Лесной институт (Российская империя)























Санкт-Петербургский Императорский лесной институт
Здание Императорского лесного института.jpg
Главный корпус Императорского лесного института
Год основания
1803
Год закрытия
1917
Тип
государственный
Расположение
Санкт-Петербург, Российская империя

Императорский лесной институт — высшее учебное заведение Российской империи, созданное на базе Практического лесного училища[1].




Содержание






  • 1 Наименования


  • 2 История


    • 2.1 Практическое лесное училище (1803—1811)


    • 2.2 Санкт-Петербургский Форст-институт (1811—1813)


    • 2.3 Санкт-Петербургский практический лесной институт (1813—1837)


    • 2.4 Санкт-Петербургский лесной и межевой институт (1837—1862)


    • 2.5 Санкт-Петербургская лесная академия (1863—1865)


    • 2.6 Санкт-Петербургский земледельческий институт (1863—1877)


    • 2.7 Санкт-Петербургский лесной институт (1878—1902)


    • 2.8 Императорский лесной институт (1903—1917)


    • 2.9 Институт после 1917 года




  • 3 Руководители


  • 4 Преподаватели


  • 5 Выпускники


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Наименования |


Официальные названия и формы учебного заведения несколько раз менялись:



  • 1803—1811 — Практическое лесное училище .mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em}
    [см. «Практическое лесное училище»]

  • 1811—1813 — Санкт-Петербургский Форст-институт
    [см. «Санкт-Петербургский Форст-институт»]

  • 1813—1837 — Санкт-Петербургский практический лесной институт
    [см. «Санкт-Петербургский практический лесной институт»]

  • 1837—1863 — Санкт-Петербургский лесной и межевой институт
    [см. «Санкт-Петербургский лесной и межевой институт»]

  • 1863—1865 — Санкт-Петербургская лесная академия
    [см. «Санкт-Петербургская лесная академия»]

  • 1863—1877 — Санкт-Петербургский земледельческий институт
    [см. «Санкт-Петербургский земледельческий институт»]

  • 1877—1903 — Санкт-Петербургский лесной институт
    [см. «Санкт-Петербургский лесной институт»]

  • 1903—1917 — Императорский лесной институт (Петроградский — после 1914)
    [см. «Императорский лесной институт»]



История |



Практическое лесное училище (1803—1811) |


Первое лесное учебное заведение Российской империи было основано в Царском Селе по примеру германских практических школ: указом императора Александра I от 19 мая 1803 года было утверждено Положение об учреждении Практического лесного училища[2][3].


Занятия начались в октябре 1803 года; согласно §7 Положения об училище в него принимались «отчасти из вольноопределяющихся, а отчасти из гимназистов и студентов Императорского Московского университета по собственному на то их соглашению, но все они должны быть не моложе 18 лет, дабы по выпуске из училища могли вступать прямо в должности по лесному управлению». На содержание 20 учеников выделялось по 150 рублей в год; «жалованье директору, он же и наставник 2000 р.» В штат входили также (кроме обслуги) лесной землемер, рисовальщик и переводчик.


Директором до перевода училища в Санкт-Петербург до 15 января 1811 года был курляндский дворянин Фёдор фон Штейн.


Выделенный для практических занятий царскосельский зверинец оказался болотистым, так что на занятия учащихся отправляли в Лисинский лес.


Состоялось два выпуска: в 1807 году — 8 выпускников; в 1810 году — 11 выпускников; из них только один, Густав Гарф, был выпущен со званием учёного форстмейстера с чином губернского секретаря (остальные выпущены землемерами).



Санкт-Петербургский Форст-институт (1811—1813) |





План строений Форст-института (1812-1814).


В 1811 году Практическое лесное училище было переведено из Царского Села в пригород Санкт-Петербурга (1811) на территорию, где до этого размещалась Английская ферма[4] и объединено с существовавшим 3 года на Елагинском острове лесным институтом графа В. Г. Орлова; новое учебное заведение получило название: Форст-институт[5]. Территория, на которой был размещён Лесной институт, вскоре получила название «Лесное».


