Киевский вокзал










































































































Станция Москва-Пассажирская-Киевская

Киевское направление


Московская железная дорога
Киевский вокзал в Москве.jpg
Здание Киевского вокзала города Москвы



Объект культурного наследия народов РФ федерального значения
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771510309000006 (ЕГРОКН)
ДЦС
3
Регион ж. д.
Московско-Смоленский
Дата открытия
1899 год[1]
Прежние названия
Брянский вокзал (1918)
Дата переименования
1934 год
Проектное название
Москва-Брянская
Тип
пассажирская
Классность
внеклассная
Количество платформ
11 платформ
12 тупиков
Количество путей
>20
Тип платформ
боковая и островная
Форма платформ
прямая
Прилегающие перегоны
Москва-Пасс.-Киевская — Москва-Сорт.-Киевская (3, пост.ток; +2 внутриузл.), Москва-Пасс.-Киевская — Москва-Пасс.-Киевская (3 внутриузл.), Москва-Пасс.-Киевская — Пресня (1, неэлектриф.)
Архитекторы
И. И. Рерберг,
B. К. Олтаржевский,
С. С. Алёшин,
Ф. И. Рерберг
Инженеры-конструкторы
В. Г. Шухов
Выход к
Площадь Европы, Бережковская набережная, Большая Дорогомиловская улица, Брянская улица, Киевская улица, Moskwa Metro Line 3 alt.svgMoskwa Metro Line 4 alt.svgMoskwa Metro Line 5 alt.svg Киевская
Расположение
Площадь Киевского Вокзала
Пересадка на
Тб: 7 (т7), 17, 34, 34к ;
А: т39, 91, 119, 157, 205, 320, 394, 474, 477, 791, 840, 902
Расстояние до Калуги I

188 км 
Расстояние до Брянска

387 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Киева

856 км Яндекс.Расписания
Тарифная зона
0
Код в АСУЖТ

198103
Код в «Экспресс-3»

2000007
Commons-logo.svg Москва-Пассажирская-Киевская на Викискладе

Ки́евский вокзал (в 1918—1934 — Брянский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Расположен на площади Киевского Вокзала. Памятник архитектуры и инженерного искусства. Объект культурного наследия народов России федерального значения.




Содержание






  • 1 История вокзала


  • 2 Пассажирское движение


    • 2.1 Межрегиональное и пригородное сообщение


    • 2.2 Дальнее следование


    • 2.3 Пассажиропоток


    • 2.4 Направления, перевозчики и расписание


    • 2.5 Скоростное и ускоренное движение




  • 3 Общественный транспорт


  • 4 Киевский вокзал в кино


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Статьи и публикации


  • 9 Ссылки


  • 10 Внешние медиафайлы



Киевский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов. Станция Москва-Пассажирская-Киевская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением.


По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является тупиковой станцией и начальным пунктом Киевского направления МЖД, как части магистрали Москва — Киев.



История вокзала |















Файл:1918. Кинохроника. Москва. Киевский вокзал (Брянский).ogvВоспроизвести медиафайл


Кинохроника 1918 года. Брянский вокзал






Мемориальная табличка на колонне дебаркадера






В ресторане. 1970-е годы






Детская комната вокзала. 1980 год






Киевский вокзал. 1980 год






Вид на пасс. терминал. 2007 г.



Первоначально здание вокзала было построено к марту 1899 года, а освящено 29 июня того же года. Это была неприметная одноэтажная постройка[2].


Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).


Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. Рерберг и И. Нивинский[3].


В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала — более 36 тысяч м². Пассажиропоток Киевского вокзала — более 400 человек/час[4].


К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное односводчатое остеклённое арочное покрытие (длина — 321 м, ширина пролёта — 47,9 м, высота — 28 м, вес конструкций — более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящество величественного сооружения.


Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.


В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учётом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.


В 1940—1945 годах с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). В проектирование пригородного павильона Чечулин включился, когда уже шло сооружение цокольного этажа архитектором А. В. Кулагиным, задумавшим оформление пристройки в общей стилистике здания вокзала. Чечулин, недавно вернувшийся из большого зарубежного путешествия, переработал оформление, придав ему черты веницианских палаццо[5].


Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года были поставлены турникеты на вход и выход, вначале это были не билеты со штрих-кодом, а картонные карты с магнитной полосой наподобие метрополитеновских тех годов, которые давались дополнительно к обычному билету.


В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала; вместо стекла в покрытии использован прозрачный поликарбонат[6].


На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год.


С 2012 года производился капитальный ремонт части Киевского вокзала для прохода к электропоездам — был закрыт прямой выход из метро через 3 лестницы, а турникеты перенесены на северо-западную боковую часть от тупиков. Летом 2013 года после реконструкции открыт новый турникетный зал пригородных поездов.


В начале 2015 года прилегающая грузовая станция 1 класса Москва-Товарная-Киевская вошла в состав станции Москва-Пассажирская Киевская как товарный парк (пути 9т — 16т); при этом исходная станция была закрыта для грузовых операций по всем параграфам[7].


В ближайшие годы на Киевском направлении планируется ввести в строй три новых платформы[8]: Минскую, Аминьевскую и Санино. Соединительная ветвь, которая должна начинаться от Минской, свяжет Киевское и Белорусское направления МЖД[8]. Платформа Минская станет развитием ст. Москва-товарная Сортировочная[8].


Платформы и небольшой пассажирский терминал Минской планируется возвести неподалёку от станции метро «Минская» Калининско-Солнцевской линии. К концу 2018 года там откроется транспортно-пересадочный узел.


Новый Транспортно-пересадочный терминал на Минской даст возможность разгрузить станцию метро «Киевская» Кольцевой линии и Киевский вокзал на 30 % — за счёт возможности попасть в метро не доезжая до вокзала[8].



Пассажирское движение |



Межрегиональное и пригородное сообщение |


От Киевского вокзала отходят .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}комфортабельные[9] электропоезда Киевского направления МЖД:



  • На пункты главного радиального хода Очаково (2)[1], Сколково (2), Солнечную (3), Лесной Городок (4), Апрелевку (5), Нару (8), Обнинское (12), Малоярославец (13), а также по съезду на хордовую линию Вязьма—Сызрань на Калугу-1 (19).

  • Прямые электропоезда на Большое кольцо МЖД через Бекасово-1 (7) до пл. Бекасово-Сорт. (7) и ст. Кресты (10) и обратно.


  • Аэроэкспрессы в аэропорт Внуково.

  • Фирменные экспрессы до Калуги[10].

  • Экспресс до Малоярославца[11].

  • Региональный экспресс до Наро-Фоминска[12].

  • На маршруте Москва-Киевская — Новопеределкино (3) с апреля 2017 года работали пятивагонные электропоезда ЭГ2Тв «Иволга», 25 октября 2018 они были переведены на Белорусское направление МЖД и заменены ЭД4М и ЭП2Д с вагонами класса «Стандарт Плюс».




[1] — в скобках указаны пассажирские тарифные зоны станций[13]



Дальнее следование |


В 2018—2019 годах скорые и пассажирские поезда с Киевского вокзала отправляются в города Молдовы (Кишинёв), Украины (Киев, Львов, Николаев, Одесса, Хмельницкий), в Санкт-Петербург[14], Брянск, Климово и Новозыбков.


В летние месяцы назначается пассажирский поезд до Анапы[15], следующий через Калугу, Тулу, Липецк и до Адлера, курсирующий через Брянск, Елец, Воронеж. В последние годы количество пассажирских поездов на Украину резко сократилось. Все поезда в дальнее зарубежье отменены.



Пассажиропоток |


Наибольшее число пассажиров приходится на пассажирский терминал Киевского вокзала и составляет 32 000 человек в сутки. На платформе Переделкино обрабатывается не менее 10 000 пассажиров поездов пригородного сообщения. На остальных станциях (см.график) пригородной пассажирской линии до Калуги-1 услугами пользуются от двух с половиной до четырёх тысяч пассажиров в сутки[16].












































Сравнительный график пассажиропотока на остановочных пунктах Киевского направления МЖД (в сутки)
Киевское направление ~ 138 925 чел.
остановка
пассажиров (чел.)
Киевский вокзал



