Знаменное пение






Пример знаменной нотации с киноварными пометами, из книги «Круг церковного древнего знаменного пения в шести частях»[1], ред. А. И. Морозов, 1884.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (Тропарь, глас 6 — исполняется в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную неделю Великого поста).


Зна́менное пе́ние (зна́менный распе́в)[2] — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.


Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой, ветвенный[источник не указан 473 дня].




Содержание






  • 1 Виды распевов


    • 1.1 Кондака́рный распев


    • 1.2 Столпово́й распев


    • 1.3 Путевой распев


    • 1.4 Деме́ственный распев




  • 2 Исторический очерк


  • 3 Судьба знаменного пения в Синодальный период


  • 4 Возрождение знаменного пения в Русской православной церкви


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Виды распевов |



Кондака́рный распев |


Один из древнейших видов знаменного пения. Название происходит от слова «кондак» — одного из богослужебных песнопений. Нотация происходит от палеовизантийской и заимствована на Руси в IX веке. Характеризуется наличием мелодически развитых элементов, особой мелизматикой. Расцвет кондакарного пения на Руси приходится на XI—XII века, к XIV веку исчезает из русской богослужебной традиции в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг. Встречается в кондакарях, основа которых — кондаки и икосы в честь праздников всего периода церковного года и в память святых. Самые известные письменные источники, содержащие песнопения, записанные кондакарным распевом — Типографский Устав, Благовещенский кондакарь, Троицкий кондакарь.



Столпово́й распев |




Фитник. 1-я четверть XIX века и 2-я четверть XIX века. Полуустав. 52 листа. Шифр 379-9. Рукопись составная (часть 2-я начинается с листа 42). Собрание рукописных книг протоиерея Димитрия Разумовского на сайте Троице-Сергиевой лавры


Основной вид знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции. Название происходит от слова «столп» — восьминедельного цикла Октоиха, книги, распетой данным распевом и получившей распространение на Руси в последней трети XV века, в связи с принятием Иерусалимского устава (ср. евангельские столпы Октоиха). Столповой распев получил широкое распространение и является самым употребительным в русской одноголосной богослужебной традиции и в настоящее время. Распев состоит из попевок (кокиз), фит и лиц, которые, в свою очередь, состоят из более мелких единиц — крюков (знамён)[3]. Имеет осмогласную систему, т.о. каждому гласу соответствует определённый набор кокиз, а также характеризующие глас набор фит и лиц. Фита и лица представляют собой протяжённые мелодические фразы, которые певчий должен был знать наизусть. В современной традиции часто записываются дробным знаменем и не имеют тайнозамкненной записи, то есть такой, которая не позволяла бы певцу прочесть напев с листа, но только спеть его наизусть. В состав столпового распева входят аненайки — особые украшения песнопений, род византийских кратим. Попевки столпового распева присутствуют не только в песнопениях богослужебного круга, но и в обиходных песнопениях. Наиболее употребительными попевками, вошедшими в обиход, считаются кокизы 6-го гласа. Кроме богослужебных книг, для изучения нотации создавались особые певческие азбуки, кокизники и фитники.



Путевой распев |


Певческий стиль, распространённый в древнерусской музыкальной культуре наряду со знаменным распевом и демественным распевом. Происхождение названия является спорным вопросом в медиевистике. Возник в последней четверти XV в. До середины XVI в. применялся в Стихираре, затем также в Обиходе. Первое время записывался знаменной нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль по сравнению с репертуаром знаменного распева. В конце XVI в. путевой распев стал самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью. Мелодику путевого распева образует совокупность канонических мелодических формул, подчинённых системе осмогласия. Вершина развития путевого распева — конец XVI— 1-я пол. XVII вв. В начале XVII в. были созданы первые путевые азбуки музыкальные, возникла специфическая терминология, определяющая принадлежность песнопений путевому распеву («пут», «путной», «путём»). Во 2-й половине XVII в. путевой распев начал выходить из употребления. Незначительное количество путевых напевов, записанных «путём столповым», сохранилось в старообрядческих рукописях XVIII—XX вв.



