Делонг, Джордж Вашингтон


































Джордж Вашингтон Делонг
George Washington DeLong
GeorgeWashingtonDeLong.jpg
Дата рождения
22 августа 1844(1844-08-22)[1][2]
Место рождения
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Дата смерти
31 октября 1881(1881-10-31) (37 лет) или 30 октября 1881(1881-10-30)[3](37 лет)
Место смерти
Якутская губерния, Российская империя
Страна
  • Flag of the United States (1877-1890).svg США

Род деятельности
путешественник-исследователь, офицер
Commons-logo.svg Джордж Вашингтон Делонг на Викискладе

Джордж Ва́шингтон Дело́нг (англ. George Washington DeLong; 22 августа 1844, Нью-Йорк — ок. 30 октября 1881, устье р. Лена) — американский мореплаватель и полярный исследователь.




Содержание






  • 1 Начало


  • 2 Катастрофа


  • 3 Память


  • 4 Находка в Гренландии


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





Начало |




«Жаннетта» в порту Гавр, Франция, 1878 год


Родился в Нью-Йорке в семье выходцев из Франции. Первоначальное образование получил в Бруклинской школе, которая в 1857 году выдвинула его кандидатом для поступления в морское училище. Не получив согласия со стороны родителей, по окончании школы устроился работать в канцелярию адвокатской конторы.


Принимал участие в Гражданской войне между Северными и Южными штатами, затем поступил в Морскую академию, которую окончил с отличием в 1865 году[4]. Получив назначение на военное судно, в течение трех лет плавал на нём вдоль западных берегов Европы, Америки и в Средиземном море, зарекомендовав себя как прекрасный морской офицер.


В 1873 году на корабле «Джуниата» участвовал в поисках в море Баффина пропавшей американской экспедиции под руководством Чарльза Френсиса Холла, вышедшей из Гренландии на судне «Поларис», где проявил себя отважным и умелым моряком.


По возвращении в Нью-Йорк, выдвинул идею организации экспедиции к Северному полюсу. Являлся сторонником гипотезы французского гидрографа Г. Ламбера (фр.) и немецкого географа А. Петермана о «ледяном барьере» и «свободном ото льда море» в районе Северного полюса.


По совету известного мецената Г. Гриннелла, познакомился с издателем газеты «Нью-Йорк Геральд» Джеймсом Гордоном Беннеттом, давно обдумывавшим план подобной экспедиции.


В конце 1876 года совместно в Беннеттом начал подготовку к экспедиции. Приобрел у английского полярника Аллена Юнга паровой барк «Пандора», переименовав его в «Жаннетту» (англ. «USS Jeannette[en]») — в честь родной сестры Беннетта.


8 июля 1879 года вышел из порта Сан-Франциско на «Жаннетте» с экипажем из 32 человек в направлении Чукотки, с целью разыскать считавшуюся пропавшей на судне «Вега» шведскую полярную экспедицию Норденшельда.


Сделав остановку на Аляске, 28 августа 1879 года прошёл Берингов пролив и вышел к Чукотке. В районе Колючинской губы, высадившись на берег, узнал от местных жителей, что судно Норденшельда ещё в июле освободилось ото льдов и ушло к Берингову проливу, поэтому принял решение плыть к Северному полюсу. При выходе в Ледовитый океан на «Жаннетте» было 33 человека экипажа.



Катастрофа |



Dl1.JPG


2 сентября 1879 года, находясь в 100 милях от юго-восточного мыса острова Врангеля, встретил сплошной паковый лед и пошел к северо-востоку, надеясь дойти до острова Геральда и встать там на зимовку. Однако через несколько дней, 5 сентября 1879 года, недалеко от острова Геральда, «Жаннетта» вмерзла в лёд и вскоре дала течь. Большую часть времени дрейфующее судно оставалось на боку, тем не менее, на нём ежедневно производились всевозможные научные наблюдения.


В январе 1880 года после жестокого сжатия судно получило сильную течь, борьба с которой стала одним из основных занятий экипажа в течение всего последующего дрейфа. Она отнимала много физических сил при ручной откачке, а затем угля после наладки парового насоса. В целом первая зимовка была перенесена людьми достаточно хорошо. Правильно налаженный быт, наличие мяса тюленей, моржей и медведей, заготовленного осенней охотой, позволили поддерживать хорошее состояние здоровья экипажа. В то же время в записях Делонга постоянно проскальзывало разочарование относительно достигнутых результатов экспедиции, относительно того, «что в первый сезон не удалось достичь высокой широты, что мы ничего не открыли и не достигли ничего ценного в научном отношении».


В течение всего 1880 года льдина с «Жаннеттой» выписывала замысловатые петли, весьма незначительно продвигаясь на северо-запад. Это обстоятельство, невозможность активно вмешаться в ситуацию вызывали растущее уныние экипажа и командира, которые все чаще выплескивались на страницы дневника Делонга: «… мы абсолютно бесцельно тратим и уголь и пищу. Зачем нужны здоровье и энергия, которых ни к чему нельзя применить? Арктические экспедиции расцениваются по результатам, а не по усердию и намерению их участников».


