Интерфейс пользователя




Интерфе́йс по́льзователя, он же по́льзовательский интерфейс (UI — англ. user interface) — интерфейс, обеспечивающий передачу информации между пользователем-человеком и программно-аппаратными компонентами компьютерной системы (ISO/IEC/IEEE 24765-2010)[1].




Содержание






  • 1 Составляющие


  • 2 Безопасность


  • 3 Виды


  • 4 ПИ компьютерной программы


  • 5 История развития


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





Составляющие |


Под совокупностью средств и методов интерфейса пользователя подразумеваются:


Средства:




  • вывода информации из устройства к пользователю — весь доступный диапазон воздействий на организм человека (зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и т. д.) — экраны (дисплеи, проекторы) и лампочки, динамики, зуммеры и сирены, вибромоторы и т. д. и т. п.


  • ввода информации/команд пользователем в устройство — множество всевозможных устройств для контроля состояния человека — кнопки, переключатели, потенциометры, датчики положения и движения, сервоприводы, жесты лицом и руками, даже съём мозговой активности пользователя.


По наличию тех или иных средств ввода, интерфейсы разделяются на типы — жестовый, голосовой, брэйн, и т. д., возможны смешанные варианты.
Средства эти должны быть необходимыми и достаточными, быть удобными и практичными, расположенными и скомпонованными разумно и понятно, соответствовать физиологии человека, не должны приводить к негативным последствиям для организма пользователя (всё это входит в понятие эргономики).


Методы:


  • набор правил, заложенных разработчиком устройства, согласно которым совокупность действий пользователя должна привести к необходимой реакции устройства и выполнения требуемой задачи — т. н. логический интерфейс
    Правила эти должны быть достаточно ясны для понимания, естественны и легки для запоминания (всё это входит в понятие юзабилити)

Увеличение в устройстве (при равной функциональности) средств ввода-вывода даёт упрощение построения методов управления и упрощение правил пользования, но зато приводит к сложности восприятия информации пользователем — интерфейс становится перегруженным.
И наоборот — уменьшение средств отображения и контроля приводит к усложнению правил управления — каждый элемент несёт на себе слишком много функций.
Потому проектировщики интерфейсов стараются принять компромиссное решение между этими двумя крайностями в каждом отдельном случае.



Безопасность |


Одним из основных направлений исследований в области обеспечения безопасности пользовательских интерфейсов, и, в частности, визуальных интерфейсов пользователя, является разработка моделей информационной безопасности при условии комплексного учета информационных, функциональных, психофизиологических и экологических аспектов безопасности. Это связано, прежде всего, с включением информационного фактора в состав факторов среды систем человек-компьютер и информационным характером почти всех происходящих в области распространения ИП процессов.
Наименее разработанным областям проблематики защиты информации в системе человек-компьютер (СЧК) соответствуют такие угрозы, как:



  • искажение воспринимаемой пользователем информации за счет её зашумления источниками среды на рабочем месте пользователя;

  • потеря или искажение воспринимаемой пользователем информации из-за физической, семантической или синтаксической несогласованности её представления пользователю;

  • искажение представлений пользователя о реальном состоянии объекта управления за счет скрытых информационных воздействий и неадекватное принятие им решений в процессе решения задач в рамках СЧК.



Виды |




  • Визуальный


    • Текстовый (в частности, интерфейс командной строки)


    • Графический

      • Оконный

      • WIMP

      • Web-ориентированный

      • Индуктивный

      • Масштабируемый






  • Тактильный (англ.)

  • Жестовый

  • Голосовой

  • Материальный (осязательный)



ПИ компьютерной программы |


Интерфейс пользователя компьютерного приложения включает:



  • средства отображения информации, отображаемую информацию, форматы и коды;

  • командные режимы, язык «пользователь — интерфейс»;

  • устройства и технологии ввода данных;

  • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером, обратную связь с пользователем;

  • поддержку принятия решений в конкретной предметной области;

  • порядок использования программы и документацию на неё.


Пользовательский интерфейс часто понимают только как внешний вид программы. Однако, на деле пользователь воспринимает через него всю программу в целом, а значит, такое понимание является слишком узким.

В действительности ПИ объединяет в себе все элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением (ПО), это не только экран, который видит пользователь.


К этим элементам относятся:



  • набор задач пользователя, которые он решает при помощи системы;

  • используемая системой метафора (например, рабочий стол в MS Windows®);

  • элементы управления системой;

  • навигация между блоками системы;

  • визуальный (и не только) дизайн экранов программы;

  • средства отображения информации, отображаемая информация и форматы;

  • устройства и технологии ввода данных;

  • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;

  • обратная связь с пользователем;

  • поддержка принятия решений в конкретной предметной области;

  • порядок использования программы и документация на неё.


Для упрощения восприятия функции программы пользователем при разработке пользовательского интерфейса желательно использовать метафоры.



История развития |







См. также |



  • Элемент интерфейса

  • Эргономика

  • Юзабилити

  • Проектирование интерфейсов


  • UIML — язык разметки пользовательских интерфейсов

  • ЧПУ (Интернет)

  • Человеко-машинный интерфейс



Примечания |





  1. ISO/IEC/IEEE 24765-2010 Systems and software engineering — Vocabulary




Литература |


  • Фисун А. П., Гращенко Л. А. и др. Теоретические и практические основы человеко-компьютерного взаимодействия: базовые понятия человеко-компьютерных систем в информатике и информационной безопасности / А. П. Фисун. — Деп. в ВИНИТИ 15.10. 2004 г. № 1624 – В 2004. — Орел: Орловский государственный университет, 2004. — 169 с. — (Рукопись).


Ссылки |



  • Метафоры пользовательского интерфейса.










Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?