Удины

Multi tool use
Удины | |
---|---|
Современное самоназвание | уди, ути |
Численность и ареал | |
Всего: 10 000 |
|
![]() 200[11] |
|
Язык | удинский |
Религия | христианство (православие, Армянская апостольская церковь) |
Входит в | лезгинская группа |
Родственные народы | лезгины, арчинцы, будухи, крызы, агулы, рутульцы, табасараны, хиналугцы, цахуры[12][13][14][15][16][17][18][19] |
Происхождение | кавказские албаны |

Удинка в творчестве этнографа Макса Тильке
Удины (самоназвание уди, ути) — один из древнейших народов Восточного Кавказа[20]. Историческое место проживания — территория современного Азербайджана. В настоящее время живут также в России, Грузии, Армении, Казахстане, Украине и во многих других странах. Общая численность — около 10 000 человек.
Удины говорят на удинском языке. Распространены также азербайджанский, русский, грузинский и частично армянский языки.
Вероисповедание — христианство.
Удины, как и другие народности лезгинской группы, как по языку, так и в этнокультурном отношении близки другим народам Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения Кавказская Албания, и были известны под общим именем леков[21] или албанцев[22].
Содержание
1 Название
2 Удинский язык
2.1 Диалекты
2.2 Древняя письменность
3 История
3.1 Современное положение
4 Религия
5 Культура
6 Антропология
7 Динамика численности
7.1 Удины в Азербайджане
7.2 Удины в России
8 Известные удины
9 См. также
10 Примечания
11 Литература
12 Ссылки
Название
Удины испокон веков известны под названием «уди» (ути). Удины являются потомками одного из племен Кавказской Албании и являются прямыми продолжателями лингвистической традиции Кавказской Албании[23].
Удинский язык
Удинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы языков (восточно-кавказской) семье языков, делится на два диалекта — ниджский и огузский (варташенский)[24].
Удинский язык используется только в быту. В качестве официального языка удины используют язык той страны, в которой проживают: в Азербайджане — азербайджанский, в России русский, в Армении армянский, в Казахстане русский и казахский, в Грузии грузинский и т. д. Большинство удин двуязычны, нередко трёхъязычны.
Как считают большинство специалистов, удинский язык в прошлом был одним из распространённых языков Кавказской Албании, на основе которого в V веке[25]Месроп Маштоц создал албанскую письменность[25], заложив основы литературного языка удин[24].
Диалекты
Удинский язык имеет два диалекта: ниджский и варташенский (варташенско-октемберянский).
Ниджский диалект имеет свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы — нижние, промежуточные и верхние.
Существует версия, что эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовавшими разным группам удин из Таузского района, села Кырзан и Нагорный Карабах, с. Сейсулла, Гасанкала), переселившихся в Нидж и Огуз[26].
В составе варташенского диалекта выделяются 2 говора — собственно варташенский и октомберийский.
Древняя письменность
Первоначально языком письменности и богослужения в Албании являлся армянский[27]. Созданный в V веке Месропом Маштоцем[25][28] албанский алфавит представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нём велась церковная служба[29]. Однако впоследствии в силу исторических причин албанская письменность перестала использоваться и постепенно исчезла. Албанская государственность прекратило свое существование, а большая часть албанских племен ассимилировалась среди армян и тюрок. Сохранившие христианскую самоидентификацию удины остались в духовном единстве с армянами в едином для них Алванском католикосате ААЦ, языком богослужения которого был армянский[26].
История

Кавказская Албания (выделен зелёным цветом) в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.
Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в.до н. э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г .до н. э.), автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в.до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» римского автора Плиния (I в. до н. э.).
Некоторые сведения об удинах имеются у Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и многих других античных авторов.
Начиная с V века н. э. об удинах часто упоминают армянские источники, среди которых более обширные сведения имеются в «Истории страны Алуанк»[30]Мовсеса Каганкатваци.
Удины были одним из племен создателей Кавказской Албании и являлись одним из главенствующих албанских племен[31].
Не случайно обе столицы, Кабала и Барда (Партав), находились на землях исторического проживания удин. В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях., от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры.
Одна из областей Кавказской Албании одноимённо называлась Ути.
