Московское барокко
Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью Нарышкинский стиль и заменить эту статью на перенаправление. |
Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».
Содержание
1 Предпосылки к появлению
2 Хронологические рамки стиля
3 Внутристилевые течения
3.1 Строгановский стиль
3.2 Нарышкинский стиль
3.2.1 Название
3.2.2 Предпосылки к возникновению
3.2.3 Особенности
3.2.4 Постройки
3.2.5 Значение для русской архитектуры
3.2.6 Список построек
3.2.7 Значительные архитекторы
3.3 Голицынский стиль
3.4 Стиль Прозоровских
4 Основные постройки
4.1 Культовые здания
4.2 Жилые здания
4.3 Общественные здания
4.4 Инженерные и оборонительные сооружения
5 Мастера
6 Литература
Предпосылки к появлению |
Во второй половине XVII в. в русской культуре начал ощущаться поворот к гражданским началам общественной жизни, обращение к человеческой личности как основному элементу бытия. Этот феномен был назван «Русским предвозрождением» (Д. С. Лихачев). В архитектуре наметился отход от условности средневековой архитектуры к рациональным, формам ордера. Эти процессы были сходны с началом эпохи Возрождения в Западной Европе.
Однако ранее, в конце XIX — нач. XX в., искусствоведами был выделен архитектурный стиль, связанный с традициями западно-европейского ордера. Игнорируя культурные предпосылки его возникновения, а используя лишь хронологическое соответствие с искусством Западной Европы конца XVII в., направление было названо «барокко». Более того, учитывая бытовавшее тогда мнение, что все прогрессивное в русской культуре конца XVII в. связано исключительно с Петром I и его ближайшим окружением, этот русский вариант барокко был назван «нарышкинским», по имени родственников Петра I по линии матери, Нарышкиных, якобы первыми начавших возводить постройки, отличавшиеся по своей архитектуре от традиционной стилистики зданий Древней Руси. Первыми зданиями в стиле «нарышкинское барокко» назывались церковь Покрова в Филях и собор Высокопетровского монастыря.
Позднее, в 1960-х гг., в результате исследований было установлено, что ключевой памятник «нарышкинского барокко» — собор Высокопетровского монастыря был построен еще в начале XVI в. Также были обнаружены памятники, сооруженные раньше церкви Покрова в Филях, но имеющие ту же стилистику. Среди этих зданий оказались постройки Новодевичьего монастыря и, особенно, церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду, построенная по заказу князя В. В. Голицына, государственного канцлера и ближайшего сподвижника царевны Софьи. Таким образом, название «нарышкинское барокко» потеряло актуальность.
Некоторые исследователи (М. А. Ильин) обратили внимание, что начальная фаза «московского барокко» тесно связана с возобновлением строительства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, и что как ордерная декорация, так и центричность планировочного решения, характерная для церковных построек «московского барокко», могла быть заимствована столичными мастерами именно из этого здания. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666 г.). Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681), по его повелению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. С прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла к себе внимание просвещенных кругов Москвы: элементы объемно-пространственного решения и система оформления собора были взяты в качестве исходных образцов для создания нового стиля в архитектуре.
Все эти исследования показали связь скорее с архитектурой раннего ренессанса, нежели барокко, но учитывая сложившуюся терминологию, было решено оставить название «барокко» (с территориальным обозначением «московское»), хотя современные исследователи признают, что это «… барокко, несущее ренессансную функцию».
Хронологические рамки стиля |
Основным периодом развития архитектуры «московского барокко» можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления (но в несколько упрощенном виде) прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления «московского барокко» можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.
Внутристилевые течения |
Московское барокко в своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление. Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления — ордер, обрамления оконных и дверных проемов — следуют стандартной модели и потому легко узнаваемы.
Однако существует несколько групп зданий, имеющих существенные отличия от основного направления, но не выходящих за пределы стиля. Направления обязаны своим появлением, главным образом, вкусам конкретных заказчиков.
Строгановский стиль |
В первую очередь это относится к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановский стиль».
Нарышкинский стиль |
Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга[1]. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём, иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.
Название |
Успенская церковь на Покровке, в Москве
Название «нарышкинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова, построенной в принадлежавших в конце XVII в. Нарышкиным Филях[2]. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что, стадиально соответствуя раннему возрождению, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль»[3].
Предпосылки к возникновению |
В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры.
В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светских нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов.
Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, в него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы. Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуре православные народы, и часть культуры, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля.
Особенности |
Церковь Покрова в Филях
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва
«Нарышкинский стиль» тесно связан с узорочьем, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проступают преобразованные формы западноевропейской архитектуры — ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно, барочного происхождения.