32 000


Переделкино



10 000


Солнечная



4 700


Очаково



4 300


Апрелевка



4 000


Матвеевское



3 700


Нара



3 400


Внуково



3 200



Направления, перевозчики и расписание |


























Перевозчик
Дистанция
Направления и расписание

Российские железные дороги

Москва
Киевский вокзал
Moskwa Metro Line 3 alt.svgMoskwa Metro Line 4 alt.svgMoskwa Metro Line 5 alt.svg

Дальнее следование

Яндекс

Украинские железные дороги

Железная дорога Молдовы

Центральная пригородная пассажирская компания

Пригородное сообщение

tutu.ru

Аэроэкспресс

Аэропорт Внуково

Яндекс


Скоростное и ускоренное движение |


















































Дистанция
Остановки
Протяжённость
Время в пути
Тип поезда
Вагонов

Москва
Киевский вокзал
Moskwa Metro Line 3 alt.svgMoskwa Metro Line 4 alt.svgMoskwa Metro Line 5 alt.svg

Межрегиональное и пригородное ускоренное движение


Калуга I
Нара, Балабаново, Обнинское, Малоярославец
188 км 2 ч. 40 мин.
ЭД4М
«Экспресс»

11


Малоярославец
Переделкино, Кокошкино, Апрелевка, Селятино, Нара, Балабаново, Обнинское
121 км 1 ч. 45 мин.
ЭД4М
ЭП2Д

11


Нара
Переделкино, Кокошкино, Апрелевка, Селятино
70 км 1 ч. 04 мин. ЭП2Д
11

Экспрессы в аэропорты


Аэропорт Внуково нет 33 км 0 ч. 30 мин.
ЭШ2 «Евразия»
ЭД4М «Аэроэкспресс»

6/4
8/11





Общественный транспорт |


Из зала прибытия пригородных поездов и подземного перехода пассажирского терминала можно попасть на три станции Московского метрополитена «Киевская» — Арбатско-Покровской, Кольцевой и Филёвской линий.


На Площади Киевского вокзала и прилегающих к вокзалу улицах расположены остановки наземного пассажирского транспорта:

















































































































































(!)Комментарий: к — кольцевой;  902  — экспресс;  454   477   Б  — муниципальный автобус;  91  — частный автобус;  34к  — троллейбус,  42  — электробус;  Б  — трамвай;  1011  — маршрутное такси.[17][18][19]


См. также: Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве



Киевский вокзал в кино |



  • Судьба барабанщика

  • Первое свидание

  • Семь нянек

  • Ребята с нашего двора (сериал)

  • 34-й скорый

  • Петровка, 38

  • Московская жара

  • Превосходство Борна

  • Хитмэн

  • Усатый нянь

  • Мимино



См. также |


  • Список железнодорожных станций и платформ Москвы


Примечания |





  1. Архангельский, Архангельский, 1981, с. 324.


  2. Васькин, 2010, с. 152.


  3. Нащокина, 2005, с. 358.


  4. Киевский вокзал Москвы на Моспрогулке, 2017.


  5. Броновицкая, 2015, с. 240.


  6. Самовер, 2009, с. 332.


  7. Министерство транспорта Российской Федерации. Приказ N 49 «О железнодорожных станциях» от 17.02.2015


  8. 1234 Мосузел прирастёт станциями: Интеграция киевского и белорусского направлений Московской магистрали является одной из актуальных задач модернизации Мосузла, 2017.


  9. ЦППК: Поезда «СТАНДАРТ ПЛЮС»


  10. ЦППК: Фирменные экспрессы


  11. Экспресс до Малоярославца


  12. ЦППК: Региональные экспрессы


  13. Киевское направление МЖД (схема) 2019


  14. tutu.ru: 151М (Москва-СПб.)


  15. tutu.ru: 237Ч (Москва-Анапа)


  16. Киевское направление МЖД (рус.). Справочный центр Plandex.ru (2018). Проверено 8 декабря 2018. Архивировано 8 августа 2018 года.


  17. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве


  18. Часть 2 Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью


  19. Реестр смежных межрегиональных и межмуниципальных маршрутов Московской области




Литература |




  • Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 324. — 368 с. — 100 000 экз.

  • Батырев В. М. Вокзалы. — М.: Стройиздат, 1988. — 214 с. — (Всеобщая история архитектуры). — ISBN 5-274-00181-5.