После завоевания арабами Кавказской Албании территория проживания и численность удин постепенно сокращается. Западные удины покинули несколько сёл на границе Нагорного Карабаха и Утика и поселились в селе Нидж. Согласно мнению известного лингвиста и исследователя удинского языка В. Шульце, это было связано начавшегося заселения региона армянами.[32]
Однако известно, что наряду с удинами, из Нагорного Карабаха и Утика в Нидж и близлежащие села так же переселяются большое число армян[33].
Приняв армяно-григорианскую веру, часть удин владевшие как родным, так и армянским языком, со временем перейдя полностью на армянский, стали осознавать себя армянами[34]. Ещё в недавнем прошлом удины жили в селах Мирзабейли, Солтан Нуха, Джоурлу, Мыхлыкувах, Баян, Варданлы, Кирзан, Малых, Енгикенд и др., однако ныне они ассимилировались с азербайджанцами.[26]
Согласно переписи 1897 года в Закавказье проживало около 7000 удин[35], а уже по переписи 1926 г. в — 2500[36].
В 1959 году в Закавказье проживало 3200 удин[36].
Современное положение
В настоящее время единственным местом компактного проживания удин являются село Нидж в Азербайджане и село Зинобиани (переселенцы из Варташена в 1922 году) в Грузии. До Карабахского конфликта компактным местом проживания удин в Азербайджане являлось также и село Варташен, но большинство удин Варташена вынужденно было покинуть Азербайджан в 1989 году[37]. В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось 74 удина[38].
Религия

Удинка в традиционном костюме и головном уборе, закрывающем нижнюю часть лица. 1883 год, селение Варташен
Начиная с эпохи христинизации Албании, удины принадлежали Албанской церкви, которая была в каноническом единстве с Армянской апостольской церковью и предстоятель Албанской церкви рукополагался армянским католикосом[39]. Как и ААЦ, Албанская церковь не признала Халкидонского собора, сохранив миафизитское богословие.
В конце VI века Албанская церковь, в связи с порабощением Армении византийцами, провозгласила автокефалию[40]. Первым независимым католикосом Албанской церкви стал Аббас. При этом каноническое и вероучительное единство двух церквей сохранилось, почему Албанская церковь была в семье нехалкидонских Древних восточных церквей.
В 704—705 гг., после неудачной попытки албанского католикоса Нерсеса Бакура перейти в халкидонитство, церковь Албании потеряла автокефалию и вошла в состав армянской, Албанская церковь превратилась в автономный католикосат Армянской церкви[41][42]
Из всех христианских албанских племен, прежнюю этническую самоидентификацию сохранили только удины, по-прежнему вместе с армянами составляя единую паству Албанского католикосата[26]. Армянский язык был языком богослужения и письменным языком удин[26].
С XI века, в период относительного политического могущества Грузии, на ее расширившейся территории среди удин начинается активный прозелитизм со стороны Грузинской православной церкви, в результате чего некоторая часть удин перешла в ГПЦ, соответственно приняв греческую форму Православия[26].
С вхождением территорий бывшей Кавказской Албании в состав Российской империи, автономный Албанский католикосат Армянской церкви (с престолом в исторически армянонаселенном[43] Нагорном Карабахе, в монастыре Гандзасар) просуществовал до конца XIX века и был преобразован в митрополию ААЦ. Все приходы Албанского католикосата, в том числе и удинские были подчинены ААЦ.
Сегодня удины, проживающие на канонической территории Армянской церкви (в Армении и Нагорном Карабахе), являются верующими ААЦ. Удины Азербайджана, где по политическим причинам невозможна деятельность Армянской церкви, живут обособленной этно-религиозной группой, периодически контактируемой с Русской православной церковью, имеющей в Азербайджане свою епархию.[44][45]
После принятия христианства удины, как и другие христианские народы, сохранили некоторые свои прежние ритуалы, обычаи и традиции и сочетали их с новой религией. Например, сохранился обычай держать в домашнем очаге негасимый огонь, что говорит о пережитках зороастризма. Свои молитвы удины-христиане нередко обращают к Луне[26].
