Великопермское княжество













































Вассальная территория Великого княжества Московского
Великопермское княжество

Great Perm and Pelym principalities RU.jpg
Великопермское и Пелымское княжества



← Flag of None.svg


Flag of None.svg →


1451 — 1505


Столица
предположительно Чердынь
Язык(и)
древнепермский
Религия
язычество, православие
Площадь
в период расцвета 9 тыс. км² (XVI век)
Население
ок. 6 тыс. чел. (XVI век)
Форма правления
монархия
Династия
Великопермские князья

Великопе́рмское кня́жество (Че́рдынское кня́жество) — коми-пермяцкое средневековое княжество на Верхней Каме, в междуречье Камы, Вишеры, Колвы и Язьвы. Межплеменной центр — Чердынь, резиденция верховного князя — Покча[1], духовный центр — Искор[2]. Археологически княжество охватывало территорию родановской культуры. Находилось в зависимости от Великого княжества Московского и, возможно, также формально подчинялось Новгородской республике (до 1472 года).




Содержание






  • 1 Территория


  • 2 Население


    • 2.1 Населённые пункты




  • 3 Религия


  • 4 История


    • 4.1 Пермские земли в составе Новгородской республики (XII — первая половина XV веков)


    • 4.2 Проникновение русских в Прикамье (XIII—XIV века)


    • 4.3 Зависимое княжество




  • 5 Правители


  • 6 Великопермское княжество в художественной литературе


  • 7 Примечания


  • 8 Ссылки





Территория |


Княжество располагалось на территории Верхнего Прикамья. Площадь непосредственно самого княжества не превышала 9 тыс. км². Контролировало пространство всей исторической области Пермь Великая — это более 84,6 тыс. км². К северу оно простиралось до волока с верховьев р. Колвы на притоки Вычегды, где граничило с Пермью Вычегодской. К западу территория княжества достигала верховьев Камы и Вятки, где начиналась Вятская земля. На юге княжество контролировало территории до р. Чусовой, земли за которой принадлежали башкирам, подвластным Казанскому ханству. Восточная граница, по Уральскому хребту, — c вогулами (манси) — была наиболее беспокойной и часто нарушалась с обеих сторон. Центр княжества располагался в районе слияния рек Колва, Вишера и Кама. Административно делилось на Верхнюю (Вылiсь му) и Нижнюю (Улiсь му) земли. Это деление сохранилось и в более позднее время, изменив название на Верхний и Нижний станы Чердынского уезда.



Население |


Точная численность населения неизвестна. По данным первой русской переписи этих земель И. И. Боброва 1530, то есть спустя 25 лет после ликвидации самостоятельности пермского княжества (2145 луков — взрослых мужчин) можно предположить общую численность населения в период независимости не менее 6 тыс. чел. Историк В. А. Оборин считал, что на территории Родановской культуры IX—XV веков проживали не менее 4,5 тыс. человек[3].



Населённые пункты |


В исследовании начала XX века названы следующие населённые пункты княжества[4]



  • Города (городища): Чердынь (Вятское, с IX—XI вв.; Троицкое с русским населением, с XV в.), Редикор (с IV—IX вв., могильник), Пымпол (с IX—XI вв.), Искор (святилище, с IV—IX вв.), Урос (XV век).

  • Селища: Покча (с IX—XI вв.), Вильгорт (с IX—XI вв.), Бондюг (с IX—XI вв.).


Однако археологические раскопки, проведённые в 2001—2008 годах показали, что как Чердынь, так и Искор являлись неукреплёнными святилищами, а не «городками»[5]. Раскопки не выявили ни следов укреплений, ни жилых построек[5].