Деме́ственный распев |



Демественный распев — демественное пение, демество, — одно из стилевых направлений древнерусского певческого искусства. Раннее упоминание о нём относится к 1441 году (Московский летописный свод конца XV в.). Получил распространение в XVI—XVII вв., в том числе в многоголосии (3- или 4-голосие; в 4-голосном демественном многоголосии одни из голосов именовался демеством, а другой путём). Репертуар демественного распева включает отдельные песнопения Обихода, Праздников и Трезвонов, Стихираря постного, Октоиха и Ирмология. С 3-й четверти XVIII в. ряд песнопений Обихода вошёл в старообрядческую книгу Демественник. Первоначально демественный распев записывался знаменной (столповой) нотацией (см. Крюки). Во 2-й половине XVI в. на её основе была создана демественная нотация, использующая элементы знаменной нотации, но в более усложнённом виде. В демественной нотации не применялась тайнозамкненность. В деместве были выработаны стилистические закономерности, сыгравшие значительную роль в эволюции русского певческого искусства: формировался торжественный стиль пения с широкими распевами отдельных слогов текста. Используется в настоящее время как особый торжественный распев, например, при архиерейских богослужениях.



Исторический очерк |


Древнейшие нотированные крюками рукописи относят к XI веку. К XVII в. в крюковой записи появились дополнительные знаки — «призна́ки» и «пометы», ранние рукописи представляют «беспометную» нотацию. Рукописи XVII века фиксируют появление, наравне с традиционным одноголосным пением, раннего «народного» многоголосия (строчное пение), которое также было записано знамёнами. В ходе реформ XVII в. знаменное пение постепенно вытеснялось формами европейского пения, основанном не на старинных модальных ладах, а на мажорно-минорной тональности западноевропейского образца.





Фёдор Крестьянин. Стихира Евангельская первая, глас 1. Расшифровка Бражникова М. В.




Эта же Стихира Евангельская первая, глас 1, Фёдора Крестьянина в расшифровке Б. Кутузова.




Евангельская стихира «Мариины слезы» в нотации «топориками» (фрагмент). Из кн.: Октоих нотного пения. 7-е изд. Москва, 1811


В конце XVII — начале XVIII веков знаменные мелодии в киевской традиции стали записывать в квадратной нотации[4], напоминающей римскую квадратную нотацию, принятую в певческих книгах католиков[5]. В отличие от последних, «топорики» (жаргонное наименование этого типа нотации) записывались не на четырёхлинейном, а на пятилинейном нотоносце, и только в ключе C («цефаутном»)[6]. Именно в такой квадратной нотации в 1772 году Синодом в Москве был выпущен свод основных церковных песнопений — 4 певческих книги (Обиход, Ирмологий, Октоих и Праздники), которые впоследствии неоднократно переиздавались[7]. Дополнительно, в 1778 году в Москве был издан «Сокращенный Обиход нотного пения», в котором квадратной нотой были записаны наиболее ходовые песнопения из всех четырёх книг[8]. Это издание получило всеобщее распространение и было принято в качестве первоначального руководства при обучении церковному пению в духовных учебных заведениях. В 1899 году (также в квадратной нотации) была выпущена Триодь постная и цветная[9].


В XIX веке знаменное пение постепенно было вытеснено «партесным» (многоголосным). Это означало фактический отказ от основных принципов знаменной монодии. В то же время некоторые композиторы предприняли усилия по встраиванию «знаменных» мелодий в партесный обиход, гармонизируя их в согласии с правилами западноевропейской гармонии. В настоящее время песнопения знаменного распева, как правило, нотируются как в традиционной «крюковой», так и в круглой, «итальянской» нотации, хотя ряд музыковедов признает последнюю некорректной (для передачи древней монодии). Компромиссное решение состоит в записи знаменного распева в виде так называемых «двознаменников»[10]. При таком способе записи сочетается использование знаменной и «классической» пятилинейной нотаций. Существует несколько разновидностей крюкового письма, в зависимости от вида распева, времени и места возникновения традиции, в том числе может характеризоваться особыми пометами (см. Киноварные пометы).


Крупнейшие мастера знаменного пения: Савва Рогов, Фёдор Крестьянин (Христианин), Иван Нос, Маркелл Безбородый и Стефан Голыш, творившие в эпоху Василия III и Ивана IV Грозного, митрополит Варлаам и Исайя Лукошко, творчество которых приходится на эпоху Смутного времени и правления Михаила Фёдоровича. Крупным мастером был представитель усольской школы Фаддей Субботин, работавший в Комиссии по реформе церковного пения патриарха Никона. Одним из лучших специалистов в области знаменного пения и создателем фундаментальной работы «Азбука знаменного пения» (1688), которая является полным изложением теории знаменного пения, был Александр Мезенец.



