Восточно-Сибирская железная дорога




















































Восточно-Сибирская ордена Трудового Красного Знамени железная дорога
Vost.-Sib. zh.d.jpg
Здание управления Восточно-Сибирской железной дороги в Иркутске
Полное название
Филиал ОАО РЖД — Восточно-Сибирская железная дорога
Годы работы
с 3 марта 1934 года
Страна
СССР СССР (до 1991 года),
Россия Россия

Город управления
Flag of Irkutsk (Irkutsk oblast).png Иркутск
Состояние
действующая
Подчинение
ОАО «Российские железные дороги»
Телеграфный код
ВСиб
Числовой код
92
Награды
Орден Трудового Красного Знамени
Протяжённость
3876 км (2009)
Сайт
vszd.rzd.ru
Commons-logo.svg Восточно-Сибирская железная дорога на Викискладе

Восто́чно-Сиби́рская желе́зная доро́га (В-СибЖД) — один из 16 филиалов-дорог ОАО «Российские железные дороги», включающий часть железнодорожной сети страны располагающийся на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края и Республики Саха (Якутия). Управление находится в городе Иркутске. Начальник ВСЖД — Василий Федорович Фролов (с декабря 2011 года).




Содержание






  • 1 История строительства дороги


  • 2 Характеристика ВСЖД


  • 3 Структура дороги


  • 4 Основные показатели


  • 5 Фирменные поезда


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





История строительства дороги |


Идея сооружения железной дороги через малозаселённую и почти не исследованную область Восточной Сибири была высказана в 70-е—80-е годы XIX века. После завершения в 1884 году строительства участка Уральской железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени, необходимость прокладки дороги стала очевидной. Для проведения изысканий по будущей трассе Транссибирской железной дороги в 1887 году были созданы три экспедиции. В 1893 году был создан комитет по сооружению Сибирской железной дороги. К 1895 году была закончено строительство Западно-Сибирской железной дороги (одного из семи участков Сибирской железной дороги) от Челябинска до станции Обь у Новониколаевского посёлка.


Первый поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 года. Со стороны Красноярска до Иркутска прямое сообщение было открыто 1 января 1899 года. В июле того же года линию продлили от Иркутска до Порта Байкал. Участок Петровский Завод — Мысовая был открыт для движения 16 декабря 1899 года[1]. В 1900 году было закончено строительство Забайкальского участка от станции Мысовая до Сретенской. Кругобайкальская железная дорога строилась до 1905 года.


В современном виде ВСЖД организована приказом НКПС от 3 марта 1934 года из частей Забайкальской и Томской железных дорог[1].


В 1936 году из состава ВСЖД была выделена Красноярская железная дорога (линия Мариинск — Тайшет).


В 1939 году введена в эксплуатацию южная линия Улан-Удэ — Наушки, с перспективой развития ветки на Монголию (ныне — Трансмонгольская железная дорога).


23 июня 1941 года на ВСЖД вводится военное положение.


В 1950 году открыто движение поездов на участке Наушки — Улан-Батор.


В 1961—1979 годах в состав ВСЖД входила Красноярская железная дорога.


В июне 1964 года начал курсировать фирменный поезд «Байкал» (Иркутск — Москва).


В 1970 году полностью электрифицирован главный ход ВСЖД.


В 1976 году ВСЖД награждена орденом Трудового Красного Знамени.


В 1986 году сформирован фирменный поезд «Ангара» (Иркутск — Братск), в 1987 году — «Селенга» (Улан-Удэ — Иркутск).


В 1996 году в состав ВСЖД включено Северобайкальское отделение Байкало-Амурской железной дороги.


В 2001 году завершены основные работы на Северомуйском тоннеле. Через тоннель прошёл первый состав.


В 2005 году открыт маршрут фирменного поезда «Баргузин» (Иркутск — Забайкальск).


В 2010 году маршрут фирменного поезда «Байкал» (Иркутск — Москва) изменен на Иркутск - Санкт-Петербург.


В 2013 году фирменный поезд «Байкал» сначала стал ходить только до Новосибирска, а затем вовсе был отменен. ВСЖД лишилась своего фирменного знака.