Религия |


Среди населения преобладало традиционное коми-пермяцкое язычество, но великопермские князья были православными. Неукрепленными святилищами были Чердынь и Искор[5]. Вероятно уже в конце XIV века на территорию Прикамья проникает православие. В 1383 году епископ Стефан Пермский был поставлен первым пермским епископом. В летописи это событие описано так: «приде Стефан до митрополита до Москвы для новокрещении пермяки епискупа просити. Пимен митрополит с князем с Дмитрием сразсудив, поставил его Стефана епискупом пермскую землю»[5]. Так как в церковном отношении Пермь Великая относилась к Новгородской епархии, то это привело к конфликту. Новгород дважды посылал в Пермскую землю вооружённые отряды[6]. Вскоре конфликт был улажен — Новгород признал пермского епископа, назначенного Москвой[7]. Хотя никаких документальных свидетельств о пребывании Стефана Пермского на территории Перми Великой нет, он почитался там как основатель пермской епархии[8]. В XV веке пермские епископы были сторонниками Москвы. Пермский епископ Питирим в условиях феодальной войны в Московском княжестве поддержал Василия II, издав в 1447 году вместе с другими церковными иерархами Руси анафему на его противника князя Дмитрия Шемяку[7]. Помощь выразилась также в том, что Питирим в 1450 году послал на защиту от Шемяки Великого Устюга свою паству, а двое пермских сотников были казнены Шемякой[7].


В 1455 году епископ Питирим попытался крестить население Перми Великой, но был убит в результате набега манси[9]. Новый епископ Иона Пермский «добавне крести» коми-пермяков в 1462 году[9]. П. А. Корчагин считает, что продолжением крещения был Чердынский поход 1472 года, в ходе которого московский отряд разорил коми-пермяцкое святилище в Искоре[10].


Даже в начале XVI века языческие обряды ещё соблюдались частью населения княжества, о чем свидетельствует послания московского митрополита Симона, датированные 1501 годом и адресованные пермскому духовенству, мирянам, а также «Князю Матвею Михайловичу пермскому»[8]. В послании Симон отмечал, что брак у части населения Перми Великой сохранил нехристианские черты. Он писал: «Яко же слышу о вас, что де у вас поимаются в племени по ветхому и по татарскому обычаю: кто у вас умрет, и вторы де его брат жену его поимает, и третьи де и брат его того ж де творит; а жены де и ваши ходят простовласы, непокровенными главами»[11]. Митрополит Симон предписывал соблюдать посты, венчаться в церкви, а замужним женщинам ходить с покрытой головой[11]. Вероятно в начале XVI века коми-пермяки поклонялись прежним божествам, в том числе Войпелю. В этой связи митрополит Симон писал: «А кумиром бы есте не служили, ни треб их не принимали, ни Войпелю болвану не молитеся по древнему обычаю, и всех Богу ненавидимых тризнищ не творите идолом»[11].


Митрополит Симон был недоволен пермским духовенством, которое не слушало наставлений епископа Филофея, управлявшего Пермской епархией в 1471—1501 годах[11]. Этот епископ «не единова посылал к вам свои грамоты о том же, поучая вас, чтобы есте от раноядия и от питья воздержались, а детей бы своих духовных новокрещеных христиан учили всяко закону Божию, вере христианской: и вы де и о всех сих небрегосте и от епископа своего божественных писаний поучения не внимаете»[11].



История |


Письменные источники по ранней истории Великопермского княжества крайне скудны. Основным первоисточником является Вычегодско-Вымская летопись. Известно, что Прикамье располагалось на пересечении торговых путей. Например, Чердынь, по мнению историков П. А. Корчагина и А. С. Лобановой, располагалась на перекрёстке водно-волоковых путей[12]:



  • В Вычегду по Колве и через Немский (Бухонин) волок;

  • К полноводной Печоре и по ней к Ледовитому океану;

  • В Западную Сибирь по Вишере (Вишерско-Лозьвинский волок) и Чусовой;

  • В Вятку через Волосницкий волок.


Коми-пермяцкие племена Верхнего Прикамья с древнейших времён поддерживали торговые отношения с Поволжьем и странами прикаспийского региона, куда по Каме и Волге шёл прямой речной путь. С запада через Пермь Вычегодскую по притокам Северной Двины отсюда проходил речной путь к Великому Устюгу и Вологде. На восток по Вишере, Лозьве и Тавде лежал путь в Сибирь, который до конца XVI века был главной «Московской» или «Государевой» дорогой за Урал[13]. В Прикамье скопилось большое количество так называемого «закамского серебра» — серебряной посуды из Сасанидского Ирана, Византии и Средней Азии и арабских монет и украшений с зернью и сканью[14].


