Босанова















































Босанова
Направление
латиноамериканская музыка
Истоки
самба, прохладный джаз
Место и время возникновения
Flag of Brazil.svg Бразилия
1950-е
Годы расцвета
1960-е
Поджанры

тропикалия
Родственные

байау
Производные

Электробосса, Самбэйс
См. также

самба

Босано́ва, бо́сса-но́ва[1] (порт. bossa nova) — стиль популярной бразильской музыки, представляющий собой синтез местного фольклора (байау, самба) и некоторых элементов джаза.




Содержание






  • 1 Описание, история


  • 2 Типичные представители


  • 3 Влияние на других исполнителей


  • 4 Ссылки


  • 5 Примечания





Описание, история |


Босса-нову ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как этот стиль создан преимущественно белыми бразильскими музыкантами. Основоположниками стиля считаются Жуан Жилберту и Антониу Карлос Жобим. В качестве первой босса-новы обычно называют пьесу «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, которая была сочинена Жобимом и исполнена Жуаном Жилберту. Наиболее известна босса-нова «Девушка из Ипанемы», которую впервые исполнили Жуан (гитара) и Аструд Жилберту (вокал), А. К. Жобим (фортепиано) и Стэн Гетц (саксофон).


Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что в современном русском языке слово «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».


Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босанова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босанова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись: Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл. Они быстро добились всеобщего признания.


Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босанова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema», «The Girl From Ipanema») Атонио Карлоса Жобима и В. ди Морайса. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez»), «Desafinado» и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босановы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босанова стала визитной карточкой бразильской музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босса-нова является одним из направлений современной школы джаза.



Типичные представители |




Одна из типичных ритмоформул босса-новы, с характерными синкопами (часто встречается у Ж. Жилберту)



  • Антонио Карлос Жобим

  • Луис Бонфа

  • Жуан Жилберту

  • Аструд Жилберту

  • Стэн Гетц

  • Гал Кошта

  • Элис Режина

  • Бебель Жилберту

  • Нара Леан

  • Карлуш Лира

  • Майса



Влияние на других исполнителей |


  • Одна из самых популярных песен группы «Наутилус Помпилиус» — Последнее письмо, выполнена в стилистике босановы.[2]


Ссылки |




  • «Новая шишка, или Несколько слов о босса-нове» — статья на сайте «Бразилиада»

  • Stan Getz & João Gilberto — Getz/Gilberto (1963)



Примечания |





  1. В общелексических орфографических и толковых словарях господствует правописание «босано́ва» (например, см. Словарь иностранных слов. М., 1982, с.87; Новый словарь иностранных слов. М., 2008, с. 144; см. также ответ Справочного бюро веб-сайта Грамота.ру). В специализированных музыкальных справочниках (Музыкальный словарь Гроува. М., 2007, с.131) и в Большой российской энциклопедии (см., напр., т.10, М., 2008, с.106, с.84 и др.), напротив, используется только дефисное написание, с двумя «с» в первом слове.


  2. http://www.rockanet.ru/100/57.phtml Подробнее о создании альбома и песни










Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?