Культура
Связь с азербайджанской культурой сказывается на всех сторонах жизни удин. Среди них широко распространён азербайджанский язык. Удины и азербайджанцы, несмотря на различия в религии, почитали одни и те же древние святилища (оджаги, пиры). Образ изгнание злого духа рожениц удин и азербайджанцев совпадал. Во время своих полухристианских-полуязыческих праздников (например, Вардавар) удины пели песни на азербайджанском языке. Наименования кварталов — концов (мехелле), на которые делится селение Нидж, почти все азербайджанские (Гаджибейли, Дарабаг, Дарамахля, Везирли, Феримли, Малбель, Агдалякли, Меликли, Фалчялы, Манчилы, Далякли, Чирамахля и Абдаллы)[46].
Антропология
В конце XIX века были проведены антропологические исследования среди 150 удин, проживавших в селениях Варташен и Нидж. При описании физического типа удин было отмечено хорошее развитие костной и мышечной систем, а также светлый цвет кожи и карие глаза. Развитие волос на теле характеризуется как обильное, зубы средней величины, без наклона резцов. Зубы, несмотря на раннее стирание резцов, у удин здоровые. Проводивший эти исследования А.Арутинов давал следующую характеристику антропологическому типу удин:
.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
![]() |
Резюмируя все сказанное, можно признать, что удины имеют довольно высокую голову с узким лбом, резко переходящим в широкое темя и с уплощенным затылком, т. е. все типические черты резкой брахицефалии. Этому соответствует и головной указатель, выражающийся довольно высокой цифрой — 86,85. Среди измеренных удин совершенно отсутствуют долихоцефалы и субдолихоцефалы; мезоцефалы составляют 1,7%. а. остальные 98,З% падают на брахицефалов, из которых 18,9% — суббрахицефалы, a 79,4%—брахицефалы.[47]. | ![]() |
Динамика численности
Наиболее достоверные ранние сведения о численности удин относятся к последней четверти 20 в.: в 1880 г. — 10 тыс. В конце 19 столетия — 8 тыс. В 1910 г. было около 5900 удин. В 1897 г. удин насчитывалась около 4 тыс.; перепись 1926 г. зафиксировала 2500, а перепись 1959 г. — 3700 , в 1979 г. 7000 удин.
В 1989 г. удин было в мире 8652.
Удины в Азербайджане
Число удин в Азербайджане по переписям населения.
год |
1896 г. |
1926 г. |
1959 г. |
1970 г. |
1979 г. |
1989 г. |
1999 г. |
2009 г. |
удин |
7.856[47] |
2.441 |
3.202 |
5.491 |
5.839 |
6.120[48] |
4.152 |
3.800[38] |
Удины в России
По переписи 2002 года в России 3721 житель идентифицировал себя как удин. Из них горожан 2078 человек (1114 мужчины и 964 женщины), 1643 сельских жителя (829 мужчин и 814 женщин).[49] Больше всего удин (1573 человека) было зарегистрировано в Ростовской области[50]. По переписи 2010 года число удин в России увеличилось на 546 человек и составило 4267 человек.[2][3]
Известные удины
Гукасян, Ворошил Левонович — советский лингвист, историк, кавказовед, специалист по удинскому языку.
Кечаари, Георгий Аветисович — удинский и азербайджанский писатель, просветитель, общественный деятель и ученый.
Силикян, Мовсес Михайлович — армянский российский военачальник удинского происхождения.
Пачиков, Степан Александрович — основатель и совладелец Evernote.
Пачков, Николай Степанович — советский военачальник, полковник.
См. также
- Кавказская Албания
- Удинский язык
Примечания
↑ 12345 Всероссийская перепись населения 2002 года (неопр.). Проверено 24 декабря 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
↑ 12 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
↑ 12 Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
↑ Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей
↑ 1.6. Əhalinin ana dili və sərbəst danışdığı dilə görə bölgüsü .xls
↑ 12 Национальный состав Азербайджана по районам по переписи 2009
↑
Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку.
↑ Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения)
↑ Итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан. 1 том. Национальный состав населения Республики Казахстан. с. 148
↑ The Georgian Times. 2008-04-17. Retrieved 2008-04-17
↑ Hetq Online. 2006-11-13. Retrieved 2006-11-13.
↑ Удины
↑ Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа, Том 2. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — С. 199-200.
↑ Кибрик А. Е , Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П. Фрагменты грамматики хиналугского языка. — М.: Изд-во Московского университета, 1972. — С. 5-6. — 379 с.