Характеристика ВСЖД |


ВСЖД является составной частью Транссиба. В состав дороги также входит часть Байкало-Амурской железной дороги (БАМ). Управление ВСЖД находится в Иркутске[1]. ВСЖД граничит с Красноярской, Забайкальской, Дальневосточной железными дорогами, а также южнее станции Наушки — с железными дорогами Монголии. Эксплуатационная длина ВСЖД на 1990 год составляла 2665,4 км, на 2009 год — 3876 км.


Наиболее крупные станции ВСЖД: Ангарск, Анзёби, Вихоревка, Гидростроитель, Слюдянка I, Черемхово, Усолье-Сибирское, Китой, Суховская, Иркутск-Сортировочный, Иркутск-Пассажирский, Коршуниха-Ангарская, Мысовая, Новая Чара, Улан-Удэ, Заиграево, Наушки, Лена, Северобайкальск, Падунские Пороги, Тайшет, Таксимо, Усть-Илимск.



Структура дороги |




ЭП1 на перегоне Слюдянка-I - Утулик


В состав ВСЖД входили до 2011 года отделения: Тайшетское, Иркутское, Улан-Удэнское, Северобайкальское.


Решение о переходе Восточно-Сибирской железной дороги с 1 января 1997 года на безотделенческую систему управления было принято на коллегии МПС в декабре 1996 года[2]. На ВСЖД были ликвидированы отделения и без отделений она работала до 2004 года. Неудовлетворительная эксплуатационная работа дороги на протяжении ряда лет и тяжёлое состояние с обеспечением безопасности движения поездов заставило руководство МПС принять решение вновь вернутся к структуре с отделениями.


С 2011 года отделения были вновь ликвидированы[3] и теперь в состав дороги входят представительства по регионам:[источник не указан 1401 день]




  • Иркутский регион (Иркутск)


  • Северобайкальский регион (Северобайкальск)


  • Тайшетский регион (Тайшет)


  • Улан-Удэнский регион (Улан-Удэ)


Возглавляет каждое представительство на месте заместитель начальника дороги. В оперативном подчинении каждого руководителя находятся линейные подразделения инфраструктуры, локомотивные депо.




Железнодорожный вокзал станции Слюдянка


На ВСЖД расположены крупные локомотивные депо: Иркутск-Сортировочный, Тайшет, Вихоревка, Северобайкальск, Улан-Удэ.



Основные показатели |


Основные показатели за 2018 год:



  • Эксплуатационная длина – 3 876 км

  • Численность сотрудников — 41 227 человека

  • Средняя заработная плата – 65 300 рублей

  • Погружено грузов – 64 млн тонн

  • Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении – 2,9 млн человек., в пригородном – 10 млн человек.



Фирменные поезда |


Пассажирское депо Иркутск формирует и обслуживает пассажирский фирменный поезд «Баргузин» (Иркутск — Забайкальск). Его время в пути следования по маршруту Иркутск – Забайкальск составляет 31 час 35 минут, а из Забайкальска в Иркутск – 29 часов 29 минут. Поезд следует из Иркутска по понедельникам и пятницам, из Забайкальска – по средам, воскресеньям.


Ранее существовали и другие фирменные поезда, например, «Байкал» (Иркутск — Москва, позже — Иркутск — Санкт-Петербург), «Ангара» (Иркутск — Гидростроитель (Братск)).



Примечания |





  1. 123 Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 9. Вологда — Газели. 1951. 624 стр., илл.; 51 л. илл. и карт.


  2. Евгений Агадулин. Магистраль без отделений (рус.). Московский железнодорожник (2 декабря 2009). Проверено 5 января 2013. Архивировано 10 января 2013 года.


  3. Приказ ОАО «РЖД» от 1 июля 2009 года №128 «Об упразднении отделений Восточно-Сибирской железной дороги». Копия приказа в системе Консультант-плюс (вечерний доступ)




Литература |




  • Агалаков В. Т., Кудрявцев Ф. А., Кузнецов И. И. и другие. Восточно-Сибирская электрическая. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. — 25000 экз. — 352 с.


  • Дмитрiев-Мамонов А. И., Здзярский А. Ф. Путеводитель по Великой Сибирской желѣзной дорогѣ. Изданiе Министерства путей сообщенiя (с 2 фототипiями, 360 фототипогравюрами, 4 картами Сибири, 3 планами городовѣ) // СПб: Товарищество художественной печати. — 1900. — 600 с.



Ссылки |



  • История Восточно-Сибирской железной дороги

  • Президент РЖД представил нового начальника Восточно-Сибирской железной дороги













Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)