От Английской фермы Лесному институту достались 26 строений в ветхом состоянии. После ремонта и приспособления в них институт оставался до 1821 года. Бывший главный корпус фермы, построенный архитектором А. Н. Воронихиным, — двухэтажный, деревянный, на каменном фундаменте и оштукатуренный внутри имел 2 подъезда, балкон на 10 деревянных колоннах с перилами и навесом из металлической решётки. На нижнем этаже было 7 комнат, проходная комната, парадная лестница, коридор с 4 людскими покоями, изразцовые печи, 2 камина, подвальный погреб. В этом здании расположились учебные классы, кабинеты для преподавателей, библиотека, жилье для воспитанников (до 30 человек). Бывшая молочная ферма была переделана в дом для директора, некоторые конюшни — в жильё для служащих. В остальных постройках разместились: конюшня, сарай для экипажей, сараи для сена, кладовые, служба, баня. Около и между строениями помещались огороды.



Санкт-Петербургский практический лесной институт (1813—1837) |


В 1813 году к Форст-институту было присоединено переведённое из Козельска Лесное училище, действовавшее там с 1805 года, и учебное заведение было переименовано в Санкт-Петербургский практический лесной институт. В программу входили православное богословие, физика, метеорология, климатология, химия, минералогия, почвознание, ботаника, зоология, статистика, политическая экономия, общее законоведение, полицейские, лесные и межевые законы, лесоводство, лесная таксация, лесоустройство, лесная технология, лесное инженерное искусство, геодезия, черчение планов, математика, немецкий язык.


Срок обучения составлял 4 года. Теоретические занятия сочетались с практической подготовкой. Для практической подготовки выпускников была введена дополнительно 1-2-летняя стажировка (1829), стажировка в Лисинском лесничестве[6] (1834). В 1829 году курс обучения был увеличен с 4 до 6 лет и в него стали принимать детей от 10 до 14 лет.


Увеличение числа обучающихся в связи с присоединением Козельского форст-института привело к нехватке учебных площадей. Главный корпус в это время был занят только классами и кабинетами. Флигели были переделаны под общежитие для воспитанников и квартиры преподавателей. Сенной сарай превращен в столовую с пристройкой кухни. Для разрастающегося учебного заведения приспособления старых построек Английской фермы было недостаточно. Начались поиски подходящих помещений. Министр финансов Гурьев просил перевести Лесной институт в Чесменский дворец, но получил отказ. Институт оставался в ветхих строениях. Только в 1823 году было начато финансирование реконструкции зданий училища.





Дом на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге, где размещался Санкт-Петербургский практический лесной институт (1823-1827).


В сентябре 1823 года институт по распоряжению министра финансов был временно размещён в казённом доме на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге (дом Алфузова, № 101). Территория «Английской фермы» до переустройства зданий (1827) служила только для летних практических занятий студентов института.


В 1825 году императором Николаем I был утверждён проект министра финансов Е. Ф. Канкрина о перспективе развития территории института. Проект определил здесь места для строений, огородов и Английского парка. «Загородная дача» (так называли земли Лесного института) предназначалась для жительства воспитанников и практических занятий по геодезии в летнее время. По плану земли института постепенно должны были превращаться в парк. План был утверждён императором Николаем I. По проекту Канкрина в центре (на месте построек Английской фермы) планировалось устроить усадьбу института в форме эллипса с перспективным видом на фасад только что возведённого главного кирпичного корпуса. Вокруг усадьбы намечалось разбить парк. Вода из дренажных каналов собиралась в Большой пруд, который был главным бассейном для сбора воды. Через лес намечалось проложить дороги. Южная часть отводилась под сенокосы и намечалась к дальнейшему осушению.