  • Авторский коллектив. В. Г. Шухов. Искусство конструкции = Die Kunst der Sparsamen Konstruktion / Редакторы: М. Гаппоев, Р. Грефе, О. Перчи. — перевод с немецкого. — М.: Мир, 1995. — 192 с. — 3000 экз. — ISBN 3-421-02984-9.

  • Васькин А. А. Чемодан-Вокзал-Москва: Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. — М.: «Спутник +», 2010. — С. 152. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9973-0700-4.

  • Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е, доп. и перер.. — М.: Жираф, 2005. — 536 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.

  • Броновицкая Н. Н. Памятники архитектуры Москвы (1933-1941). — М.: «Искусство - XXI век», 2015. — Т. 10. — 320 с. — (Памятники архитектуры). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.

  • Хранитель. Алексей Комеч и судьбы русской архитектуры / Составитель Самовер Н. В. — М.: «Искусство - XXI век», 2009. — 384 с. — 1100 экз. — ISBN 978-5-98051-060-2.

  • Шухова Е. М. Первый инженер России. — М.: МГТУ, 2003. — 368 с. — ISBN 5-7038-2295-5.

  • Elizabeth Cooper English. Архитектура и факты: истоки советской авангардной рационалистической архитектуры в русской мистико-философской и математической интеллектуальной традиции = Arkhitektura i mnimosti: the origins of soviet avant-garde rationalist architecture in the russian mystical-philosophical and mathematical intellectual tradition. — Diss.. — Philadelphia (Pa.): University of Pennsylvania, 2000. — 284 p. — (Sowjetunion. Geschichte 1917-1930).




Статьи и публикации |




  • Козлова Л. Д. Дебаркадер на Киевском вокзале в Москве // Механизация строительства : журнал. — 2004. — № 9. — С. 20—21. — ISSN 0025-8903. Архивировано 1 апреля 2008 года.

  • Киевский вокзал (неопр.). Моспрогулка. — Туристический портал. Проверено 5 сентября 2017.

  • Игорь Ленский. Мосузел прирастёт станциями: Интеграция киевского и белорусского направлений Московской магистрали является одной из актуальных задач модернизации Мосузла. (рус.) // Гудок : газета. — 2017. — 19 декабря (№ 226).




Ссылки |







⚙️ 
Московский аэроэкспресс


Условные обозначения

































































































































Аэропорт Внуково












Аэропорт












Москва-Киевская 03Переход на станцию Киевская Арбатско-Покровской линии 04Переход на станцию Киевская Филёвской линии 05Переход на станцию Киевская Кольцевой линии












Москва-Смоленская 02Переход на станцию Белорусская Замоскворецкой линии 05Переход на станцию Белорусская Кольцевой линии






































Савёловская 09Переход на станцию Савёловская Серпуховско-Тимирязевской линии















Окружная 10Переход на станцию Окружная Люблинско-Дмитровской линии 14Переход на станцию Окружная Московского центрального кольца














Аэропорт Шереметьево















Лобня












Москва-Каланчёвская 01Переход на станцию Комсомольская Сокольнической линии 05Переход на станцию Комсомольская Кольцевой линии












Москва-Курская 03Переход на станцию Курская Арбатско-Покровской линии 10Переход на станцию Чкаловская Люблинско-Дмитровской линии 05Переход на станцию Курская Кольцевой линии















Москва-Павелецкая 02Переход на станцию Павелецкая Замоскворецкой линии 05Переход на станцию Павелецкая Кольцевой линии















Верхние Котлы 14Переход на станцию Верхние Котлы Московского центрального кольца



























Аэропорт-Домодедово












  • kievsky.dzvr.ru — официальный сайт Киевского вокзала города Москвы

  • Справочник станций. Москва-Пассажирская-Киевская (неопр.). ОАО РЖД. Проверено 3 сентября 2017.

  • 198103: ст. Москва-Пассажирская-Киевская (неопр.). База данных. OSM.

  • Интерактивная карта движения пригородных поездов с вокзалов города Москвы (неопр.). ОАО «Центральная ППК». Проверено 30 мая 2018.

  • Маршруты и расписания (неопр.). Мосгортранс. — Официальный сайт. Проверено 17 декабря 2017.




Внешние медиафайлы |





  • Кинохроника 1918 г. Москва. Киевский вокзал (Брянский) на YouTube


  • Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России на YouTube

















Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)