Загадка





Загадка  — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет.
Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они ни стояли[1][2]. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.


По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник).




Содержание






  • 1 История


  • 2 См. также


  • 3 Примечания


  • 4 Литература





История |


В древнейших загадках отражалась мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума. В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Загадки могут входить как сюжетный элемент в волшебные и приключенческие сказки, выступая как одна из форм испытания героя[3]. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива.


Русские и другие славянские песни с загадками в общем примыкают к циклу сказаний о «мудрой девице» и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха[4]. Несравненно меньше известно сказок с загадками[5]. Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (у А. Афанасьева № 185).


У древних греков загадки в древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и в основном излагались гекзаметрами. Семь мудрецов прибегали к загадкам в дидактических целях; особенно много загадок оставил Клеобул. Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме загадок (ср. Ohlert, «Rätsel und Gesellschafts spiele der alten Griechen», Б., 1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и Вергилий, и Цицерон забавлялись в часы досуга сочинением загадок.


В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Из германской поэзии сюда относится Вартбургская война и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в загадках между много странствовавшим путником и хозяином; на русской почве — стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник.


В XVII в. вновь возникла мода на загадки. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и другие. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических загадок. Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются загадки Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано и других немецких поэтов.
В России В. Левшин издал в 1773 г. «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» (Москва). Превосходная поэтическая загадка составлена В. А. Жуковским («На пажити необозримой, не убавляясь никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада» и т. д.), в основу её положена одна из наиболее характерных народных загадок с мифологическим содержанием — малорусская: «Поле немиряне, вивци нещитани, пастух рогатый», или великорусская: «поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский» (то есть месяц, пасущий звёздное стадо).


Научное собирание народных загадок началось с Сахарова (в его «Сказаниях русского народа о семейной жизни своих предков», 1837); затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских загадок:




  • Г. Илькевич, «Галицкие приповедки и загадки» (В., 1841);


  • А. Сементовский, «Малороссийские и галицкие загадки» (Киев, 1851, и СПб., 1872);


  • Худяков. «Великорусские загадки» (М., 1861);


  • В. Даль. «Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок,… З., поверий и проч.» (М., 1862, и СПб., 1879);

  • Евлентьев, «Сборник З.» («Псковские губернские ведомости», 1864, № 35-39, 44 и 45 и 1865, № 2-5; преимущественно книжные загадки);

  • Номис (М. Т. Симонов), «Украіиньскі приказки, прислівья и таке инше» (СПб., 1864 — до 500 З.);

  • «Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край. Материалы, собранные Чубинским» (т. I, СПб., 1872);

  • Д. Садовников, «Загадки русского народа» (СПб., 1875, 2504 З.);

  • Романов, «Белорусский сборник» (т. I, Киев, 1886), М. Комаров, «Нова збирка народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлян» (Од., 1890);

  • П. Шейн, «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (т. II, СПб., 1893).

  • Загадки, относящиеся до малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в «Харьковском сборнике» (вып. 3, 1889).


В Западной Европе первый немецкий сборник загадок вышел в Страсбурге в 1505 г. (новое издание его Brutsch’a, там же 1875). Во Франции аббат Котен издал «Recueil des énigmes de ce temps» (1646), a Ménestrier составил «Traité des énigmes» (1694).
Старинные немецкие загадки издал Simrock, «Deutsches Rätselbuch» (3 изд., 1874), актуальные — Ohnesorg, «Sphinx» (Б., 1833-35) и Hoffmann, «Grosser deutscher Räthselschatz» (Штутгарт, 1874).



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Шарада (загадка)

  • Метаграммы

  • Друдлы

  • Решение задач

  • Когнитивное развитие

  • Решение сложных задач



Примечания |





  1. Якутские загадки в «Верхоянском сборнике» Худякова (Иркутск, 1890)


  2. Friedreich, «Geschichte des Rätsels» (Дрезден, 1860)


  3. Загадка // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.


  4. см. А. Потебня, «Объяснение малорусских и сродных народных песен», т. II, XLVIII и L, 1887


  5. некоторые были записаны Манжурой («Сборник Харьковского историко-филологического общества», т. III, 1890)




Литература |



  • Загадка // Большая российская энциклопедия. Том 10. — М., 2008. — С. 159.

  • Загадка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  • Загадка // Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.


  • Александров Л. Г. О возможности философско-космологической интерпретации загадок «Чистилища» Данте // Вестник Челябинского университета. Серия 2. Филология. Челябинск, 2000. № 1. С. 183—196.


  • Дёмин Р. Н. Загадка как одна из форм инициации в философское знание // Петербургская школа. № 1. 1998. — С. 28-30. Журнал зарегистрирован Северо-Западным региональным управлением Государственного комитета РФ по печати (Санкт-Петербург). Регистрационное свидетельство № П 2790 от 14.11.97


  • Елизаренкова Т. Я. , Топоров В. Н. О ведийской загадке типа brahmodya. — Паремиологические исследования. М., 1984, с. 14-46


  • Журинский А. Н. Семантическая структура загадки: Неметафорические преобразования смысла. М.: Наука, 1989.-128 с. ISBN 5-02-010964-9


  • Журинский А. Н. Загадки народов Востока. — М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2007. — 536 с. — (Нация и культура. Научное наследие). — 1000 экз. — ISBN 978-5-94282-175-3. (в пер.)


  • Кенгэс-Маранда Э. Логика загадок // Паремеологический сборник. Пословица. Загадка (Структура, смысл, текст). М., 1978. С. 249—282.


  • Левин Ю. И. Семантическая структура загадок // Паремеологический сборник. Пословица. Загадка (Структура, смысл, текст). М., 1978. С. 283—314.


  • Митрофанова В.В. Русские народные загадки / Отв. ред. В.И. Ерёмина; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. — 184 с. — 10 000 экз. (обл.)


  • Оглоблин А. К. Типы яванских загадок (к вопросу о соотношении формы и значения) // Паремиологические исследования / Сост. и ред. Г. Л. Пермяков. М. С. 81-95.

  • Загадка в славянском фольклоре / Седакова И., Толстая С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 233—237. — ISBN 5-7133-0982-7.


  • Лавонен Н.А. Карельская народная загадка / Отв. ред. Б. Н. Путилов; Институт языка, литературы и истории, Карельский филиал АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. — 136 с. — 8500 экз. (обл.)

  • Тразанова Н. Ю. К вопросу о кодовой природе загадки (на материале японских загадок) //В сборнике: КУЛЬТУРЫ И ЯЗЫКИ СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИЗУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 2014. С. 242—251.


  • Hugo Kastner: Die Fundgrube für Denksport und Rätsel. Cornelsen, 2004.




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)