Кулачный бой







Кулачный бой. Ф. Г. Солнцев, 1836


Кула́чный бо́й (также кулачки́, навкулачки́, бойови́ще, <кула́чная> бо́йка) — древняя потеха, увеселение[1]. Уже во времена Гомера был популярен в Древней Греции, а с 688 до н. э. кулачный бой был включён в соревнования античных Олимпийских игр[2]. Существует на Руси с глубокой древности. Бои проводились обычно с Масленицы до Троицы, реже с Коляды до Петрова дня.




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Правила и виды кулачного боя


    • 1.2 Сроки проведения кулачных боёв


    • 1.3 Борьба с кулачным боем




  • 2 Кулачный бой в искусстве


  • 3 Поговорки и крылатые выражения


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





История |


В России существует собственная воинская состязательно-игровая традиция. Славяне были известны всей Европе как доблестные воины[3].
Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками[4].
Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания, постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».


Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:


.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}




« Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела[5]. »

Кулачные бои часто проходили в Новгороде на Великом мосту, соединявшем новгородский Детинец с Торговой стороной.



Правила и виды кулачного боя |


Кулачные бои обычно проводились по праздникам[6] с Рождества до Троицы[7], местами до Петрова дня[8], а разгул боёв начинался во время Масленицы[9]. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу»[10]. Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах[10]. В боях участвовал и простой народ[10] и торговцы[11].


Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка» в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил[12].


Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием»[9].




«Стенка на стенку»


Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду[9]. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой[9]. У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника[9]. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».


«Сам на сам», или «один на один», был самым почитаемым видом боя[9]. Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году[12]. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле[5]. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле»[5]. «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного[5].


Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»)[9]. Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьба в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.



Сроки проведения кулачных боёв |


На землях восточных славян кулачные бои начинались с наступлением зимы и продолжались обычно до середины лета. Устраивались в воскресные и, главным образом, в праздничные дни и имели большой (по числу участников и зрителей) масштаб на:



  • ·       Николу зимнего (19 декабря),

  • ·       Рождественские святки (7-18 января),

  • ·       Крещение (19 января),

  • ·       Масленицу (конец февраля),

  • ·       Пасхальную неделю (март-апрель),

  • ·       Фомину недели (первое воскресенье после Пасхи),

  • ·       Русальскую неделю (конец мая – начало июня),

  • ·       Ивана Купалу (6-7 июля),

  • ·       Петров день (8 июля).


При этом особенно крупные бои приходились, как правило, на дни Рождественских святок и Масленицы. В целом примерно две трети кулачных боёв приходится на зимний период и около одной трети - на весенне-летний. Кулачные бои во второй половине лета и осенью немногочисленны из-за большого объёма сельскохозяйственных работ по сбор урожая и подготовке домашнего хозяйства к зиме. Бои были приурочены в это время, как правило, к местным престольным праздникам. [13]



Борьба с кулачным боем |





К. Г. Г. Гейслер. Кулачный бой. 1805 г.


Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна[3]. После Крещения Руси началась борьба с языческими обрядами, под которые попадали и ратные состязания в честь Перуна[3].


В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам[5]. Это осуждение привело к тому, что во время правления Фёдора Иоанновича (1584—1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках[5]. Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев[5].


Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье»[5]. 20 (30) октября 1684 года вышел указ О запрещенiи стрѣлять въ домахъ изъ ружей, заводить кулачные бои и ѣздить извощикамъ на возжахъ[14], запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам: «Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье»[5]. 19 (29) марта 1686 года в Высочайше утверждённых статьях объезжим головам [15], для наблюдения за благочинием, включена статья под № 5, относящаяся к кулачным боям и категорически воспрещающая их повсеместно; она говорит: Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье


Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.


Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа»[16].


21 июля 1727 г. император Пётр II издал указ о кулачных боях: «кто упадёт, лежащих никого не били бы»[17].


В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице, и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве[5].


При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью[16]. Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников помериться с ним силой[16].


Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя»[5].


После 1917 года кулачный бой был отнесён к пережиткам царского режима и, не став спортивным видом борьбы, уходил из жизни. Кулачные бои продолжались до 1950 годов. Тогда же уголовники стали, вопреки установке, использовать в бою ножи (устраивать поножовщины) и бои "в накулачки" запретили.


В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.



Кулачный бой в искусстве |




В.Васнецов «Кулачный бой»


«Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и печенега.


В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.


Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».




  • Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».


  • Мария Семёнова в книге «Бусый волк» описывает кулачный бой между двумя племенами веннов.

  • У Виктора Михайловича Васнецова, в числе других иллюстраций к лермонтовской «Песне про купца Калашникова» (1891 г.), есть рисунок углем на бумаге «Кулачный бой», находящийся в настоящее время в Русском музее.


  • Б. М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москве-реке».


  • Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей „стенки“ против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

  • Василий Иванович Иголкин (1886-1944) в историко-бытовой повести "Ржевитянка" (М., 2015) так описывал кулачный бой: "На льду реки Волги происходили «кулачки», или стенки, где ржевитяне упражнялись в особом спорте, развивая силу удара кулака. Начиналось по обыкновению с малого возраста. Кучка сопливых мальчишек одной стороны доходила до середины реки и орала в воздух, окликая таких же мальчишек, живущих по ту стороны Волги: «Давай, наша пошел! Давай, пошел!» Это был условный вызов. Оттуда кубарем с горы летела с таким же воплем орава сорванцов..."



