Теократия
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. |
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. |
Формы правления, политические режимы и системы |
---|
|
Портал:Политика · править |
Теокра́тия (от др.-греч. θεός «Бог» + κράτος «власть») — гражданская и духовная власть в одном лице[1].
- Форма правления, при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства (юридическое определение);
- политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение);
- система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам (теологическое определение)[2].
Теократия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Содержание
1 История
2 Исторические государства с элементами теократии
2.1 Древность
2.2 Правление отрёкшихся императоров
2.3 Тибет
2.4 Реформация
2.5 Мормонизм
2.6 Ислам
3 Ныне существующие страны с элементами теократии
3.1 Исламские государства
3.2 Святейший Престол
3.3 Автономное монашеское государство Святой Горы
4 Теократия в христианстве
5 Теократия в иудаизме
6 Теократия в русской философии
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
История |
Как описывает Геродот («История» 2:52), понятие «Бог» (θεος) было сформулировано у протогреческих племён пеласгов:
«В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же „боги“ (θεοί) пеласги дали им потому, что боги установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле».
Таким образом, теократия, согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвы, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно[кому?], что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами, и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.
Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила — в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) — судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся — считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет».
Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт. 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис. 17:2-8).
Теократия была основой правления многих развитых государств древности. Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями — жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а также на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Элементы теократии имелись и в более поздние времена — в Средние века и в новое время, когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, например, в кости или карты), или же просто бросание жребия — считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.
Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий[3]. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.
Исторические государства с элементами теократии |
Наиболее крупные и известные теократии в истории были халифат Омейядов и ранний халифат Аббасидов, и в Папской области. И как с любым другим государством или империей, прагматизм был частью политики этих теократий.
Древность |
Имперские культы в Древнем Египте и других странах обожествляли правящего монарха, так что государственная религия была посвящена поклонению правителю как божеству или воплощению божества.
В древнем и средневековом христианстве существовала доктрина Цезаропапизм — учение о том, что глава государства является в то же время и главой церкви.
Правление отрёкшихся императоров |
В средневековой Японии существовал феномен, при котором фактическим правителем являлся отрёкшийся от престола император, принявший постриг в буддийские монахи.
Тибет |
До своего захвата Китаем, Тибет имел все признаки теократического государства, так как формально власть принадлежала Далай ламе.
Реформация |
Во времена Реформации, в период наибольшего влияния Жана Кальвина, в Женеве и колонии Массачусетского залива «Пуритане» обладали многими характеристиками протестантской теократии.
Во время короткого правления с 1494 по 1498 г. Джироламо Савонаролы, доминиканского священника, Флоренцию можно было бы считать теократией. Во время его правления нехристианские книги, статуи, стихотворения и другие предметы были сожжены, за содомию полагалась смертная казнь; христианские практики обрели силу закона.
Мормонизм |
Другим примером была администрация недолго существовавшего мормонского государства Дезерет.
Ислам |
Первое исламское государство было со столицей в Медине и управлялось непосредственно Пророком Мухаммадом. После его смерти исламское государство расширилось и стало империей (халифатом) со столицей сначала в Дамаске, затем в Багдаде.
В XIX в. Имамат Шамиля в части Дагестана и Чечни по сути представлял собой теократическое государство, возглавляемое шейхом суфиев Имамом Шамилём.
Отдельно стоит отметить Республику Кипр в период с 1960 по 1977 год. Хотя как таковой теократии там и не было, однако в этот период президентом республики являлся действующий архиепископ Макариос III.
Ныне существующие страны с элементами теократии |
Исламские государства |
Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).
Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.
Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клериком, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.
Святейший Престол |
После объединения Италии, Ватикан стал последней оставшейся территорией бывшей Папской области. В 1929 году государство Ватикан было официально признано как независимое государство, путём заключения договоров с итальянским правительством. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, которая называется конклавом, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».
Автономное монашеское государство Святой Горы |
Афон — особая единица Греческой республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).
Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским мирным договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.
Теократия в христианстве |
В Христианстве теократической формой отношений между церковью и обществом является папоцезаризм, при которой духовное лицо, первый церковный иерарх (чаще всего Папа Римский), сосредоточило в своих руках как светскую, так и духовную власть. Период с XI по XIV век является периодом высшего развития папоцезаризма на Западе, в Католической церкви. В России периодом господства папоцезаризма является правление на патриаршестве Филарета Романова, когда именно он сосредоточил в своих руках как духовную, так и светскую власть с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633 года. Правление архиепископа Макариоса III на Кипре с 16 августа 1960 года по 15 июля 1974 года, когда Макариос III одновременно был главой государства — президентом Республики Кипр и предстоятелем Кипрской православной церкви также является проявлением папоцезаризма. Черногория в XVII—XIX веках.
Теократия в иудаизме |
В иудаизме теократическая монархия — единоличное управление царём, выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари.
Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек (по версии верующих) получил от Бога первые заповеди — то есть более 7500 лет тому назад (см. заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании еврейских племён, потомков Израиля у горы Синай в 1312 году до р. Х. через Моисея, учившего евреев следовать Божественным заповедям, в том числе посредством книг Торы (в виде Идеи). Ярким примером теократичекого правления является период Судей, которые сами были пророками и первосвященниками (как Самуил). Это продолжалось вплоть до воцарения царя Саула, о котором Бог сказал пророку Самуилу: «Внемли гласу народа во всем, что скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними» (1 Самуила 8:7). Показав таким образом никчемность самонадеянности, Бог покарал нечестивого царя Саула со всем его потомством, и поставил царём евреев благочестивого Давида, который был пророком. Так в Иудее установилась теократическая монархия. Главным принципом и достоинством теократической монархии является то, что ни народ непосредственно, ни какие-либо его представители или единовластный представитель народа перед Высшей Силой не придумывают законы своей жизни, а лишь беспрекословно следуют указаниям Бога.
Теократия в русской философии |
В. С. Соловьёв называл теократию наилучшим «общественным строем», в котором реализуется божественный замысел (София). Это такая форма государственного устройства, где реализован христианский идеал, где царит солидарность наций и классов. Теократия мыслилась Соловьевым в форме «всемирной монархии», где церковные епархии эквивалентны провинциям Империи. Теократической должна быть Россия, теократической была и израильская монархия при царе Давиде (Соловьев также именует его «вождем» и «диктатором»). Теократия подразумевает «церковную монархию», когда власть главы государства благословляется первосвященником. Теократия представляет собой золотую середину между крайностей абсолютизма и клерикализма. При этом теократия по своему идеократична, поскольку она существует для преображения мира[4].
См. также |
- Формы правления, политические режимы и системы
- Культ императора
- Божиею милостью
- Цезаропапизм
- Исламская республика
Инсэй — формально отречённый император, принявший постриг в монахи с целью нейтрализации регента малолетнего императора
Примечания |
↑ Теология : Теократия // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
↑ Теократия // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
↑ Теократия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
↑ Книга третья. Троичное начало и его общественное приложение // Соловьёв В. С. Россия и Вселенская Церковь
Литература |
Теократия // Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: Издание М. В. Пирожкова, 1907- Водовозов В. В.,. Теократия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Тюрин Е. А. Теократический фактор в политике. Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. — 192 с.- Roshwald, Mordecai. Theocracy in Israel in antiquity and today. // Jewish Journal of Sociology 14 (1972) 5-42. (англ.)
Ссылки |
Книга Шмуэля. Глава 8. Просьба народа поставить им царя.
Дагрон Ж. Восточный цезаропапизм.