Ярославское направление Московской железной дороги
Ярославское направление | |
---|---|
Страна |
|
Расположение | Москва, Московская область и Александровский район |
Конечные станции | Ярославский вокзал Александров I Фрязино-Пассажирская Фрязево (станция) Красноармейск (станция, Московская железная дорога) |
Обслуживание | |
Дата открытия | 1862 |
Подчинение | Московско-Курский регион Московской железной дороги |
Ширина колеи | русская колея |
Тип электрификации | электрификация постоянным током 3 кВ[d] |
Карта линии | |
Ярославское направление на Викискладе |
Ярославское направление Московской железной дороги — железнодорожная линия на северо-восток от Ярославского вокзала Москвы, проходящая по территории Москвы, Московской и Владимирской областей. Одно из одиннадцати радиальных направлений от Москвы (одно из десяти направлений МЖД).
Главный ход от станции Москва-Пасс.-Ярославская до станции Александров, длина — 111,4 км. Является начальным участком основного хода Транссибирской магистрали.
По Ярославскому направлению следуют частые пригородные электропоезда, а также поезда дальнего следования, которые ходят в такие города, как Ярославль, Котлас, Кинешма, Лабытнанги, Архангельск, Иваново, Кострома, Шарья, Новый Уренгой, Череповец, Северодвинск, Усинск, Воркута, Вологда и др.
Содержание
1 История
2 Современное состояние
3 Пригородное движение
4 Примечания
5 Ссылки
История |
Фёдор Чижов одним из первых выдвинул идею строительства железнодорожной магистрали от Москвы до Ярославля.
18 августа 1862 года было открыто пассажирское, а 3 октября 1862 года — грузовое движение на участке Москва — Сергиев Посад.
В 1869 году было закончено строительство участка Сергиев Посад — Ярославль.
В 1895 году было открыто постоянное движение по линии Мытищи — Щёлково. В 1929 году линию продлили до станции Монино, а в 1970—1972 годах — до станции Фрязево, линия стала хордовой между радиальными направлениями.
В 1920-х годах построили линию Болшево — Ивантеевка, а в 1935 году продлили её до станции Фрязино.
В 1929 году был электрифицирован участок Москва — Мытищи. В 1930 году электрификацию продлили до платформы Правда по основной линии и до Щёлкова по Монинской ветке. В 1931 году электрички пошли до станции Софрино, в 1933 году — до Загорска. По Монинской линии электрификацию продлили в 1934 году до Чкаловской и в 1936 году — до Монина. В 1937 году электрифицировали участок Загорск — Александров, но на другое напряжение[1], поэтому электрички до появления в 1947 году двухсистемных моделей Ср и См по этому участку не ходили. Линию Болшево — Фрязино электрифицировали в 1948 году[1].
В 1956—1958 годах построена линия Софрино — Красноармейск.
В 1987—1992 годах годах была окончательно разобрана Бескудниковская ветка, соединявшая станцию Лосиноостровская со станцией Бескудниково Савёловского направления МЖД.
22 ноября 1994 года[2] была завершена электрификация линии Софрино — Красноармейск.
С 1997 года не функционирует и к 2001 году окончательно разобрана линия Мытищи — Пирогово.
Современное состояние |
Относится к Московско-Курскому региону Московской железной дороги, все раздельные пункты входят в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением.
В состав Ярославского направления входят:
- Главный ход: 111,4-километровый участок от Москвы-Пасс.-Ярославской до станции Александров (Александров-1), который переходит далее в линию Северной железной дороги на Ярославль и далее. Часть пригородных электропоездов идут далее Александрова до станции Балакирево. Участок Москва-Ярославская — Мытищи четырёхпутный (строится 5-й путь[3]), Мытищи — Пушкино трёхпутный (строится 4-й путь[3]), далее двухпутный.