Судьба знаменного пения в Синодальный период |




Страница старообрядческого октоиха. XIX век


С конца XVII века — начала XVIII века крюковую нотацию стали заменять на западную нотацию, а русское знаменное пение стали заменять западноевропейским, латинским пением (см. Истинноречие)[11][12]. Единогласное знаменное пение считалось принадлежностью «раскольников» (старообрядцев)[13].


Многие мелодии знаменного пения в XVIII — начале XX веков подверглись многоголосной обработке в традициях западноевропейской гармонической тональности; среди авторов обработок Пётр Турчанинов, Алексей Львов, Пётр Чайковский, Александр Кастальский, Сергей Рахманинов, Павел Чесноков, Николай Римский-Корсаков и другие.


До сих пор традиции знаменного пения соблюдают старообрядцы. Существуют специалисты, возрождающие знаменное пение и в новом обряде Русской православной церкви, например, Валаамский монастырь (единоверцы РПЦ используют в богослужении знаменное пение)[14][15].



Возрождение знаменного пения в Русской православной церкви |


К специалистам, возрождающим знаменное пение, относятся, например, сотрудники кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории[16]. В частности, изучением и разработкой вопросов древнерусского церковного пения занимается группа музыковедов под руководством Альбины Кручининой: Флорентина Панченко, Наталья Мосягина, Екатерина Плетнева, Екатерина Смирнова, Татьяна Швец[17], и другие. В Москве вопросами древних нотаций занимаются в Училище имени Гнесиных, в том числе Галина Пожидаева, Мелитина Макаровская, Татьяна Владышевская, Полина Терентьева, Лада Кондрашкова и ряд других музыковедов. В Петербурге важную роль играет также Русская христианская гуманитарная академия, в которой существует направление «русское певческое искусство», где преподают специалисты в области исследования и исполнения древних нотаций, как Екатерина Матвеева, профессор Нина Захарьина, Надежда Щепкина, Алёна Николаева, Елена Топунова, Ирина Герасимова.


Возрождению знаменного пения посвящён Международный фестиваль «Академия православной музыки», организованный при участии кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Администрации президента Российской Федерации и по благословению патриарха Кирилла[18]. В программу фестиваля входит летняя школа, цель которой — возрождение исторической традиции православной музыки, а также знакомство с ней широкого круга публики[19]. Летняя школа Международного фестиваля «Академия православной музыки» проводилась в Санкт-Петербурге ежегодно с 2009 по 2015 годы.


С целью «создания общедоступного фонда знаменных песнопений и программных средств работы с ними ради возрождения в Русской православной церкви знаменного распева — канонического богослужебного пения» создан «Фонд знаменных песнопений» (Знаменный фонд). Он представляет собой электронный корпус древнеруccких певческих рукописей[20].



См. также |


  • Православная музыка


Примечания |





  1. Круг церковнаго древняго знаменнаго пения в шести частях (Морозов). Ч. 2: Обиход всенощного бдения. СПб., 1884


  2. В специальной литературе некоторых исследователей древнерусской церковной музыки для слова «распев» применяется также архаичная орфография и орфоэпия — «роспев» (с ударением на первом слоге).


  3. Соловьёв Н. Ф. Крюки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  4. Это название предпочитает И. А. Гарднер (Богослужебное пение русской православной церкви. Т.2, с.169. Другие названия этой формы нотной записи: «церковная нотация», «синодальная нотация».


  5. См., например, Liber usualis. Tournai, 1950.


  6. Более подробно о киевском знамени см.: Прот. В. Головатенко. Извещение о знамени киевском.


  7. См. Электронные факсимиле первого издания Октоиха, Обихода (первая и вторая части), Праздники, Ирмология.


  8. Электронное факсимиле Сокращенного Обихода.


  9. Электронное факсимиле издания постной и цветной Триоди. Планировавшиеся издания книг «Трезвоны» и «Требы» в связи с печально известными политическими потрясениями XX в. так не увидели свет.


  10. Неправильное (но распространённое) правописание — «двоезнаменник».


  11. Соловьёв Н. Ф. Истинноречие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  12. Катаев П. Г. Введение линейной нотации в Российском государстве в XVII в. Алтайский старообрядец.


