Панк

Multi tool use
Панки | |
---|---|
![]() У панка справа нанесён символ группы Crass | |
Место и время возникновения: | конец 1960-х ![]() |
Годы расцвета: | 1970-е, 1980-е |
Направленность: | музыкальная, политическая |
Распространение: | весь мир |
Элементы: | |
Панк-рок Хардкор DIY |
|
Родственные: | |
металлисты |
|
Производные: | |
Готы, стрэйт-эджеры, эмо |
Панк, па́нки (англ. punk — перен. разг. «нехороший», «дрянной») — субкультура, возникшая в конце 1960-х — начале 1970-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике.
С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюсированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком. Панки также имеют очень крепкий союз с некоторыми другими субкультурами (металлисты и прочее).
Такие группы, как Ramones и Sex Pistols, считаются первыми группами, игравшими музыку в стиле «панк-рок».
Содержание
1 Этимология
2 Истоки и влияния
3 Идеология
4 Литература
5 Внешний вид панков
6 Родственные субкультуры
7 Субкультуры в рамках панк
8 Субкультуры, вышедшие из панка
9 Упоминания в искусстве
9.1 В литературе
9.2 В кинематографе
9.3 Аниме и манга
10 См. также
11 Примечания
12 Литература
13 Ссылки
Этимология |
Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть просто «подонок» или «негодяй», во всех остальных случаях как эмоциональное нецензурное выражение.[1] На уличном жаргоне так называли проституток.[2] Именно в этом значении слово «панк» встречается в пьесе Уильяма Шекспира «Мера за меру».
В начале XX века в США слово punk употребляли по отношению к заключённым — «шестёркам» или просто молодым людям, вовлечённым в преступную деятельность.[3] Позже, в основном лексиконе слово стало употребляться в значениях «грязь», «гнильё», «отбросы».
Истоки и влияния |
Панк берёт своё начало в 1960-х годах, когда под влиянием The Beatles и The Rolling Stones стало появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл.
Относительно сырой и грубый (raw) звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, можно обнаружить в таких классических произведениях того времени, как «You Really Got Me» группы The Kinks. Родителями панка такого, каков он есть, была нью-йоркская группа The Ramones. Они первые начали классифицировать себя как панков, создали внешний стиль и стиль игры. К концу 1960-х годов вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер Игги Поп отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв, выступал на концертах вымазанным в собственной крови и заканчивал бесчинства на сцене «нырянием» в толпу зрителей.
Связующим звеном между движением панков и предыдущим поколением битников выступила «крёстная мать панк-движения», Патти Смит[4].
Американский музыкант и общественный деятель Эд Сандерс[en], сыгравший важную роль в развитии контркультуры, в одном из интервью заявил, что панки выросли из «люмпен-хиппи».[5]
Идеология |
Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости (индивидуализм), нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» (DIY — Do it yourself — «Сделай сам») и принцип «прямого действия» (direct action). Другие направления в политике панков включают в себя нигилизм, анархизм, социализм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антисексизм, антинационализм.
Некоторые панки придерживаются консервативных взглядов[6], либо аполитичны (см. хоррор-панк).
Литература |
Панк-культура породила значительное количество поэзии и прозы.
Среди известных панк-поэтов следует отметить Патти Смит, Ричарда Хелла, Джона К. Кларка, объединение «The Medway Poets», а также Джима Кэрролла, чьи автобиографические работы считаются первыми из образцов панк-прозы.
Издавалось довольно большое количество фэнзинов (punk-zines), среди которых стоит упомянуть Maximum Rock-n-Roll, Punk Planet, CometBus, Flipside, Search and Destroy. Первым из такого рода изданий стал собственно журнал Punk, основанный в 1975 году Легсом Макнилом, Джоном Хольстромом и Гедом Данном.
О панке написано множество художественных и документальных книг. Также с понятием «панк» тесно связаны такие литературные жанры, как киберпанк, дизельпанк и стимпанк.
Внешний вид панков |
Панки отличаются пёстрым, эпатажным имиджем.
- Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, бриллиантином или гелем , чтобы они стояли торчком. В 1980-х годах у панков стала модной причёска «ирокез». Носят рваные джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под тяжёлые ботинки (Dr. Martens) и кеды (Converse). Некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Манеру носить кеды начала группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).

Причёска панка — ирокез (mohawk)
Куртка-косуха — была перенята как рок-н-ролльный атрибут из 1950-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.- В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары.
- Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур:напульсники, браслеты (преимущественно кожаные, с шипами, заклёпками и цепями и т.п.), также, зачастую, делают их сами. Многие панки делают татуировки.
- Панки зачастую носят рваные, протёртые джинсы; прицепляют к джинсам цепи от собачьих поводков, так же пришивают к джинсам различные нашивки, например с логотипами любимых панк-групп и антиполитическими фразами.
Родственные субкультуры |
Моды — предшественники и современники панков. Оказали влияние на панк-рок. Музыка модов — ска, соул.
Straight edge-ры — движение, порождённое ранней американской хардкор-панк-сценой начала 1980-х, характернейшей особенностью которой является отказ от наркотиков, алкоголя и табака, а также от беспорядочных половых связей.
Скинхеды-родственная субкультура. Объединяет их общая музыка-Ска, Панк-рок, Oi и регги, так и их идеологии.
Субкультуры в рамках панк |
Субкультуры панка состоят из различных подгрупп, которые отличаются друг от друга различными подходами, музыкой и стилями одежды. Некоторые из этих групп являются антагонистическими по отношению друг к другу, и есть широкое несогласие с более крупными субкультурами.
"wikitable"
Субкультура |
Истоки |
Музыка |
Главные группы |
Идеология и лирика |
Стиль |
---|---|---|---|---|---|
Анархо-панк |
1970-е и 1980-е Великобритания |
Анархистский панк-рок |
MDC, Crass, Conflict, Flux of Pink Indians, Subhumans, |
Анархизм и другие политические и социальные темы |
Анархистская символика, высокие ботинки, кеды, самодельная одежда, окрашенные волосы. |
Кельтский панк |
1970-е, Ирландия и Великобритания |
Панк-рок, Celtic music, Oi!, кельтский рок |
Dropkick Murphys, Flogging Molly, The Real McKenzies, The Pogues, Real Blackbeards |
Шотландские, ирландские или валлийские темы, различные духовные или социальные вопросы, застольные песни, чёрный юмор, рабочий класс |
Влияние панк- и скинхед-культуры, влияние кельтского культурного наследия |
Краст-панк |
Конец 1980-х и ранние 1990-е, анархо-панк |
Схожесть с грайндкором, элементы D-beat, анархо-панка, хэви-метала, хардкора |
Amebix, Doom, Nausea, Antisect |
Анархизм |
Символика анархизма, DIY одежда |
Готик-рок |
Конец 1970-х, глэм-рок, панк-рок, психоделический рок, хард-рок |
Постпанк, дарквэйв, готик-рок, дэт-рок |
Siouxsie & The Banshees, Bauhaus, Joy Division, Sisters of Mercy, Christian Death, 45 Grave, The Cure, Killing Joke, Cocteau Twins |
Фильмы ужасов, нигилизм, отчуждение, апатия |
Чёрная одежда, разорванные сетчатые майки, мейк-ап, «темные ирокезы», обувь Dr. Martens |
Фолк-панк |
Конец 1970-х, Великобритания |
Фолк-музыка и панк-рок |
The Pogues, Attila the Stockbroker, Billy Bragg, Defiance, Ohio, The Levellers |
Множество тем, включая левые политические взгляды |
Различные стили, DIY-мода |
Глэм-панк |
В начале 1970-х, северо-восток Соединенных Штатов |
Прото-панк, глэм-рок |
New York Dolls, Hanoi Rocks, D Generation |
Эстетизм, дендиизм, нарциссизм, рекреационное использование наркотиков |
Модная одежда, косметика, фетиши |
Гаражный панк |
Детройт, поздние 1980-е; начало 1990-х, Япония |
Убыстренный гаражный рок, элементы серф-рока, пауэр-попа, хардкора, психоделического рока |
Guitar Wolf, New Bomb Turks, The (International) Noise Conspiracy |
