Киевский вокзал
Станция Москва-Пассажирская-Киевская Киевское направление | |||
---|---|---|---|
Московская железная дорога | |||
Здание Киевского вокзала города Москвы
| |||
ДЦС | 3 | ||
Регион ж. д. | Московско-Смоленский | ||
Дата открытия | 1899 год[1] | ||
Прежние названия | Брянский вокзал (1918) | ||
Дата переименования | 1934 год | ||
Проектное название | Москва-Брянская | ||
Тип | пассажирская | ||
Классность | внеклассная | ||
Количество платформ | 11 платформ 12 тупиков | ||
Количество путей | >20 | ||
Тип платформ | боковая и островная | ||
Форма платформ | прямая | ||
Прилегающие перегоны | Москва-Пасс.-Киевская — Москва-Сорт.-Киевская (3, пост.ток; +2 внутриузл.), Москва-Пасс.-Киевская — Москва-Пасс.-Киевская (3 внутриузл.), Москва-Пасс.-Киевская — Пресня (1, неэлектриф.) | ||
Архитекторы | И. И. Рерберг, B. К. Олтаржевский, С. С. Алёшин, Ф. И. Рерберг | ||
Инженеры-конструкторы | В. Г. Шухов | ||
Выход к | Площадь Европы, Бережковская набережная, Большая Дорогомиловская улица, Брянская улица, Киевская улица, Киевская | ||
Расположение | Площадь Киевского Вокзала | ||
Пересадка на | Тб: 7 (т7), 17, 34, 34к ; А: т39, 91, 119, 157, 205, 320, 394, 474, 477, 791, 840, 902 | ||
Расстояние до Калуги I | 188 км | ||
Расстояние до Брянска | 387 км | ||
Расстояние до Киева | 856 км | ||
Тарифная зона | 0 | ||
Код в АСУЖТ | 198103 | ||
Код в «Экспресс-3» | 2000007 | ||
Москва-Пассажирская-Киевская на Викискладе |
Ки́евский вокзал (в 1918—1934 — Брянский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Расположен на площади Киевского Вокзала. Памятник архитектуры и инженерного искусства. Объект культурного наследия народов России федерального значения.
Содержание
1 История вокзала
2 Пассажирское движение
2.1 Межрегиональное и пригородное сообщение
2.2 Дальнее следование
2.3 Пассажиропоток
2.4 Направления, перевозчики и расписание
2.5 Скоростное и ускоренное движение
3 Общественный транспорт
4 Киевский вокзал в кино
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
8 Статьи и публикации
9 Ссылки
10 Внешние медиафайлы
Киевский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов. Станция Москва-Пассажирская-Киевская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением.
По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является тупиковой станцией и начальным пунктом Киевского направления МЖД, как части магистрали Москва — Киев.
История вокзала |
Воспроизвести медиафайл |
Первоначально здание вокзала было построено к марту 1899 года, а освящено 29 июня того же года. Это была неприметная одноэтажная постройка[2].
Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).
Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. Рерберг и И. Нивинский[3].
В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала — более 36 тысяч м². Пассажиропоток Киевского вокзала — более 400 человек/час[4].
К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное односводчатое остеклённое арочное покрытие (длина — 321 м, ширина пролёта — 47,9 м, высота — 28 м, вес конструкций — более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящество величественного сооружения.
Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.
В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учётом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.
В 1940—1945 годах с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). В проектирование пригородного павильона Чечулин включился, когда уже шло сооружение цокольного этажа архитектором А. В. Кулагиным, задумавшим оформление пристройки в общей стилистике здания вокзала. Чечулин, недавно вернувшийся из большого зарубежного путешествия, переработал оформление, придав ему черты веницианских палаццо[5].
Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года были поставлены турникеты на вход и выход, вначале это были не билеты со штрих-кодом, а картонные карты с магнитной полосой наподобие метрополитеновских тех годов, которые давались дополнительно к обычному билету.
В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала; вместо стекла в покрытии использован прозрачный поликарбонат[6].
На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год.
