Психоделический рок








































Психоделический рок
Направление
Психоделическая музыка
Истоки

Индийская музыка,


Психоделическая музыка, Блюз-рок
Фолк-рок
Джаз
Британский бит
Гаражный рок
Место и время возникновения
середина 1960-х Великобритания, США
Годы расцвета
1960-1970-е годы
Поджанры

Эйсид-рок
Родственные

Блюз-рок, Краут-рок, Арт-рок, Психоделический фолк, Психоделический поп, Психоделический соул
Производные

Хард-рок, Хеви-метал, Краут-рок, Нью-эйдж, Прогрессив-рок, Стоунер-рок, Неопсиходелия

Психоделический рок (англ. Psychedelic Rock) — музыкальный жанр, возникший в середине 1960-х годов в Западной Европе и Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелесе).
Психоделический рок связан с понятиями «психоделия» и «психоделики» (галлюциногены). Он также имеет тесные взаимосвязи с субкультурой хиппи и восточной (индийской) философией.


Психоделический рок — в целом экспериментальная музыка, основанная на англо-американской музыкальной культуре под сильным влиянием восточного мистицизма традиционной и духовной индийской музыки. Ключевой фигурой психоделического рока является британская группа The Beatles. Именно увлечение гитариста группы Джорджа Харрисона индийской философией и древними индийскими учениями привело его и всю группу к увлечению индийской трансцендентальной музыкой. Известно, что Джордж Харрисон даже выучился играть на индийском ситаре[1]. Эксперименты Битлов (начиная с записи «Tomorrow Never Knows»[2]) вызвали волну интереса к подобным экспериментам в передовой рок-культуре 1960-х, появилось множество аналогичных групп в Европе и Америке.


Изначально психоделический рок не был связан с употреблением психоделиков — целью музыкантов являлось передать состояние трансцендентального сознания путём музыкальных образов, а не реклама ЛСД. Однако журналисты извратили суть психоделии — творчество Битлз неоднократно подвергалось различным исследованиям «психоаналитиков», интерпретациям «жёлтых газетчиков», поискам «скрытого смысла» — в итоге во многих психоделических композициях Битлз были «обнаружены» намёки на ЛСД: например, в такой композиции, как «Lucy in the Sky with Diamonds» критики углядели в заглавных буквах названия песни (LSD) и тексте некую пропаганду наркотика[1].




«Свингующий Лондон», 1966 год


В дальнейшем музыканты психоделического рока неоднократно сообщали прессе, что их творчество не несёт в себе рекламы ЛСД, а является формой достижения трансцендентального сознания путём музыкального воздействия.


В статье «Психоделия: новое модное словечко и что оно означает», появившейся в октябре 1966 года в газете Melody Maker, гитарист группы Hollies Грэм Нэш, посещавший ранее психоделические сессии в США, писал: «Они стараются воссоздать ЛСД-сессию без использования наркотиков… это попытка раскрыть сознание до предела. Они пытаются добиться того же самого, но посредством сочетания музыки и световых эффектов».


Характерной чертой психоделического рока стали продолжительные сольные партии ведущих инструментов, различные акустические эффекты, нестандартные гармонии, вызывающие состояния иррациональной реальности, отрешённости у слушателя. Живые выступления групп в этом жанре обычно сопровождаются ярким визуальным шоу с использованием света, дыма, видео-инсталляций и других эффектов.




Содержание






  • 1 Эйсид-рок


  • 2 Значимые группы


    • 2.1 Английская психоделия


    • 2.2 Кентерберийская сцена


    • 2.3 Американская психоделия


    • 2.4 Греческая психоделия


    • 2.5 Краут-рок


    • 2.6 Русская психоделия


    • 2.7 Неопсиходелия




  • 3 См. также


  • 4 Примечания


  • 5 Ссылки





Эйсид-рок |


Эйсид-рок (англ. Acid rock) — музыкальный жанр, являющийся подвидом психоделического рока. Среди пионеров направления — Grateful Dead, Blue Cheer и Vanilla Fudge.



Значимые группы |




Проекции с использованием нагретой смеси из цветных масел и спирта - распространённый визуальный эффект на концертах групп психоделического рока



Английская психоделия |



  • Поздние The Beatles (период 1966—1968)


  • Pink Floyd (1967—1970)


  • The Who (1967—1968)


  • The Animals (1967—1969)


  • The Rolling Stones (1966—1967)

  • Tomorrow


  • Twink (англ.)

  • Сид Барретт

  • Cream

  • Донован

  • Pink Fairies

  • The Pretty Things

  • The Yardbirds

  • The Small Faces

  • The Jimi Hendrix Experience

  • Psychic TV


  • Ozric Tentacles с 1984 г.

