Puma (мотоцикл)














































Пума
Puma 4ta serie.jpg
DINFIA Puma 4-й серии
Общая информация
Производитель
Флаг Аргентины IAME (англ.) .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
DINFIA

Годы выпуска
1952—1966
Тип
дорожный
Составляющие

























































Система смазки
совместно с топливом
Сцепление
двухдисковое
КПП






























Подача топлива
самотёком
Commons-logo.svg Пума на Викискладе

«Пу́ма» (исп. Puma; прозвища — «Пуми́та», «Пумаро́ла») — марка мопедов[2] и мотоциклов, выпускавшихся мотоциклетным заводом аргентинского государственного машиностроительного конгломерата IAME (англ.) (в 1956 переименован в DINFIA) с 1952 по 1966 годы. В общей сложности было выпущено 105 675 единиц в четырёх сериях.




Содержание






  • 1 Предыстория


  • 2 История


  • 3 Конструкция


  • 4 Модели


  • 5 Производство


  • 6 Интересные факты


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Литература





Предыстория |




Генерал Перон на «Пуме»


С середины 1930-х в Аргентине начался широкий процесс индустриализации, в основном в районе Большого Буэнос-Айреса, с упором на текстильную и пищевую промышленность. Сокращение во время Второй мировой войны импорта промышленных товаров привело к развитию их производства на территории страны. Значительное развитие получило производство холодильников, обуви, радиоаппаратуры, электропринадлежностей и прочих товаров широкого потребления[3]. К середине 1940-х годов промышленность начала расширяться в металлургической и металлообрабатывающей сферах, с вводом в строй крупных предприятий, таких как Altos Hornos Zapla (исп.) и гидроэнергетики, с вводом новых ГЭС в провинции Кордова при губернаторе Амадео Сабаттини.


В 1946 году к власти пришёл Хуан Перон, провозгласивший особенный, Третий путь Аргентины и «аргентинизацию» экономики страны. Развитие промышленности теперь происходило на основе импортозамещения. Центром индустриализации в 1950-х стал город Ко́рдова, где были построены заводы по производству двигателей, вагонов, локомотивов (англ.), тракторов (исп.) и др.



История |


В рамках плана развития автомобильной промышленности первого пятилетнего плана Аргентины (исп.), 15 июня 1952 года техническое управление конгломерата IAME — государственного органа, созданного в 1951-м на базе авиационных и механических заводов Аргентины, для развития и содействия производству самолётов и автомобилей, приступило к разработке лёгкого малобюджетного мотоцикла для удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка. За основу был взят немецкий Göricke (нем.) с 98 см³ двигателем Sachs (англ.). После месячной разработки и изготовления первого прототипа, IAME приступила к производству предсерийных экземпляров. Главным разработчиком на начальной стадии стал инженер Фернандо Ариэль Мартин[4]. К 5 октябрю 1952-го были готовы 19 предсерийных мотоциклов для прохождения тестовых испытаний[5]. В Аргентине бытовало ошибочное мнение, что название PUMA является аббревиатурой слов Perón Único Mandatario Argentino или Primera Unidad Motriz Argentina. Назван же был мотоцикл в честь южноамериканского хищника из семейства кошачьих, путём опроса среди сотрудников IAME[6].




«Теуэльче» Super Sport — аргентинский современник «Пумы». 1963


27 мая 1953 года правительственным указом № 9170 был образован мотоциклетный завод[4][5]. Предприятие строилось между городами Кордова и Вилья-Карлос-Пас в бывших помещениях 1-го парашютного батальона ВС Аргентины под управлением капитана Х. Тассо, материалы поставлялись с предприятий Кордовы, Росарио и Буэнос-Айреса. Производственная мощность завода составляла 10 000 мотоциклов в год. По планам мотоциклы должны были быть легко доступными для рабочего класса Аргентины[4].


Первые 400 «пум» были проданы за нерентабельную для IAME цену в 6 500 аргентинских песо за единицу при тогдашнем курсе 23 песо за 1 доллар США[7], по сравнению с 9 500 песо за мотоцикл аналогичного класса импортного производства[4]. Однако правительство полагало, что высокий спрос вызовет интерес у местных предпринимателей и к сборке и поставке комплектующих подключатся частные фирмы по всей стране, высвободив мощности государственных заводов, как это было в случае с самолётом «Бойеро». Первой стала фирма Televel — поставщик лицензионных двигателей Sachs. Успех вызвал появление около 40 марок мотоциклов, созданных на базе «Пумы», производимых частными заводами[8]. В итоге, в середине 1950-х Кордова стала вторым после Милана крупнейшим центром в мире по производству мотоциклов, а «улицы города кишели мотоциклами „Пума“»[9].