С 2012 года производился капитальный ремонт части Киевского вокзала для прохода к электропоездам — был закрыт прямой выход из метро через 3 лестницы, а турникеты перенесены на северо-западную боковую часть от тупиков. Летом 2013 года после реконструкции открыт новый турникетный зал пригородных поездов.
В начале 2015 года прилегающая грузовая станция 1 класса Москва-Товарная-Киевская вошла в состав станции Москва-Пассажирская Киевская как товарный парк (пути 9т — 16т); при этом исходная станция была закрыта для грузовых операций по всем параграфам[7].
В ближайшие годы на Киевском направлении планируется ввести в строй три новых платформы[8]: Минскую, Аминьевскую и Санино. Соединительная ветвь, которая должна начинаться от Минской, свяжет Киевское и Белорусское направления МЖД[8]. Платформа Минская станет развитием ст. Москва-товарная Сортировочная[8].
Платформы и небольшой пассажирский терминал Минской планируется возвести неподалёку от станции метро «Минская» Калининско-Солнцевской линии. К концу 2018 года там откроется транспортно-пересадочный узел.
Новый Транспортно-пересадочный терминал на Минской даст возможность разгрузить станцию метро «Киевская» Кольцевой линии и Киевский вокзал на 30 % — за счёт возможности попасть в метро не доезжая до вокзала[8].
Пассажирское движение |
Межрегиональное и пригородное сообщение |
От Киевского вокзала отходят .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}комфортабельные[9] электропоезда Киевского направления МЖД:
- На пункты главного радиального хода Очаково (2)[1], Сколково (2), Солнечную (3), Лесной Городок (4), Апрелевку (5), Нару (8), Обнинское (12), Малоярославец (13), а также по съезду на хордовую линию Вязьма—Сызрань на Калугу-1 (19).
- Прямые электропоезда на Большое кольцо МЖД через Бекасово-1 (7) до пл. Бекасово-Сорт. (7) и ст. Кресты (10) и обратно.
Аэроэкспрессы в аэропорт Внуково.- Фирменные экспрессы до Калуги[10].
- Экспресс до Малоярославца[11].
- Региональный экспресс до Наро-Фоминска[12].
- На маршруте Москва-Киевская — Новопеределкино (3) с апреля 2017 года работали пятивагонные электропоезда ЭГ2Тв «Иволга», 25 октября 2018 они были переведены на Белорусское направление МЖД и заменены ЭД4М и ЭП2Д с вагонами класса «Стандарт Плюс».
[1] — в скобках указаны пассажирские тарифные зоны станций[13]
Дальнее следование |
В 2018—2019 годах скорые и пассажирские поезда с Киевского вокзала отправляются в города Молдовы (Кишинёв), Украины (Киев, Львов, Николаев, Одесса, Хмельницкий), в Санкт-Петербург[14], Брянск, Климово и Новозыбков.
В летние месяцы назначается пассажирский поезд до Анапы[15], следующий через Калугу, Тулу, Липецк и до Адлера, курсирующий через Брянск, Елец, Воронеж. В последние годы количество пассажирских поездов на Украину резко сократилось. Все поезда в дальнее зарубежье отменены.
Пассажиропоток |
Наибольшее число пассажиров приходится на пассажирский терминал Киевского вокзала и составляет 32 000 человек в сутки. На платформе Переделкино обрабатывается не менее 10 000 пассажиров поездов пригородного сообщения. На остальных станциях (см.график) пригородной пассажирской линии до Калуги-1 услугами пользуются от двух с половиной до четырёх тысяч пассажиров в сутки[16].