  13. Раздельноречие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  14. Кутузов Б. О возрождении знаменного пения в церковном богослужении // Журнал Московской патриархии. — № 11. — 1999.


  15. Печенкин Г. Б. Знаменное пение в Русской православной церкви. Пути практического воплощения. Православный образовательный портал «Слово».


  16. Кафедра древнерусского певческого искусства СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова (неопр.) (недоступная ссылка). СПбГК. Проверено 27 июня 2014. Архивировано 9 июля 2014 года.


  17. Швец Татьяна Викторовна (неопр.) (недоступная ссылка). СПбГК. Проверено 27 июня 2014. Архивировано 18 июня 2014 года.


  18. Международный фестиваль «Академия православной музыки» (неопр.) (недоступная ссылка). СПбГК. Архивировано 2 сентября 2013 года.


  19. Летняя школа Академии православной музыки (неопр.) (недоступная ссылка). СПбГК. Архивировано 8 июля 2014 года.


  20. Фонд знаменных песнопений (Знаменный фонд) (неопр.). Фонд знаменных песнопений.




Литература |



  • Курс истории русскаго церковнаго пения. Священник Димитрий Аллеманов

  • Калашников Л. Ф. 1910 Киев Азбука церковного знаменного пения Учебник. Киев. Издательство знаменное пение . 1910 год. 36 страниц. Состоит из 8 уроков Далее главы о признаках и о степенях звуков, плюс приложение с лицами и кулизмами.

  • Смоленский В. С. Азбука знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца Казань, 1888. — 24 л. — 132 с. Мезенец (настоящая фамилия ‒ Стреммоухов) Александр — русский музыкальный теоретик середины XVII века, знаток церковного пения (дидаскал). С 1657 «справщик» (корректор) московского Печатного двора, с 1668 старец (член Совета старейшин) звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Возглавлял комиссию 6 дидаскалов, установивших образцовые редакции церковных песнопений. Его теоретический труд (создан при участии других дидаскалов) «Извещение о согласнейших пометах» ‒ наиболее полное изложение теории знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах Вместо предисловия Примечания к азбуке Мезенца Примечания к строкам из ирмосов


  • Разумовский Д. В. Церковное пение в России. Москва, 1867—1869.


  • Арнольд Ю. Теория древне-русского церковного и народного пения <…>. Москва, 1880,


  • Металлов В. Очерк истории православного пения в России, 4-е изд. Москва, 1915.


  • Вознесенский И. О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев. Киев, 1897.


  • Бражников М. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева, XII—XVIII веков. Ленинград — Москва, 1949.


  • Успенский Н. Древнерусское певческое искусство, 2-е изд. Москва, 1971.


  • Успенский Н. Образцы древнерусского певческого искусства, 2-е изд. Ленинград, 1971.


  • Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. Москва, 1996.


  • Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Москва: ПСТБИ, 2004 (2 тома).


  • Кутузов Б. Русское знаменное пение. Москва, 2008, 304 стр., ISBN 978-5-9901442-1-7.

  • ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XX. — С. 285-297. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.



Ссылки |



  • Знаменное пение. Слушать онлайн

  • Протоиерей Борис Николаев, Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения, Православная энциклопедия «Азбука веры».

  • Старообрядческая традиция знаменного пения. Хор певчих старообрядческих приходов Сибири исполняет знаменные песнопения XVI—XVII веков. Фильм YouTube.

  • «Дьячье око» — сайт по древнерусскому церковному пению, имеются пособия для изучения древнерусской певческой нотации — крюков.

  • Сайт Московской Регентско-певческой Семинарии. Раздел «Раритет» содержит множество источников знаменного пения

  • Рукописи Троице-Сергиевой Лавры, хранящиеся в РГБ. Рукописные источники.

  • «Вечерняя песнь» — сайт о древнецерковной певческой культуре.

  • Страницы для любителей древнего православного церковного пения.


  • Фонд знаменных песнопений. Электронный корпус древнерусских певческих рукописей.. Здесь же руководство по расшифровке крюков и краткий фитник.

  • Богослужебно-певческая ярмарка. «Вертоградъ».

  • Школа знаменного пения «Глаголь».

  • «Древний глас» — сайт о традициях православного богослужения.

  • «Ноты древних распевов».

  • Знаменный распев на сайте Спасо-Андроникова монастыря

  • Соловьёв Н. Ф. Знаменный роспев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)