Первый каменный (кирпичный) 2-этажный с мезонином корпус для классов, столовой и дортуаров был построен (1826) по проекту и под руководством архитектора А. Д. Неллингера. По оси здания проходил коридор, а по обе его стороны находились учебные классы. Выходы из здания располагались по краям и были обращены на север. Во внутреннем дворе находился сад. Часть второго этажа и третий этаж были заняты общими спальнями для учащихся. В остальных помещениях находились классы и столовая.


Архитекторами А. Д. Неллингером и И. Ф. Лукини были построены четыре отдельных академических корпуса института (1826—1831). Были возведены два кирпичных двухэтажных здания — ныне западный и восточный крылья южного фасада. Напротив них, севернее, - два деревянных двухэтажных флигеля, расположенных на месте крыльев и ворот северного фасада. Восточный кирпичный флигель начальника института был определен под квартиры: на 1-м этаже — начальника института и учителя, на 2-м — инспектора и двух учителей. В западном флигеле разместилась казарма для служащих, кухня, пекарня, прачечная и квартира эконома — на 1-м этаже, госпиталь, аптека, комнаты подлекаря, кастелянш, гувернеров и квартира учителя — на 2-м. При этом использовался и старый главный дом Английской фермы, бывшая молочная — дом директора и часть других старых построек. Придворным садовником Джозефом Бушем был разбит большой парк.


Главный корпус был расширен за счёт новых флигелей (1829).


В мае 1830 Лесной институт окончательно разместился на месте бывшей Английской фермы. Вместе с развитием Лесного института приводились в порядок и принадлежавшие ему земли. Однако уже тогда стало ясно, что территория (288 га) слишком велика для института, нуждающегося в средствах. В связи с чем был утверждён проект (1831), по которому нижняя часть земель института, разбитая на участки, предназначалась к продаже частным лицам. Территория к этому времени была осушена, устроена система каналов. Было продано 29 участков (1832). Проданные участки были включены в черту города (1833). Был построен пятый одноэтажный кирпичный флигель под общежитие воспитанников (1833). В 1833 установлены башенные часы. Проложенные улицы Лесного (1833-1835), сохранились до наших дней. Был вырыт круглый пруд (1834), обсаженный деревьями дуба и Серебряный пруд (1856). Для учебных целей использовалась центральная часть усадьбы.


В 1832 году к Лесному институту была присоединена школа межевщиков, недостаток которых тормозил дело приведения в известность казённых земель.
Были выстроены и служебные постройки для школы межевщиков (сараи, конюшни, ледники, дворницкая), также было построено деревянное здание школы межевщиков (1831—1832): центральная (одноэтажная с мезонином) и боковые части большого офицерского флигеля располагались на линии параллельно главному корпусу северного фасада. Севернее этих флигелей находились службы и квартиры чиновников, флигель с квартирами учителей и погреб. В марте 1834 года появилось еще одно здание для школы межевщиков — деревянный корпус инструментального заведения школы, затем занятый мастерскими института, каменная кузница и слесарня.


В 1836-1837 годах была осуществлена перестройка зданий под руководством архитектора К. А. Тона.


  • 1838-1840 четыре отдельных корпуса были перестроены, объединены в один, ставший главным корпусом. Здесь разместились квартиры преподавателей Лесного института.


Санкт-Петербургский лесной и межевой институт (1837—1862) |


В 1837 году Санкт-Петербургский практический лесной институт и межевые роты гражданских топографов были объединены в единый Санкт-Петербургский лесной и межевой институт, организованный по образцу кадетских корпусов. Воспитанники института стали называться кадетами.


Согласно Положению Лесной и межевой институт должен был готовить чиновников для лесной службы и топографов для размежевания и оценки казённых земель.
В соответствии с этим в составе института были созданы три отделения: лесное, межевое и офицерское. Кроме того, при институте обучалась «образцовая рота лесной стражи». Лесное отделение образовало одну роту, межевое — три роты; в каждой роте полагалось по 120 воспитанников; оба отделения составляли учебный батальон. Правила приёма, и срок обучения оставались прежние. По окончании теоретического курса воспитанников лесного отделения в звании «кондукторов» направляли на обязательную годичную практику в специально организованное Лисинское учебное лесничество.


