Телевизор







Телеви́зор, телевизио́нный приёмник (новолат. televisorium «дальновидец»; от др.-греч. τῆλε «далеко» + лат. vīsio «зрение; видение») — приёмник телевизионных сигналов изображения и звукового сопровождения, отображающий их на экране и с помощью громкоговорителей. Современный телевизор способен принимать телевизионные программы как с антенны, так и непосредственно от устройств их воспроизведения — например, видеомагнитофона, DVD-проигрывателя или медиаплеера.




Современный LED-телевизор сверхвысокой чёткости


Принципиальное отличие от монитора заключается в обязательном наличии встроенного тюнера, предназначенного для приёма высокочастотных сигналов эфирного (или наземного: кабельного) телевещания и их преобразования в сигналы, пригодные для воспроизведения на экране и громкоговорителями.




Содержание






  • 1 Историческая справка


    • 1.1 Производство телевизоров в СССР




  • 2 Устройство


  • 3 Ранние упоминания в искусстве


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Историческая справка |


Первые серийные телевизионные приемники «Вижнетт» (англ. Visionette) с 45-строчной механической развёрткой начали выпускаться американской компанией Western Television в 1929 году по цене чуть меньше 100 долларов[1]. Изображение таких телевизоров чаще всего было не крупнее почтовой марки, и даже при увеличении с помощью линзы могло рассматриваться одним человеком. Невысокая чёткость позволяла различать лишь общие контуры предметов, и узнавать лица на очень крупных планах. Из-за неудовлетворительного качества механические телевизоры не получили широкого распространения, оставаясь экзотикой. Кроме того, механические телевизоры выполнялись в виде приставки к радиоприёмнику, который служил для получения видеосигнала[2]. Для приёма звукового сопровождения был необходим ещё один радиоприёмник, настроенный на другую частоту.


Превращение телевизоров в привычный элемент быта связано с появлением электронного телевидения, полностью основанного на электровакуумных приборах. Массовое производство телевизоров было впервые налажено в Германии, где с 1934 года телестанцией DFR («Deutscher Fernseh-Rundfunk» — «Немецкое телевизионное радиовещание») были начаты регулярные передачи по 180-строчной системе. Первые серийные телевизоры с кинескопом выпущены в том же году компанией Telefunken[3]. Спустя два года производство электронных телевизоров было налажено в большинстве развитых стран: Франции, Великобритании и США. Самая дешёвая модель с диагональю экрана 30 сантиметров продавалась по цене 445 долларов, что сегодня составило бы почти семь с половиной тысяч[4]. В СССР эксперименты по электронному телевидению начались в 1929 году, а 1 сентября 1938 года стартовали регулярные трансляции в стандарте разложения 120 строк[5]. Серийный выпуск электронных телевизоров начался в 1940 году, но освоению их массового производства помешала начавшаяся война.



Всего перед Второй мировой войной было выпущено 19000 электронных телевизоров в Великобритании, 1600 — в Германии и 7000 — в США[6]. В тридцатых годах в СССР также выпускались небольшие партии телевизоров[7]. В 1942 году в странах Антигитлеровской коалиции производство телевизоров было приостановлено до августа 1945 года.


После войны, в отличие от разрушенной Европы, в США население не потеряло покупательную способность, а радиоэлектронная промышленность, нарастившая огромные мощности за счёт оборонных заказов, нашла поле деятельности в виде телефикации страны. Если в 1947 году здесь насчитывалось около 180 000 телевизоров, то к 1951-му их число превзошло 10 миллионов[8]! Благодаря массовому производству цены на товар резко упали, дав возможность купить телевизор всем желающим. Если в 1946 году собственным телеприёмником могли похвастаться лишь 0,5 % американских семей, к 1962 году 90 % домохозяйств обзавелись чёрно-белыми телевизорами. Получили популярность комбинированные устройства — телерадиолы — содержащие в общем корпусе телевизор, электрофон и высококачественный радиоприёмник.


