Лигети, Дьёрдь
Дьёрдь Лигети Ligeti György | |
---|---|
Основная информация | |
Имя при рождении | венг. Ligeti György Sándor |
Дата рождения | 28 мая 1923(1923-05-28)[1][2][…] |
Место рождения | Дичёсентмартон |
Дата смерти | 12 июня 2006(2006-06-12)[1][2][…](83 года) |
Место смерти |
|
Похоронен |
|
Страна |
|
Профессии | композитор, музыкальный педагог, преподаватель университета, пианист, музыкант, либреттист |
Жанры | опера |
Лейблы | Deutsche Grammophon |
Награды | премия имени Кошута почётное кольцо города Вены[d] Гамбургская премия имени Баха[d] (1975) премия Теодора Адорно (2003) премия Бальцана (1991) Императорская премия (1991) премия Леони Соннинг (1990) Музыкальная премия Рольфа Шока[d] (1995) золотая медаль Королевского филармонического общества[d] (2004) Берлинская художественная премия[d] (1972) премия имени Гравемайера[d] (1986) медаль Гёте (1990) премия Сибелиуса[d] (2000) музыкальная премия города Вены[d] (1993) премия Киото в области искусств и философии[d] (2001) Премия Эрнста фон Сименса (1993) |
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Дьёрдь Ша́ндор Ли́гети (венг. Ligeti György Sándor; 28 мая 1923, Дичёсентмартон, Румыния — 12 июня 2006, Вена, Австрия) — венгерский и австрийский композитор-авангардист, музыкальный педагог. Широкой публике он стал известен благодаря использованию его музыки в фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года».
Содержание
1 Биография
1.1 Ранние годы
1.2 Бегство в Австрию
1.3 1960-е
1.4 Позднее творчество
2 Произведения
2.1 Опера
2.2 Оркестровая музыка
2.3 Концертные произведения
2.4 Вокальные и хоровые произведения
2.5 Камерно-инструментальная музыка
2.6 Фортепианные произведения
2.7 Органные произведения
2.8 Произведения для клавесина
2.9 Электронная музыка
2.10 Музыка для метрономов
3 Литература
4 Примечания
5 Ссылки
Биография |
Ранние годы |
Дьёрдь Лигети родился в Трансильвании, в городе Дичёсентмартон (ныне Тырнэвени), в еврейской семье[5] Ауэр. Дед композитора Шома Ауэр был известным художником, расписывавшим церкви. Он умер во время работы, свалившись с настила. Его сын Шандор, отец Дьердя, вынужден был поступить на службу в банк. Был мобилизован, ранен, в госпитале познакомился с будущей женой, Илоной Шомоди, глазным врачом. Они переехали в Дичёсентмартон, где Шандор «венгеризировал» семейную фамилию Ауэр (от нем. Aue «луг»; Лигети — «луг» по-венгерски). Родным языком Дьёрдя был венгерский[6]. В раннем детстве он знакомится с румынской и венгерской народной музыкой, которая в дальнейшем, наряду с сочинениями Бартока, оказала значительное влияние на его творчество. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Клуж-Напоку, где он получил начальное музыкальное образование.
В 1941 году композитор переезжает в Будапешт. Первым опубликованным музыкальным произведением Лигети была песня «Кинерет» на стихи поэтессы Рахель Блувштейн в его собственном переводе с иврита (1942)[7]. В 1943 году, в связи с еврейским происхождением, его арестовали и привлекли к принудительным работам. В это же время вся его семья попадает в Освенцим, в котором выжила лишь его мать (младший брат и отец погибли в концлагере Маутхаузен). В 1949 году, изучая записи в Институте фольклора в Бухаресте, Лигети возвращается к румынскому фольклору, вдохновившись которым, пишет в 1951 году свой «Румынский концерт» (рум. Concert românesc). Однако, рамки соцреализма стесняли композитора, и многие из его оркестровых работ (например, «Тьма и свет» (венг. Sötét és világos) и оратория «Путешествие Иштар в Ад» (венг. Istar pokoljárása) так и не были завершены. Железный занавес лишил Лигети возможности контактировать с западными композиторами, а единственным источником прогрессивной музыки для него были радиопередачи.
Бегство в Австрию |
В 1956 году Лигети (вместе с женой) эмигрировал из Венгрии в Австрию, где в последующие годы преимущественно и жил (получил австрийское гражданство в 1968). В 1957 в Кёльне познакомился с композиторами-экспериментаторами Карлхайнцем Штокхаузеном и Готфридом Кёнигом, вместе с которыми работал в области академической электронной музыки. Однако, спустя три года он потерял интерес к электронике и продолжил работу в области «акустической» инструментальной музыки.
1960-е |
К 1961 году Лигети получает известность и признание в кругах западноевропейского авангарда благодаря таким произведениям, как «Виде́ния» (фр. Apparitions; 1959) и «Атмосферы» (фр. Atmosphères; 1961), в которых активно использует сонорику и изобретённую им технику микрополифонии. Другими примечательными произведениями того периода являются «Симфоническая поэма для ста метрономов» (1962), абсурдистские «Приключения» (фр. Aventures; 1962) и «Новые приключения» (фр. Nouvelles Aventures; 1965).