По совокупности познаний, обнаруженных при теоретическом обучении, и успехов в годичной практике оканчивающие институт разделялись на три разряда. Отнесённые к первому, высшему разряду, зачислялись в офицерское отделение, которое имело целью подготовить наиболее способных воспитанников лесной роты к замещению должностей профессоров и преподавателей по лесным наукам в самом институте и ученых лесничих на высшие должности в лесном ведомстве. Срок обучения на офицерском отделении был установлен один год. В офицерском отделении изучали энциклопедию лесных и камеральных наук, государственное лесное хозяйство, статистику, лесоуправление, лесную химию и другие предметы.


В Лесном и межевом институте числилось 32 офицера, в том числе 1 генерал (директор), 2 полковника (инспектор классов и батальонный командир), 3 капитана, 2 штабс-капитана, 5 поручиков, 5 подпоручиков, 14 прапорщиков (1839).


В 1847 году было утверждено новое Положение института[7], внёсшее изменения в его организацию. Упразднялись младшие общеобразовательные классы, срок обучения был определен в 3 года вместо 6 лет. В связи с этим повысились требования к поступающим, от которых требовались знания не ниже четырёх классов гимназии, а возраст устанавливался в 15—18 лет. Число воспитанников в Лесной роте было определено: казённых — 60, пансионеров — 40. Институт получил статус высшего учебного заведения и соответствующие структурные изменения (1848). Три младших класса были упразднены, и для поступления в новое учебное заведение с 3-летним курсом был введён некоторый образовательный ценз. Это преобразование перевело институт в категорию высших учебных заведений Российской империи.


В 1858 году Положение института вновь подверглось существенному пересмотру. Практические занятия в Лисинском учебном лесничестве были значительно расширены. Окончившие лесное отделение после годичной практики в Лисине в течение двух лет должны были получать практический стаж на разных работах в лесном ведомстве и только после этого назначались к замещению штатных должностей. Годичный курс в офицерском отделении был увеличен до двух лет, причем для зачисления в это отделение необходимо было иметь не менее года действительной службы в лесном ведомстве и сдать вступительные экзамены по специальным предметам. Новое Положение имело целью усилить практическую подготовку будущих лесничих и поднять уровень теоретического обучения офицеров. Численность преподавательского состава на лесном отделении была невелика и в последние годы составляла около 30 человек.


Последний выпуск Лесного и межевого института состоялся в 1864 году За 27 лет существования им было выпущено по лесной специальности 854 человека, в среднем более 30 в год, а в последнее пятилетие около 50 в год.


2 августа 1867 года был издан проект временных правил о преобразовании из военного в гражданское устройство Корпусов: Путей сообщения, Лесного и Межевого. Согласно положениям проекта военные чины корпуса в период 1867—1869 гг. получили гражданские чины, по нормам действовавшей Табели о рангах[8].



Санкт-Петербургская лесная академия (1863—1865) |


Лесной и межевой институт, не могли удовлетворять потребность развивающегося лесного хозяйства Российской империи в кадрах высококвалифицированных специалистов. В связи с этим в 1858 году по почину Н. В. Шелгунова при институте и в учебном лесничестве были организованы специальные курсы лесоводства, на которые принимались лица с законченным университетским образованием. Общий срок обучения на курсах составлял 17 месяцев: на теоретический курс отводилось 7 месяцев, на практическое обучение в Лисинском учебном лесничестве — 10.


Осенью 1863 была открыта в Лесная академия, объединившая бывший институт и специальные курсы. Академия должна была стать единственным в России высшим учебным заведением по лесной части. Заведующим академией был назначен генерал-майор Корпуса лесничих И. Г. Войнюков. Срок обучения в академии был определен в 2 года. В Лесной академии началось преподавание химии (А. П. Бородин) и лесной технологии (Н. Е. Попов).


