не имеют права проповедовать в церквях. Обсуждается восстановление этого сана и в других православных церквах. Абсолютно не допускаются в православных и католических церквах гомосексуалы (на практике, ввиду отсутствия в церквях полиции нравов, исключён лишь допуск открытых гомосексуалов) и лица, подвергавшиеся публичному покаянию. (Но публично покаявшиеся клирики из клира только на этом основании не исключаются).
14-е Правило Трулльского Собора устанавливает для поставления диакона минимальный возраст 25 лет; в пресвитера — 30 лет. 15-е Правило того же собора определят, что в иподиаконы поставляются по достижении 20 лет. В отношении чтецов нет таких чётких указаний: 123 новелла императора Юстиниана из Номоканона дозволят поставлять в чтецы восьмилетних, в толковании Вальсамона на данную главу Номаканона сообщается о поставлении в чтецов трёхлетних детей.
В отличие от права Римско-католической церкви, православное церковное право не рассматривает незаконнорожденность как препятствие к священству, также в православии телесные изъяны сами по себе не рассматриваются в качестве препятствия к священству. В Апостольских правилах указано «Аще кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быти епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна»[5], однако далее делается запрет на поставлении в епископы слепых и глухих, чтобы не было «препятствия в делах церковных»[6].
Монашеский постриг не является вступлением в клир.
На Западе |
Начиная с IV века в христианских государствах клир получил определённые права и привилегии. На содержание клира была выделена десятина, ему гарантировались пребенды, бенефиции и церковное вознаграждение. В свою очередь церковная власть предъявляла к клиру определённые требования (например, принятие целибата для высших ступеней клира). В понтификат папы Григория I Великого (конец VI — начало VII века) на Западе знаком принадлежности к клиру стала тонзура: членами клира становились лица прошедшие обряды пострижения и посвящения.
В современной Римско-католической церкви, после II Ватиканского Собора[7], к клиру принадлежат только священнослужители: диаконы, пресвитеры и епископы.
Критика и отрицание церковной иерархии, клира |
- Молокане
- Толстовцы
- Богомилы
- Ересь жидовствующих
- Субботники
См. также |
- Духовенство
- Священство
- Духовный сан
- Священнослужитель
- Иерархия
- Причт
Примечания |
↑ 12 Клир // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Цыпин В., Церковное право (Глава: 20. Иерархия. Поставление клириков)
↑ Абсолютная неспособность к священству // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 59—60. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
↑ Цыпин В., Церковное право (Глава: 21. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению)
↑ 77 Апостольское правило
↑ 78 Апостольское правило
↑ motu proprio Ministeria quaedam от 15.08.1972
Ссылки |
Поснов М. Э. История христианской Церкви. Гл III Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века.
- Прот. Вл. Цыпин. Иерархия. Хиротония: Церковное право. М., 1994
- Прот. Вл. Цыпин. Требования к кандидату священства: Церковное право. М., 1994
Заозерский Н. А. О диаконах: Богословский вестник МДА, сентябрь 1892