Население Прикамья издревле занималось охотой, рыболовством и собирательством. Кроме того, на территории северного Прикамья издавна существовала металлургия. Недалеко от современного села Оралово обнаружены литейные формы и тигли для литья меди, относящиеся к X—IX вв. до н. э. (Ананьинская культура)[15]. В IX—XV веках территория Перми Великой с точки зрения археологии относилась к Родановской культуре[16]. Представители этой культуры занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, у них была металлургия железа[16]. Металлургическим центром Родановской культуры было расположенное около современных Березников поселение, известное археологам как Чашкинское[17]. Оно существовало в IX—XIII веках[18]. В послемонгольское время металлургическими центрами Прикамья были расположенные в бассейне реки Зырянки городище Семино и селища Абрамово, Пермяково[19].



Пермские земли в составе Новгородской республики (XII — первая половина XV веков) |


Не позднее XII века пермские земли оказались в зависимости от Новгородской республики и вплоть до 1471 года вместе с Югрой упоминаются как новгородские «волости» в договорах 1264, 1304—1305 и 1471 годов[20]. Известно, что пермские земли, как и югорские уже в XII веке платили Новгороду дань. Новгородская четвёртая летопись сообщает, что в 1187 году «избъени быша даньникы Перемьские и Югорьскии, а друзии за Волоком, и паде головъ о сте кметей»[21]. Из этого сообщения следует, что уже тогда новгородцы посылали в пермские и югорские земли сборщиков дани с местного населения и что местное население порой оказывало им серьёзное сопротивление. Сбор Новгородом дани с Прикамья продолжался и после татаро-монгольского нашествия. В 1322 году Иван Калита «приде из орды, и възверже гнев на Новгород, прося у них серебра Закамьского»[22].



Проникновение русских в Прикамье (XIII—XIV века) |


В начале XIII—XIV веках Прикамье использовалось владимиро-суздальскими (а позднее произошедшими от них московскими) князьями как транзитная территория. В низовьях Камы и среднем Поволжье с X века располагалось тюркоязычное мусульманское государство Волжская Булгария. Существует даже версия, что в Верхнем Прикамье уже в XI веке существовали булгарские торговые фактории, но она принята не всеми историками[23]. При раскопках памятников родановской культуры обнаружено очень мало предметов булгарского происхождения. Например, булгарская керамика составляет менее 1 % общей керамической массы родановских поселений Северного Прикамья[24].


Несмотря на то, что значительная часть археологических памятников (могильников и поселений) верхнего Прикамья была раскопана в дореволюционный период, историк Л. Д. Макаров пришёл к выводу, что уже в XI веке в регион шёл поток предметов из Древней Руси[23]. Например, около современного Чермоза были найдены фрагмент рукояти древнерусского меча (единственный аналог такой рукояти украшал меч из Киева IX—X вв.) и обломок каролингского меча[25].


К северо-западу от Верхнего Прикамья в начале XIII века был основан Великий Устюг, принадлежавший Владимро-Суздальскому княжеству. Из Великого Устюга через верховья Камы проходил путь в Волжскую Булгарию, которым русские князья пользовались. Когда в 1220 году князь Юрий Всеволодович организовал поход на Волжскую Булгарию, то один из его полков был послан «со Устюга на връхъ Камы»[26]. После татаро-монгольского нашествия, разорившего как русские княжества, так и Волжскую Булгарию, использование Прикамья как транзитной территории продолжалось. Когда в 1324 году московский князь Юрий Данилович совершил поездку в Золотую Орду, то он «шел на Пермь Великую и поиде по Каме реке»[21]. В 1409 году флотилия мятежного новгородского боярина Анфала Никитина совершила поход в Волжскую Булгарию примерно по тому же маршруту, что и князь Юрий Всеволодович в 1220 году: 150 судов пошли по Волге, а 100 во главе с самим Анфалом по Каме[27].



Зависимое княжество |


Как государственное образование княжество появляется лишь с ослаблением Новгородской республики после того, как сопредельная Пермь Вычегодская подпала под власть Москвы. В 1451 году великий князь Московский Василий II Темный сделал своими наместниками в Перми Вычегодской князя Ермолая и его сына Василия, а другой сын Ермолая Михаил стал вассальным правителем Перми Великой. Происхождение Ермоличей в точности неизвестно. Летопись указывает на их родство с великокняжеским домом (по Верейской линии), но большинство современных авторов считает, что Ермоличи — местные коми-пермяцкие князья, возможно, и обрусевшие, так как они были христианами и имели русские имена. Пермский историк П. А. Корчагин отмечает, что великопермский князь Ермолай назван в летописи без отчества, что указывает на то, что он был незадолго до того крещён[7]. П. А. Корчагин также указал, что на Руси не было известно более ни одного князя с именем Ермолай[7].


