Инновация
Иннова́ция, нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации[1]. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Иннова́ция — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях[2].
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900-х гг. ввёл в научное употребление данный термин в экономике[3][4].
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы[5]. Вопреки распространённому мнению, инновации отличаются от изобретений[6].
Содержание
1 Общее определение инноваций
2 Инновация и другие похожие понятия
3 Виды инноваций
4 Эффективность инновационной деятельности
4.1 Связь с политической системой
5 Инновации в США
6 Инновации в России и Китае
7 Инновации в Южной Корее
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки
Общее определение инноваций |
«Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло») определяет инновации как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях[7].
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.
Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).
Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:
- используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
- обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
- обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
- достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.
Инновация и другие похожие понятия |
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «Теория экономического развития» (1911).
В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.
Виды инноваций |
Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим[8].
Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).- Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
- Организационные — совершенствование системы менеджмента.
- Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Эффективность инновационной деятельности |
В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП, США — 2,8 %, Япония — около 3,5 %, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия — 0,74 % ВВП, Россия — 1,04 %[9].
Однако в условиях кризиса мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности.
Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard — EIS)[10]. Так же в 2007 году на основе метода анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:
- инновационные лидеры;
- инновационные последователи;
- страны-умеренные инноваторы;
- догоняющие страны[11].
На основе метода анализа среды функционирования был проведён анализ[12] конкурентоспособности белорусской экономики и влияние инновационной деятельности на данный показатель. В данном исследовании автор использует 43 страны, 3 входных параметра (наукоёмкость ВВП, количество учёных на один миллион человек, затраты на образование в % от ВВП), а также 3 исходящих переменных (количество национальных заявок на выдачу патентов, высокотехнологичный экспорт в % от промышленного экспорта, экспорт ИКТ в % от всего экспорта). Полученные результаты наглядно показывают, что наилучшие показатели преобразования затрат в результаты инновационной деятельности у таких стран как США, Япония, Южная Корея, Германия, в то же время Республика Беларусь, Российская Федерация и другие страны с переходной экономикой используют средства неэффективно.
Связь с политической системой |
Существует мнение, что успешное развитие инновационных процессов зависит не от технических достижений отдельных изобретателей, а от политико-экономической системы, гарантирующей равные права собственности на основе власти закона[13]
Согласно опросу консалтинговой компании StrategyOne, большинство менеджеров ведущих мировых компаний включили Китай в пятёрку самых инновационных стран[14]. При этом в «Индексе верховенства закона» за 2015 год Китай занимает 71 место, рядом с Украиной (70), Кыргызстаном (74), Россией (75)[15].
Инновации в США |
Инновационные предприятия в США сосредоточены в основном в Силиконовой долине, вдоль 128-й дороги (т. н. Американский технологический хайвей — America’s Technology Highway; Бостон, Массачусетс), Северной Каролине, городе Остин в Техасе. Первые инновационные предприятия в Силиконовой долине возникли в 60-е годы. К 1970 году в Силиконовой долине насчитывалось около 3000 инновационных фирм, в основном в области электроники. Из них 70 % имело менее 10 сотрудников, а 85 % — менее 100. В Силиконовой долине находится 33 % наиболее крупных технологических предприятий США. При численности населения в 1 % от численности страны, в Силиконовой долине сосредоточено 11 % общего числа занятых в технологических компаниях страны в целом.
Инновации в России и Китае |
В общем объёме экспортной торговли гражданской наукоемкой продукции на мировом рынке доля России оценивается в 0,3 %, в то время как доля США 39 %, Японии — 30 %, Германии — 15 %, Китая — 6 %.
Решением Правительства РФ в феврале 1994 года образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Общий объём поддержки Фонда составил в 90-х годах 134 млрд руб.
Также в России поддержкой инновационной деятельности занимается Российский фонд технологического развития.
Инновационную деятельность в России осложняет то, что наукоемкий бизнес среди всех видов предпринимательства является наиболее сложным и наиболее рискованным; высока криминализация общества; у предпринимателей отсутствуют начальные средства; ставки по кредитам высоки[17].
Центром эффективной инновационной политики в России являются местные инновации, возникающие в десятках частных или государственных инновационных инкубаторов (например, Нижегородский центр инкубации наукоемких технологий[18], Международный инкубатор технологий[19], Государственный венчурный фонд Самарской области[20]) или ускорителях по образу и подобию модели IdeaLab или Y-Сombinator.
России также нужна стратегия, основанная на создании глобальных инновационных сетей.
Ситуация в Китае сильно отличается от ситуации в России. В инновационную стратегию Китая входят кластеры, созданные вокруг университетов, но не только. Китай предпринимает шаги получения обратных инноваций, получения инноваций из других стран и в конце концов создания глобальных инновационных сетей. Эти глобальные сети фактически поддерживают местные инновации. Промышленные кластеры в Китае стали центрами местного технологического развития, которые вливают в регионы огромное количество зарубежных инвестиций.