Рабочий класс, «Back To Basics», независимые лейблы, левая идеология, отчаяние, подростковый возраст |
Смешение рок, панк и гранж стилей |
Хардкор-панк |
Ранние 1980-е, к настоящему времени Северная Америка и Великобритания |
Быстрые и тяжелые версии панк-рока |
The Casualties,The Exploited, Black Flag, Circle Jerks, Dead Kennedys, D.O.A. (группа) , Rattus, Agnostic Front, 7 Seconds, Crucifix, Bad Brains, Discharge, Kaaos, Minor Threat, NOFX |
Различные темы, иногда политические: антивоенные, социальные темы. |
Одежда «рабочего класса», спортивная одежда (Adidas и тому подобное), короткая стрижка (иногда дреды). Косухи, мотоциклетные сапоги, патронтажи. |
Хоррор-панк |
Поздние 1970-е, Нью-Джерси |
Панк или хардкор, с элементами рокабилли, лирика — а-ля фильмы ужасов |
The Misfits, The Undead, Wednesday 13 |
Фильмы ужасов и научная фантастика |
Чёрная одежда, трупные пятна, devilock, скелеты. |
Oi! |
Паб-рок, панк-рок, «футбольные кричалки», конец 1970-х |
Стандарт (гитары+ударные), разовый припев, упрощенные мелодии |
Skrewdriver, Cock Sparrer, Cockney Rejects, Angelic Upstarts, The 4-Skins, The Blood, Sham 69, Los Fastidios. |
Социализм, популизм, околофутбольные темы, рабочий класс. |
Стиль британских панков и скинхедов 1980-х годов, Dr. Martens, flat caps, джинсы Levi Strauss & Co., косухи |
Поп-панк |
Поздние 1970-е, Великобритания |
панк-рок с влиянием различных жанров поп-музыки |
Buzzcocks, Blink-182, The Queers, The Offspring, Sum41, Billy Talent, Avril Lavigne, Green Day, Simple Plan, Zebrahead |
Политика, взаимоотношения, секс, сортирный юмор, многое другое |
Косухи, кеды Chuck Taylor All-Stars, бейсбольные кепки, галстуки, клетчатые рубашки |
Queercore |
середина 1980-х, американской панк-хардкор |
Диапазон стилей панк |
God Is My Co-Pilot, Pansy Division, Team Dresch, Limp Wrist, |
Права секс-меньшинств, гендерное равноправие |
Сходство с хардкор-панком |
Riot Grrrl |
Ранние 1990-е Сиэтл, Олимпия, и вашингтонский хардкор-панк |
панк под влиянием альтернативного рока |
Bratmobile, Bikini Kill, Free Kitten, Sleater-Kinney |
Феминизм, права женщин в современном обществе; имеет связи с queercore |
Kinderwhore |
Скам-панк |
1990-е, американской панк и хардкор shock rock художников, как Элис Купер |
Умышленно размытый и громкий звук, с низкой музыкальностью |
GG Allin, The Scumfucs, Antiseen |
Transgressive art, темы секса, насилия, табуированные темы |
|
Ска-панк |
1980-е, Северная Америка, Испания и Великобритания |
Типичный панк-рок плюс духовые инструменты; влияние 2 Tone, хардкор-панк и поп-панк |
The Mighty Mighty Bosstones, Ska-P, Operation Ivy, Rancid, Kemuri, Distemper, Less Than Jake |
антирасизм, единство (unity), личная лирика |
Смешение и влияние 2 Tone, поп-панк, хардкор-панк |
Скейт-панк |
Ранние 1980-е, Калифорния, скейтбординг |
Сходство с хардкор-панком, поп-панком и ска-панком; появление динамичного жанра на их основе — скейт-панк |
JFA, Big Boys, Drunk Injuns, Septic Death, Pennywise, Diesel Boy, Good Riddance. Offspring Green Day |
анти-авторитаризм, экстремальный спорт |
Sagging clothes, одежда скейтеров, trucker hats |
Сёрф-панк |
1980-е, Калифорния, хардкор-панк |
Хардкор-панк, Сёрф-рок |
Agent Orange, and others led the way for the surf punk movement. |
Окружающая среда, Океан |
Одежда различная, но большинство носят короткие стрижки, короткие шорты и скейтерскую обувь. |
UK 82 |
1980-е, Великобритания |
Элементы Oi! и хардкора; убыстренный саунд |
The Exploited, Charged GBH, The Varukers, Vice Squad |
Рабочий класс, темы бедных районов; политика |
Стиль британских панков 1980-х |
Hard Blood Shock |
1980-е, Югославия |
Панк-рок с элементами балканской этники. |
Satan Panonski |
Табуированые темы, мистика, эротика, гомосексуальность |
Субкультуры, вышедшие из панка |
Некоторые субкультуры в начале были тесно связаны с панк-субкультурой, но в дальнейшем стали отдельным.
