Бажов, Павел Петрович




























































Павел Петрович Бажов
Павел Петрович в 1911 году.jpg
Павел Бажов в 1911 году
Дата рождения
15 (27) января 1879[1][2]
Место рождения
Сысерть, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния, Российская империя
Дата смерти
3 декабря 1950(1950-12-03)[1][3][…](71 год)
Место смерти
Москва, СССР
Гражданство (подданство)

  • Flag of Russia.svg Российская империя

  • Flag of the Soviet Union (1924–1955).svg СССР


Род деятельности
прозаик, фольклорист, журналист, публицист
Годы творчества
1924–1950
Язык произведений
русский[2]
Дебют
книга очерков
«Уральские были»
Премии

Сталинская премия — 1943

Награды




Орден Ленина
Шаблон:Медаль За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.


Подпись
Подпись
Произведения на сайте Lib.ru

Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Commons-logo.svg Файлы на Викискладе

Па́вел Петро́вич Бажо́в (15 (27) января 1879 год, Сысертский завод — 3 декабря 1950 года, Москва) — российский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Награды и премии


  • 3 Сказы


    • 3.1 Архетипичность образов


    • 3.2 Список сказов


    • 3.3 Историческая достоверность персонажей сказов


    • 3.4 Влияние сказов на уральскую фольклористику




  • 4 Краткая библиография


  • 5 Прочие сведения


  • 6 Увековечение памяти


  • 7 Постановки


    • 7.1 Спектакли




  • 8 Примечания


  • 9 Литература





Биография |




Павел, Августа Стефановна и Пётр Васильевич Бажовы




Павел Бажов во время учёбы в Пермской духовной семинарии, конец XIX века




Павел Петрович и Валентина Александровна Бажовы (1911)




Павел Бажов, Валентина Иваницкая, Епархиальное училище (1910)


Родился 15 (27) января 1879 года в семье рабочего пудлингово-сварочного цеха Сысертского завода Петра Бажева (изначальная фамилия). В детстве жил в поселках Сысерть и Полевской завод[4][5]. Учился в сысертском земском мужском училище «заводской школе» с 1886—1889 год. Благодаря директору Александру Осиповичу Машукову в числе лучших учеников окончил школу, затем учился в Екатеринбургском духовном училище, где учился с 10 до 14 лет, затем в 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию. В 1907-1913 годах преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище, а затем в духовном училище Камышлова, во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор.


Женился на своей ученице, Валентине Александровне Иваницкой, в их семье родилось четверо детей.


До 1917 года был членом партии эсеров. Начиная с февральской революции помогал партии большевиков. В 1918 году вступил в РКП(б).


В Гражданскую войну, в конце апреля — начале мая 1918 года, прибыл в Семипалатинскую губернию, а в июне 1918 года — в город Усть-Каменогорск. Организовывал подполье, разрабатывал тактику сопротивления в случае падения советской власти в области и уезде.


После переворота в Усть-Каменогорске, устроенного 10 июня 1918 года подпольной организацией «Щит и престол» при поддержке казаков, затаился до конца года в своей страховой конторе, временно прекратив деятельность. Летом и осенью 1918 года пытался наладить оперативную связь с оставшимися большевиками, но лишь в январе 1919 года, после получения информации о плачевном положении зыряновских подпольщиков, возобновил свою деятельность по координации подполья. Отношение к подготовке восстания в Усть-Каменогорской тюрьме (30 июня 1919 года)[6] у П. Бажова было двояким, так как он сомневался в связи между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной повстанческой армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. После проведения схода командиров краснопартизанских отрядов в ноябре 1919 года в селе Васильевка объединил их в одну силу.