Международное положение княжества до 1472 года характеризовалось двойной зависимостью — от Великого княжества Московского и Новгородской республики. Василий II называл себя в числе прочих титулов князем пермским уже в договоре 1449 года с польским королём Казимиром «князь великий Василеи Васильвичъ московъскии, и новгородскии, и ростовъскии, и пермъскии, и иных»[28]. В свою очередь Новгород считал в договорах пермские земли своими до 1472 года[28].


В 1467 году чердынцы без разрешения великого князя Московского заключили союз с соседями-вятчанами против пелымских вогулов. Соединённые войска пермяков и вятчан взяли в плен пелымского князя Асыку, но тому удалось бежать. В тех же 60-х годах XV века чердынцы беспрепятственно пропускали московские войска, идущие на Казанское ханство, но в 1471 отказались участвовать в походе московских полков, возглавляемых братом великого князя Юрием. Как указывает летописец: «Стоял Юрий под Казаню 5 дней, к городу не приступал, сожидаючи белозерцев и чердынцов, а чердынцы, убоясь не пошли, за казанцов задалися»[29]. Имея прочные торговые отношения с Казанским ханством, чердынцы не только не желали войны, мешавшей их торговле, но и имели в своей среде также проказанскую партию. Москва ответила походом против самого княжества. Поход состоялся вскоре после того, как московское войско разгромило в 1471 году Новгород — бывшего формального сюзерена Перми Великой.


Весной 1472 года московские полки под командованием участника разгрома Новгорода Фёдора Давыдовича Пёстрого совершили Чердынский поход. В ходе этого похода московское войско подошло в Прикамье и разделилось на две часть. Первая во главе с самим Федором Пестрым разбила пермское войско у реки Колвы, взяло в плен сотников (племенных вождей) Мичкина, Бурмота, Исура, Коча и Зырна[30]. После этого московское войско разорило неукреплённое святилище Искор[31]. Другой московский отряд Гаврилы Нелидова был послан против князя Михаила и «воевал» его владения: Чердынь, Покчу и Урос[30].


Пленные пермяцкие сотники, а также князь Михаил были отосланы в Москву. Но там Михаил сумел оправдаться перед Иваном III, получить прощение и вернуться назад с прежним княжеским титулом.


В 1481 году Асыка, князь пелымских манси (вогулов), вновь напал на Пермь Великую. При защите Покчи князь Михаил и несколько его сыновей погибли. На выручку пришло войско из Устюга, которое сняло осаду с лучше укреплённой Чердыни, позже ставшей резиденцией московских наместников. Тем не менее, нашествие было чрезвычайно разорительным, так как Москва даже отказалась от запланированной переписи населения, которая должна была проходить как в Перми Вычегодской, так и в Перми Великой в том же году. Для обуздания вогулов в 1483 из Москвы послали войска под предводительством воевод Федора Курбского и Ивана Салтык-Трава. В этом походе участвовало и ополчение обеих пермских земель. Войска прошли через Чердынь в Сибирь, рассеяли пелымских вогулов, спустились по рекам Тавде и Иртышу на Обь и вернулись с богатой добычей и множеством пленных, включая влиятельного югорского князя Молдана. Политическими следствиями этого похода были длительные переговоры между Москвой и сибирскими князьями, которые добивались возвращения князя Молдана и для этого пошли на заключение мира, скреплённого в 1485 князьями Вымскими с российской стороны, и Молданом со своими союзниками — с сибирской.