Рынок за шесть лет был практически насыщен и, чтобы создать новый массовый товар, американская радиопромышленность всерьез занялась цветным телевидением. После разработки и создания системы NTSC в 1953 году в США началось регулярное цветное телевизионное вещание. Первым серийным цветным телевизором, рассчитанным на стандарт NTSC, стал «RCA CT-100», продававшийся по цене 1000 долларов[9]. Уже в 1955 году было выпущено 40 тысяч цветных телевизоров[10]. Японская радиопромышленность довольно быстро наладила производство относительно дешевых цветных телевизоров для рынка США, и поэтому в 1960 году американскую систему приняла и сама Япония. В Европе из-за послевоенной разрухи распространение телевизоров шло более медленными темпами. При этом в Великобритании к 1952 году насчитывалось уже почти полтора миллиона домашних телевизоров.


В 1956 году американская компания «Зенит» (англ. Zenith Radio Corporation) внедрила первый в мире беспроводной пульт дистанционного управления, разработанный Робертом Адлером. Управление громкостью и переключение каналов производились с помощью ультразвуковых сигналов, промодулированных соответствующими командами[11].


Современный инфракрасный пульт был выпущен в 1974 году фирмами Grundig и Magnavox. Событие совпало по времени с внедрением телетекста, требующего более точного управления, отсутствующего в самих телевизорах[12]. Появление цифровых кнопок на пультах связано именно с необходимостью поиска нужных страниц на телеэкране[13].
В 1980-х годах телевизоры приобрели ещё одну функцию: их начали использовать в качестве монитора для первых бытовых компьютеров и игровых приставок. Для удобства подключения этих устройств, а также получивших распространение видеомагнитофонов, телевизоры начали оснащать, кроме антенного входа, дополнительным компонентным, позволяющим подавать сигналы, минуя высокочастотный селектор каналов[14].


Следующая революция рынка телевизоров произошла в середине 2000-х годов, когда появились недорогие плазменные панели и жидкокристаллические телевизоры. К началу 2010-х годов кинескопные телевизоры практически полностью вытеснены плоскими LCD- и LED-устройствами, существенная часть которых может быть напрямую подключена к интернету и обеспечивает просмотр 3D-контента. На сегодняшний день (2018 год) практически все выпускаемые телевизоры поддерживают стандарты высокой чёткости, а наиболее дорогие модели — и сверхвысокой. Современные плоские телевизоры зачастую выполняют функцию ключевого элемента домашних кинотеатров, сохраняя при этом возможность просмотра эфирного и кабельного телевидения[15].



Производство телевизоров в СССР |



В СССР первый телевизор был разработан в 1931 году Антоном Брейтбартом еще до того, как началось регулярное вещание. Это была телевизионная приставка Б-2. С 1938 года в Советском Союзе было начато производство и продажа двух типов телевизоров: ВРК (Всесоюзный радиокомитет) отечественной разработки и ТК-1, выпускаемого по американской документации.


После войны, несмотря на разруху, развитие телевидения было объявлено одной из приоритетных задач. Уже в 1947 году было освоено серийное производство телевизоров «Москвич Т1» и «Ленинград Т1», а в 1949 году запущен в производство первый массовый советский телевизор «КВН-49».



Устройство |


Классический аналоговый телевизор содержит блок питания, радиоприёмник, звукоусилительный тракт с громкоговорителями, видеоусилитель, блок развёрток, отклоняющую систему и кинескоп. Радиоприёмник является главной составной частью селектора каналов, предназначенного для выбора принимаемого телевизионного канала и его преобразования в промежуточную частоту. Практически с первых лет выпуска электронных телевизоров их радиоприёмники строятся по схеме супергетеродина. Поэтому селектор каналов состоит из усилителя высокой частоты, смесителя и гетеродина[16].




Блок-схема телевизионного приёмника


Промежуточные частоты изображения и звука, полученные в селекторе каналов, поступают на раздельные усилители промежуточной частоты, в каждом из которых подавляется ненужный сигнал для дополнительного разделения, а полезные сигналы детектируются и после дополнительного усиления подаются на громкоговоритель и модулятор кинескопа. Из видеосигнала специальными цепями выделяются синхросигналы, управляющие работой блока строчной и кадровой развёрток. В результате электронный луч движется в кинескопе синхронно с лучом передающей трубки телекамеры или телекинопроектора, образуя на экране устойчивое изображение. Цветной телевизор, кроме перечисленных устройств, содержит блок цветности, декодирующий информацию о цвете изображения, которая передаётся на вспомогательной частоте — «поднесущей»[17]. Кинескоп такого телевизора содержит не один, а три электронных прожектора, пучки которых попадают на точки люминофора с соответствующим цветом свечения. Точное совмещение трёх растров обеспечивает система сведения, также отсутствующая в чёрно-белых телевизорах. В проекционных телевизорах для получения цветного изображения до конца XX столетия использовались три кинескопа повышенной яркости, изображения которых оптически совмещались на экране[18]. В конце 1970-х годов ещё одним стандартным модулем бытовых телевизоров стал блок дистанционного управления с выносным пультом.