Поговорки и крылатые выражения |



  • Кулачный бой — душе разгул!

  • Не силой бьются, а сноровкой.

  • Лежачего не бьют.

  • На добром морозце друг другу бока погреть, да носы подрумянить (на Масленицу)[18].



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Армейский рукопашный бой

  • Традиционный рукопашный бой

  • Бокс

  • Масленица

  • Драка



Примечания |





  1. Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.


  2. Словарь античности


  3. 123 Севостьянов В. М., Бурцев Г. А., Пшеницын А. В. Рукопашный бой. — М.: Дата Стром, 1991. — 190 с. — ISBN 5-7130-0003-6.


  4. Рукопашный бой (неопр.). Кулачный бой. Проверено 27 августа 2008. Архивировано 9 февраля 2012 года.


  5. 1234567891011 Русская цивилизация (неопр.) (недоступная ссылка). К истории кулачных боёв. Проверено 28 августа 2008. Архивировано 19 мая 2007 года.


  6. Энциклопедия Санкт-Петербурга (неопр.). Кулачные бои. Проверено 28 августа 2008.


  7. Пухова, Христова, 2005, с. 70.


  8. Агапкина, 2002, с. 145.


  9. 1234567 Шатунов М. В. Русская профессиональная драка. — М.: Рипол Классик, 2002. — 558 с. — 7000 экз. — ISBN 5-7905-1363-8.


  10. 123 Rin.ru - проект боевые искусства (неопр.). Кулачные бои на Руси. Проверено 28 августа 2008. Архивировано 9 февраля 2012 года.


  11. Русская земля-журнал о русской истории и культуре (неопр.). Кулачные бои в Воронежской губернии. Проверено 28 августа 2008. Архивировано 9 февраля 2012 года.


  12. 12 Кулачный бой на Руси // Спортивная жизнь России : ж. — 1998. — № 7.


  13. Когда силой мериться пойдём? (неопр.). Когда силой мериться пойдём?. Проверено 27 февраля 2018.


  14. Указ царя Именный съ боярскимъ приговоромъ. О запрещенiи стрѣлять въ домахъ изъ ружей, заводить кулачные бои и ѣздить извощикамъ на возжахъ. (неопр.).20 (30) октября 1684 года


  15. Великiе Государи, Цари и Великiе Князи Iоаннъ Алексѣевичъ, Петръ Алексѣевичъ и Великая Государыня, Благовѣрная Царевна и Великая Княжна Софiя Алексѣевна всея Великiя и Малыя и Бѣлыя Россiи Самодержцы, слушавъ сей выписки въ комнатѣ, указали и Бояре приговорили чинить по сему Своему Государскому указу (неопр.).19 (29) марта 1686 года


  16. 123 Интернет-портал «Легендарный Физтех», «Физтех-центр» (неопр.). Краткий исторический обзор развития бокса как вида спорта. Проверено 30 августа 2008. Архивировано 9 февраля 2012 года.


  17. Ермаков Н. Я. Пословицы русского народа. СПб: 1894. С. 34.


  18. Ровнинский, 1881, с. 223.




Литература |



  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

  • Бои кулачные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.

  • Ровнинский Д. Русские народные картинки. Книга V. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1881. — 567 с.


  • Ville, Antoine de. Pyctomachia Veneta seu pugnorum certamen Venetum ab Antonio de Ville equite Gallo: Venetiis, 1634.


  • Куц В. А. Русский кулачный бой. Традиционная и современная культура самозащиты //Связки. Защита. Оружие. СПб.: Астер-Пресс. – 2011.


  • Грунтовский А. В. Русский кулачный бой: История, этнография, техника. – ТОО" Технология автоматизированных систем, 1998.



Ссылки |




  • Кулачный бой // Российский Этнографический музей


  • Кулачный бой. Энциклопедия (homofestivus.ru)

  • Электронная библиотека Максима Мошкова (неопр.). М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Проверено 30 августа 2008. Архивировано 9 февраля 2012 года.

  • visualrian (неопр.) (недоступная ссылка — история ). Картина Пескова «Кулачный бой при Иване IV». Проверено 30 августа 2008.

  • Кулачный бой в с. Купля Рязанской области 1954 г. (неопр.). Канал в YouTube "THE RUSSIAN RUKOPASHKA". Проверено 12 февраля 2012.

  • Кулачный бой в с. Атманов Угол. Материалы этнографических экспедиций 1898-2010 гг. (неопр.). Канал в YouTube "THE RUSSIAN RUKOPASHKA".

  • Фольклорно-спортивный фестиваль "Атмановские кулачки" 2010 г. (неопр.). Канал в YouTube "THE RUSSIAN RUKOPASHKA".

  • 2006 г. Традиционный рукопашный бой. Дисциплина кулачный бой "стенка на стенку" (неопр.). Канал в YouTube "THE RUSSIAN RUKOPASHKA".

  • Кулачный бой в художественном фильме "Парижане" (неопр.). Канал в YouTube "THE RUSSIAN RUKOPASHKA".

  • 2 июля 2008 г. Репортаж ОРТ про традицию кулачных боёв в селе Атманов Угол Тамбовской области. (неопр.). Канал в YouTube "THE RUSSIAN RUKOPASHKA".

  • 17 марта 2013 г. Видеоклип о кулачных боях на Масленицу, в Прощёное воскресенье. Великий Новгород. (неопр.). Канал в YouTube "Ivan Makachev".




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?