В Китае успешно поощряются инновационные деятели, потоки технологий и инвестиций, а также взаимодействие между отечественными и международными рынками. Все эти элементы важны для того, чтобы определить, генерировать, эксплуатировать и продвигать новые бизнес-идеи. Несмотря на то, что в Китае перестройка структуры науки шла медленно, Россия, как высокоинтеллектуальная страна, не настолько привязана к иностранным инновациям, как Китай, и способна сделать это гораздо быстрее.
Инновации в Южной Корее |
Инновационная деятельность в Южной Корее сосредоточена в основном в национальном городе науки в Тэджоне. В нём проживает около 25000 жителей и находятся два университета, частный колледж, три административных правительственных бюро, Корейский Атомный научно-исследовательский институт и 22 государственных и частных исследовательских института[21].
См. также |
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
- Российский фонд технологического развития
- Глобальный инновационный индекс
- Инновационный фонд
- Инновационная экономика
- Инновационный потенциал
- Инновационный процесс
- Листинговый агент
- Национальная инновационная система
- Педагогическая инноватика
- P2M — Японская методология управления инновационными проектами и программами
- Рынок инноваций и инвестиций
Примечания |
↑ Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
↑ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года
↑ См. также статью «Технологические уклады».
↑ Базилевич В. Д. 12. 1. 2 Неортодаксальна теорія Й. А. Шумпетера // Історія економічних учень: У 2 ч.. — 3-е издание. — К.: Знання, 2006. — Т. 2. — С. 320. — 575 с. — ISBN 966-346-150-0.
↑ Милославский И. Новизна с последствиями
↑ 12
В этой статье использованы материалы статьи «Инновации в России Американский опыт и российская специфика» интернет-издания «Частный Корреспондент», распространяющиеся по лицензии CC-BY-3.0 — Информация о проекте
Автор текста: Лоуренс Райт
↑ Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Перевод с английского — издание второе исправленное. — М., 2010. — С. 31. — 107 с.
↑ Инновация // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
↑ Расходы на НИОКР (в % от ВВП). Данные Всемирного банка за 2008 год.
↑ Innovation Union Scoreboard Архивная копия от 23 января 2013 на Wayback Machine
↑ Измерение эффективности инновационной деятельности
↑ ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
↑ «Milk without the cow», The Economist, Oct 20th 2016
↑ Угрожают ли мировой экономике инновации в Китае?
↑ Индекс верховенства закона в странах мира в 2015 году
↑ * сост. и ред. Фонштейн Н. М. Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий. — М.: АНХ, 1999. — 271 с. — ISBN 5-900286-04-5.
↑ Коммерциализация технологий, 1997, с. 30.
↑ Нижегородский центр инкубации наукоемких технологий
↑ Международный инкубатор технологий
↑ Государственный венчурный фонд Самарской области
↑ Коммерциализация технологий, 1997, с. 307.
Литература |
Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. — № 2 (60). — С. 162—164.- Друкер П. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2007. — 432 с. — ISBN 0-88730-618-7.
- Инновации в корпусе гуманитарных идей : материалы конференции Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ 16–17 февраля 2012 года. Ч. 1 : сб. науч. трудов / под ред. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и прикл. исследований. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. — 83 с.
- Инновации в корпусе гуманитарных идей : материалы конференции Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ 16–17 февраля 2012 года. Ч. 2 : сб. науч. трудов / под ред. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и прикл. исследований. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. — 91 с.
Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
Орлов А. И., Орлова Л. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. — 2002. — № 12. — С. 3—26.
Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. — Таганрог: ТРТУ, 2006.- Харгадон Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний = How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. — М.: Вильямс, 2007. — 304 с. — ISBN 1-57851-904-7.
- Гершман М. А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008. — 200 с. — ISBN 5-7958-0150-6.
- сост. и ред. Фонштейн Н. М. Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий. — М.: АНХ, 1999. — 271 с. — ISBN 5-900286-04-5.
- сост. и ред. Петруненков А. А., Фонштейн Н. М. Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт. — М.: ЗелО, 1997. — 376 с. — ISBN 5-86483-060-7.
- Никитин С. М. Наука в современной капиталистической экономике. — М.: Наука, 1987. — 237 с.
- Глущенко И. И. Система стратегического управления инновационной деятельностью. — г. Железнодорожный: ООО НПЦ "Крылья", 2006. — 356 с. — ISBN 5-901039-11-4.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Инновация на Викискладе |
- Статистический сборник «Индикаторы инновационной деятельности»: 2009
Федеральный портал по научной и инновационной деятельности.