остановка | пассажиров (чел.) |
---|---|
Киевский вокзал | 32 000 |
Переделкино | 10 000 |
Солнечная | 4 700 |
Очаково | 4 300 |
Апрелевка | 4 000 |
Матвеевское | 3 700 |
Нара | 3 400 |
Внуково | 3 200 |
Направления, перевозчики и расписание |
Перевозчик | Дистанция | Направления и расписание | |
---|---|---|---|
Российские железные дороги | Москва Киевский вокзал | Дальнее следование | Яндекс |
Украинские железные дороги | |||
Железная дорога Молдовы | |||
Центральная пригородная пассажирская компания | Пригородное сообщение | tutu.ru | |
Аэроэкспресс | Аэропорт Внуково | Яндекс |
Скоростное и ускоренное движение |
Дистанция | Остановки | Протяжённость | Время в пути | Тип поезда | Вагонов | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Москва Киевский вокзал | |||||||
Межрегиональное и пригородное ускоренное движение | |||||||
↔ | Калуга I | Нара, Балабаново, Обнинское, Малоярославец | 188 км | 2 ч. 40 мин. | ЭД4М «Экспресс» | 11 | |
↔ | Малоярославец | Переделкино, Кокошкино, Апрелевка, Селятино, Нара, Балабаново, Обнинское | 121 км | 1 ч. 45 мин. | ЭД4М ЭП2Д | 11 | |
↔ | Нара | Переделкино, Кокошкино, Апрелевка, Селятино | 70 км | 1 ч. 04 мин. | ЭП2Д | 11 | |
Экспрессы в аэропорты | |||||||
↔ | Аэропорт Внуково | нет | 33 км | 0 ч. 30 мин. | ЭШ2 «Евразия» ЭД4М «Аэроэкспресс» | 6/4 8/11 |
Пассажирский двухсистемный шестиосный электровоз ЭП10-004 на станции Москва-Киевская
ЭП2Д-0041 и 0047 на станции Москва Киевская, 2018 год.
Электропоезд ЭД4М-0442 перед Киевским вокзалом — пригородный экспресс в Нару
2014 год.
Электропоезд ЭШ2-024 «Евразия» на Киевском вокзале — аэроэкспресс в аэропорт Внуково
Общественный транспорт |
Из зала прибытия пригородных поездов и подземного перехода пассажирского терминала можно попасть на три станции Московского метрополитена «Киевская» — Арбатско-Покровской, Кольцевой и Филёвской линий.
На Площади Киевского вокзала и прилегающих к вокзалу улицах расположены остановки наземного пассажирского транспорта:
Список маршрутов наземного общественного транспорта (ул. Киевская) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Номер | Маршрут | Трасса следования | |||
Регулярные автобусные маршруты | |||||
| Матвеевское Веерная улица | ↔ | 4-й Сетуньский проезд Третье транспортное кольцо | Улица Алексея Свиридова, Набережная Тараса Шевченко, Гостиница «Украина», Кутузовский проспект, Дорогомиловская застава, Улица Дунаевского, Кутузовская, Поклонная улица, Парк Победы | |
| Киевский вокзал ул. Киевская | ↔ | Нагорный бульвар Коробковский сад | Патентное ведомство, Воробьевское шоссе, Троицкое-Голенищево, Мичуринский проспект, МГУ, Университет, Ленинский проспект, Улица Ивана Бабушкина, Академическая, Новочеремушкинская улица, Севастопольский проспект | |
| Киевский вокзал ул. Киевская | ↔ | Беловежская ул. Можайский | Можайское шоссе, Кутузовский просп., Славянский бульвар, Парк Победы, Кутузовская, Большая Дорогомиловская ул. | |
| Совхоз «Заречье» «Элитстройматериалы» | ↔ | Улица Довженко Мосфильм | Сколковское шоссе, Дворец спорта «Крылья Советов», Славянский бульвар, Парк Победы, Панорама «Бородинская битва», Кутузовская, Киевский вокзал, Бережковская набережная, Воробьевское шоссе, Мосфильм, Улица Улофа Пальме | |
| Киевский вокзал ул. Киевская | ↔ | Улица Довженко Мосфильм | Бережковская набережная, Патентное ведомство, Воробьевское шоссе, Академия Внешней торговли, Мосфильм, Троицкое-Голенищево, Мосфильмовская улица, Улица Улофа Пальме | |