C 1963 по 1965 годы Лигети создаёт одно из эпохальных произведений XX века — «Реквием». В 1966 году Лигети пишет хоровую «Lux Aeterna», в 1967 — пьесу «Отдаление» (итал. Lontano), а в 1969 — «Разветвления» (англ. Ramifications).
Отдельного упоминания заслуживает конфликт Лигети со Стэнли Кубриком и компанией MGM по поводу использования его музыки в кинофильме «Космическая одиссея 2001 года». После выхода фильма в 1968 году обнаружилось, что сочинения Лигети были использованы Кубриком без разрешения композитора, что и послужило причиной длительного разбирательства.
Позднее творчество |
С 1975 по 1977 годы Лигети пишет оперу — «Великий Мертвец» (фр. Le Grand Macabre, по драме Мишеля Гельдерода), которая, вслед за «Приключениями», развивает идеи театра абсурда. В восьмидесятых годах композитор разрабатывает оригинальную ритмическую систему: одним из поворотных для его поэтики произведений становится Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982). К числу наиболее популярных и мастерских относятся фортепианные этюды: их первый сборник 1986 г., был удостоен в США Премии Гравемайера. Среди последних произведений Лигети — «Гамбургский концерт» (нем. Hamburgisches Konzert), посвящённый немецкой валторнистке Марии Луизе Нойнекер, с которой Лигети активно сотрудничал в последние годы жизни.
Дьёрдь Лигети умер в Вене 12 июня 2006 года после продолжительных проблем со здоровьем.
Жена — психиатр и психоаналитик Вера Лигети. Сын — австрийский, ныне американский композитор и барабанщик Лукас Лигети (Lukas Ligeti, род. 1965), известный своим сотрудничеством с проектом «радикальной еврейской культуры» Джона Зорна[8].
Произведения |
Опера |
Великий Мертвиарх (Le Grand Macabre, 1975-77, вторая редакция 1996)
Оркестровая музыка |
- «Румынский концерт» (рум. Concert românesc; 1951)
Apparitions (1958-59)
Атмосферы (1961)
Lontano (1967)
Ramifications для струнного оркестра или 12 солирующих струнных (1968-69)
Chamber Concerto, for 13 instrumentalists (1969-70)
Melodien (1971)
San Francisco Polyphony (1973-74)
Концертные произведения |
- Концерт для виолончели с оркестром (1966)
Концерт для флейты и гобоя с оркестром (1972)
Концерт для фортепиано с оркестром (1985-88)- Концерт для скрипки с оркестром (1992, посвящён Сашко Гаврилоффу)
- Гамбургский концерт для валторны и камерного оркестра (1998-99, редакция 2003)
Вокальные и хоровые произведения |
Idegen földön, Betlehemi királyok, Bujdosó, Húsvét, Magány, Magos kősziklának, (1946)
Three Weöres Songs для голоса и фортепиано (1946-47)
Arany Songs для голоса и фортепиано 1950
Lakodalmas (1950)
Hortobágy (1951)
Haj, ifjuság (1952)
Five Arany Songs для голоса и фортепиано (1952)
Inaktelki nóták, Pápainé (1953)
Mátraszentimrei dalok, Éjszaka (Night), Reggel (Morning) (1955)
Aventures (1962)
Nouvelles Aventures (1962-65)
Requiem для сопрано и меццо-сопрано соло, смешанного хора и оркестра (1963-65)
Lux Aeterna для 16 солирующих голосов (1966)
Clocks and Clouds для 12 женских голосов (1973)
Nonsense madrigals для 6 мужских голосов (1988—1993)
Síppal, dobbal, nádihegedűvel (With Pipes, Drums, Fiddles) (2000)
Камерно-инструментальная музыка |
Соната для виолончели соло (1948/1953)- Andante and Allegro для струнного квартета (1950)
- «Баллада и танец» (рум. Baladă şi joc) для двух скрипок (1950)
Шесть багателей для квинтета духовых (1953)- Струнный квартет № 1 Métamorphoses nocturnes (1953-54)
- Струнный квартет № 2 (1968)
- Десять пьес для квинтета духовых (1968)
- Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982)
- Hommage à Hilding Rosenberg для скрипки и виолончели (1982)
- Соната для альта соло (1991-94)
Фортепианные произведения |
Induló (Марш) в 4 руки (1942)
Polifón etüd (Полифонический этюд) в 4 руки (1943)
Allegro в 4 руки (1943)
Capriccio № 1 и № 2 (1947)
Invention (1948)
Három lakodalmi tánc (Три свадебных танца) в 4 руки (1950)
- (I. A kapuban a szeker, II. Hopp ide tisztan, III. Csango forgos)
Sonatina в 4 руки (1950)
Musica ricercata (1951—1953)
Trois Bagatelles (1961)- Three Pieces for Two Pianos (1976)
- (I. Monument, II. Selbstportrait mit Reich und Riley (und Chopin ist auch dabei), III. In zart fliessender Bewegung)
Études pour piano, Book 1, шесть этюдов (1985)
Études pour piano, Book 2, восемь этюдов (1988-94)
Études pour piano, Book 3, четыре этюда (1995—2001)
Органные произведения |
Ricercare — Omaggio a Girolamo Frescobaldi (1951)
Volumina (1961-62, revised 1966)- Two Studies for Organ (Coulée, Harmonies, 1967, 1969)
Произведения для клавесина |
Continuum (1968)
Passacaglia ungherese (1978)
Hungarian Rock (Chaconne) (1978)
Электронная музыка |
Glissandi, electronic music (1957)
Artikulation, electronic music (1958)
Музыка для метрономов |
Симфоническая поэма для 100 метрономов (1962)
Литература |
на русском языке:
- Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: Сб. статей. — М., 1993.
