Кудрявцев-Платонов, Виктор Дмитриевич
Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов | |
---|---|
Имя при рождении | Викторъ Дмитріевичъ Кудрявцевъ |
Дата рождения | 3 (15) октября 1828[1] |
Место рождения | погост Кудерев, Новоржевский уезд, Псковская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 3 (15) декабря 1891[1](63 года) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Род деятельности | религиозный философ |
Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (3 [15] октября 1828, погост Кудерев (Кудерёво), Псковская губерния — 3 [15] декабря 1891, Сергиев Посад) — русский религиозный философ.
Содержание
1 Биография
2 Сочинения
2.1 Статьи
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
Биография |
Родился в семье полкового священника. Разъезжая с родителями по стране, сменил много учебных заведений, начав учиться в Свенцинском уездном училище для дворян. С 1840 года начал учиться в Варшавском духовном училище, окончив которое продолжал образование в Волынской, Могилёвской и Черниговской духовных семинариях.
В 1848 году поступил в Московскую духовную академию. Во время учёбы он проявил себя как очень способный ученик, и был удостоен именной стипендии митрополита Платона, особенностью которой было то, что получивший её имел право носить почётную фамилию Платонов. Окончив Академию первым на курсе и получив степень магистра богословия за работу «О единстве рода человеческого» (первоначальное название — «О происхождении всех людей от одной четы») (1852), Кудрявцев-Платонов остался преподавать библейскую историю и греческий язык, а в октябре 1854 года после кончины профессора философии Ф. А. Голубинского назначен его преемником на кафедре философии и преподавал метафизику, историю древней и новой философии; в ноябре был удостоен звания магистра богословия. В 1857 году был возведён в звание экстраординарного, а в 1858 году — ординарного профессора.
Несколько раз ему предлагали места в университетах. В 1861 году Е. В. Путятин предложил ему место в Императорском Санкт-Петербургском университете, но Кудрявцев-Платонов не желал менять место работы, оставаясь в любимой им духовной академии. Весь 1861 год он преподавал логику и метафизику цесаревичу Николаю Александровичу и психологию Николаю Максимилиановичу; в это время в МДА его подменял П. М. Хупотский[2]. От пожизненной ренты, которая предлагалась наставникам цесаревичей, Кудрявцев-Платонов, по совету митрополита Филарета отказался, и взамен был награждён орденом.
В 1864 году закончил составлять курс лекций по истории древней философии. С августа 1870 года он состоял помощником ректора (деканом) на богословском отделении московской академии. В конце января 1873 года им была защищена докторская диссертация «Религия, её сущность и происхождение» и в апреле был утверждён в степени доктора философии.
В начале 1880-х годов, когда был отменён академический устав 1869—1870 гг., он отстял три философские кафедры: метафизики с логикой, психологии и истории философии, а также добился разделения общей кафедры русской словесности и иностранных литератур на две самостоятельные. К этому времени относится его работа в учреждённом при Синоде Комитете для преобразования духовных учебных заведений; им была составлена программа философского курса для духовных семинарий.
В январе 1891 года умерла жена Капитолина Васильевна (урождённая Зверева). Виктор Дмитриевич тяжело пережил эту утрату, усугубившую его и без того плохое состояние (он страдал хроническим катаром дыхательных путей), и в конце года скончался.
Сочинения |
Занимаясь философией, Кудрявцев-Платонов ставил себе целью приобщиться к тайнам мироздания через разум. Одной из главных тем, интересовавших философа было обоснование бытия Бога. Не берясь доказать абсолютную идею бытия Божия, он стремился лишь к ограниченному познанию. Происхождение религии он выводил из непосредственного действия Божества на дух человека и ответного внутреннего ощущения человеком Божества: .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
…Невозможно сколько-нибудь удовлетворительно для разума объяснить такое существование и всеобщее явление жизни рода человеческого, как религия, без признания истины бытия Существа верховного как высочайшего предмета религиозной веры.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— В. Д. Кудрявцев-Платонов. Сочинения. — Сергиев-Посад, 1893. — Т. II. — Вып. 1. — С. 132
- О единстве рода человеческого (магистерская диссертация).// Прибавления к творениям св. Отцев. — 1852. Т.XI, 1853 Т.XII, 1854 Т.XIII.
- Религия, её сущность и происхождение. Сергиев Посад, 1879.
- Метафизический анализ идеального познания. Харьков, 1889.
Введение в философию и Начальные основания философии. Москва. 1889—1890.
Сочинения. Т. I—II. Сергиев Посад, 1892—1893.
В. Д. Кудрявцев-Платонов печатался во многих периодических изданиях таких как: «Прибавления к Творениям св. Отцев», «Православное обозрение», «Вера и Разум» (Харьков).
Статьи |
- О единобожии, как первоначальном виде религии рода человеческого // Прибавления к Творениям св. Отцев. — 1857. ч. XVI
- Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого. //Прибавления к Творениям св. Отцев. — 1860. ч. XIX
- О первоначальном происхождении на земле рода человеческого. // Православное обозрение. — 1860. кн. 2 и 3.
- О религиозном индифферентизме. // Духовная беседа. — 1861. — Т.XIV
- Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. Т.I — V, СПб, 1861—1862. (Прибавления к Творениям св. Отцев. — 1863. ч. XXII)
- Об источнике идеи Божества. // Прибавления к Творениям св. Отцев. — 1865. ч. XXIII
- О Промысле. // Прибавления к Творениям св. Отцев. — 1871. ч. XXIV
- Критический разбор учения О. Конта о трёх методах философского познания (речь на годичном акте академии 1 октября 1874 года)
- Религия и позитивная философия. // Православное обозрение. — 1875 № 3
- Теоеологическая идея и материализм. // Православное обозрение. — 1877 № 1, 3, 9.
- Теоеологическое значение природы. // Православное обозрение. — 1878 № 2.
- Материалистический атомизм. // Прибавления к Творениям св. Отцев. — 1880. ч. XXVI
- Самостоятельность начала органической жизни. // Прибавления к Творениям св. Отцев. — 1881. ч. XXVII и XXVIII
- О происхождении органических существ. // Прибавления к Творениям св. Отцев. — 1883. ч. XXIX
Примечания |
↑ 12 Кудрявцев-Платонов, Виктор Дмитриевич // Русский биографический словарь — СПб.: 1903. — Т. 9. — С. 524–530.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1960551"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q21175480"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24082604"></a>
↑ Корсунский И. Н. Хупотский, Петр Макарович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Литература |
- Кудрявцев-Платонов / В. К. Шохин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
- Соколов П. Кудрявцев-Платонов, Виктор Дмитриевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К, 2006. — С. 141—143. — 300 с. — 2000 экз. — ISBN 5—8037—0318—4.
Коновалова Е. Н. В. Д. Кудрявцев-Платонов: гносеология как способ обоснования человеческой субъективности // Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания. — СПб., 2001. — С. 72—74.
Цвык И. В. Религиозно-философская система В. Д. Кудрявцева-Платонова. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1997. — 111 с.
Ссылки |
- Биография на сайте «Богослов.ru»
- Биография на сайте «Кругосвет»
- Биография в «Большой энциклопедии русского народа»
- Биография и сочинения В. Д. Кудрявцева-Платонова на портале «Руниверс»
Кабанова М. Л. Православная философия В. Д. Кудрявцева-Платонова и святоотеческая традиция
Коновалова Е. Идея субъективности в гносеологии В. Д. Кудрявцева-Платонова
Смолин М. Б. Кудрявцев-Платонов В. Д. — крупнейший теистический философ
- Кудрявцев-Платонов на сайте Тверской епархии