Клир






Клир (греч. κλήρος — жребий) — в христианстве — духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян.


В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода[1].




Содержание






  • 1 В древней церкви и на Востоке


    • 1.1 Условия вступления в клир




  • 2 На Западе


  • 3 Критика и отрицание церковной иерархии, клира


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





В древней церкви и на Востоке |


Разделение на мирян и клир начало формироваться в ранней церкви, когда особым авторитетом в общине пользовались апостолы. В апостольский период начался процесс создания церковной иерархии. Знаком принадлежности к клиру стало возложение рук на посвящаемого кандидата.


В ранней Церкви в различных местностях к клиру кроме епископов, пресвитеров и диаконов относились иподиаконы, аколиты, остиарии, чтецы, экзорцисты, нотарии, защитники уз, а также диаконисы (до конца IV века).




Православные клирики


В Православной церкви различают высших клириков — священнослужителей; и низших — церковнослужителей. Высшие клирики получают благодать священства через хиротонию (рукоположение) в алтаре. Низшие клирики поставляются на своё служение чрез возложение руки епископа — хиротесию, вне алтаря, в храме. По причине того, что вступление в клир связано с действиями епископа, то вопрос о включении в состав клира самих архиереев является дискуссионным[1][2].


В монастырях хиротесию могут совершать их настоятели: архимандриты и игумены (14-е Правило Седьмого Вселенского собора).



Условия вступления в клир |


Различают абсолютную неспособность вступления в клир и недостатки (веры, физические, социальные), которые допускают диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона)[3][4]. Абсолютно не допускаются в клир некрещеные лица. В православных и католических церквах обычно не допускаются женщины, за исключением в Элладской православной церкви, диаконессы которой не имеют права проповедовать в церквях. Обсуждается восстановление этого сана и в других православных церквах. Абсолютно не допускаются в православных и католических церквах гомосексуалы (на практике, ввиду отсутствия в церквях полиции нравов, исключён лишь допуск открытых гомосексуалов) и лица, подвергавшиеся публичному покаянию. (Но публично покаявшиеся клирики из клира только на этом основании не исключаются).


14-е Правило Трулльского Собора устанавливает для поставления диакона минимальный возраст 25 лет; в пресвитера — 30 лет. 15-е Правило того же собора определят, что в иподиаконы поставляются по достижении 20 лет. В отношении чтецов нет таких чётких указаний: 123 новелла императора Юстиниана из Номоканона дозволят поставлять в чтецы восьмилетних, в толковании Вальсамона на данную главу Номаканона сообщается о поставлении в чтецов трёхлетних детей.


В отличие от права Римско-католической церкви, православное церковное право не рассматривает незаконнорожденность как препятствие к священству, также в православии телесные изъяны сами по себе не рассматриваются в качестве препятствия к священству. В Апостольских правилах указано «Аще кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быти епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна»[5], однако далее делается запрет на поставлении в епископы слепых и глухих, чтобы не было «препятствия в делах церковных»[6].


Монашеский постриг не является вступлением в клир.



На Западе |


Начиная с IV века в христианских государствах клир получил определённые права и привилегии. На содержание клира была выделена десятина, ему гарантировались пребенды, бенефиции и церковное вознаграждение. В свою очередь церковная власть предъявляла к клиру определённые требования (например, принятие целибата для высших ступеней клира). В понтификат папы Григория I Великого (конец VI — начало VII века) на Западе знаком принадлежности к клиру стала тонзура: членами клира становились лица прошедшие обряды пострижения и посвящения.


В современной Римско-католической церкви, после II Ватиканского Собора[7], к клиру принадлежат только священнослужители: диаконы, пресвитеры и епископы.



Критика и отрицание церковной иерархии, клира |



  • Молокане

  • Толстовцы

  • Богомилы

  • Ересь жидовствующих

  • Субботники



См. также |



  • Духовенство

  • Священство

  • Духовный сан

  • Священнослужитель

  • Иерархия

  • Причт



Примечания |





  1. 12 Клир // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  2. Цыпин В., Церковное право (Глава: 20. Иерархия. Поставление клириков)


  3. Абсолютная неспособность к священству // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 59—60. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.


  4. Цыпин В., Церковное право (Глава: 21. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению)


  5. 77 Апостольское правило


  6. 78 Апостольское правило


  7. motu proprio Ministeria quaedam от 15.08.1972




Ссылки |




  • Поснов М. Э. История христианской Церкви. Гл III Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века.

  • Прот. Вл. Цыпин. Иерархия. Хиротония: Церковное право. М., 1994

  • Прот. Вл. Цыпин. Требования к кандидату священства: Церковное право. М., 1994


  • Заозерский Н. А. О диаконах: Богословский вестник МДА, сентябрь 1892









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)