Лигети, Дьёрдь



























































Дьёрдь Лигети
Ligeti György
György Ligeti (1984).jpg
Основная информация
Имя при рождении
венг. Ligeti György Sándor
Дата рождения
28 мая 1923(1923-05-28)[1][2][…]
Место рождения
Дичёсентмартон
Дата смерти
12 июня 2006(2006-06-12)[1][2][…](83 года)
Место смерти
  • Вена, Австрия[1]

Похоронен
  • Центральное кладбище в Вене[4]

Страна

  • Flag of Hungary.svg Венгрия

  • Flag of Austria.svg Австрия

  • Flag of Romania.svg Румыния


Профессии
композитор, музыкальный педагог, преподаватель университета, пианист, музыкант, либреттист
Жанры
опера
Лейблы
Deutsche Grammophon
Награды

премия имени Кошута

почётное кольцо города Вены[d]

Гамбургская премия имени Баха[d] (1975)

орден Pour le Mérite в области искусств и науки

премия Теодора Адорно (2003)

премия Бальцана (1991)

Императорская премия (1991)

премия Леони Соннинг (1990)

Музыкальная премия Рольфа Шока[d] (1995)

золотая медаль Королевского филармонического общества[d] (2004)

Берлинская художественная премия[d] (1972)

премия имени Гравемайера[d] (1986)

медаль Гёте (1990)

премия Сибелиуса[d] (2000)

музыкальная премия города Вены[d] (1993)

премия Киото в области искусств и философии[d] (2001)

Премия Эрнста фон Сименса (1993)

командор ордена Искусств и литературы

Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе

Дьёрдь Ша́ндор Ли́гети (венг. Ligeti György Sándor; 28 мая 1923, Дичёсентмартон, Румыния — 12 июня 2006, Вена, Австрия) — венгерский и австрийский композитор-авангардист, музыкальный педагог. Широкой публике он стал известен благодаря использованию его музыки в фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года».




Содержание






  • 1 Биография


    • 1.1 Ранние годы


    • 1.2 Бегство в Австрию


    • 1.3 1960-е


    • 1.4 Позднее творчество




  • 2 Произведения


    • 2.1 Опера


    • 2.2 Оркестровая музыка


    • 2.3 Концертные произведения


    • 2.4 Вокальные и хоровые произведения


    • 2.5 Камерно-инструментальная музыка


    • 2.6 Фортепианные произведения


    • 2.7 Органные произведения


    • 2.8 Произведения для клавесина


    • 2.9 Электронная музыка


    • 2.10 Музыка для метрономов




  • 3 Литература


  • 4 Примечания


  • 5 Ссылки





Биография |



Ранние годы |


Дьёрдь Лигети родился в Трансильвании, в городе Дичёсентмартон (ныне Тырнэвени), в еврейской семье[5] Ауэр. Дед композитора Шома Ауэр был известным художником, расписывавшим церкви. Он умер во время работы, свалившись с настила. Его сын Шандор, отец Дьердя, вынужден был поступить на службу в банк. Был мобилизован, ранен, в госпитале познакомился с будущей женой, Илоной Шомоди, глазным врачом. Они переехали в Дичёсентмартон, где Шандор «венгеризировал» семейную фамилию Ауэр (от нем. Aue «луг»; Лигети — «луг» по-венгерски). Родным языком Дьёрдя был венгерский[6]. В раннем детстве он знакомится с румынской и венгерской народной музыкой, которая в дальнейшем, наряду с сочинениями Бартока, оказала значительное влияние на его творчество. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Клуж-Напоку, где он получил начальное музыкальное образование.