- Лобанова, Марина: Дьердь Лигети и музыкальный авангард. // Музыка. — М., 1976. — С. 43—48.
- Лобанова, Марина: Дьердь Лигети—эстетические взгляды и творческая практика 60-70-х годов. // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных, вып. 94. — М., 1987. — C. 140—172.
- Лобанова, Марина: Логика и композиция «новой музыкальной драмы»: «Приключения» Дьердя Лигети // Московский музыковед, вып. 1. — М., 1990. — C. 152—177.
на иностранных языках:
Dibelius, Ulrich. György Ligeti. Eine Monographie in Essays. — Mainz: Schott Musik International, 1994. — 299 S. — ISBN 3-7957-0241-0 (ED 8096).
Englbrecht, Bernd. Die späte Chormusik von György Ligeti. — Frankfurt am Main: Peter Lang, 2001. — 233 S. — ISBN 3-631-37228-0.
Floros, Constantin. György Ligeti: jenseits von Avantgarde und Postmoderne. — W.: Lafite, 1996. — 246 S.- Für György Ligeti. Die Referate des Ligeti-Kongresses. — Hamburg 1988. / Hrsg. von P. Petersen. Laaber 1991. — 363 S.
- György Ligeti. Personalstil — Avantgardismus — Popularität, hrsg. von O. Kolleritsch. — W.: Universal Edition, 1987. — 237 S. — ISBN 3-7024-0188-1.
- '«Ich sehe keinen Widerspruch zwischen Tradition und Modernität!» György Ligeti im Gespräch mit Marina Lobanova'. // Das Orchester, 1996. — Jg. 44, Nr. 12. — S. 10—16.
- '«Ich will eine schmutzige Musik, eine irisierende Musik…» György Ligeti im Gespräch mit Marina Lobanova'. // «Neue Zeitschrift für Musik», 2003, Jg. 164, Heft 3, S. 12—17; spanisch in: «Música d’ara» 6/2003, pp. 73–80.
- Le Grand Macabre — zwischen Peking-Oper und jüngstem Gericht. György Ligeti im Gespräch mit Eckhard Roelcke, in: «Österreichische Musikzeitschrift 1997», Jg. 52, Heft 8. — S. 25—31.
- Lobanova, Marina: Technika és stilus problematikája a 60-as-80-as évek zenejeben. Párhuzamok Ligeti György és az íy szovget zene törenkvései kösött. // Magyar Zene 3/1985, 255—270.
Lobanova, Marina. «György Ligeti. Style. Ideas. Poetics». — B.: Verlag Ernst Kuhn, 2002. — 449 S. — ISBN 3-928864-90-4.
Nordwall, Ove. György Ligeti — Eine Monographie. — Mainz: Schott, 1971.
Salmenhaara, Erkki. Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken Apparitions, Atmosphères, Aventures und Requiem von György Ligeti. — Regensburg: Bosse, 1969. — 203 S.
Steinitz, Richard. György Ligeti. Music of the Imagination. — L.: Faber and Faber, 2003. — 429 p. — ISBN 0-571-17631-3.
Toop, Richard. György Ligeti. — L.: Phaidon Press, 1999. — ISBN 0-7148-3795-4.- '«Träumen Sie in Farbe?» György Ligeti im Gespräch mit Eckhard Roelcke'. — W.: Zsolnay, 2003. — 237 S. — ISBN 3-552-05228-3.
Willmann, Roland. Gebannte Zeit. Studien zum Klavierkonzert György Ligetis. — Salzburg: Mueller-Speiser, Anif, 2006. — 110 S. — ISBN 3-85145-098-1.
Примечания |
↑ 123 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118572911 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>
↑ 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ 12 SNAC — 2010.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>
↑ Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q63056"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4752572"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P535"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2025"></a>
↑ Дичёсентмартон, принадлежащий Румынии, был в то время венгерским в основном городом со значительным еврейским населением.
↑ Стенограмма интервью с Дьёрдем Лигети на сайте BBC Radio 3 (1999)
↑ Интервью с Д. Лигети
↑ Интервью с Лукасом Лигети
Ссылки |
Официальный сайт (нем.)
Aventures: Ode to the discrepancy between word and deed (англ.)
Обзор творчества на сайте Composition Today (англ.)
- Glissando 2.0: Дьёрдь Лигети
- Ф. Караев. Тембрика. «Atmosphéres».
- Дьёрдь Шандор Лигети