Субкультура |
Истоки |
Музыка |
Главные группы |
Идеология и Лирика |
Мода |
---|---|---|---|---|---|
Готы |
Поздние 1970-е, британский постпанк и панк-рок |
Готик-рок |
Bauhaus, Joy Division, The Sisters of Mercy, Siouxsie & the Banshees, The Cure |
Фильмы ужасов, нигилизм, отчаяние, отчуждение воодушевленность культом смерти и иными «тёмными» темами, мрачный внешний вид |
Черная одежда, напульсники, цепи, ошейники. Лицо максимально выбелено, глаза подведены черным карандашом. |
Грайндкор |
Поздние 1980-е, американский хардкор-панк и британский краст-панк |
Грайндкор и его производные |
Napalm Death, Extreme Noise Terror, Carcass, Terrorizer |
Леворадикальные и анархические взгляды, смерть, секс, чёрная комедия |
Various, heavy metal fashion, anti-fashion etc |
Гранж |
Середина 1980-х, Сиэтл, Вашингтон |
Гранж, пост-гранж |
Nirvana, Mudhoney, Soundgarden, Alice in Chains, Pearl Jam |
Отчуждение, отчаяние, нигилизм, анти-сексизм, Поколение X |
Неряшливые, фланелевые рубашки, порванные джинсы, длинные волосы, обувь фирмы Converse или Dr. Martens |
Хардлайн |
Конец 1980-х/1990-е, straight edge |
Хардкор, металкор |
Vegan Reich, Raid |
Авторитаризм, anti-abortion, heterosexism, веганизм, deep ecology,движение straight edge .Многие из них связаны с Авраамическими религиями,в частности с Исламом Растафарианством. |
Разный стиль, в основном тип одежды панк-хардкорщиков |
Инди |
Середина 1980-х, США, Великобритания |
Альтернативный рок, Гаражный панк, Экспериментальный рок, Глитч, Пауэр-поп |
R.E.M., The Smiths, Sonic Youth, Pavement, The White Stripes |
Независимые лейблы, региональное разнообразие, grassroots fanbases |
Различные стили |
Mod revival |
Поздние 1970-е, Великобритания |
Влияния от 1960-х годов мода связанных жанров; 1970-х годов панк и поп-панк пауэр-поп |
джем, Секретное дело, Пурпурные сердца |
эстетизм, самовлюбленность, эскапизм (танцы), проблемы молодежи, рабочий класс популизм |
Костюмы, военные парки, Fred Perry и Ben Sherman, футболки |
Новая волна |
Середина 1970-х, Нью-Йорк, прото-панк |
Новая волна |
Blondie, Elvis Costello, Talking Heads |
Более поп-ориентировано |
Мейнстримовая одежда, пиджаки, влияние поп-арта |
Сайкобилли |
Конец 1970-х, США; начало 1980-х, Великобритания |
Смесь из панк-рока и рокабилли, вместо бас-гитары используется контрабас |
The Cramps, The Meteors, Demented Are Go, Nekromantix |
Рокабилли, темы из фильмов ужасов и научной фантастики |
Косухи, джинсы, татуировки, стиль 1950-х годов |
Straight Edge[7] |
1980-е, вашингтонский хардкор |
Хардкор, heavy metal, metalcore, Hip-Hop some indie rock and Emo |
Fugazi, Youth of Today, Slapshot, Earth Crisis, Minor Threat |
Полный отказ от наркотиков, алкоголя, табака, разборчивость в половых связях. |
Спортивная одежда, камуфлированные шорты, знаки X на тыльной стороне ладони |
Упоминания в искусстве |
В литературе |
- Легс Макнил и Джиллиан Маккейн. «Прошу, убей меня!»