После установления советской власти в Усть-Каменогорске (15 декабря 1919 года) и вступления в город повстанческой крестьянской армии М. Козыря и рот из объединённого отряда «Красных горных орлов», П. Бажов, выйдя из подполья, стал организовывать новый Совдеп. Какое-то время сохранялось двоевластие: в Народном доме заседал новый Усть-Каменогорский совдеп, а в бывшем управлении 3-го отдела Сибирского казачьего войска был штаб армии Козыря. Бажов передал информацию в Семипалатинск. Во второй половине января 1920 года в Усть-Каменогорск прислали три полка регулярных сил Красной Армии. Козыревская армия рассеялась фактически без боя, сам он бежал. Именно Бажов, действовавший тогда под псевдонимом Бахеев (Бахмехьев), организовал подавление подготовки восстания во главе с Козырем.


Во вновь образованном Ревкоме занял пост заведующего управлением народного образования, заведовал также профсоюзным бюро. Попутно стал редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем местной газеты. Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке. Осенью 1921 года перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов.


В конце 1921 года вследствие тяжёлого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов (основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1923—1931 работал в областной «Крестьянской газете».


В 1933 году по доносу М. С. Кашеварова был обвинён в присвоении партийного стажа с 1917 года, исключён из партии. Через несколько месяцев после ходатайства был восстановлен в партии с началом стажа в 1918 году, за «приписывание» стажа ему был объявлен строгий выговор[7].


После этого П. Бажову поручили написать книгу о строительстве Краснокамского бумажного комбината. Но по мере написания главные герои исчезали в горниле репрессий, и публиковать её не решились.


В 1936 году в 11-м номере журнала «Красная новь» был опубликован[8] первый из уральских сказов «Девка Азовка».


Также ему было поручено подготовить книгу «Формирование на ходу. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка». Он уже работал редактором Свердловского книжного издательства. После того как в 1937 году командовавший дивизией во время Гражданской войны М. В. Васильев были репрессирован, по ещё одному доносу М. С. Кашеварова Бажов был вновь исключен из партии и уволен из издательства. Целый год большая семья Бажова жила за счет огорода и маленькой зарплаты его свояченицы. В это вынужденно свободное время он написал много своих сказов.


В 1939 году вышло первое издание уральских сказов — «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.


В 1930-х годах его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937 годах), но оба раза спустя год восстанавливали[9].


С 1940 года возглавлял Свердловскую писательскую организацию[9].


Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го созывов[10].


Скончался 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.



Награды и премии |




  • орден Ленина (03.02.1944)


  • Сталинская премия второй степени (1943) — за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка»



Сказы |



Создание сказов (т. н. «тайные сказы» — «старинные устные предания» уральских горнорабочих) происходило в сложных условиях противостояния краеведческого движения 1920-х — начала 1930-х годов и советской цензуры. В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий на тему «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора»[11]. Вскоре было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале»: сбор материала поручили В. П. Бирюкову, который должен был сдать сборник в декабре 1935 года[11]. Однако В. П. Бирюков заявил, что «нигде не может найти рабочего фольклора»[11]. Редактор сборника Е. М. Блинова «через четыре месяца общения с П. П. Бажовым, в июне 1935 г., резко изменила направление работы и стала нацеливать В. П. Бирюкова на собирание рабочего фольклора»[11]. Ставший после Е. М. Блиновой редактором сборника П. П. Бажов написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями сказов В. А. Хмелинина, которые П. П. Бажов слышал в 1892—1895 годах[11]. В. А. Хмелинин (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей») происходил с Полевского завода выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.[источник не указан 889 дней]. По мнению профессора Марка Липовецкого, сказы Бажова сочетают трудносовместимые установки сказочной и несказочной прозы и являются наилучшим воплощением «тех, большей частью комических, попыток создания „нового фольклора“ (или фейклора), символами которого стали „новины“ Марфы Крюковой и песни Джамбула Джабаева»[12].



Архетипичность образов |


Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил:




  • Хозяйка медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.


  • Великий Полоз — ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Его фигура создавалась Бажовым на основе поверий древних хантов, манси и башкир, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза — Змеёвки или Медяницы. Одна из них — Золотой Волос — выведена в одноимённом сказе.


  • Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой её видит Илья — герой сказа «Синюшкин колодец».


  • Огневушка-поскакушка, «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом) — персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы, божества вогуличей (манси)[источник не указан 421 день].


  • Серебряное копытце — волшебный «козёл», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет — появится драгоценный камень.


  • Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла».


  • Земляная кошка — персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он… имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко».



Список сказов |




  1. Алмазная спичка

  2. Аметистовое дело

  3. Богатырева рукавица

  4. Васина гора

  5. Веселухин ложок

  6. Голубая змейка

  7. Горный мастер

  8. Далевое глядельце

  9. Две ящерки

  10. Демидовские кафтаны

  11. Дорогое имячко

  12. Дорогой земли виток

  13. Ермаковы лебеди

  14. Жабреев ходок

  15. Железковы покрышки

  16. Живинка в деле

  17. Живой огонек

  18. Змеиный след

  19. Золотой волос

  20. Золотоцветень горы

  21. Золотые дайки

  22. Иванко Крылатко

  23. Каменный цветок

  24. Ключ земли

  25. Коренная тайность

  26. Кошачьи уши

  27. Круговой фонарь

  28. Малахитовая шкатулка

  29. Марков камень

  30. Медная доля

  31. Медной горы Хозяйка

  32. На том же месте

  33. Надпись на камне

  34. Не та цапля

  35. Огневушка-Поскакушка

  36. Орлиное перо

  37. Приказчиковы подошвы

  38. Про Великого Полоза

  39. Про водолазов

  40. Про главного вора

  41. Рудяной перевал

  42. Серебряное копытце

  43. Синюшкин колодец

  44. Солнечный камень

  45. Сочневы камешки

  46. Старых гор подаренье

  47. Тараканье мыло

  48. Таюткино зеркальце

  49. Травяная западёнка

  50. Тяжелая витушка

  51. У старого рудника

  52. Хрупкая веточка

  53. Хрустальный лак

  54. Чугунная бабушка

  55. Шелковая горка

  56. Широкое плечо




Историческая достоверность персонажей сказов |


При написании сказов Бажов руководствовался определёнными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Советский исследователь Р. Р. Гельгардт установил, что П. П. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель «отвергал все, что было не в пользу России, Урала, не в интересах простого народа»[13]. Примеры таких трактовок[13]:



  • Ерофей Марков — житель уральского села Шарташ (сказ «Золотые дайки»);


  • Ермак — выходец с Урала (сказ «Ермаковы лебеди»);

  • Получение асбестовой пряжи и месторождение асбеста около Невьянска открыла крепостная девушка (сказ «Шелковая горка»).



Влияние сказов на уральскую фольклористику |


Сами сказы не являются фольклорным материалом. Исследователь В. В. Блажес отметил, что Бажов собирал фольклор как писатель, не записывая того, что должен записывать ученый-фольклорист и не проводя паспортизации (хотя Бажов о паспортизации знал)[14]. Сказы и деятельность Бажова оказали значительное влияние на уральскую фольклористику, на десятилетия определив направление её развития — сбор «рабочего фольклора». Немало способствовал этому сам Бажов, который часто посещал преподавателей и студентов Уральского государственного университета (УрГУ), наставляя их на собирание рабочего фольклора, инициировал фольклорные экспедиции в города и поселки городского типа для сбора «рабочего фольклора», давал методические советы по его записи и называл населённые пункты, где его надо собирать[11]. При этом отбрасывалась значительная часть фольклора населения Урала, прежде всего крестьянский фольклор. Об этом явлении можно судить по тому, что собирателю фольклора И. Я. Стяжкину было указано фольклористом университета В. В. Кукшановым, что «всякие элементы религиозного содержания, грубоватого просторечья совершенно недопустимы»[11]. В итоге из сборника фольклорных материалов И. Я. Стяжкина (1219 страниц), переданного в 1949—1957 годах специалистам УрГУ, были опубликованы только несколько пословиц и поговорок, исторические песни, сказка «Царь Петр и матрос» и песня «Товарищ боец, становись запевалой»[11].



