Евангельские христиане
























Протестантизм
Kreuz prot.svg
Реформация
Quinque sola
Дореформационные движения


  • Вальденсы

  • Гуситы

  • Катары

  • Лолларды


Церкви Реформации


  • Англиканство

  • Анабаптизм

  • Кальвинизм

  • Лютеранство

  • Цвинглианство


Постреформационные движения


  • Адвентизм

  • Арминианство

  • Армия спасения

  • Баптизм

  • Движение святости

  • Квакеры

  • Конгрегационализм

  • Меннонитство

  • Методизм

  • Пиетизм

  • Плимутские братья

  • Пуритане

  • Пятидесятники

  • Реставрационизм

  • Унитарианство

  • Харизматическое движение


«Великое пробуждение»


  • Евангельские христиане

  • Ривайвелизм


Протестантизм по странам
Протестантский фундаментализм

Ева́нгельские христиа́не (евангели́ческие христиане, еванге́лики, т.ж. евангельские верующие) — межденоминационное движение[1][2][3] в протестантских конфессиях, получившее своё название от желания буквального исполнения Евангелия — т.е. учения Иисуса Христа и в целом Нового Завета (т.е. также посланий апостолов), который рассматривается как основной источник вероучения.


Основные характерные черты евангельских протестантских церквей: акцент на личном духовном возрождении каждого верующего, миссионерская активность и строгая этическая позиция[1][4][5].


Движение рассматривает спасение как свершившийся факт и считает, что оно возможно только через веру в искупительную жертву Иисуса Христа[6].




Содержание






  • 1 Особенности вероучения


  • 2 Конфессии и направления


  • 3 Богослужения


  • 4 История


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература





Особенности вероучения |


Евангельские христиане верят, что спасение человека возможно только через его личную веру в Иисуса Христа. Они подчёркивают, что принадлежность к какой-либо религиозной организации или регулярное участие в её Таинствах не спасают в отсутствие личной веры человека.


Считается также, что никакие добрые дела, без веры во Христа, не обеспечивают спасение души. Это объясняется, например, следующими словами из Библии: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.» (Еф. 2:8-9). В некоторых конгрегациях подчёркивается, что вера без добрых дел не спасает, поскольку является «мёртвой» (Иак. 2:14—26).


Евангельские христиане верят, что рождение свыше является обязательным условием для обретения спасения. Под «рождением свыше» подразумевается особое духовное переживание при обращении к Богу, возрождение мёртвого духа человека. При рождении свыше человек переживает покаяние (раскаяние в прежнем греховном образе жизни) и радость от осознания, что его грехи прощены благодаря жертве Иисуса Христа. Рождение свыше сопровождается отказом от греховного образа в жизни в дальнейшем.







«

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.
(Ин. 3:5-8)


»


Конфессии и направления |


В русскоязычном дискурсе в эту группу в первую очередь относят такие конфессии, как пятидесятники и харизматы, меннониты, баптисты (в России — евангельские христиане-баптисты), а также Всероссийское содружество евангельских христиан (ВСЕХ), декларирующее свою преемственность от исторических eвангельских христиан (прохановцев).


При этом исторические пионеры евангельского движения, неотъемлемая часть понятия «Evangelicalism» в международном понимании[7] — моравская церковь, методисты, пресвитериане, а также лютеранский пиетизм и низкоцерковное англиканство — в русскоязычной среде представлены слабо, поэтому, говоря о евангельском христианстве, их редко имеют в виду. Кроме того, следует иметь в виду, что на Западе конфессии, традиционно относимые русскоязычным дискурсом к этой группе, могут включать в себя как «евангелические», так и «либеральные» церкви и союзы, поэтому «евангелики» в западном понимании — это не совокупность деноминаций, а движение, представленное внутри различных деноминаций[7].


Помимо конфессионального деления, специалистами в структуре движения евангельского христианства усматриваются два основных направления: либеральное и консервативное. Крайним проявлением последнего является фундаментализм.


Большинство евангельских христиан, несмотря на явные разногласия в ряде вопросов (либерализм и консерватизм, арминианство и кальвинизм) считают другие евангельские конфессии родственными.