В 1941 году композитор переезжает в Будапешт. Первым опубликованным музыкальным произведением Лигети была песня «Кинерет» на стихи поэтессы Рахель Блувштейн в его собственном переводе с иврита (1942)[7]. В 1943 году, в связи с еврейским происхождением, его арестовали и привлекли к принудительным работам. В это же время вся его семья попадает в Освенцим, в котором выжила лишь его мать (младший брат и отец погибли в концлагере Маутхаузен). В 1949 году, изучая записи в Институте фольклора в Бухаресте, Лигети возвращается к румынскому фольклору, вдохновившись которым, пишет в 1951 году свой «Румынский концерт» (рум. Concert românesc). Однако, рамки соцреализма стесняли композитора, и многие из его оркестровых работ (например, «Тьма и свет» (венг. Sötét és világos) и оратория «Путешествие Иштар в Ад» (венг. Istar pokoljárása) так и не были завершены. Железный занавес лишил Лигети возможности контактировать с западными композиторами, а единственным источником прогрессивной музыки для него были радиопередачи.



Бегство в Австрию |


В 1956 году Лигети (вместе с женой) эмигрировал из Венгрии в Австрию, где в последующие годы преимущественно и жил (получил австрийское гражданство в 1968). В 1957 в Кёльне познакомился с композиторами-экспериментаторами Карлхайнцем Штокхаузеном и Готфридом Кёнигом, вместе с которыми работал в области академической электронной музыки. Однако, спустя три года он потерял интерес к электронике и продолжил работу в области «акустической» инструментальной музыки.



1960-е |


К 1961 году Лигети получает известность и признание в кругах западноевропейского авангарда благодаря таким произведениям, как «Виде́ния» (фр. Apparitions; 1959) и «Атмосферы» (фр. Atmosphères; 1961), в которых активно использует сонорику и изобретённую им технику микрополифонии. Другими примечательными произведениями того периода являются «Симфоническая поэма для ста метрономов» (1962), абсурдистские «Приключения» (фр. Aventures; 1962) и «Новые приключения» (фр. Nouvelles Aventures; 1965).


C 1963 по 1965 годы Лигети создаёт одно из эпохальных произведений XX века — «Реквием». В 1966 году Лигети пишет хоровую «Lux Aeterna», в 1967 — пьесу «Отдаление» (итал. Lontano), а в 1969 — «Разветвления» (англ. Ramifications).


Отдельного упоминания заслуживает конфликт Лигети со Стэнли Кубриком и компанией MGM по поводу использования его музыки в кинофильме «Космическая одиссея 2001 года». После выхода фильма в 1968 году обнаружилось, что сочинения Лигети были использованы Кубриком без разрешения композитора, что и послужило причиной длительного разбирательства.



Позднее творчество |


С 1975 по 1977 годы Лигети пишет оперу — «Великий Мертвец» (фр. Le Grand Macabre, по драме Мишеля Гельдерода), которая, вслед за «Приключениями», развивает идеи театра абсурда. В восьмидесятых годах композитор разрабатывает оригинальную ритмическую систему: одним из поворотных для его поэтики произведений становится Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982). К числу наиболее популярных и мастерских относятся фортепианные этюды: их первый сборник 1986 г., был удостоен в США Премии Гравемайера. Среди последних произведений Лигети — «Гамбургский концерт» (нем. Hamburgisches Konzert), посвящённый немецкой валторнистке Марии Луизе Нойнекер, с которой Лигети активно сотрудничал в последние годы жизни.


Дьёрдь Лигети умер в Вене 12 июня 2006 года после продолжительных проблем со здоровьем.


Жена — психиатр и психоаналитик Вера Лигети. Сын — австрийский, ныне американский композитор и барабанщик Лукас Лигети (Lukas Ligeti, род. 1965), известный своим сотрудничеством с проектом «радикальной еврейской культуры» Джона Зорна[8].



Произведения |



Опера |



  • Великий Мертвиарх (Le Grand Macabre, 1975-77, вторая редакция 1996)


Оркестровая музыка |



  • «Румынский концерт» (рум. Concert românesc; 1951)


  • Apparitions (1958-59)


  • Атмосферы (1961)


  • Lontano (1967)


  • Ramifications для струнного оркестра или 12 солирующих струнных (1968-69)


  • Chamber Concerto, for 13 instrumentalists (1969-70)


  • Melodien (1971)


  • San Francisco Polyphony (1973-74)



Концертные произведения |



  • Концерт для виолончели с оркестром (1966)


  • Концерт для флейты и гобоя с оркестром (1972)