Академия просуществовала недолго (в октябре 1865 произошло её слияние с Петровской лесной и земледельческой академией), осуществив единственный выпуск в 1865 году. Одним из поводов закрытия академии явилось основание в Москве Петровской академии, в которой было устроено, кроме сельскохозяйственного, и лесное отделение.



Санкт-Петербургский земледельческий институт (1863—1877) |


В зданиях Лесного института разместился с 1863 года земледельческий институт, в котором продолжалось преподавание и специальных лесных предметов.


Важное значение для института приобрела химическая лаборатория, созданная профессором А. Н. Энгельгардтом, в которой одновременно могли заниматься 50—100 практикантов, ставшая одной из лучших в Европе.


Надежды, возлагавшиеся на Московскую Петровскую академию в деле подготовки лесных техников, не оправдались, и в 1877 году земледельческий институт был снова преобразован в Лесной. В 1879 году был прекращён приём на лесное отделение Петровской академии, расположенной в Москве.


На рубеже 1860-1870-х годов произошли значительные изменения в учебном процессе института и составе преподавателей. Были арестованы А. Н. Энгельгардт, его помощники и студенты, закрыта химическая лаборатория; сменилось руководство института (директором вместо Е. А. Петерсона назначили Н. В. Синявского). А. Н. Энгельгардт был сослан в свое имение в Смоленской губернии, некоторым студентам запретили проживать в обеих столицах. П. А. Костычев и П. А. Лачинов были арестованы по ложному доносу, уволены из института, но затем восстановлены.


Директор института Н. В. Синявский через 3 года (1874) был заменён Ф. А. Постельсом, который, как и предыдущий директор, не являясь специалистом, ничем себя не проявил.


К 1896 году из небольшой группы когда-то арестованных и заключенных под стражу студентов большинство стало обладатели значимых должностей: В. И. Ковалевский — товарищ министра финансов, Н. П. Червинский – профессор Петровской академии, П. П. Червинский[9] – в Министерстве путей сообщения, М. Г. Кучеров – профессор химии в Лесном институте. Достичь высокого служебного положения всем им помогла химическая лаборатория А. Н. Энгельгардта, которая дала им не только знания, но и привычку к упорному и последовательному труду.


Физику и метеорологию в институте читал известный русский физик-электротехник Д. А. Лачинов (1869—1877). Кафедру лесной таксации и лесной технологии занимал Н. М. Зобов (1869—1873); Н. Н. Соколов — профессор химии; П. А. Лачинов и Б. С. Майкопара – помощники профессора; П. А. Костычев, М. Г. Кучеров – лаборанты химической лаборатории. Д. Н. Кайгородов начал чтение лекций по лесной технологии (1875).


Санкт-Петербургский лесной институт был реорганизован из Санкт-Петербургского земледельческого института 5 ноября 1877 году, при этом было закрыто агрономическое отделение. Из учебной программы исключили сельскохозяйственные дисциплины, которые были переведены в Петровскую академию.



Санкт-Петербургский лесной институт (1878—1902) |


Первый приём в преобразованный Санкт-Петербургский лесной институт состоялся в 1878 году. К зачислению допускались лица с законченным средним образованием. Вначале прием производился по конкурсным экзаменам, с 1898 года — по конкурсу аттестатов. Сыновья лесных чинов принимались вне конкурса.


В институте был установлен четырёхлетний срок обучения. Окончившие институт получали звание ученого лесовода I или II разряда. Первый разряд присваивался тем, кто успешно окончил курс и в течение года представил специальную работу, аналогичную нынешним дипломным работам. Положением количество студентов было определено в 250 человек (на I курсе — 100, на II — 60, на III — 50, на IV — 40). Фактический контингент студентов в первые годы был меньше, затем возрос и уже в 1890-х годах достигал 300—350 человек, а в 1900-х — 500. В главном здании института имелось общежитие для 150 студентов.