↑ Торчинская Э. Г. Одежда народов Азербайджана и азербайджанцев Дагестана. — Гос. музей этнографии народов СССР, 1990. — С. 3-4. — 108 с. .mw-parser-output .ts-oq{overflow:auto;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-oq .ref-info{font-size:100%}.mw-parser-output .ts-oq .NavToggle{float:none;position:static;right:auto;text-align:left;margin-left:1em}
Оригинальный текст (рус.)
Удины и хиналугцы говорят на языке лезгинской подгруппы дагестанской группы кавказских языков
↑ Ибрагимов Г.Х. Рутульский язык. — Наука, 1978. — С. 7-8. — 308 с.
↑ Марк Осипович Косвен. Этнография и история Кавказа: иссле дования и материалы. — М.: Изд-во восточной лит-ры, 1961. — С. 21. — 257 с.
Оригинальный текст (рус.)
Лезгины сохраняют поддерживаемое особыми географическими и историческими условиями разделение на живущих в Дагестане: собственно лезгин, табасаран, агулов, рутульцев и цахуров, и живущих в Северном Азербайджане: хиналугцев, джеков, будугов, крызов, и удин
↑ Михаил Мататовых Ихилов. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — 1967. — С. 16. — 369 с.
Оригинальный текст (рус.)
Удины, хиналуги, крызы, будуги по языку относятся к лезгинской группе
↑ Михаил Алексеев, К. И. Каженин, Константин Игоревич Казенин, Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культура. — Европа, 2006. — С. 6. — 113 с. — ISBN 5973900703, 9785973900700.
Оригинальный текст (рус.)
Есть, однако, и такие народы нахско-дагестанской семьи, которые практически не представлены в самом Дагестане. Это малые по численности этносы, близкородственные лезгинам – крызы, хиналугцы, будухцы, удины.
↑ Удины // Народы Кавказа. Том 2. М., 1962.
↑ М. М. Ихилов. НАРОДЫ ЛЕЗГИНСКОЙ ГРУППЫ. 1967 г.
↑ Магомедов Р. М. Происхождение названия Лезгинстан, «Ученые записки ИИЯЛ», т. IX, Махачкала, 1961, стр. 56.
↑ V. Minorsky. Caucasica IV. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 15, No. 3. (1953), pp. 504—529.
↑ 12 Гукасян В. Л. Удинско-азербайджанско-русский словарь. Баку, 1977.
↑ 123 И. В. Кузнецов. Заметки к изучению агванского (кавказско-албанского) письма
↑ 1234567 Игорь Кузнецов. Удины.
↑ Закавказье и сопредельные страны между Ираном и Римом. Христианизация Закавказья // История древнего мира. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Т. 3, с. 286:Подобно тому как в Армении языком письменности много веков был не армянский, а арамейско-иранский или греческий, а с введением христианства богослужение долгое время велось по-сирийски, так и в Алвании первое время языком письменности и богослужения мог, конечно, быть только армянский: вспомним, что в Алвании (как и много позже в родственном Дагестане) ещё не было не только собственной системы письма, но даже и общего языка-койнэ, а христианство сюда было введено из Армении.
↑ Азия на рубеже древности и средневековья. Закавказье в IV-XI вв. // «История Востока» (Восток в средние века).
↑ Православная энциклопедия: Албания Кавказская.
↑ Мовсес Каланкатуаци «История страны Алуанк» (в 3-х книгах)
↑ К. В. Тревер К вопросу о культуре Кавказской Албании (доклад на XXV Международном конгрессе востоковедов, 1960 год)
↑ Wolfgang Schulze. Towards a History of Udi. р.23 .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
The conversion to the Armenian tradition of monophysitism later affected especially the Aluan-Udi population in Mountain Karabakh and was coupled with the settlement of Armenian speakers. As a result, a number of Western Udi speakers migrated to the northeast and settled in the region of Nizh where their language underwent important changes under the influence of Eastern Udi..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
↑ [с. 350 Удины] — статья из Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год
↑ Полевые исследования Института этнографии. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая — Наука, 1975 — стр. 116
↑ Н. Г. Волкова. «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX веках», Кавказский Этнографический сборник, IV часть, Институт Этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Москва, Наука, 1969, стр. 9
↑ 12 Н. Г. Волкова. «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX веках», Кавказский Этнографический сборник, IV часть, Институт Этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Москва, Наука, 1969, стр. 49
↑ Wolfgang Schulze. The Udi language, 2002
↑ 12 Ethnic composition of Azerbaijan 2009 (неопр.). Проверено 24 февраля 2013. Архивировано 27 февраля 2013 года.