  • Концерт для фортепиано с оркестром (1985-88)

  • Концерт для скрипки с оркестром (1992, посвящён Сашко Гаврилоффу)

  • Гамбургский концерт для валторны и камерного оркестра (1998-99, редакция 2003)



Вокальные и хоровые произведения |




  • Idegen földön, Betlehemi királyok, Bujdosó, Húsvét, Magány, Magos kősziklának, (1946)


  • Three Weöres Songs для голоса и фортепиано (1946-47)


  • Arany Songs для голоса и фортепиано 1950


  • Lakodalmas (1950)


  • Hortobágy (1951)


  • Haj, ifjuság (1952)


  • Five Arany Songs для голоса и фортепиано (1952)


  • Inaktelki nóták, Pápainé (1953)


  • Mátraszentimrei dalok, Éjszaka (Night), Reggel (Morning) (1955)


  • Aventures (1962)


  • Nouvelles Aventures (1962-65)


  • Requiem для сопрано и меццо-сопрано соло, смешанного хора и оркестра (1963-65)


  • Lux Aeterna для 16 солирующих голосов (1966)


  • Clocks and Clouds для 12 женских голосов (1973)


  • Nonsense madrigals для 6 мужских голосов (1988—1993)


  • Síppal, dobbal, nádihegedűvel (With Pipes, Drums, Fiddles) (2000)



Камерно-инструментальная музыка |




  • Соната для виолончели соло (1948/1953)

  • Andante and Allegro для струнного квартета (1950)

  • «Баллада и танец» (рум. Baladă şi joc) для двух скрипок (1950)


  • Шесть багателей для квинтета духовых (1953)

  • Струнный квартет № 1 Métamorphoses nocturnes (1953-54)

  • Струнный квартет № 2 (1968)

  • Десять пьес для квинтета духовых (1968)

  • Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982)

  • Hommage à Hilding Rosenberg для скрипки и виолончели (1982)

  • Соната для альта соло (1991-94)



Фортепианные произведения |




  • Induló (Марш) в 4 руки (1942)


  • Polifón etüd (Полифонический этюд) в 4 руки (1943)


  • Allegro в 4 руки (1943)


  • Capriccio № 1 и № 2 (1947)


  • Invention (1948)


  • Három lakodalmi tánc (Три свадебных танца) в 4 руки (1950)
    • (I. A kapuban a szeker, II. Hopp ide tisztan, III. Csango forgos)



  • Sonatina в 4 руки (1950)


  • Musica ricercata (1951—1953)


  • Trois Bagatelles (1961)

  • Three Pieces for Two Pianos (1976)
    • (I. Monument, II. Selbstportrait mit Reich und Riley (und Chopin ist auch dabei), III. In zart fliessender Bewegung)



  • Études pour piano, Book 1, шесть этюдов (1985)


  • Études pour piano, Book 2, восемь этюдов (1988-94)


  • Études pour piano, Book 3, четыре этюда (1995—2001)



Органные произведения |




  • Ricercare — Omaggio a Girolamo Frescobaldi (1951)


  • Volumina (1961-62, revised 1966)

  • Two Studies for Organ (Coulée, Harmonies, 1967, 1969)



Произведения для клавесина |




  • Continuum (1968)


  • Passacaglia ungherese (1978)


  • Hungarian Rock (Chaconne) (1978)



Электронная музыка |




  • Glissandi, electronic music (1957)


  • Artikulation, electronic music (1958)



Музыка для метрономов |



  • Симфоническая поэма для 100 метрономов (1962)


Литература |


на русском языке:



  • Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: Сб. статей. — М., 1993.

  • Лобанова, Марина: Дьердь Лигети и музыкальный авангард. // Музыка. — М., 1976. — С. 43—48.

  • Лобанова, Марина: Дьердь Лигети—эстетические взгляды и творческая практика 60-70-х годов. // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных, вып. 94. — М., 1987. — C. 140—172.

  • Лобанова, Марина: Логика и композиция «новой музыкальной драмы»: «Приключения» Дьердя Лигети // Московский музыковед, вып. 1. — М., 1990. — C. 152—177.


