Этническая музыка







Диджериду, духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии


Этни́ческая му́зыка ( этника, этно-музыка; музыка народов мира, музыка мира; англ. ethnic music, world music[1]) — музыка, связанная с музыкальными традициями народа, объединяющая традиционную народную и современную фолк-музыку. Аналог известного английского термина «World music»[2][3]. Это в первую очередь азиатская и африканская музыка[источник не указан 1562 дня], адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду и многих других музыкальных инструментов. Распространено семплирование народных инструментов и пения.




Содержание






  • 1 Терминология


  • 2 История


    • 2.1 Классическая музыка


    • 2.2 XX век


    • 2.3 Народные ансамбли




  • 3 Инструменты


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Терминология |


Английский термин «world music» относится ко всей музыке, не являющейся частью современной западной музыки и берущей начало вне сферы культурных влияний Западной Европы и англоязычных стран. World music можно определить как «местная музыка извне»[4] или «чья-то ещё местная музыка»[5].


Термин получил распространение в 1980-х годах как название раздела классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает:




  • традиционная народная музыка;


  • фолк-музыка — современная популярная музыка с выраженными элементами этнической музыки (например, кельтская музыка, афро-кубинская музыка, регги).


Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: термин «world music» (музыка мира) звучит в переводе непонятно. Поэтому был взят термин «ethnic music», в английском языке исторически описывающий линейку музыкальной продукции, выпускаемую специально для восточных рынков и для эмигрантов из стран Востока (в первую очередь из Индии).[источник не указан 794 дня]



История |



Классическая музыка |


Обращение западной цивилизации к экзотическим для неё традициям народной музыки и музыки других цивилизаций уверенно прослеживается начиная с музыки барокко. Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки. При этом следует отметить композитора Антонина Дворжака, написавшего «Славянские танцы» под влиянием народной музыки народов Центральной Европы и «Симфонию № 9» («Из нового света») под влиянием народной музыки негров и аборигенов Северной Америки.


На классической, а позднее джазовой сцене XX века музыкальная архаика утверждается как самостоятельное направление в виде неофольклоризма. «Танец семи покрывал» из оперы Р. Штрауса «Саломея» называют одним из первых и самых ярких образцов авторской эстетизации фольклора. В 1913 году Игорь Стравинский поэтизировал язычество в балете «Весна священная», который явился своеобразным манифестом неофольклоризма. Его влияние заметно сказалось на произведениях Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина и других в России, а за рубежом — Бартока и Кодая в Венгрии, Мартину в Чехии, де Фалья в Испании, Вила-Лобоса в Бразилии, Чавеса в Мексике и многих других[6].



XX век |


Большое влияние этническая музыка (особенно музыка Востока) оказала на таких американских композиторов XX века, как Генри Коуэлла, Джона Кейджа, Лу Харрисонa и Аланa Хованессa.


В 1960-х годах многие рок-музыканты прибегали к средствам традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские элементы, а участников группы учил играть на ситаре известнейший индийский музыкант Рави Шанкар[7].


В ту же эпоху широкую популярность приобрел относимый в англоязычной культуре к «мировой музыке» стиль регги, берущий начало в духовной музыке Ямайки, и его крупнейший исполнитель Боб Марли.


В 1980-х годах на Западе произошёл очередной всплеск интереса к этнике. С одной стороны — западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны — этническая музыка была перспективной с точки зрения маркетинга и музыкальной индустрии. Тогда появились радиопередачи («World of Music» на радиостанции «Voice of America», «D.N.A: DestiNation Africa» на «BBC Radio 1Xtra», шоу Andy Kershaw на «BBC Radio 3», и прочие), фестивали (WOMAD), лейблы («Real World» Питера Гэбриела, основанный в 1988; «Piranha Music»; World Music Network; «Luaka Bop» Дэвида Бирна), специализирующиеся на этнической музыке. В России также есть немало лейблов, специализирующихся на World Music и этнике: Sketis Music, Dom Records, Dolina Bortanga и другие. В связи с общим упадком индустрии физических носителей из реально действующих российских world music лейблов можно выделить только Sketis Music.