  • The Moody Blues

  • Hawkwind

  • The Crazy World of Arthur Brown

  • Ранние Status Quo (период 1967—1970)

  • Ранние T. Rex (1967—1971)



Кентерберийская сцена |




  • Soft Machine

  • Caravan

  • Gong

  • Hatfield and the North

  • National Health

  • Robert Wyatt

  • Steve Hillage



Американская психоделия |


Группы — представители калифорнийского звучания:



  • The Doors

  • Grateful Dead

  • Jefferson Airplane

  • Quicksilver Messenger Service

  • Love

  • Blue Cheer

  • The Byrds

  • Country Joe and the Fish

  • Iron Butterfly


  • The United States of America (англ.)

  • The Seeds

  • The Electric Prunes

  • Strawberry Alarm Clock

  • 13th Floor Elevators


  • Kaleidoscope (U.S. band) (англ.)

  • Steppenwolf


  • The Mothers of Invention[3]


  • Captain Beefheart & The Magic Band[4]


Группы из других штатов:



  • Butthole Surfers


  • The Deep (англ.)

  • The Velvet Underground

  • Vanilla Fudge

  • MC5



Греческая психоделия |



  • Aphrodite’s Child[4]


Краут-рок |


Краут-рок — особое направление психоделической музыки, возникшее в Германии



  • Amon Düül

  • Ash Ra Tempel

  • Birth Control

  • Can

  • Damo Suzuki


  • Electric Moon (нем.)


  • Electric Orange (англ.)

  • Faust

  • Guru Guru

  • Neu!


  • Kraftwerk (первые 4 альбома)


  • Zone six (англ.)



Русская психоделия |






Впервые в СССР термин «психоделический рок» был применён критиками к московской группе «Звуки Му»[5], которая относится к пионерам российской психоделики. Также к пионерам психоделического рока относят музыканта и композитора Юрия Морозова, написавшего в 1973 году альбом «Вишнёвый сад Джими Хендрикса», который считается первым русским психоделическим альбомом.


В России психоделическая рок-музыка представляется более мрачной. Русская психоделия имела влияние готик-рока, постпанка, джаз-рока и арт-рока. Музыканты «сибирского андеграунда» конца 1980-х и начала 1990-х годов делали недолгий переход от панк-музыки к классическому эйсид-року. Ленинградские и свердловские музыканты первоначально играли академическую арт-музыку, близкую к психоделической. Московские исполнители, игравшие джаз-рок и экспериментальную музыку, со временем так же использовали психоделическое звучание.


Характерные представители жанра:




  • Сибирский андеграунд (Новосибирск, Омск, Тюмень)

    • Великие Октябри


    • Гражданская оборона (с 1993 года, до этого — в некоторых композициях)

    • Егор и Опизденевшие

    • поздний Коммунизм (1990)


    • Кооператив Ништяк (с 1998 года)

    • Пик Клаксон




  • Санкт-Петербург (Ленинград)


    • Аквариум (конец 1970-х — середина 1980-х)

    • АукцЫон

    • Пикник

    • Химера

    • Юрий Морозов




  • Москва

    • Воскресение

    • Дубовый Гаайъ

    • ДК


    • Звуки Му (с 1987 по 1993 год)

    • Крематорий

    • Мишины дельфины

    • Рада и Терновник


    • Центр (с 1980 по 1983 год)

    • Дельфин




  • Екатеринбург (Свердловск)


    • Агата Кристи (с 1990 по 2000 год)

    • Наутилус Помпилиус

    • Урфин Джюс

    • Апрельский марш




  • Краснодар
    • Маша и Медведи




Неопсиходелия |



Термин «неопсиходелия» употребляется по отношению к творчеству музыкантов постпсиходелической эры, пользовавшихся в своем творчестве наработками классиков психоделического рока. Считается, что начало возрождению психоделик-рока положили такие постпанк-коллективы, как Echo and the Bunnymen и The Teardrop Explodes; во многом вдохновлялись саундом психоделических групп 60-х представители т. н. «андеграунда Пейсли», позже «осовремененное» психоделическое звучание легло в основу дрим-попового и мэдчестер-саунда.



См. также |



  • Психоделическая музыка

  • Психоделия

  • Психоделики

  • Хиппи

  • Арт-рок

  • Прогрессивный рок

  • Психоделик транс

  • Электропрохладительный кислотный тест



Примечания |





  1. 12 «Автобиография Битлз», Хантер Дэвис


  2. Campbell, Hernan M. Review: The Beatles – Revolver (неопр.). Sputnikmusic (27 February 2012). Проверено 16 апреля 2017.


  3. DeRogatis, Jim. Turn on Your Mind: Four Decades of Great Psychedelic Rock. — Hal Leonard Corporation, 1989. — ISBN 0-634-05548-8.


  4. 12 Psychedelic/Garage | Significant Albums, Artists and Songs | AllMusic


  5. Музыкальный ринг 1989 года. Группа «Звуки Му»




Ссылки |



  • Описание стиля Эйсид-рок на Dj.ru

  • Рок 60-70-х годов










Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)