на иностранных языках:




  • Dibelius, Ulrich. György Ligeti. Eine Monographie in Essays. — Mainz: Schott Musik International, 1994. — 299 S. — ISBN 3-7957-0241-0 (ED 8096).


  • Englbrecht, Bernd. Die späte Chormusik von György Ligeti. — Frankfurt am Main: Peter Lang, 2001. — 233 S. — ISBN 3-631-37228-0.


  • Floros, Constantin. György Ligeti: jenseits von Avantgarde und Postmoderne. — W.: Lafite, 1996. — 246 S.

  • Für György Ligeti. Die Referate des Ligeti-Kongresses. — Hamburg 1988. / Hrsg. von P. Petersen. Laaber 1991. — 363 S.

  • György Ligeti. Personalstil — Avantgardismus — Popularität, hrsg. von O. Kolleritsch. — W.: Universal Edition, 1987. — 237 S. — ISBN 3-7024-0188-1.

  • '«Ich sehe keinen Widerspruch zwischen Tradition und Modernität!» György Ligeti im Gespräch mit Marina Lobanova'. // Das Orchester, 1996. — Jg. 44, Nr. 12. — S. 10—16.

  • '«Ich will eine schmutzige Musik, eine irisierende Musik…» György Ligeti im Gespräch mit Marina Lobanova'. // «Neue Zeitschrift für Musik», 2003, Jg. 164, Heft 3, S. 12—17; spanisch in: «Música d’ara» 6/2003, pp. 73–80.

  • Le Grand Macabre — zwischen Peking-Oper und jüngstem Gericht. György Ligeti im Gespräch mit Eckhard Roelcke, in: «Österreichische Musikzeitschrift 1997», Jg. 52, Heft 8. — S. 25—31.

  • Lobanova, Marina: Technika és stilus problematikája a 60-as-80-as évek zenejeben. Párhuzamok Ligeti György és az íy szovget zene törenkvései kösött. // Magyar Zene 3/1985, 255—270.


  • Lobanova, Marina. «György Ligeti. Style. Ideas. Poetics». — B.: Verlag Ernst Kuhn, 2002. — 449 S. — ISBN 3-928864-90-4.


  • Nordwall, Ove. György Ligeti — Eine Monographie. — Mainz: Schott, 1971.


  • Salmenhaara, Erkki. Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken Apparitions, Atmosphères, Aventures und Requiem von György Ligeti. — Regensburg: Bosse, 1969. — 203 S.


  • Steinitz, Richard. György Ligeti. Music of the Imagination. — L.: Faber and Faber, 2003. — 429 p. — ISBN 0-571-17631-3.


  • Toop, Richard. György Ligeti. — L.: Phaidon Press, 1999. — ISBN 0-7148-3795-4.

  • '«Träumen Sie in Farbe?» György Ligeti im Gespräch mit Eckhard Roelcke'. — W.: Zsolnay, 2003. — 237 S. — ISBN 3-552-05228-3.


  • Willmann, Roland. Gebannte Zeit. Studien zum Klavierkonzert György Ligetis. — Salzburg: Mueller-Speiser, Anif, 2006. — 110 S. — ISBN 3-85145-098-1.



Примечания |





  1. 123 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118572911 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>



  2. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  3. 12 SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  4. Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q63056"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4752572"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P535"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2025"></a>



  5. Дичёсентмартон, принадлежащий Румынии, был в то время венгерским в основном городом со значительным еврейским населением.


  6. Стенограмма интервью с Дьёрдем Лигети на сайте BBC Radio 3 (1999)


  7. Интервью с Д. Лигети


  8. Интервью с Лукасом Лигети




Ссылки |




  • Официальный сайт (нем.)


  • Aventures: Ode to the discrepancy between word and deed (англ.)


  • Обзор творчества на сайте Composition Today (англ.)

  • Glissando 2.0: Дьёрдь Лигети

  • Ф. Караев. Тембрика. «Atmosphéres».

  • Дьёрдь Шандор Лигети











Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)