| Киевский вокзал пл. Киевского вокзала | ↔ | 2-й Мосфильмовский переулок Сетунь | Бережковская набережная, Воробьёвское шоссе, Мосфильмовская улица, Улица Пудовкина | |
| Парк Победы Барклая ул. | ↔ | 2-й Мосфильмовский пер. Сетунь | Кутузовский проспект, Кутузовская, Большая Дорогомиловская ул., Киевский вокзал, Бережковская наб., Воробьёвское шоссе, Мосфильмовская ул., Ул. Пырьева | |
| Киевский вокзал пл. Киевского вокзала | ↔ | Раменки Раменский бульвар, | Улица Столетова, Мосфильмовская улица, Университетский проспект, ул. Винницкая | |
| Одинцово ЖК «Одинцовский парк» | ↔ | Киевский вокзал ул. Киевская | ст. Одинцово, Вырубово, Немчиновка-1, МКАД, Можайское шоссе, Кутузовский проспект, Славянский бульвар, Парк Победы, Кутузовская, Дорогомиловская застава | |
| Киевский вокзал ул. Киевская | ↔ | Матвеевское Веерная улица | Кутузовский проспект, Староможайское шоссе, Давыдковская улица, Нежинская улица | |
| Власиха Почта | ↔ | Киевский вокзал ул. Киевская | Одинцово, пл. Трёхгорка, МКАД, Можайское шоссе, Кутузовский проспект, Славянский бульвар | |
| Киевский вокзал ул. Киевская | ↔ | 4-й Сетуньский проезд Третье транспортное кольцо | Большая Дорогомиловская улица, Бережковская набережная, 1-й Сетуньский проезд, 3-й Сетуньский проезд | |
| Совхоз «Заречье» «Международный университет» | ↔ | Киевский вокзал ул. Киевская | Сколковское шоссе, Дворец спорта «Крылья Советов», Славянский бульвар, Парк Победы, Панорама «Бородинская битва», Кутузовская, Дорогомиловская Застава | |
| 66-й кв. Кунцева Барвихинская ул. | ↔ | Киевский вокзал ул. Киевская | Толбухина ул., Можайское шоссе, Славянский бульвар, Кутузовский проспект, Парк Победы, Панорама «Бородинская битва», Кутузовская, Дорогомиловская Застава, Тараса Шевченко наб. | |
| ул. Федосьино Улица Скульптора Мухиной | ↔ | Киевский вокзал ул. Киевская | Улица Шолохова, Боровское шоссе, Мичуринский проспект, Улица Косыгина, Бережковская набережная | |
Городской электротранспорт (троллейбус) | |||||
| Парк Победы Улица Барклая | ↔ | Кинотеатр Ударник Большой каменный мост | Калужская площадь, Ленинский проспект, Улица Косыгина, Бережковская набережная, Кутузовский проспект | |
| Киевский вокзал ул. Киевская | ↔ | Озёрная улица Мичуринский проспект | Мосфильмовская улица, Бережковская набережная | |
| Юго-Западная Проспект Вернадского | ↔ | Киевский вокзал ул. Киевская | Ломоносовский проспект,Мосфильмовская улица, Бережковская набережная | |
| Улица Кравченко Проспект Вернадского | ↔ | Киевский вокзал ул. Киевская | Улица Марии Ульяновой, Улица строителей, Университет, Улица Лебедева, Менделеевская улица, Ломоносовский проспект, Улица Пудовкина, Мосфильмовская улица, Бережковская набережная |
Комментарий: к — кольцевой; 902 — экспресс; 454 477 Б — муниципальный автобус; 91 — частный автобус; 34к — троллейбус, 42 — электробус; Б — трамвай; 1011 — маршрутное такси.[17][18][19]
См. также: Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве
Киевский вокзал в кино |
- Судьба барабанщика
- Первое свидание
- Семь нянек
- Ребята с нашего двора (сериал)
- 34-й скорый
- Петровка, 38
- Московская жара
- Превосходство Борна
- Хитмэн
- Усатый нянь
- Мимино
См. также |
- Список железнодорожных станций и платформ Москвы
Примечания |
↑ Архангельский, Архангельский, 1981, с. 324.
↑ Васькин, 2010, с. 152.
↑ Нащокина, 2005, с. 358.
↑ Киевский вокзал Москвы на Моспрогулке, 2017.
↑ Броновицкая, 2015, с. 240.
↑ Самовер, 2009, с. 332.