От архитектуры XVI в. его отличает пронизывающая вертикальная энергия, скользящая по граням стен, и выбрасывающая пышные волны узоров.
Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность, разнородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Характерен двойственный масштаб - одного гигантского, вертикально устремленного, и другого – миниатюрно-детального. Эта особенность нашла воплощение во многих архитектурных проектах в Москве в течение всей первой половины XVIII в. Многие традиции нарышкинского стиля можно обнаружить в проектах И. П. Зарудного (Меньшикова башня), Баженова и Казакова.
Элементы наружной отделки типично маньеристического стиля использованы не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения ребер, как было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположное впечатление производят элементы внутреннего декора. Традиционный русский растительный узор приобретает барочную пышность.
Характерное для европейского барокко непрерывное движение, динамика перехода лестниц от наружного пространства к внутреннему, в нарышкинском стиле не получило столь явного воплощения. Лестницы его скорее нисходящие, чем восходящие, изолирующие внутреннее пространство зданий от наружного. В них видимы скорее черты традиционного народного деревянного зодчества.
Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами[2] — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера, обозначившими тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре[4]. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.
Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно барочными в западноевропейском понимании[5]. Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским, и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Так, композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной — отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление.
Постройки |
Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода, которых происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: Церковь Покрова в Филях (1690—1693), церковь Троицы в Троице-Лыкове (1698—1704), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.
«Церковь Покрова в Филях... — лёгкая кружевная сказка... чисто московская, а не европейская красота... Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты... Покрова в Филях или Успения на Маросейке, кажущихся ему совершенно такими же русскими, как и Василий Блаженный».
Игорь Грабарь, русский искусствовед
Церковь Покрова в Филях построена по принципам формосложения, типичным для русской архитектуры XVII в., представляя собой ярусный пятиглавый храм, в котором жёстко разграниченный объёмы колокольни и церкви расположены на одной вертикальной оси, так называемый восьмерик на четверике. Четверик, окружённый полукружиями апсид — собственно сама церковь Покрова, а расположенный выше, на следующем ярусе, восьмерик — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом[6]. На нём возвышается ярус звона, выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.
Аналогичные черты имеет полностью белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Троице-Лыково, и возведенная Яковом Бухвостовым. С именем этого крепостного по происхождению зодчего связаны и многие другие постройки в нарышкинском стиле[7]. Показательно, что в постройках Бухвостова присутствуют элементы намеренно введённого западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется и в подрядной документации), однако применение им ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: главным несущим элементом, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие из виду среди многочисленных элементов декора.
Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696—1699)[8], которой восхищался Бартоломео Растрелли, а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон, распорядившийся взорвать Кремль, выставил возле неё специальную охрану, дабы она не была поражена начавшимся в Москве пожаром[9]. До настоящего времени церковь не дошла, поскольку была разобрана в 1935—1936 годах под предлогом расширения тротуара.
Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706—1713) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому.
В традициях нарышкинского стиля были перестроены многие церкви и монастыри, что отразилось, в частности, на ансамблях Новодевичьего[10] и Донского монастырей, Крутицкого подворья в Москве. В 2004 г. комплекс Новодевичьего монастыря был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе, в качестве «выдающегося образца так называемого „московского барокко“» (критерий I), а также как «выдающийся пример исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса, детально отображающий „московское барокко“, архитектурный стиль конца XVII в.» (критерий IV)[11]. В монастыре сохранены стены и ряд церквей, построенных либо перестроенных в нарышкинском стиле.
В архитектуре Петербурга начала XVIII в. нарышкинский стиль не получил дальнейшего развития. Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. существует определенная преемственность, характерными примерами которой являются здания служившей для светских нужд Сухаревской башни (1692—1701) и церкви Архангела Гавриила или Меншиковой башни (1701—1707) в Москве[1]. В основу композиции Меншиковой башни, построенной зодчим Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего сподвижника Петра I, князя Александра Меншикова, положена традиционная схема, заимствованная из украинской деревянной архитектуры — несколько уменьшающихся кверху поставленных друг на друга ярусных восьмигранников.
Нельзя не отметить, что в создании архитектуры нарышкинского барокко, в отличие от петровского, отметились в основном русские мастера, что, безусловно, и определило специфичный характер построенных зданий — они представляли собой в большой степени древнерусские по характеру конструкции здания с заимствованными из западноевропейского зодчества деталями, как правило, носившими лишь декоративный характер.