Вычегодско-вымское ополчение затем принимало участие в походах на Вятку (1489), на Печору (1499) и вновь на Пелым (1500), но неизвестно, участвовало ли в этих походах войско следующего правителя Прикамья Матвея Великопермского, сына погибшего князя Михаила. Зато известен неожиданный финал его княжения: весной 1505 чем-то разгневанный Иван III Васильевич .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}



«свел с Великие Перми вотчича своево князя Матфея и родню и братию ево»..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


На этом история Великопермского княжества как наследственного владения, зависимого от Москвы, закончилась. Далее эта земля управлялась московскими наместниками: князем-воеводой Ковровым Василием Андреевичем[32] и его преемниками.



Правители |




  • Михаил Великопермский (1451—1481)


  • Матвей Великопермский (1481—1505)



Великопермское княжество в художественной литературе |


Прошлое Великопермского княжества описано в романе пермского писателя А. В. Иванова «Сердце Пармы или Чердынь — княгиня гор».



Примечания |





  1. Кривощёков И. Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914. С. 624.


  2. Кривощёков И. Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914. С. 399.


  3. История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. акад. Б. В. Личмана. — Екатеринбург: СВ-96, 1998. — С. 116


  4. Кривощёков И. Я. Пермь Великая, её живая старина и вещественные памятники.- Пермь, 1911


  5. 1234 Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 190


  6. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 190—191


  7. 12345 Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 191


  8. 12 Чагин Г. Н. Пермь Великая и первые века ее христианизации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — № 5 (42). — С. 8


  9. 12 Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 192


  10. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 192—193


  11. 12345 Чагин Г. Н. Пермь Великая и первые века ее христианизации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — № 5 (42). — С. 9


  12. Корчагин П. А., Лобанова А. С. Очерки ранней истории Перми Великой: водно-волоковые пути // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2012. — № 1 (18). — С. 133


  13. На путях из Земли Пермской в Сибирь. Ред. В. А. Александрова. «Наука», М.1989 г.


  14. Белавин А. М. «Серебро закамское» в истории и археологии пермского Предуралья // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 2. — С. 50 — 58


  15. Майстренко Д. Л., Мельничук Л. Ф. Орловское озеро II — поселение рубежа поздней бронзы и начала железного века в северном Прикамье // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2015. — № 1 (28). — С. 37 — 44


  16. 12 История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. акад. Б. В. Личмана. — Екатеринбург: СВ-96, 1998. — С. 78


  17. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф., Рублев А. В., Скорнякова С. В. Чашкинское II поселение — крупнейший неукрепленный памятник Родановской культуры в Верхнем Прикамье // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 49 — 50


  18. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф., Рублев А. В., Скорнякова С. В. Чашкинское II поселение — крупнейший неукрепленный памятник Родановской культуры в Верхнем Прикамье // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 49 — 50, 56


  19. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф., Рублев А. В., Скорнякова С. В. Чашкинское II поселение — крупнейший неукрепленный памятник Родановской культуры в Верхнем Прикамье // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 56


  20. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 5 — 10


  21. 12 Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 7


  22. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 7 — 8


  23. 12 Макаров Л. Д. Этноопределяющие маркеры в археологии и проблемы славяно-финского этнокультурного синтеза // Вестник Удмуртского университета. — Серия История и филология. — 2005. — № 7. — С. 129


  24. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф., Рублев А. В., Скорнякова С. В. Чашкинское II поселение — крупнейший неукрепленный памятник Родановской культуры в Верхнем Прикамье // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 53


  25. Макаров Э. Ю., Мельничук А. Ф., Третьяков Д. В. Новые средневековые археологические древности близ г. Чермоза Пермского края // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 107—108


  26. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 8


  27. Феденёв А. А., Белавин А. М. Реконструкция биографии Анфала Никитина (на основе летописных сообщений) // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Historica Jenium. — 2010. — № 1 (6). — С. 22 — 23


  28. 12 Корчагин П. А. Очерки ранней истории Перми Великой: князья Пермские и Вымские // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 123


  29. Вычегодско-Вымская летопись


  30. 12 Корчагин П. А. Очерки ранней истории Перми Великой: князья Пермские и Вымские // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 117


  31. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 191—193


  32. Хронос. Ковров Василий Андреевич




Ссылки |




  • Вершинин Е. Пермь Великая. Как Москва пришла на Урал

  • Вычегодско-Вымская летопись

  • Энциклопедия Пермского края

  • Документы Перми Великой

  • Пермь Великая — Культурное наследие Прикамья

  • Пермское княжество










Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?