Краткая библиография |




Сочинения Павла Бажова (1976)



  • Сочинения в 3-х томах. — М.: Гослитиздат, 1952.

  • Сочинения в 3-х томах. — М.: Правда, 1976.

  • Сочинения в 3-х томах. — М.: Правда, 1986.

  • Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1964.

  • «Уральские были». — Свердловск, 1924 — книга очерков

  • «К расчету». — Свердловск, 1926

  • «Пять ступеней коллективизации». — Свердловск, 1930

  • «Бойцы первого призыва». — Свердловск, 1934

  • «Формирование на ходу». — Свердловск, 1936 — книга, за которую Бажов был исключён из членов ВКП(б)

  • «Зелёная кобылка». — Свердловск,1940 — автобиографическая повесть

  • «Малахитовая шкатулка». — Свердловск, 1939 — сборник сказов

  • «Ключ-камень». — Свердловск, 1943 — сборник сказов

  • «Сказы о немцах». — Свердловск, 1943 — сборник

  • «Ермаковы лебеди». — Молотов, 1944

  • «Живинка в деле». — Молотов, 1944

  • «Голубая змейка». — Свердловск, 1945

  • «Богатырева рукавица». — М.: Правда, 1946

  • «Богатырева рукавица». — Свердловск, 1946

  • «Орлиное перо». — Свердловск, 1946

  • «Русские мастера». — М.-Л.: Детгиз, 1946

  • «Каменный цветок». — Челябинск, 1948

  • «Дальнее — близкое». — Свердловск, 1949

  • «Дальнее — близкое». — М.: Правда, 1949 — мемуары

  • «За советскую правду». — Свердловск, 1926

  • «Через межу»

  • «Отслоения дней» — дневниковые записи, письма



Прочие сведения |


Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который, в свою очередь, является внуком Аркадия Гайдара.


Американская писательница-фантаст Мерседес Лакки[en] включила Хозяйку (Королеву) Медной горы в свою книгу Fortune’s Fool (2007). Там Хозяйка — могучий дух/колдунья подземного царства, но с несколько безрассудным характером.



Увековечение памяти |




Памятная монета Банка России, посвящённая 115-летию со дня рождения П. П. Бажова. 2 рубля, серебро, 1994 год


П. П. Бажов скончался в Москве 3 декабря 1950 года. Похороны состоялись в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 г. Могила писателя находится на холме, на центральной аллее кладбища. В 1961 году на могиле установлен гранитный памятник. Авторы памятника — скульптор А. Ф. Степанова и архитектор М. Л. Минц. Писатель изображён сидящим на камне в спокойной, непринуждённой позе, руки лежат на коленях, в правой руке — курительная трубка. Высота памятника — 5 метров. У подножия его на каменной плите высечена надпись «Бажов Павел Петрович. 1879—1950». Памятник окружён цветником.


В Москве на ВВЦ установлен первый в СССР и в мире[15] светомузыкальный фонтан «Каменный цветок» (1954 г.). Авторы: проект художника-архитектора К. Т. Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин.


11 марта 1958 года в городе Свердловске на плотине городского пруда открыт памятник-бюст писателю с надписью «Павел Петрович Бажов. 1879—1950». На пьедестале памятника символическое изображение каменного цветка. Монументы Бажову П. П. также открыты в городах Полевском, Сысерти и Копейске.




Дом-музей П. П. Бажова в Екатеринбурге


В 1967 году в Екатеринбурге, в доме, в котором жил Павел Петрович Бажов, основан музей П. П. Бажова.


В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвящённый писателю.


В 1984 году в селе Бергуль Северного района Новосибирской области в честь Павла Бажова был открыт дом-музей. Писатель проживал в селе несколько месяцев в 1919 году[16].