К концу рассматриваемого периода контингент студентов Лесного института характеризовался следующими данными. На 1 января 1902 года в институте было 522 слушателя, в том числе на I курсе — 191, на II — 122, на III — 102 и на IV — 107 человек. По социальному происхождению (в %):
43,5% штаб- и обер-офицерских детей;
19,1% мещан;
13,6% из дворян;
10,3% крестьян и солдатских детей;
6,9% почётных граждан;
4% купеческого сословия;
1,8% иностранцев;
0,8% сыновей духовных лиц.


Учебным планом института предусматривались 18—20 часов лекций в неделю, летняя практика по ботанике для первого курса; по зоологии и геодезии — для второго курса; лесоводству, таксации и геодезии — для третьего курса и по лесоустройству и лесной технологии — для четвертого курса.


На первом курсе преподавались математика, ботаника, физика, химия, зоология, богословие. На втором курсе продолжалось изучение ботаники, химии и зоологии, кроме того, занятия дополнялись чтением минералогии, метеорологии, геодезии и общему законоведению. На третьем и четвер­том курсах преобладали специальные предметы: почвоведение, дендрология, лесоводство, лесоустройство, лесная таксация, оценка лесов, лесная технология, лесное инженерное искусство. На третьем курсе читались еще полицейское право и политическая экономия. Лесные законы изучались на последнем курсе. На всех курсах преподавался немецкий язык.


Летние учебные занятия по лесохозяйственным дисциплинам проводились в Лисинском лесничестве. Для улучшения учебного процесса институт в течение многих лет добивался получить в свое ведение отдельную учебную лесную дачу. Ходатайство института, наконец, было удовлетворено, и в 1902 году ему была передана Охтинская казённая лесная дача площадью около 1 тыс. га.



Императорский лесной институт (1903—1917) |





Знак окончившего Императорский лесной институт.





План Лесного института (1903).


В 1903 году институту было присвоено звание Императорский в честь 100-летия его образования. В 1914 году в связи с переименованием столицы Российской империи название изменилось на Петроградский лесной институт.


Было введено новое Положение об институте (1902). Учебный план института, рассчитанный на 4 года, был расширен за счёт новых дисциплин. Был сделан упор на лесоводство путем разделения его на общее (лесоведение и вопросы, связанные с естественным лесовозобновлением и уходом за лесом) и частное (вопросы искусственного возобновления и разведения леса); расширился цикл инженерных наук вследствие включения прикладной механики и строительного искусства, введен отдельный предмет лесоуправления; добавлены основы сельского хозяйства, плодоводство и огородничество. Совету института предоставлялось право оставлять при институте ученых лесоводов 1-го разряда для подготовки их к научно-учебной деятельности по специальным лесным предметам. Эти лица зачислялись стипендиатами высшего оклада (аспирантами) на срок не более двух лет. Для поощрения студентов к научным занятиям совет института ежегодно предлагал темы и за лучшие сочинения назначал золотые или серебряные медали.


В 1900-х годах по проекту А. И. Дитриха к главному корпусу были пристроены два дворовых флигеля. В 1903 году в помещении Императорского лесного института были произведены большие работы по внутреннему ремонту и расширению аудиторий. Сооружены четыре больших каменных здания, предназначенных для общежития студентов и квартир профессоров института. Во внутреннем дворе главного корпуса был уничтожен сад с большим количеством редких пород (1907). Луг был превращён в древесную школу. Организован дендрологический сад. Рядом с директорским домом устроен Ботанический сад. В 1910 открыта Лесная опытная станция, рядом заложена опытная площадка.


Студенческие беспорядки (1905—1907) серьёзно отразились на учебной жизни института. В течение всего 1905 года и до 1 сентября 1906 года учебные занятия в институте не проводились. Вследствие революционных выступлений студенчества распоряжением министерства институт был закрыт на весь учебный год. Общежития в учебном здании были также закрыты.


В 1906/07 учебном году в институте вместо курсовой была введена предметная система преподавания, недостатки которой обнаружились вскоре после её введения. Резко сократилась посещаемость лекций, невозможно стало регулировать нагрузку учебно-вспомогательных учреждений и лабораторий, накопилась академическая задолженность, снизилось качество обучения. С учётом этого с 1908/09 учебного года институт постепенно стал возвращаться к курсовой системе преподавания, которая к 1912/13 учебному году полностью была восстановлена на всех четырёх курсах.


