Иудейское царство
Царство | |
Иудейское царство Иудея | |
---|---|
ивр. מַלְכוּת יְהוּדָה ивр. יְהוּדָה | |
Царство Иудея | |
← → 930 год до н. э. — 586 год до н. э. | |
Столица | Иерусалим |
Крупнейшие города | Иерусалим, Беершева, Хеврон |
Язык(и) | Древнееврейский |
Религия | Иудаизм |
Денежная единица | древний шекель |
Население | 300,000 |
Форма правления | Монархия |
{{{титул_правителей}}} | |
• | Ровоам |
• | Авия |
• | Аса |
• | Иосафат |
• | Иорам |
• | Охозия |
• | Гофолия |
• | Иоас |
• | Амасия |
• | Озия |
• | Иоафам |
• | Ахаз |
• | Езекия |
• | Манассия |
• | Амон |
• | Иосия |
Иуде́йское ца́рство (ивр. מַלְכוּת יְהוּדָה, Малхут Ехуда) или Иудея (ивр. יְהוּדָה) — одно из двух иудейских государств (Южное царство), со столицей в Иерусалиме. Возникло после распада Израильского царства Давида и Соломона в X веке до н. э.. Включало в себя земли колена Иуды, колена Симеона, и половину колена Вениамина.
Содержание
1 Период Южного царства
2 Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.)
3 Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.)
4 Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.)
4.1 Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.)
5 Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.)
6 Иудея под властью Римской империи
7 Библиография
8 См. также
9 Примечания
10 Ссылки
Период Южного царства |
После смерти царя Соломона в 930 году до н. э., царство было разделено. Десять колен (племен) образовали Северное царство, которое получило название Израиль со столицей сначала в Тирце, затем в Самарии. Его первым царем был оппозиционный режиму Соломона царь Иеровоам I.
В 730-е годы до н. э. царь Северного Израильского царства Факей напал на Иудейское царство, забрал множество пленных, но по убеждению пророка Одеда возвратил им свободу[1]. Факей и Рецин (Резон), царь сирийский, заключив между собой союз, задумали низложить иудейского царя Ахаза и на престол Давидов возвести некоего сына Тавеилова[2], но не могли исполнить своего намерения и должны были отступить от Иерусалима. Находясь в стеснённых обстоятельствах, Ахаз обратился к ассирийскому царю Тиглатпаласару с просьбой помочь ему против врагов. Тиглатпалассар III покорил Дамаск, завоевал несколько северных городов израильского царства, Галаад, Галилею и всю землю Неффалимову и жителей отвёл в плен в Ассирию(4Цар. 15:29).
Северное царство просуществовало свыше 200 лет, и было уничтожено Ассирией в 721 г. до н. э. Южное царство — Иудея, первым царем которого был сын Соломона Ровоам (Рехавам), со столицей в Иерусалиме просуществовало свыше 300 лет, и было уничтожено Вавилоном в 586 году до н. э.
Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.) |
Вавилонский плен послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди языческих народов, так как именно с этого времени начался процесс иудейского рассеяния, имевший важное значение для подготовки языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа персидского царя Кира II, сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иерусалиме.
Иудея под персидским владычеством (537—332 гг. до н. э.) |
С падением Нововавилонского царства (539) и возникновением Персидской империи, включившей в свои пределы все важнейшие центры древнего мира — в Месопотамии, Малой Азии и Египте, — часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.
С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.
Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.) |
После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля (Палестина) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне). Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения. Наиболее популярным является учение фарисеев, учителей ревнителей закона. Путём толкований они стремятся приспособить основы Моисеева законодательства к новым условиям жизни, а также оградить чистоту еврейского вероучения и ритуала от языческого и в особенности эллинского влияния. Другого направления держались саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Не допуская никаких толкований закона, они требовали от народа слепого исполнения обрядов. Третье направление заключалось в удалении от мирской суеты, в искании спасения в простой суровой жизни. Представителями этого течения были ессеи, родоначальники христианского аскетизма.
Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада началось за III века до н. э. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птоломеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте (Александрии и др.), где в городе Гелиополе был воздвигнут храм Ония, соперничавший с Иерусалимским. Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.
Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.) |
С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165—141 г. до н. э.) против македонцев-греков-сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии.
Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.) |
Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства (164-37) со столицей в Иерусалиме.
В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
Преемником Симона был его сын Иоанн-Гиркан (135—106 г. до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника. Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев и всецело поддались влиянию эллинской культуры. После Иоанна-Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106—105, и Александр-Яннай, 105-79. Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра, 79-70.
В 63 г до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II, в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей, взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана. В 40 до н. э. Антигон, младший сын Аристобула, стал при помощи парфян царём.
В 4 году до н. э. Иудейское царство было разделено на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 70 года Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.
Иудея под властью Римской империи |
После смерти Ирода Великого произошло распределение территории царства между его сыновьями. Галилея и Заиордания были отданы Ироду Антипе; земли к северу от них — Ироду Филиппу; а Иудея с Самарией — Архелаю, который должен был со временем унаследовать и титул царя. Однако Ирод Архелай вызывал неудовлетворение как у евреев, так и у римлян, и император Август сместил его в шестом году нашей эры, передав власть над Иудеей римскому прокуратору. С политической точки зрения Галилея и Иудея были хотя и подвластными Риму, однако полностью отдельными государствами.
Во времена Иисуса Христа Галилеей правил Ирод Антипа (из 4 года до н. э. до 39 года н. э.), а Иудеей — Понтий Пилат (с 26 по 36 год н. э.). Согласно Евангелию отсюда происходило распространение раннего христианства.
При Ироде Агриппе Иудея была снова объединена и достигла своего прежнего размера.
Библиография |
- Источники
Иосиф Флавий. Иудейская война.
Иосиф Флавий. Иудейские древности.
- Литература
Грант М. История древнего Израиля. М., 1998.
Эфаль И. Сирия–Палестина под властью Ахеменидов // Кембриджская история древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. М., 2011. C. 177–205. ISBN 978-5-86218-496-9
См. также |
- Цари Иудеи
Примечания |
↑ 4 Цар. XVI, 5; 2 Парал. XXVIII, 5—15
↑ Ис. 7:5—6
Ссылки |
- Иудейское царство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Иудейское царство — статья из Советской исторической энциклопедии. т.6 (1965)
Гринберг Э. История еврейского народа в эпоху Второго Храма
Для улучшения этой статьи желательно: |