В честь П. П. Бажова названы посёлок городского типа Бажово (сейчас входящий в состав города Копейска), улицы в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Иркутске и других городах России, Украины и Казахстана (улица Павла Бажова в Усть-Каменогорске).


Образы из сказов П. П. Бажова — Каменный цветок и Хозяйка Медной горы (в виде коронованной ящерицы) — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.


К 120-летию писателя в 1999 году учреждена Премия имени П.П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области.


В честь Павла Петровича Бажова назван пермский теплоход (компания «ВолгаWolga»).


Бажовская — перспективная станция Екатеринбургского метро, которая должна открыться во время строительства 2-й очереди метрополитена.


Полевской называют родиной бажовских сказов, сердцем «бажовского Урала». Павел Бажов жил в Полевском в 1892—1895 годах. Памятник в его честь был установлен в 1983 году, выполнен Ленинградским монументальным объединением. Материал — родонит, постамент из розового гранита.



Постановки |



Кинофильмы


  • «Каменный цветок» (1946)

  • «Тайна зелёного бора» (1960)

  • «Степанова памятка» (1976)

  • «Синюшкин колодец», короткометражный (1978)

  • «Золотой полоз» (2007), режиссёр Владимир Макеранец

  • Мотивы сказов «Медной горы Хозяйка» и «Малахитовая шкатулка» лежат в основе сюжета фильма-сказки Вадима Соколовского «Книга мастеров».


Мультфильмы



  • Синюшкин колодец, перекладки (1973)


  • Медной горы Хозяйка, кукольный (1975)


  • Малахитовая шкатулка, кукольный (1976)


  • Каменный цветок, кукольный (1977)


  • «Серебряное копытце», рисованный (1977)

  • «Подарёнка», кукольный (1978)

  • «Горный мастер», рисованный (1978)


  • «Огневушка-Поскакушка», рисованный (1979)

  • «Золотой Волос», кукольный (1979)


  • «Травяная западёнка», рисованный (1982)


Диафильмы


  • «Голубая змейка» — 1951, худож. Афонина Т.[17]

  • «Серебряное копытце» — 1969, худож. Столяров Р.[17]

  • «Малахитовая шкатулка» — 1972, худож. Маркин В.[17]

  • «Золотой Волос» — 1973, худож. Бордзиловский Витольд[18]

  • «Огневушка-Поскакушка» — 1981, худож. Маркин В.[19]

  • «Хозяйка Медной горы» — 1987, Украина, худож. Семыкина Л. Н.[17]

  • «Малахитовая шкатулка» — 1987, худож. Кульков В.[20]



Спектакли |



  • балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (постановка 1954)

  • балет «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера (поставлен 1944)

  • спектакль «Сказы» / Каменный цветок (Государственный академический Малый театр Союза ССР. 1987)

  • опера К. В. Молчанова «Каменный цветок» (постановка 1950)

  • симфоническая поэма А. Муравлёва «Азов-гора»

  • оркестровая сюита Г. Фрида

  • опера-сказ «Малахитовая шкатулка» Д. А. Батина (постановка 2012. Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского)




Примечания |





  1. 12 Роднянская И. Б. Краткая литературная энциклопедияМ.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 1.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4239850"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4395984"></a>



  2. 123 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  3. Бажов Павел Петрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>



  4. Биография на hobbitaniya.ru (рус.). hobbitaniya.ru. Проверено 15 января 2019.


  5. Краткая биография на all-biography.ru (рус.). all-biography.ru. Проверено 15 января 2019.


  6. Материалы о восстании в Усть-Каменогорской тюрьме (неопр.). krotov.info. Проверено 15 января 2019.


  7. Самого знаменитого писателя Урала обвинили в махинациях со стажем: Общество: Облгазета (рус.). www.oblgazeta.ru. Проверено 15 января 2019.