Однако с наступлением 1881 года к всеобщей радости скорость дрейфа значительно увеличилась, вселив надежды на получение первых результатов. 17 мая 1881 года экипаж увидел землю — небольшой островок, названный островом Жаннетты. 24 мая 1881 года экипаж увидел другой остров, названный по имени матери Беннетта — Генриетты. 3 июня санный отряд из 5 человек под командованием инженер-механика Д. У. Мельвилля, преодолевая тяжелые торосы, высадился на него и поднял на нём американский флаг. Эти острова северо-восточной части Новосибирского архипелага позднее были названы островами Де-Лонга.


После того, как не приспособленная для плавания во льдах «Жаннетта» в течение почти двух лет носилась по океану, затертая льдами, 12 июня 1881 года — вследствие сильного напора сплошного льда — она пошла ко дну и скрылась под водой утром 13 июня 1881 года на 77° северной широты и 155° восточной долготы, в 800 км севернее устья Лены.


Экипаж, высадившийся с лодками, санями и припасами, двинулся по льду на юг и вплоть до 12 сентября 1881 года не разделялся на группы. В этот день после долгих блужданий они достигли Семеновского острова, а затем снова двинулись в путь по направлению к устью Лены.


Для переезда через эту часть моря, совершенно свободную ото льда, Делонг поместил своих людей в три лодки, из которых в первой, кроме него, находилось ещё 11 матросов. Второй лодкой с лоцманом Денбаром и 6 матросами командовал лейтенант Чипп, третья лодка с 11 матросами находилась под командованием инженера Джорджа Мелвилла.


Сначала все шло благополучно, но уже вечером 12 сентября 1881 года поднялась страшная буря и разогнала лодки в разные стороны. Мелвиллу повезло больше других. 14 сентября 1881 года он достиг восточной дельты реки Лены, а спустя два дня попал в один из рукавов этой реки и остановился со своими людьми в покинутой хижине. Через несколько дней местные якуты обнаружили моряков и пришли им на помощь.


Через две недели Джордж Мелвилл добрался до якутского стойбища, где нашел двух посланных на разведку матросов с лодки Делонга. Люди были в состоянии полного истощения. Мелвилл решил отправиться на поиски Делонга. Он собрал местных жителей с санями и собаками и направился на север, вниз по Лене. После долгих и тщательных поисков он нашел многочисленные следы стоянок, ничего не узнал о самих людях, а наступление зимних метелей помешало дальнейшему продвижению вперед.


Некоторое время ничего не было известно о судьбе «Жаннетты». Два года спустя один датский профессор сообщил, что видел у берегов Гренландии обломки разбитого судна. Среди них нашли матросскую шапку, бумагу с подписью Делонга и ещё некоторые предметы, свидетельствовавшие о том, что обломки принадлежали погибшей «Жаннетте».


В 1882 году была предпринята поисковая экспедиция под руководством Джорджа Мелвилла, в надежде найти следы Делонга и его товарищей. В марте 1882 года на небольшом острове был найден их последний лагерь, тела моряков и капитана. По всей вероятности, все они умерли от голода. Рядом с телом Делонга лежал его дневник, который он вёл до последней минуты. Невозможно без содрогания читать его скупые, пронизанные болью и ужасом строки:


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}





«Суббота. 1 октября 1881 г. 14 человек офицеров и экипажа с полярного судна США „Жаннетта“ высадились на лед. Мы пойдем к западному берегу Лены. Провианта у нас на 2 дня, а так как до сих пор мы были достаточно счастливы, то и не заботимся о будущем.


Воскресенье. 2 октября. Карта моя решительно никуда не годится. Я должен на авось продолжать путь на юг и предоставил Богу довести нас до какого-нибудь поселения человеческого, так как сами себе помочь мы не в состоянии… пищи хватит на 1 день.


Понедельник. 3 октября. У нас осталась лишь полуголодная собака. Да поможет нам Бог. При переправе лед подо мной треснул, и я окунулся в ледяную воду по самые плечи. На ужин ничего другого не оставалось, кроме собаки. Ели все, кроме меня и доктора. Дров мало, ночуем под открытым небом. Мы не согрелись, и высушиться нам не представляется возможным.


Среда. 5 октября. Повар готовит на завтрак чай из спитых чайных листьев… этим мы должны довольствоваться до вечера. Мы можем ждать спасения лишь от чуда — более никакого исхода я не вижу.


Четверг. Все очень слабы…


Пятница. Последняя горсточка чая опущена сегодня в котел, и теперь нам предстоит переход в 35 верст, на которые мы имеем — немного спитого чая и 2 полштофа спирта.