- При этом участок Пост 81 км — Александров является совмещённым с Большим кольцом МЖД
- При этом участок Пост 81 км — Александров является совмещённым с Большим кольцом МЖД
Хордовая линия Мытищи — Фрязево (примыкание к Горьковскому направлению МЖД). Двухпутная, кроме трёхпутного участка Подлипки-Дачные — Болшево (строится 3-й путь на участке Мытищи — Подлипки-Дачные). Часть поездов дальнего следования на Горьковское направление следует с Ярославского вокзала по этой линии; все пригородные электропоезда по линии работают от Ярославского вокзала.- Тупиковое ответвление Болшево — Фрязино, однопутное.
- Тупиковое ответвление Софрино — Красноармейск, однопутное.
Подвижной состав для пригородного пассажирского сообщения предоставляют моторвагонные депо ТЧ-10 Москва-2, ТЧ-12 Александров. ТЧ-9 Пушкино осуществляет оборот составов, работающих в ТЧ-10 и ТЧ-12.
Основные пути Ярославского направления полностью электрифицированы постоянным током. Все остановочные пункты оборудованы высокими платформами.
В 2013 году, в связи с ребрендингом РЖД, цветами направления стали светло-серый, серый, красный. Осуществлено соответствующее цветовое оформление подвижного состава и остановочных пунктов. Наряду с новыми цветами сохраняются действовавшие до 2013 года цветовые схемы направления — синий, серый и белый (электропоезда, железнодорожные здания и сооружения имеют сине-серую окраску. Таблички на остановочных пунктах синие с белыми (серыми) буквами).
В 2000-х годах были полностью реконструированы с установкой турникетов (АСОКУПЭ) остановочные пункты на линии Москва — Мытищи. В 2008 году установлены турникеты с полной реконструкцией на станциях Болшево, Пушкино, платформе Воронок и с частичной реконструкцией на платформе Северянин[4]. В 2016 году были установлены турникеты на станциях Александров-I, Фрязино-Пассажирская, Ивантеевка, и на платформе Маленковская (изначально это планировалось сделать в 2015 году)[5].
C 2008 года на направлении проводится массовая замена электропоездов на новые составы серии ЭД4М.
Пригородное движение |
Пригородное движение обслуживают ТЧ-10 Москва-2 и ТЧ-12 Александров. ТЧ-9 Пушкино является оборотным для ТЧ-10 и ТЧ-12.
Действуют маршруты
Москва-Яр. — Александров I — 22 и 4 экспресса
Москва-Яр. — Балакирево — 1/2
Москва-Яр. — Болшево — 3/1 и 18/3 экспрессов
Москва-Яр. — Зелёный Бор — 1 по будням
Москва-Яр. — Красноармейск — 6/7
Москва-Яр. — Монино — 32/34 и 12/11 экспрессов
Москва-Яр. — Мытищи — 1 экспресс по будням
Москва-Яр. — Пушкино — 27/19 и 24/10 экспрессов
Москва-Яр. — Сергиев Посад — 26/28 и 1 экспресс по будням
Москва-Яр. — Софрино — 7/6
Москва-Яр. — Фрязево — 14/15
Москва-Яр. — Фрязино-Пасс. — 31/33 и 1 экспресс по будням
Москва-Яр. — Щёлково — 7/6
Примечания |
↑ 12 История электрификации железных дорог СССР (неопр.). Архивировано 10 сентября 2012 года.
↑ Запуск электропоезда Москва — Красноармейск в 1994 году. Архивировано 26 сентября 2013 года.
↑ 12 Информационная служба портала Стройкомплекса. На трех направлениях Московской железной дороги проложат 100 км «бархатного» пути (неопр.). stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (5 апреля 2017). Проверено 5 апреля 2017.
↑ МЖД ПРОДОЛЖАЕТ СТАВИТЬ ТУРНИКЕТЫ
↑ Агентство новостей «Москва». ЦППК установит турникеты на пятой пассажирской платформе Курского вокзала и 16 остановках МЖД в 2015 г. (неопр.).
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Ярославское направление Московской железной дороги на Викискладе |
Схема пригородного железнодорожного сообщения по Ярославскому направлению (неопр.). Архивировано 8 января 2013 года. на сайте Паровоз ИС
- История Северной железной дороги