  8. Публикации содействовал писатель Всеволод Лебедев: «…Вс. Вл. в моей судьбе играл очень большую роль. В сущности, он первый помог мне преодолеть опасения, что работу могут назвать стилизаторством, и первый увез сказы в Москву, где они и были напечатаны в „Красной нови“…» — Бажов П. П. Из письма к Л. И. Скорино от 25 июля 1947 г. / Бажов П. П. Сочинения в 3-х т. Т. 3. — М., 1952. — 339 с.


  9. 12 Архивы России. Издания и публикации (неопр.). Архивировано 5 июня 2013 года.


  10. Биография (неопр.). Павел Бажов. Livelib.ru. Проверено 14 марта 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.


  11. 12345678 Бобрихин А. А. Вклад П. П. Бажова в формирование уральской идентичности // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2015. — № 2 (4). — С. 46 — 48


  12. Липовецкий М. Н. Зловещее в сказах Бажова // Quaestio Rossica. — 2014. — № 2. — С. 213. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/27732/1/qr_2_2014_14.pdf


  13. 12 Блажес В. В. П. П. Бажов и рабочий фольклор. Учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета. — Свердловск: Изд-во Уральского государственного ун-та, 1982. — С. 24. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/21277/1/blazhes-1982.pdf


  14. Блажес В. В. П. П. Бажов и рабочий фольклор. Учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета. — Свердловск: Изд-во Уральского государственного ун-та, 1982. — С. 25. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/21277/1/blazhes-1982.pdf


  15. На ВВЦ после трёхлетнего перерыва заработает светомузыкальный фонтан «Каменный цветок» (рус.). www.interfax.ru. Проверено 15 января 2019.


  16. Дом-музей им. П. П. Бажова. Туристический портал Новосибирской области (рус.). turizm.nso.ru. Проверено 15 января 2019.


  17. 1234 Малахитовая шкатулка (неопр.). bayun-dia.net.


  18. Золотой волос (неопр.). Студия «Диафильм».


  19. Огневушка-Поскакушка (неопр.). Студия «Диафильм».


  20. Малахитовая шкатулка — Серебряное копытце (неопр.). Студия «Диафильм».




Литература |



  • Бажова-Гайдар А. П. Глазами дочери. М., «Сов. Россия», 1978. 192с. с илл.

  • Бажовская энциклопедия / Ред.-сост. В. В. Блажес, М. А. Литовская. — Екатеринбург: Сократ; Издательство Уральского университета, 2007. — 639 с.

  • Батин М. А. Павел Бажов. — М.: Современник, 1976. — 262 с.

  • Батин М. А. Творчество П. П. Бажова. — Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. — 284 с.

  • Блажес В. В. П. П. Бажов и рабочий фольклор: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов филол фак. — Свердловск: УрГУ, 1982. — 104 с.

  • Гельгардт Р. Р. Стиль сказов Бажова: очерки. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1958. — 482 с.

  • Кузнецова Н. В. Павел Петрович Бажов (1879-1950): библиографический указатель. — Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. — 206 с.

  • Бажов / Левченкова О. С. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

  • Мастер, мудрец, сказочник: воспоминания о П. Бажове / Сост. В. А. Стариков. — М.: Советский писатель, 1978. — 590 с.

  • Павел Петрович Бажов: библиографический указатель (1913—2010) / Сост. В. В. Горева, Н. В. Кузнецова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2011. — 606 с.

  • Павел Петрович Бажов в воспоминаниях / Сост. К. В. Боголюбов и С. Н. Самсонов. — Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. — 248 с.

  • Плотников И. Ф. Павел Петрович Бажов как политик и историк. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. — 150 с. — (Очерки истории Урала; Вып. 26).

  • Роднянская И. Б. Бажов // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962. — Т. 1. Аарне — Гаврилов. — С. 397—398.

  • Слобожанинова Л. М. Сказы — старины заветы: очерк жизни и творчества Павла Петровича Бажова (1879-1950). — Екатеринбург: Пакрус, 2000. — 150 с. — (Урал. XX век).

  • Скорино Л. И. Павел Петрович Бажов. — М.: Советский писатель, 1947. — 275 с.








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?