Первые телевизоры строились на основе электронных ламп с большим расходом электроэнергии и громоздких. Появление полупроводниковых приборов не привело к быстрому вытеснению радиоламп, поскольку первые транзисторы значительно уступали радиолампам по частотным характеристикам и мощности. Например, высоковольтные цепи анодного питания кинескопа ещё долго строились на мощных кенотронах. В начале 1960-х годов начался постепенный переход на гибридные лампово-полупроводниковые схемы: в 1959 году корпорация «Филко» (англ. Philco) представила телевизор «Safari», в котором основная часть схемы была выполнена на транзисторах, а лампы использованы только в высоковольтном выпрямителе[19]. В 1960 году корпорация Sony представила телевизор TV-8-301, также выполненный в основном на транзисторах[20]. В маркетинговых целях такие телевизоры назывались «полностью транзисторными».




Кинескопы с углами отклонения луча 90° (слева) и 110°












Если к телевизору не подключена антенна или же отсутствует сигнал, вместо изображения на экране отображается характерный «снег» (белый шум)...








...или голубой экран, в зависимости от конструкции и/или настроек








Настроечный телевизионный сигнал








Телевизионная испытательная таблица







В 1970-х годах продолжилась замена электронных ламп транзисторами и наметился переход к использованию микросхем. Наиболее энергично вели внедрение микросхем японские производители, что позволило им сократить число электронных компонентов в цветном телевизоре с 1200 штук в 1971 году до 480 в 1975 году. Это сделало телевизоры надежнее, а их сборку проще. В результате японские производители выиграли конкуренцию и захватили рынки США, а затем и других стран[21]. Лампово-полупроводниковые модели продолжали выпускаться как минимум до 1980-х годов в качестве бюджетных и имели большое распространение. Выпускались и лампово-полупроводниковые телевизоры с использованием микросхем, например, советский «Темп-723» (серия УЛПЦТ(И)). В настоящее время микросхемы являются основой схемотехники современных телевизоров. В новых моделях жидкокристаллических телевизоров со светодиодной подсветкой транзисторы в дискретных корпусах отсутствуют совсем: даже силовой ключ блока питания выполнен в интегральном исполнении.


Ещё одним направлением совершенствования трубочных телевизоров было уменьшение длины кинескопа при одновременном росте диагонали экрана. Это достигалось за счёт увеличения предельного угла отклонения электронных пучков. С момента появления первых кинескопов с углом отклонения 50° эту величину удалось довести до 110°, сократив длину трубки почти вдвое[22]. В результате телевизоры с более коротким кинескопом становились компактнее, занимая меньше места в глубину. Однако, радикально уменьшить толщину приёмника удалось только с появлением плазменных панелей, а затем жидкокристаллических и светодиодных[23]. Наиболее совершенные модели могут достигать в толщину двух-трёх сантиметров при размерах экрана, недостижимых для телевизоров с электронно-лучевой трубкой. Кроме того, новейшие типы экранов не являются источниками тормозного излучения, неизбежного в кинескопах с высоким анодным напряжением. Отсутствие отклоняющей системы также избавляет от сильных магнитных полей, вредных для здоровья. LCD- и LED-телевизоры не требуют наличия высоковольтных цепей и потребляют значительно меньше электроэнергии, чем телевизоры с трубкой. Современные проекционные телевизоры также не содержат кинескопов, вместо которых используются микрозеркальные DMD-модули или поляризующие LCoS-микросхемы[24].



Ранние упоминания в искусстве |


Одним из первых телевидение описывает в своих фантастических произведениях второй половины XIX века французский писатель Луи Фигуэр. Он же ввёл в оборот термин «телектроскоп», впоследствии использовавшийся некоторыми изобретателями технологий передачи изображения на расстояние. Упоминания о телектроскопе, позволяющем видеть на расстоянии, встречаются и в некоторых рассказах Марка Твена тех лет[25].