Конструкция |







Модели |







  • Puma Primera Serie 98 cc

  • Puma Segunda Serie 98 cc


  • Puma Tercera Serie 98 cc — прототип, в серию не пошёл.


  • Puma Cuarta Serie

    • Puma Cuarta Serie 98 cc

    • Puma Cuarta Serie 125 cc



  • Puma Quinta Serie 200 cc

  • Puma Ancon



Производство |




Сборка «пум» 5-й серии


Благодаря простоте конструкции, надёжности и лёгкости в эксплуатации мотоциклы марки «Пума» быстро завоевали популярность среди рабочего класса. Также сыграла свою роль дешевизна модели по сравнению с аргентинскими конкурентами — «Занелла», «Теуэльче», не говоря уже об импортных мотоциклах. Мотоцикл стал своеобразным символом индустриализации Аргентины, важной вехой в развитии транспортного машиностроения страны[10]. В общей сложности в период с 1953 по 1966 гг. было выпущено 105 655 единиц в четырёх сериях, не считая 1 прототипа и 19 предсерийных мотоциклов, изготовленных в 1952-м.


Несколько лет спустя президентом Фрондиси была инициирована программа автомобилизации страны и поддержки отечественного автомобилестроения. Попытка аргентинских промышленников создать автомобиль, доступный широким слоям населения, привела к появлению мотоколяски Dinarg D-200, которой, однако, не удалось повторить успех «Пумы».


Источник данных: Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios — 1-2 серии[11], 4-5 серии[12]



























































































































































Серия
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964
1965
1966
Всего
1-я серия 98
cc
20
229
2,627
5,673
1,507










10,056
2-я серия 98 cc




2,637
12,352
9,006
11,694
13,577
5,828
1,294
540



56,928


3-я серия
















4-я серия 98 cc







149
2,302
6,051
2,819
11



11,332
4-я серия 125 cc










5,645
6,236
6,701
5,641
1,200
25,423
5-я серия 200 cc











99
745
530
562
1,936
Всего
20
229
2,627
5,673
4,144
12,352
9,006
11,843
15,879
11,879
9,758
6,886
7,446
6,171
1,762
105,675


Интересные факты |




«Пума» 1-й серии. Такой мотоцикл был у Перона.


  • Президент Хуан Перон, любивший кататься по Буэнос-Айресу на мотоцикле[13], имел в своей мотоколлекции в резиденции Кинта-де-Оливос «Пуму» 1-й серии, подаренной ему аргентинской молодёжью из студенческого союза UES (исп.)[8].


См. также |





  • Tehuelche (мотоцикл)

  • IAME Pampa

  • FAdeL Justicialista



Примечания |





  1. ТТХ 1-й серии


  2. Roger Hicks (Gen. ed.). Мотоциклы. Мировая Энциклопедия (пер. с англ.) = The Encyclopedia of Motorcycles. — М.: АСТ, 2005. — С. 417. — 544 с. — 1500 экз. — ISBN 5-17-035499-1.


  3. Очерки истории Аргентины / Ермолаев В. И.. — М.: Соцэкгиз, 1961. — С. 393. — 588 с. — 5000 экз.


  4. 1234 Arreguez, 2008, с. 162.


  5. 12 Walter Bonetto. La industria perdida. — Univ Nacional de Río Cuarto, 2004. — С. 133. — 205 с. — ISBN 978-9-50665-251-7.


  6. Fulchieri, Bibiana. La moto puma: una pasión cordobesa (исп.), La Voz del Interior (16 de diciembre de 2012). Проверено 20 октября 2015.


  7. Moto Puma (исп.). FierrosClasicos (13 de abril de 2013). Проверено 20 октября 2015.


  8. 12 Claudio Scabuzzo. Las motocicletas del General (исп.). Проверено 20 октября 2015.


  9. James Brennan. The Labor Wars in Cordoba, 1955-1976: Ideology, Work, and Labor Politics in an Argentine Industrial Society. — Harvard University Press, 2009. — С. 28. — 456 с. — ISBN 978-0-67402-875-3.


  10. Ezequiel M. Chabay. 10 motos emblemáticas para los argentinos (исп.). Cronista.com (26 de septiembre de 2013). Проверено 28 октября 2015.


  11. Arreguez, 2008, с. 164.


  12. Arreguez, 2008, с. 252.


  13. Феликс Луна. Краткая история аргентинцев. — М.: Весь мир, 2010. — С. 213. — 280 с. — ISBN 978-5-7777-0491-7.




Литература |


  • Ángel César Arreguez. Fábrica Militar de Aviones: Crónicas y Testimonios. — Córdoba: Ministerio de Ciencia y Tecnología de la Provincia de Córdoba, 2008. — 588 с. — ISBN 978-987-24620-0-0.







Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?