Значение для русской архитектуры |
Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (1762—69 гг., арх. Пьетро Антони Трезини либо Алексей Евлашев), Красные ворота (1742 г., арх. Дмитрий Ухтомский) также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен.
Позднее, уже в конце XIX в. нарышкинская архитектура, многими воспринимаемая к тому времени, как типично русское явление, оказала определённое влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.
Список построек |
В данном списке в хронологическом порядке перечислены наиболее известные постройки, созданные в нарышкинском стиле.
Дата постройки | Постройка | Архитектор | Местонахождение |
1686 | Борисоглебский собор | предположительно Яков Бухвостов | Рязанская область, г. Рязань, Сенная ул., 32 |
1687 | Храм Воскресения Христова в Кадашах | Сергей Турчанинов | Москва, 2-й Кадашевский пер., 7 |
ок. 1688 | Церковь Бориса и Глеба в Зюзине | — | Москва, Перекопская ул., 7 |
1685—87 | Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыре | — | Москва, Новодевичий пр., 1С1 |
1683—88 | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре | — | Москва, Новодевичий пр., 1С1 |
1688—89 | Церковь Святого Духа в Солотчинском монастыре | предположительно Яков Бухвостов | Рязанская область, Рязанский район, пос. Солотча |
1691 | Церковь Знамения на Шереметьевом дворе | — | Москва, Романов пер., 2 (во дворе) |
1691 | Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине | — | Московская область, Пушкинский район, с. Софрино. |
1693 | Церковь Св. Сергия в Могутове | — | Московская область, Наро-Фоминский район, с. Могутово. |
1692—95, разр. в 1934 | Сухаревская башня | Михаил Чоглоков | Москва, в районе перекрёстка Сухаревской пл. и проспекта Мира |
1690—96 | Покровская надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыре | — | Москва, ул. Петровка, 28 |
1693—96 | Церковь Покрова в Филях | — | Москва, Новозаводская ул., 6 |
1696 | Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах | — | Москва, Хохловский пер., 12 |
1696 | Церковь Архангела Михаила в Станиславле | — | Московская область, Ленинский район, с. Станиславль. |
1690—97, разр. в 1941 | Надвратный храм Новоиерусалимского монастыря | Яков Бухвостов | Московская область, Истринский район, г. Истра, на территории сегодняшнего «Историко-архитектурного и художественного музея „Новый Иерусалим“» |
1694—97 | Спасская церковь в Уборах | Пётр Шереметев, Кузьма Бакров, Яков Бухвостов[12] | Московская область, Одинцовский район, с. Уборы |
1684-98 | Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре | — | Москва, Донская пл., 1 |
1698 | Надвратная церковь Иоанна Предтечи в Солотчинском монастыре | — | Рязанская область, Рязанский район, пос. Солотча |
1693—99 | Успенский собор Рязанского кремля | Яков Бухвостов | Рязанская область, г. Рязань, Кремль |
1696—99, разр. в 1935—36 | Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке | Пётр Потапов | Москва, ул. Покровка, рядом с д. 5 (бывший дом причта церкви) |
1702 | Церковь Троицы в Конобееве | — | Московская область, Воскресенский район, с. Конобеево. |
1693—1703 | Церковь Архангела Михаила в Тропарёве | — | Москва, просп. Вернадского, 90 |
1698—1704 | Церковь Троицы в Троице-Лыковом | Яков Бухвостов | Москва, Одинцовская ул., 24 |
1705 | Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыря | — | Московская область, Коломенский районг. Коломна, ул. Лазарева, 9-11 |
1705—07 | Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) | Иван Зарудный | Москва, Архангельский пер., 15 |
1703—1708 | Церковь Св. Николая в Озерецком | — | Московская область, Дмитровский район, с. Озерецкое. |
1708 | Церковь Смоленской иконы Богоматери в Кривцах | — | Московская область, Раменский район, с. Кривцы. |
1703—1710 | Церковь Знамения в Холмах | — | Московская область, Истринский район, с. Холмы. |
1713 | Церковь Покрова в Тропарёве | — | Московская область, Можайский район, с. Тропарёво. |
Примечания:
- Следует иметь в виду, что в силу невозможности точного определения стилистических границ нарышкинского стиля, отдельные здания из приведённого списка могут рассматриваться некоторыми исследователями как относящиеся к иным стилям русской архитектуры
- Зелёным отмечены здания, являющиеся памятниками истории и культуры федерального значения
- Розовым цветом отмечены здания, внесённые в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
- Серым цветом отмечены утраченные здания
Значительные архитекторы |
- Яков Бухвостов
- Иван Зарудный
- Пётр Потапов
- Осип Старцев
- Михаил Чоглоков
Голицынский стиль |
Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные по заказу князей П. А. и Б. А. Голицыных. Большое участие в строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов «московского барокко». Однако об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о «памятниках голицинского круга».