↑ Мовсес Каганкатваци, «История страны Алуанк», кн. 3, гл. VIII:«Относительно рукоположения католикосов Алуанка мы также приняли следующий канон: так как с недавнего времени наши католикосы в сан свой возводились [рукополагались] нашими епископами и, поскольку ныне они проявили неопытность и неблагоразумие, вследствие чего наша страна впала в ересь, то по причине этой мы [ныне] обязуемся перед Богом и перед тобой, hайрапетом, что рукоположение в католикосы Алуанка должно совершаться через престол святого Григора, с нашего согласия, как оно и было со времен святого Григора, ибо оттуда мы получили просвещение своё. И знаем мы твердо, что тот, кого вы изберете, будет угодным и Богу, и нам. И никто да не посмеет нарушить это условие и предпринять что-либо иное. А если все-таки [кто-то сделает иначе], будет это недействительным и тщетным, а рукоположение — неприемлемым. Итак, все, кто из страха Божьего будет придерживаться этих канонов, да будут они благословенны Святой Троицей и всеми православными рабами Божьими. А если кто воспротивится и отступит от этой истины, то пусть сам держит ответ перед Богом, кто бы он ни был.»
↑ Тысячелетняя боль Албании глазами удинского беженца
↑ И. Кузнецов. Удины. Религиозная ситуация:Неудачная попытка перейти в халкидонитство была предпринята при агванском католикосе Нерсесе Бакуре (688—704 гг.), после низложения которого Албанская церковь потеряла автокефалию и вошла в состав Армянской (агванский католикос рукополагался армянским).
↑ И. Кузнецов, Удины: "Неудачная попытка перейти в халкидонитство была предпринята при агванском католикосе Нерсесе Бакуре (688—704 гг.), после низложения которого Албанская церковь потеряла автокефалию и вошла в состав Армянской (агванский католикос рукополагался армянским).
↑ Петрушевский И. П., Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX в.в., Л., 1949, с. 28: «Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем хачена в период монгольского завоевания, в XIII в. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских…»
↑ © Elegy. Крещение удин в Удинской Церкви Святого Елисея в поселке Нидж. (неопр.) (сентябрь 15, 2013).
↑ Православие в Азербайджане / Православие. Ru
↑ «Народы Кавказа». — 1962. — Т. II.
↑ 12 А.А.Арутинов. Удины (материалы для антопологии Кавказа). — 1905.
↑ Население Азербайджана
↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Результаты, том 4, книга 1
↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Результаты, том 4, книга 3
Литература
- Бежанов М. Краткие сведения о селе Варташен и его жителях // СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 14.
- Арутинов А. А. Удины. // Русский антропологический журнал, 1905, № 1-2 (стр. 73-96)
- Волкова Н. Г. Удины Грузии // Полевые исследования Ин-та этнографии. 1975. М., 1977.
Ворошил Г. (Гукасян). Удинско-азербайджанско-русский словарь. Баку, 1977.
Дирр А. М. Грамматика удинского языка // СМОМПК. Тифлис, 1904. Вып. 30.- Народы Кавказа, т. II. «Удины». Москва, 1960.
- Удины // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Удины // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
Ссылки
- Удинская социальная сеть
- Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер. с древнеармянского. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984.
- Игорь Кузнецов. Удины.
- У уди
- Studia Pontocaucasica 4. Удины: источники и новые материалы.
- Удинское культурно-просветительское общество «ОРАЙИН»
- Сайт посвященный удинам и языку. Статьи и книги по удинскому языку, истории и этнографии, произведения на удинском языке
- Международный Азербайджанский Журнал IRS-Наследие, Номер 3(33) 2008, «Удины» и «Этнография удин»
- John M. Clifton, Deborah A. Clifton, Peter Kirk, and Roar Ljøkjell. The Sociolinguistic Situation of the Udi in Azerbaijan. SIL International, 2005
- Албано-Удинская Христианская Община
Нидж: сокровища удинов — сюжет на канале Euronews
ED9 lScqMzZYefqyJXJI,EiVP5m,CVZNq5u3eZaBT3OA10tSINvfd73IlwFRpVuLVO,02V1nRyxpmNjcSy1cPWcKbuI hJ