Долгорукова, Софья Алексеевна

Multi tool use
Софья Алексеевна Долгорукова | |
---|---|
Софья Алексеевна Бобринская | |
![]() | |
Имя при рождении | Бобринская Софья Алексеевна |
Дата рождения | 12 декабря 1887(1887-12-12) |
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 12 декабря 1949(1949-12-12) (62 года) |
Место смерти | Париж, Франция |
Гражданство | ![]() ![]() ![]() |
Род деятельности | Авиатрисса |
Отец | Алексей Александрович Бобринский |
Мать | Половцова, Надежда Александровна |
Графиня Софья Алексеевна Бобринская, в первом браке княгиня Долгорукова, во втором браке княгиня Волконская (1887—1949) — русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов.
Содержание
1 Биография
1.1 Личная жизнь
2 Труды
3 Примечания
4 Ссылки
Биография |
Родилась 12 декабря 1887 года в Санкт-Петербурге в семье графа А. А. Бобринского — сенатора, обер-гофмейстера, председателя Императорской Археологической комиссии.
В Женском институте изучала медицину. В период 1907—1912 годов в качестве врача-хирурга много времени проводила в госпиталях. За волонтёрское участие в Сербско-болгарской войне получила награду из рук сербского короля Петра I (за работу в холерном лагере).
Одна из первых в России женщин-автомобилисток и авиатрисс. Состояла членом Императорского Российского Автомобильного Общества. Была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II, проходившего с 16 по 29 июня 1910 года.
В начале 1910-х годов увлеклась авиацией. В 1912 году прошла начальную лётную подготовку в Шартской школе пилотов-авиаторов французского аэроклуба под руководством господина Блерио (фр. Bleriot) в Париже. Вернувшись в Россию, поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и 5 апреля 1914 года получила удостоверение пилота № 234.
С началом Первой мировой войны ходатайствовала о назначении в военную авиацию, но прошение было отклонено, и княгиня Долгорукая ушла на фронт сестрой милосердия. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А. Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Софья Долгорукая служила в 26-м КАО (корпусной авиационный отряд) вместе с Еленой Самсоновой и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя.[1]
Долгорукова во время Императорского пробега 1910 года
После установления Советской власти некоторое время жила в России, позже уехала в Англию. В 1921 году возвратилась в СССР, чтобы вызволить из тюрьмы своего мужа и уже вместе с ним вернуться в Лондон.
В 1926 году, уже во Франции, вновь сдала экзамены на право вождения автомобиля и стала работать водителем такси. Муж подрабатывал переводами, работал бухгалтером и клерком, в 1927—1928 годах он работал в Дьепе в казино барона Гинзберга, где Софья Алексеевна также подрабатывала гидом-переводчиком.
С 1928 года Софья Алексеевна стала работать секретарем у маркиза Ганея (фр. Ganay).
Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 года посещала дочь (от первого брака) в немецком плену.
Умерла во Франции 12 декабря 1949 года, похоронена на одном из кладбищ Парижа.
Личная жизнь |
- Первый муж — князь Пётр Александрович Долгоруков (1883—1925)[2], штаб-ротмистр, конногвардеец. Единственная дочь от этого брака Софья Петровна Долгорукова — Скипвич (англ.;1907—1994), мать П. Л. Зиновьева, умерла в Англии.
- В Петрограде (25.11.1918) вторично вышла замуж за князя П. П. Волконского (1872—1957).
Труды |
Софья Алексеевна — автор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке в 1928 году; публикации «Горе побеждённым» (1934, Париж); её перу принадлежат статьи и обзоры в «Возрождении» и «Русской мысли».
Примечания |
↑ Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России
↑ Сайт Мирослава Марека
Ссылки |
Женщины и авиация в царской России (недоступная ссылка)
- Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая
- ЦАСК — Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая
bKmTZ kH1