Стиль Прозоровских |
Совсем недавно[когда?] было выделено еще одно течение, связанное с семьей князей Прозоровских (см. статью В. П. Перцова в «ссылках»).
Это небольшая группа церквей, тесно связанная с первой церковью типа восьмерик на четверике — не сохранившейся церковью Успения в Петровском-Дальнем. Несмотря на то, что составление её проекта было связано с именем князя В. В. Голицына (на это обратил внимание еще Г. К. Вагнер), однако лаконичное внешнее оформление церкви, необычное для московского барокко, в значительной степени отражало вкусы заказчика — П. И. Прозоровского.
Довольно стойкая стилистическая линия, несмотря на небольшое количество построек, имеет достаточно обширное хронологическое и географическое развитие, в каждом из последующих зданий этого направления видна связь с исходным прототипом.
Лаконичная архитектура Прозоровских нашла своих почитателей — можно назвать церкви в селе Страхове (Заокский район Тульской области) и Троицкую церковь в Троицком (Теплый Стан, сейчас — пос. Мосрентген в Московской области).
Основные постройки |
Культовые здания |
- Ранние постройки
Церковь Иоасафа, царевича Индийского в Измайлове (1678-79, 1685-87, не сохранилась)
Трапезная палата Симонова монастыря (1679-85 гг., архит. О. Д. Старцев)- Церковь в селе Петровское-Дальнее (1684-88, не сохранилась)
Церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду (1684-87 гг. не сохранилась).
Храм Воскресения Христова в Кадашах (1687—1695 гг., архит. Сергей Турчанинов).
- Постройки периода расцвета см. в статьях: Нарышкинское барокко, восьмерик на четверике.
Региональные памятники
Основные региональные памятники московского барокко расположены в Московской области и крупнейших городах России того времени:
Рязань — Успенский собор (1697-99, зодчий Я. Г. Бухвостов), под городом — Солотчинский монастырь с оригинальными барочными решениями
Тобольск — постройки Тобольского кремля, часть из которых была возведена по проекту Семена Ремезова. На основе «московского барокко» в Сибири развилось самобытное «сибирское барокко».
Астрахань — Успенский собор (1699—1710 гг., зодчий Дорофей Мякишев)
Казань — Петропавловский собор (1723-26 гг.) — один из лучших региональных образцов, по пропорциям и оформлению принадлежит к вершинам стиля.
Жилые здания |
Дворец князя В. В. Голицына в Охотном ряду (1687)
Воробьёвский дворец (1687)
Палаты Троекурова в Охотном Ряду (1696)
Дворец Лефорта в Немецкой слободе (1698-99 гг., зодчий Д. В. Аксамитов, многие элементы позволяют отнести это здание к переходной фазе стиля)- Дворец князя Гагарина на Большой Лубянке (1699 г.)
Региональные памятники
Палаты Коробова в Калуге (1690)
Дом Михляева в Казани
- Воеводский дом в Коломне
Общественные здания |
Монетный Двор на Красной площади (1697)- Корпус Славяно-Греко-Латинской академии (1687 г., перестроен)
Здание Земского приказа (на Красной площади) (1700)- Сретенские ворота Земляного города, известные как Сухарева башня (1692-95, расширена 1698—1701 гг., зодчий М. Чоголков)
Инженерные и оборонительные сооружения |
- Большой каменный мост (1687-92, не сохранился, зодчий — старец Филарет (по атрибуции Б. Н. Надежина))
- Стены и башни Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (1690-94, зодчий Я. Г. Бухвостов)
Мастера |
Москва
- Старцев, Осип Дмитриевич
- Бухвостов, Яков Григорьевич
- Чоглоков, Михаил Иванович
- Аксамитов, Дмитрий Васильевич
Тобольск
- Ремезов, Семен Ульянович
Астрахань
- Мякишев, Дорофей
Литература |
Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании. — Статья одного из крупнейших отечественных специалистов по русскому искусству XVII века.
- Бусева-Давыдова И. Л. Россия XVII века: культура и искусство в эпоху перемен. Автореферат диссертации на звание доктора искусствоведения. Москва, 2005.
- Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. Москва, 1993
- Перцов В. П. Необычная история храма в Петровском//Наше Наследие № 29 (2009)- Статья об исследовании первого храма типа «восьмерик на четверике» церкви Успения в Петровском