Произошло её пересечение с такими стилями, как рок-музыка (некоторые работы Питера Гэбриела и Роберта Планта, «Рада и Терновник», Ят-ха), поп-музыка (например: т. н. latin pop, Шакира), электронная музыка (этно-электроника: «Волга», Theodor Bastard, Токэ-Ча, Deep Forest, Yarga Sound System, «Иван Купала»), Ят-ха, State of Bengal). Несколько обособленно на этом фоне стоит московская лаборатория звука — «Руда Нави», хотя её творчество в большей степени относится к экспериментальному эмбиенту (Trip Ambient); многие треки проекта являются примерами этно эмбиента с северными и индейскими корнями.


Особо стоит отметить армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, который записал саундтреки к нескольким голливудским кинофильмам.
Нельзя также не упомянуть шамана Западная Тывы Николая Ооржака, исполняющего традиционную музыку своего народа, в том числе горловое пение.


В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Яркими образами российской world music сцены стали такие группы и музыканты как «Рада и Терновник», «Мельница», Инна Желанная, Заман, Theodor Bastard, ТЛ «Руда Нави», «Ва-Та-Га», Намгар, «Волга», Вороново Крыло, «ВеданЪ КолодЪ», «Волков Трио», Сергей Старостин, Булат Гафаров, Виктор Савенко, Иван Смирнов, Степанида Борисова (Якутия), Yarga Sound System, Нино Катамадзе, Пелагея, Барабаны АШЕ, Godlav, Fudjin-HAO.



Народные ансамбли |


Проникновением этнических мотивов в жанровую музыку (классику, рок, джаз) присутствие фольклора на профессиональной сцене не ограничилось. По сей день важную роль здесь играют академические народные коллективы, хоры и оркестры, а также индивидуальные исполнители народной музыки и песен. Старейший, исполняющий славянский фольклор, коллектив — Кубанский казачий хор образован ещё в 1811 году. Во второй половине XIX века появился «Первый Великорусский оркестр балалаечников В. В. Андреева», который представлял Россию на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где выступил в Елисейском дворце. Благодаря изобретению звукозаписи, на рубеже столетий в концертной жизни Москвы заметным событием становится деятельность Музыкально-этнографической комиссии. С ней связаны выступления олонецких сказителей Ивана Трофимовича Рябинина из знаменитой династии Рябининых и Ирины Андреевны Федосовой[8].


Среди музыкантов двадцатого столетия наиболее видное место занимают хор Пятницкого (образован в 1911 году) и его прославленная воспитанница Людмила Георгиевна Зыкина. В 1977 году Людмила Зыкина создаёт ансамбль «Россия». Широкое признание у знатоков в России и за её пределами получают Оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова (образован в 1919 году[9]) и Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радиокомитета, созданный в 1945 году Петром Алексеевым. Из недавно созданных можно выделить ансамбль театра танца «Казаки России», который выступал уже дважды перед английской королевой Елизаветой II.



Инструменты |


Инструменты этнической музыки: ситар, диджериду, калимба, варган, тар, кеманча, саз, зурна, доол, бубен, кото, перкуссия и др.


Этнический вокал: горловое пение, русское народное пение, йодль, мугам, мейхана и др.


  • В русской этнической музыке (фольклоре) традиционные русские (славянские) инструменты: гусли, гудок, жалейка, свирель, рожок и др.


См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Народная песня

  • Народная музыка

  • Неофольклоризм

  • Народная музыка славян

  • Фолк-музыка



Примечания |





  1. Музыка народов мира (kultoboz.ru)


  2. Этническая музыка (eurodance-music.ru)


  3. Словарь музыкальных терминов — М.: АСТ, 2009 — 320 с. — ISBN: 978-5-17-057812-2 — С. 141


  4. Журнал «fRoots», процитировано в «N’Dour»[что это?] 2004, стр. 1


  5. Журнал «Songlines»


  6. Криволапова В. А. Поэтика язычества в музыкальном неофольклоризме первой половины XX века


  7. «„Индийский Моцарт“ Рави Шанкар умер в Америке»


  8. Смирнов Д. В. «Первые этнографические концерты в Москве». «Живая старина», 1996, № 2, стр. 20-24


  9. История оркестра — на сайте НАОНИР им. Н. П. Осипова




Ссылки |



  • Этническая музыка (slovaronline.com)







Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?