Книга Царств




Книга Царств

Кни́ги Ца́рств — четыре исторических книги Ветхого Завета в Септуагинте и в православном каноне.


Четыре книги Царств православного канона в еврейском кодексе священных книг (Танахе) составляют только две книги.



  1. Одна из них, в состав которой входят первая и вторая книги Царств, называется «Книга Самуила» (или «Шмуэль»), потому что здесь средоточием рассказа служит пророк Самуил, при посредстве которого совершилась перемена правления в народе Божием и который помазал на царство двух первых царей — Саула и Давида.

  2. Другая книга, в состав которой входят Третья и Четвёртая книги, называется «Книга Царей» (или «Мелахим» — Цари)[1].


Деление на четыре книги явилось прежде всего у александрийских переводчиков; впрочем, православная церковь в каноническом счислении книг удержала древнее еврейское деление на две книги. В греческой Библии (Септуагинте) все четыре книги носят общее название «Βασιλέιωι», то есть «Книги Царств», потому что в первой и второй книгах изображаются события непосредственно-божественного (теократического) царства, какое свойственно было народу Божиему, и царства человеческого, какого возжелал Израиль по примеру языческих народов, а в третьей и четвёртой изображается судьба царств Иудейского и Израильского.


Авторами книг Царств считаются пророки, которые преемственно записывали события своего времени. Так, например, по свидетельству иудейского предания и первой книги Паралипоменон, авторами Первой и Второй Книг Царств были пророки Самуил (24 главы), Нафан и Гад, а Третьей и Четвёртой — Ахия Силомлянин (3Цар. 11:29), Адда и Исаия (2Пар. 30:11, 33:32 и др.). Вероятно, 3 и 4 книги Царств приведены в настоящий вид и состав писателем времён Вавилонского плена, как полагают — Ездрою, который пользовался «Историей Соломона» (3Цар. 11:41), «Летописью царей иудейских» и «Летописью царей Израильских» (см. 3Цар. 14:19, 29; 15:7; 16:5, 14; 4Цар. 1:18; 8:23; 10:34 и др.). Летописи эти не следует смешивать с государственными актами и официальными записями, которые велись придворными чиновниками в Иудейском царстве (см. 3Цар. 4:3; 4Цар. 18:18, 37), но едва ли существовали в Израильском.


Чиновники от правительства не могли так строго критически и грозно обличительно относиться к деятельности царей, как это делают составители «летописей», послуживших основанием Третьей и Четвёртой Книг Царств. Есть мнение, основанное на иудейском предании, по которому Третья и Четвёртая Книги Царств составлены пророком Иеремией, но этого мнения принять нельзя: третья и четвёртая книги Царств составлены во второй период Вавилонского пленения (см. 4Цар. 25:27 и сл.) и в земле пленения, между тем как пророк Иеремия последние годы своей жизни провёл не в Вавилоне, а в Египте. Книги Царств охватывают около 600 лет жизни еврейского народа, от рождения пророка Самуила до освобождения Иехонии из темницы в 37-м году по переселении его в Вавилон (ок. 1170—567 до н. э.).


Книга первая, начиная историю еврейского народа от рождения Самуила, доводит её до смерти царя Саула — 110 лет; Вторая Книга Царств описывает царствование Давида — 40 лет: Третья излагает историю от Соломона до Иосафата — 120 лет, Четвёртая — от смерти Ахава до плена вавилонского — около 335 лет.


Общей целью написания всех книг Царств можно предположить изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры при царях. В частности, авторы Первой и Второй книг Царств подробным изложением событий из жизни Самуила и Давида хотели отобразить возможно точный образ еврейского пророка — в лице Самуила, а царя — в лице Давида. Цель составителей Третьей и Четвёртой книг Царств заключается в том, чтобы представить картину постепенного упадка царств иудейского и израильского в связи с причинами этого явления — презрением к слову пророческому и в особенности идолопоклонством.



Примечания |





  1. Царств книги // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.




Литература |



  1. Епископ Михаил. Исторические книги Ветхого Завета. — Тула, 1899.

  2. Афанасьев Д. Руководство по предмету Свящ. Писания. Книги исторические Св. Писания Ветхого Завета. 4-е изд. — Ставрополь, 1896.



Ссылки |



  • Библия, Ветхий Завет

  • Царств книги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?