↑ Министерство транспорта Российской Федерации. Приказ N 49 «О железнодорожных станциях» от 17.02.2015
↑ 1234 Мосузел прирастёт станциями: Интеграция киевского и белорусского направлений Московской магистрали является одной из актуальных задач модернизации Мосузла, 2017.
↑ ЦППК: Поезда «СТАНДАРТ ПЛЮС»
↑ ЦППК: Фирменные экспрессы
↑ Экспресс до Малоярославца
↑ ЦППК: Региональные экспрессы
↑ Киевское направление МЖД (схема) 2019
↑ tutu.ru: 151М (Москва-СПб.)
↑ tutu.ru: 237Ч (Москва-Анапа)
↑ Киевское направление МЖД (рус.). Справочный центр Plandex.ru (2018). Проверено 8 декабря 2018. Архивировано 8 августа 2018 года.
↑ Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве
↑ Часть 2 Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью
↑ Реестр смежных межрегиональных и межмуниципальных маршрутов Московской области
Литература |
- Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 324. — 368 с. — 100 000 экз.
- Батырев В. М. Вокзалы. — М.: Стройиздат, 1988. — 214 с. — (Всеобщая история архитектуры). — ISBN 5-274-00181-5.
- Авторский коллектив. В. Г. Шухов. Искусство конструкции = Die Kunst der Sparsamen Konstruktion / Редакторы: М. Гаппоев, Р. Грефе, О. Перчи. — перевод с немецкого. — М.: Мир, 1995. — 192 с. — 3000 экз. — ISBN 3-421-02984-9.
- Васькин А. А. Чемодан-Вокзал-Москва: Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. — М.: «Спутник +», 2010. — С. 152. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9973-0700-4.
- Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е, доп. и перер.. — М.: Жираф, 2005. — 536 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
- Броновицкая Н. Н. Памятники архитектуры Москвы (1933-1941). — М.: «Искусство - XXI век», 2015. — Т. 10. — 320 с. — (Памятники архитектуры). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
- Хранитель. Алексей Комеч и судьбы русской архитектуры / Составитель Самовер Н. В. — М.: «Искусство - XXI век», 2009. — 384 с. — 1100 экз. — ISBN 978-5-98051-060-2.
- Шухова Е. М. Первый инженер России. — М.: МГТУ, 2003. — 368 с. — ISBN 5-7038-2295-5.
- Elizabeth Cooper English. Архитектура и факты: истоки советской авангардной рационалистической архитектуры в русской мистико-философской и математической интеллектуальной традиции = Arkhitektura i mnimosti: the origins of soviet avant-garde rationalist architecture in the russian mystical-philosophical and mathematical intellectual tradition. — Diss.. — Philadelphia (Pa.): University of Pennsylvania, 2000. — 284 p. — (Sowjetunion. Geschichte 1917-1930).
Статьи и публикации |
- Козлова Л. Д. Дебаркадер на Киевском вокзале в Москве // Механизация строительства : журнал. — 2004. — № 9. — С. 20—21. — ISSN 0025-8903. Архивировано 1 апреля 2008 года.
- Киевский вокзал (неопр.). Моспрогулка. — Туристический портал. Проверено 5 сентября 2017.
- Игорь Ленский. Мосузел прирастёт станциями: Интеграция киевского и белорусского направлений Московской магистрали является одной из актуальных задач модернизации Мосузла. (рус.) // Гудок : газета. — 2017. — 19 декабря (№ 226).
Ссылки |
kievsky.dzvr.ru — официальный сайт Киевского вокзала города Москвы- Справочник станций. Москва-Пассажирская-Киевская (неопр.). ОАО РЖД. Проверено 3 сентября 2017.
- 198103: ст. Москва-Пассажирская-Киевская (неопр.). База данных. OSM.
- Интерактивная карта движения пригородных поездов с вокзалов города Москвы (неопр.). ОАО «Центральная ППК». Проверено 30 мая 2018.
- Маршруты и расписания (неопр.). Мосгортранс. — Официальный сайт. Проверено 17 декабря 2017.
Внешние медиафайлы |
Кинохроника 1918 г. Москва. Киевский вокзал (Брянский) на YouTube
Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России на YouTube