Суббота. Завтра: 20 грамм спирта в полупинте горячей воды. Холодно. Мало дров. На ужин — 10 грамм спирта.


Воскресенье. Отслужили церковную службу, и я отсылаю двух матросов за помощью. Перешли через реку. Снова провалились под лед.


Понедельник. Последние 10 грамм спирта. Съедаем куски оленьей кожи. Истощены окончательно. На ужин — лишь по ложечке глицерина.


Вторник. Буря со снегом. К дальнейшему продвижению не способны. Дичи нет. Больше нет дров.


Среда. На обед сварили две пригоршни полярной ивы в горшке воды. Навар выпили. Мы делаемся все слабее и слабее.


Четверг. Чай из травы. От посланных матросов нет вестей. Нет обуви.


Воскресенье. 30 октября. 140 день экспедиции. Дальше идти нет сил…»[4].mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}





Память |


Делонг и пять его спутников похоронены в Нью-Йорке на кладбище Вудлон. Стараниями вдовы Делонга Эммы Уоттон Делонг в 1928 году был установлен памятник работы скульптора Леонарда Краске. В предисловии к мемуарам Эммы «Жена исследователя» (англ. Explorer's wife; 1938) Вильялмур Стефансон пишет о своём восхищении деятельностью Делонга[5].



Находка в Гренландии |


Летом 1884 года у южных берегов Гренландии были найдены вмёрзшие в льдину несколько листков корабельных бумаг, матросские брюки, доска, бочонок. Метка на брюках, собственноручная подпись капитана Делонга на бумагах, надпись на доске помогли установить, что все эти предметы были с затонувшей 3 года назад «Жаннетты». Этот долговременный дрейф во льдах натолкнул Фритьофа Нансена на мысль использовать дрейф во льдах с помощью мощных арктических подводных течений с востока на запад для исследования обширных полярных территорий. Что он и применил при проведении своего знаменитого плавания на «Фраме».



Примечания |





  1. Encyclopædia Britannica
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q5375741"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1417"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2450"></a>



  2. SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  3. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118679414 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>



  4. 12 Джордж Делонг (неопр.). Проверено 10 апреля 2013. Архивировано 20 апреля 2013 года.


  5. Emma Wotton De Long. Explorer’s Wife — NY, 1938. — Pp. 250—251.




Литература |




  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. — Л. Гидрометеоиздат, 1977. — 144 с.


  • Блон Жорж. Великий час океанов. Полярные моря. — М.: Мысль, 1984. — 192 с. — (Путешествия. Приключения. Поиск).


  • Боднарский М. С. Великий Северный морской путь. Историко-географический очерк открытия Северо-Восточного прохода. — М.-Л.: Госиздат, 1926. — 255 с.


  • Визе В.Ю. Моря Советской Арктики. Очерки по истории исследования. — М.-Л.: Изд-во Главсевморпути, 1948. — 416 с.


  • Делонг, Джордж Вашингтон. Плавание «Жаннеты» / Сокр. пер. с англ. Г. Б. Кричевского; — Ленинград: Изд-во Главсевморпути, 1936. — 457, [2] с. — (Полярная библиотека).


  • Дьяконов М. А. Путешествия в полярные страны. — Л.: Изд-во Всесоюзного Арктического ин-та, 1933. — 208 с. — (Полярная библиотека).


  • Дьяконов М. А. История экспедиций в полярные страны. — Архангельск: Архангельское обл. изд-во, 1938. — 487 с.


  • Ковалев С. А. Тайны пропавших экспедиций. — М.: Вече, 2011. — 384 с. — (Морская летопись).


  • Малов В. И. Тайны пропавших экспедиций. — М.: Оникс, 2008. — 251 с. — (Библиотека открытий). — ISBN 978-5-488-01497-8


  • Нансен Фритьоф. «Фрам» в Полярном море. Т. 1-2. — Москва: Географгиз, 1957.


  • Пасецкий В. М. Джордж Делонг. — М.: Географгиз, 1957. — 46 с. — (Замечательные географы и путешественники).


  • Пасецкий В. М. Находки, которые открывают тайны. — М. Транспорт, 1964. — 360 с.


  • Центкевич А., Центкевич Ч. Завоевание Арктики. — М.: Изд-во Иностранной литературы, 1956. — 388 с.


  • John Wilson Danenhower. «The Narrative of the Jeannette». — Boston, 1882.


  • Nansen F. «In Nacnt und Eis». — Leipzig, 1897.


  • Edward Ellsberg. «Hell on Ice: the Saga of the Jeannette». — New York: Dodd, Mead, and Company, 1938.


  • Wittgen A. «Eismeerdrift». — Berlin, 1979.


  • Leonard F. Guttridge. «Icebound: The Jeannette Expedition’s Quest for the North Pole». — Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1986.


  • Michael Robinson. «The Coldest Crucible: Arctic Exploration and American Culture». — Chicago: University Of Chicago Press, 2006. — 200 p.




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?