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}















  • Видеомонитор

  • Проекционный телевизор

  • Радиоприёмник

  • ТВ-тюнер

  • Советские телевизоры

  • Телекран



Примечания |





  1. Western Television Visionette (англ.). Mechanical television. Музей раннего телевидения. Проверено 3 сентября 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.


  2. Первый серийный любительский механический телевизор Б-2 (рус.). Виртуальный музей отечественной радиотехники XX века. Проверено 14 февраля 2014.


  3. Telefunken (англ.). Early Television Museum. Проверено 19 декабря 2016.


  4. TV Selling Prices (англ.). Television History. Проверено 19 декабря 2016.


  5. MediaVision, 2011, с. 68.


  6. Annual Television set Sales in USA (англ.). Television History. Проверено 19 декабря 2016.


  7. История советского телевидения: от первых опытов до «Останкино» (неопр.). www.ferra.ru. Проверено 30 декабря 2018.


  8. Ed Reitan. CBS Field Sequential Color System (англ.). Сайт о системах цветного телевидения (24 August 1997). Проверено 2 февраля 2014.


  9. Pete Deksnis. Restoring a Vintage Color Television Set (англ.). Making it work. Pete Deksnis's Site about the CT-100. Проверено 17 февраля 2014.


  10. Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии, 1956, с. 20.


  11. Paul Farhi. The Inventor Who Deserves a Sitting Ovation (англ.). Arts&Living. The Washington Post (17 February 2007). Проверено 22 декабря 2016.


  12. Все о телетексте (рус.). Dirty (23 августа 2012). Проверено 22 декабря 2016.


  13. Пульт ДУ как воплощение ненависти (рус.). Техника. «Русский топ» (16 мая 2015). Проверено 28 декабря 2016.


  14. Илья Суханов. Домашний кинотеатр на практике. Часть 4 (рус.). Проекторы. iXBT.com (4 октября 2003). Проверено 18 августа 2013. Архивировано 2 сентября 2013 года.


  15. Домашний кинотеатр — от а до я (рус.). «Схем нет». Проверено 20 декабря 2016.


  16. Джакония, 2002, с. 391.


  17. Джакония, 2002, с. 393.


  18. Все, что нужно знать о фронтальных проекторах (рус.). «Hifinews». Проверено 30 декабря 2016.


  19. Philco Safari (неопр.).


  20. Sony Global - Sony Design - History - 1960s (неопр.).


  21. The Big Picture: HDTV and High-Resolution Systems // U.S. Congress, Office of Technology Assessment. — Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1990. — № OTA-BP-CIT-64. — С. 91. (англ.)


  22. Наука и жизнь, 1987, с. 31.


  23. Дмитрий Усенков. Как экраны телевизоров стали плоскими (рус.). Новости науки и техники. журнал «Наука и жизнь» (9 октября 2012). Проверено 23 декабря 2016.


  24. Проекционный телевизор (рус.). Как выбрать телевизор. Проверено 30 декабря 2016.


  25. Телектроскоп: безумный проект из прошлого (рус.). Уникальные устройства (6 декабря 2011). Проверено 15 июля 2018.




Литература |


  • В. Е. Джакония. Телевидение. — М.: «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 387—419. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1.

  • Лев Лейтес. К 80-летию отечественного телевизионного вещания // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 7. — С. 68.

  • Борис Певзнер. Драма цветного телевидения (рус.) // «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» : журнал. — 2007. — № 6.

  • Р. Сворень. Листки ТВ-экрана (рус.) // «Наука и жизнь» : журнал. — 1987. — № 3. — С. 30—32. — ISSN 0028-1263.

  • Б. Шефер. Самодельный телевизор. — М.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937.

  • Трансляционный телевизор (рус.) // «Техника — молодёжи» : журнал. — 1939. — № 1. — С. 46. — ISSN 0320-331X.

  • Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии / В. И. Шамшур. — М.,: «Госэнергоиздат», 1956. — 23 с.


Ссылки |



  • В. Маковеев — Технические аспекты развития телевидения в России.

  • На смену ЖК-телевизорам придет QD TV | Информационно-справочный портал Беларуси - interfax.by




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?