Эти перемены вызывали недовольство студентов, требующих улучшения преподавания и материального состояния, а также открытия лесотехнического и лесоинженерного отделений. В ответ против студенчества были приняты строгие меры: в течение всего первого семестра 1908/09 учебного года институт был закрыт, и более 100 студентов было исключено из института. Большая часть исключенных была вновь зачислена лишь в следующем учебном году. Волнения среди студентов продолжались и в 1911 году.


Численность студентов института постоянно росла. До 1908/09 учебного года в институт ежегодно поступало 100—150 человек, а в последующие годы прием составлял 225—250 человек. Такой рост был вызван недостатком в специалистах с высшим лесным образованием. Несмотря на значительный отсев, число студентов в институте возросло с 522 (1902) до 628 (1912) и до 765 (1915). Ежегодный выпуск в среднем составлял около 80 человек. С целью ускорения подготовки специалистов в Лесном институте проводились (1912—1914) 3-месячные дополнительные курсы для лесничих. Организатором этих курсов был профессор Г. Ф. Морозов.


За десять лет (1902—1912), удельный вес низших сословий среди учащихся института увеличился почти вдвое. Крестьяне и мещане стали преобладающей частью студенчества вместо дворян и военных.


Мировая война привела к постепенному свертыванию учебной и научной деятельности института. Студенты и преподаватели соответствующих возрастов были призваны на военную службу. Для оставшихся в институте студентов были установлены жёсткие сроки окончания курса. Лица, не защитившие в срок квалификационных работ, выпускались со званием «зауряд-лесовода». Оканчивающих институт направляли на работу в соответствии с нуждами военного времени и в первую очередь на заготовку леса и обработку древесины. Тогда-то и обнаружилось, что подготовка студентов на биологической базе не соответствует предъявляемым к ним требованиям. Актуальным стал вопрос о реорганизации структуры Лесного института.


В 1916 году директором института была составлена записка об учреждении при институте лесотехнических отделений: технологического — по механической и химической обработке дерева и торфа и инженерного — по заготовке и транспорту леса и мелиорации. Был составлен проект реорганизации института в составе трёх отделений, который не был реализован из-за недостатка средств. В 1917 году был лишь увеличен штат педагогического персонала, преимущественно ассистентов. Был сделан шаг к приобщению преподавателей и студентов к активному участию в организации учебной жизни института, в частности им было предоставлено ограниченное право посещения заседаний Cовета института.


За тринадцатилетний период (1902—1914) Лесной институт окончило 1033 человека (учёных лесоводов I разряда — 411, учёных лесоводов II разряда — 622).


Научной и учебной работой института руководила большая группа выдающихся ученых. Среди них профессора Г. А. Любославский и В. Н. Оболенский (физика и метеорология), М. Г. Кучеров и Е. В. Бирон (химия), Н. А. Холодковский (зоология), академик И. П. Бородин и профессор Л. А. Иванов (ботаника), профессора П. С. Коссович и К. К. Гедройц (почвоведение), И. И. Померанцев (геодезия), Г. Ф. Морозов (общее лесоводство), А. Н. Соболев и В. Д. Огиевский (частное лесоводство), М. М. Орлов (лесоустройство и лесная таксация), Д. Н. Кайгородов и Н. А. Филиппов[10] (лесная технология), С. В. Ведров, Н. И. Фалеев и Э. Э. Керн (законоведение, лесные законы и лесоуправление), Л. В. Ходский (политическая экономия и статистика).



Институт после 1917 года |


В 1917 году институт утратил статус Императорского. В 1920 был принят новый устав Петроградского лесного института, на основании которого был установлен срок обучения 3 года.