Богослужения |




Крещение евангельских христиан-баптистов, август 2008 года, Владивосток. Четыре девушки справа готовятся к крещению


Основное богослужение (иначе их ещё называют «собраниями») в евангельских церквях проходит, как правило, по воскресеньям. Также проводятся собрания в будние дни. Распространены так называемые «домашние группы» — общение, совместное изучение Библии, молитвы и песнопения живущих в одном районе христиан в доме одного из верующих.


Как правило, богослужения состоят из одной или нескольких проповедей; пения псалмов и произнесения молитв между песнопениями (иногда также называемое как "Служение Прославления"); призыва к покаянию для тех, кто ещё не стал христианином; личных свидетельств; декламации духовных стихов.


Основными обрядами (или Таинствами — у евангельских христиан используются и то и другое понятия) являются Крещение и Вечеря Господня (иначе называемая Причастие или Хлебопреломление).



История |


Современное евангельское христианство получило стимул для своего развития в период Реформации. Влияние на богословие евангелистов оказали идеи кальвинизма и анабаптизма. Наиболее ранним проявление постреформационного евангельского христианства стало меннонитство, в дальнейшем возникает ряд течений: баптисты, методисты, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизма), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации.


Евангельские христиане считают, что христианство первых веков было евангельским, поскольку основывалось на учении Христа. Однако, под влиянием человеческого Предания, Церковь отклонилась от евангельского пути, что повлекло за собой чудовищные ошибки прошлого (сращивание с государством, религиозные войны, инквизицию и т. п.). Тем не менее, по их мнению, во все времена встречались люди и общины христиан, исповедовавшие схожее с ними учение, как строящееся непосредственно на Евангелии.[источник не указан 661 день]


Ещё за столетие до европейской Реформации внутри официальной церковной организации или вне её возникали течения, которые некоторые евангельские христиане считают близкими себе по духу. В Европе — это вальденсы, последователи Уиклифа, лолларды, гуситы… На Руси — стригольники, нестяжатели.


На развитие евангельского движения повлияли работы основателя пиетизма Филиппа Якоба Шпенера и Августа Германа Франке.


Впервые евангельские христиане появились в XVIII веке в Англии и Новой Англии. Считается, что первыми проповедниками этого движения стали уэльский методист Хауэлл Харрис и уэльский кальвинист Даниэль Роулэнд[4]. В этом же веке в Массачусетсе проповедовал Джонатан Эдвардс, повлиявший на развитие американского пиетизма в Северной Америке. В 1735 году в евангельское движение перешёл методист Джордж Уайтфилд, под влиянием которого в 1739 году в евангелики перешёл младший брат основателя методизма Джона Уэсли Чарльз Уэсли. Под их влиянием в английских колониях в Северной Америке произошло Великое пробуждение в сороковых годах XVIII века. Во время Великого пробуждения подчёркивалась чувство глубокого личного обращения и необходимость в спасении через Иисуса Христа. Великое пробуждение было направлено на среднего человека, которому предлагались новый стандарт нравственности и духовный самоанализ с отрицанием значимости обрядов. Подчёркивалось так называемое божественное излияние Святого Духа, необходимое для интенсивной любви к Богу.


В 1790 году в Северной Америке возникло так называемое Второе Великое пробуждение, которое привело к увеличению численности методистских и евангелистических общин. В конце XIX века стало развиваться Движение святости, основанное на идеях Арминия и отошедшее от идей методизма. Джон Нельсон Дарби разработал идеи современного диспенсационализма, который стал инновационной протестантской библейской интерпретацией, ставшей основой последующего богословского учения евангельских христиан. Диспенсационализм получил дальнейшее развитие в библейских толкованиях «Scofield Reference Bible» Сайруса Ингерсона Скоуфилда. Как считает Марк Свитнэм, диспенсационализм своим учением о буквальном толковании Библии, утверждением о поэтапном историческом отношении Бога с человечеством, ожиданием ближайшего пришествия Иисуса Христа, апокалиптистическими и премилленаристическими идеями стал импульсом для возникновения движения евангельских христиан[8]. Во второй половине XIX века известным проповедником диспенсационализма стал Чарльз Гаддон Сперджен. С 50-х годов XIX века до 20-х годов XX века большое влияние на развитие движения евангельских христиан оказывала так называемая Принстонская богословская школа, представителями которой были Арчибальд Александер и Бенджамин Варфелд.