- Майкл Тернер. «Эмблема тяжёлого рока»
- Фред и Джуди Верморел. «Sex Pistols: Подлинная история»
- Крейг О’Хара. «Философия панка: больше, чем шум»
Илья Стогов. «Грешники» и «Анархия в РФ»
Дмитрий Спирин. «Тупой панк-рок для интеллектуалов»
Джон Кинг. «Человеческий панк»
Генри Роллинз. «Железо»- Ольга Аксютина. «Если я не могу танцевать, это не моя революция! DIY панк/хардкор сцена в России»
Ричард Хэлл. «Погнали»- Джо Мено. «Сделай погромче»
- Олег Бочаров. «Панк-энциклопедия»
Кшиштоф Варга. «Текила»
В кинематографе |
1977 — «Юбилей» (Великобритания)
1984 — «Пригород» (США)
1986 — «Сид и Нэнси» (Великобритания)
1998 — «Панки из Солт-Лэйк-Сити» (США)
2001 — «Что делать в случае пожара?» (Германия)
2001 — «Энгель и Джо» (Германия)
2002 — «Поваренная книга анархиста» (США)- 2013 — «Клуб CBGB» (США).
- 2017 — «Город-Бомба» (США)
Аниме и манга |
- В аниме Battle Angel действие происходит в городе, заселённом панками и киборгами.
- В аниме и манге Nana рассказывается о панк-рок группе Blast. Также встречается упоминание о Sex Pistols, а прообразом одного из главных героев является Сид Вишес.
- В аниме и манге Paradise Kiss один из главных героев является ярым представителем панк субкультуры и вокалистом панк группы.
- В аниме Akira много представителей данной субкультуры.
- В аниме Detroit Metal City вокалистка панк-группы вообразила главного героя Сидом Вишесом, вернувшимся с того света.
- В аниме Невероятные приключения ДжоДжо есть станд с названием Sex Pistols у Гвидо Мисты, что является отсылкой на оригинальную группу
См. также |
- Анархия
- Панк-мода
- Идеологии панка
Примечания |
↑ Punk // Dictionary.com
↑ punk // AskOxford
↑ punk // Cambridge Dictionary Online
↑ * Roger Sabin. Punk Rock: So What? (The Cultural Legacy of Punk). Routledge, 1999. — P. 146 ISBN 0-415-17030-3.
- Ian Inglis. Performance And Popular Music: History, Place and Time. Ashgate Publishing, 2006. — P. 85 etc. ISBN 0-7546-4057-4.
↑ Легс Макнил, Джиллиан Маккейн. Прошу, убей меня! Подлинная история панк-рока в рассказах участников = Please Kill Me / перевод на русский язык: М. В. Долгов и А. В. Скобин. — 1-е. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 448 с. — («КонтрКультура»). — 4000 экз. — ISBN 978-5-9614-2501-7.
↑ Conservative Punk (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 15 декабря 2009. Архивировано 29 ноября 2009 года.
↑ Следует учесть, что это движение, а не субкультура
Литература |
Крейг О’Хара. Философия панка больше, чем шум
Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. — М.: Наука, 2005. — С. 564—603
Аксютина О. А. Власть и контркультура в 1980-е — 1990-е годы. Панк как этика и эстетика противостояния
Аксютина О. А. DIY — протест против коммерческой культуры: массовая музыка и андеграунд
Олег Бочаров. Панк-энциклопедия
- Ильин А. Н. Панк как явление китч-культуры // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 — Культурология.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
![]() |
Панк в Викисловаре |
---|---|
![]() |
Панк на Викискладе |
![]() |
Панк в Викиновостях |
- О панк контркультуре
- «Карнавал безумия» // журнал Смена, 1979 — одно из первых упоминаний о панке в советской прессе
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно: |
9hd1rb6tuRGD uRf,EGgdVE 7q6NIEm6 gI,Zgg0mImJ7pTaATMrGP 9l7F2cmu1v9DFQpX uoW1tOsfWgta