Руководители |




  • 1803—1811 Ф.-К. Штейн

  • 1811—1814 Х.-Ф. Стефан

  • 1815—1821 П. И. Медер

  • 1821—1837 Ф. Л. Брейтенбах

  • 1837—1843 Н. М. Ламздорф

  • 1843—1858 Е. П. Швенгельм

  • 1858 В. С. Семёнов

  • 1858—1860 А. А. Логинов

  • 1860—1862 Пажон де Монсе

  • 1862—1864 И. Г. Войнюков

  • 1864—1871 Е. А. Петерсон

  • 1871—1874 Н. В. Синявский

  • 1874—1881 Ф. А. Постельс

  • 1881 Н. И. Раевский

  • 1881—1887 В. Т. Собичевский

  • 1887—1889 Н. С. Шафранов

  • 1899—1905 Э. Э. Керн

  • 1905—1907 П. С. Коссович

  • 1907-1909 М. М. Орлов

  • 1909—1911 П. С. Коссович

  • 1911—1916 А. П. Фан-дер-Флит




Преподаватели |


См. также: Преподаватели Лесного института







Выпускники |


См. также: Выпускники Лесного института (до 1917 года)






Лесной институт до 1917 года выпустил всего 4300 учёных-лесоводов.



Примечания |





  1. В настоящее время (в результате преобразований) правопреемником лесного институт является Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет.


  2. Об учреждении Практического лесного училища // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. — Т. XXVII. 1802—1803. № 20776. — С. 620—622.


  3. В ряде официальных документов учебное заведение именовалось Царскосельским лесным институтом.


  4. В 1802 году английский капитан Александр Давидсон получил разрешение организовать близ Санкт-Петербурга показательную сельскохозяйственную ферма, для которой были приобретены обширные участки земли у Чёрной речки, в Удельной и Сосновке. Так как управляющими здесь были англичане, это земледельческое хозяйство называли Английской фермой. Ферма не приносила доходов, и её участки в 1811 году распродали с торга частным лицам.


  5. От немецкого Forst  (нем.) (Лес)


  6. Леса, окружавшие Лесной институт в то время уже были недостаточны для практического ознакомления с приемами лесного хозяйства и потому в 1834 году, специально для практических занятии воспитанников института, было учреждено Лисинское учебное лесничество в 50 верстах к Югу от Петербурга.


  7. Положение о Лесном и межевом институте (1847)


  8. При этом в Табель о рангах были добавлены новые гражданские чины — инспектор Корпуса лесничих (4 класс), вице-инспектор Корпуса лесничих (5 класс), лесничий (9 класс) и пр.


  9. Червинский, Петр Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  10. Николай Андреевич Филиппов – инженер-технолог, профессор Императорского лесного института, крупнейший специалист по технике и технологиям ремесленных производств, связанных с обработкой дерева.




Литература |



  • Крупнейший лесной вуз СССР / гл. редактор В. И. Шарков. — Москва, Ленинград: Лесная промышленность, 1967. — 252 с. — (К 50-летию советской власти). — 10 000 экз.

  • Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия. Страницы истории / ответственный редактор В. И. Онегин. — Санкт-Петербург: ЗАО "Хромис", 2003. — 111 с. — (К 200-летию Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии). — ISBN 5-9239-0037-8, 5-98049-001-9.


  • Исторический очерк развития Санкт-Петербургского Лесного института. — СПб.: Гос. тип., 1903. — [14], 194, 157 с., 1 л. фронт. (портр.), 55 л. ил., портр.: ил.

  • Лесные учебные заведения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Об учреждении Практического лесного училища // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. — Т. XXVII. 1802—1803. № 20776. — С. 620—622.

  • Санкт-Петербургский Императорский лесной институт (1904-1914)

  • Положение о Лесном и межевом институте (1847)



Ссылки |



  • Лесной институт (Английская ферма Давидсона)


  • Лесотехническая академия (Институтский пер., 5)

  • Лесотехническая академия им. С. М. Кирова СПб гос.

  • Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова

  • История развития Лесотехнической академии СПб в XIX веке (неопр.). МИР ЗНАНИЙ. Проверено 21 ноября 2018.




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?