В начале XX века в движении евангельских христиан начала XX века доминировали идеи фундаментализма, которые отвергали либеральное толкование Библии и подчёркивали непогрешимость Библии. После Второй мировой войны возник раскол среди евангельских христиан на основе отношения к неверующей окружающей среде. Возник термин нео-евангелизм, который предложил Харольд Джон Оккенга в 1947 году, который стал основой идентификации некоторых групп евангельских христиан, которые отказались от фундаментализма и стали придерживаться идей диалога с миром и применения евангелия в социальных, политических и экономических областях. Фундаменталисты отвергли идеи нео-евангелизма, став называть последователей Харольда Оккенги «нео-евангеликами». Представителем нео-евангелизма стал Билли Грэм, который впервые стал вести диалог с неевангельскими христианами, в частности с Римско-Католической церковью, которая считала евангелистов еретиками. Послевоенный период характеризуется экуменическими усилиями со стороны евангельских христиан и основанием Всемирного Совета церквей, в котором первоначально евангельские христиане приняли самое активное участие.




В процессе подготовки и проведения Юбилейного Конгресса ВСЕХ (100 лет в России) в 2009 году, движение евангельских христиан в России переформировалось как Всероссийское содружество евангельских христиан (ВСЕХ). Председателем Совета ВСЕХ был избран Валериан Павлович Тен. Секретарь Совета ВСЕХ — Александр Трофимович Семченко.


Перед подготовкой Второго Конгресса ВСЕХ, прошедшего в апреле 2011 году был переизбран Председатель Совета ВСЕХ — Колесников Павел Николаевич[источник не указан 698 дней].



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Исторические церкви

  • Дом молитвы

  • Поместная церковь

  • Баптизм

  • Пятидесятники

  • Духовное пробуждение в России

  • Низкая церковь



Примечания |





  1. 12 Сперанская Е. С. Евангелики // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XVI. — С. 694-697. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8.


  2. Гренц, Гурецки, Нордлинг, 2006, с. 45.


  3. Бингэм, 2006, с. 148-151.


  4. 12 Bebbington, 2003.


  5. Marsden, 1991, p. 4.


  6. Шевченко, 2004, с. 142.


  7. 12 Кернс, 1992.


  8. Sweetnam, 2010.




Литература |


на русском языке


  • Бингэм Д. Д. История церкви: Карманный словарь = Pocket History of the Church / Пер. с англ. Н. Банникова. — Александрия: Ездра, 2006. — С. 148-151. — 160 с. — (Исследуем Писания). — ISBN 966-8182--37-5.


  • Гренц С. Дж. (англ.), Гурецки Д., Нордлинг Ч. Ф. Теологические термины: Карманный словарь = Pocket Dictionary of Theological Terms / Пер. с англ. Н. Рыбальченко. — Александрия: Ездра, 2006. (издание на английском языке)

  • Григорьева Л. И. Евангельские христиане // Енисейский энциклопедический словарь / Гл. ред. Н. И. Дроздов. — Красноярск: КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998. — С. 179. — 736 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88329-005-1.

  • Каретникова М. С. Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения // Альманах по истории русского баптизма: Сборник / Сост. М. С. Каретникова. — СПб.: Библия для всех, 1999.

  • Кернс Э. Е. Дорогами христианства = Christianity Through the Centuries: A History of the Christian Church. — М.: Протестант, 1992. — 279 с. — ISBN 5-85770-021-3.


на других языках


  • Шевченко В. М. Словник-довідник з релігієзнавства. — К.: Наукова думка, 2004. — 560 с. — (Словники України). — ISBN 966-00-0757-4.

  • Bebbington D. W. (англ.). Evangelicalism in Modern Britain: A History from the 1730s — to the 1980s. — L.; New York: Routledge, 2003. — 384 p.

  • Marsden G. M. (англ.). Understanding Fundamentalism and Evangelicalism. — Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing (англ.), 1991. — 208 p.

  • Sweetnam M. S.  Defining Dispensationalism: A Cultural Studies Perspective // Journal of Religious History (англ.). — 2010. — № 34 (2). — P. 191–212.




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)