Психоделический рок
Психоделический рок | |
---|---|
Направление | Психоделическая музыка |
Истоки | Индийская музыка, Психоделическая музыка, Блюз-рок Фолк-рок Джаз Британский бит Гаражный рок |
Место и время возникновения | середина 1960-х Великобритания, США |
Годы расцвета | 1960-1970-е годы |
Поджанры | |
Эйсид-рок | |
Родственные | |
Блюз-рок, Краут-рок, Арт-рок, Психоделический фолк, Психоделический поп, Психоделический соул | |
Производные | |
Хард-рок, Хеви-метал, Краут-рок, Нью-эйдж, Прогрессив-рок, Стоунер-рок, Неопсиходелия |
Психоделический рок (англ. Psychedelic Rock) — музыкальный жанр, возникший в середине 1960-х годов в Западной Европе и Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелесе).
Психоделический рок связан с понятиями «психоделия» и «психоделики» (галлюциногены). Он также имеет тесные взаимосвязи с субкультурой хиппи и восточной (индийской) философией.
Психоделический рок — в целом экспериментальная музыка, основанная на англо-американской музыкальной культуре под сильным влиянием восточного мистицизма традиционной и духовной индийской музыки. Ключевой фигурой психоделического рока является британская группа The Beatles. Именно увлечение гитариста группы Джорджа Харрисона индийской философией и древними индийскими учениями привело его и всю группу к увлечению индийской трансцендентальной музыкой. Известно, что Джордж Харрисон даже выучился играть на индийском ситаре[1]. Эксперименты Битлов (начиная с записи «Tomorrow Never Knows»[2]) вызвали волну интереса к подобным экспериментам в передовой рок-культуре 1960-х, появилось множество аналогичных групп в Европе и Америке.
Изначально психоделический рок не был связан с употреблением психоделиков — целью музыкантов являлось передать состояние трансцендентального сознания путём музыкальных образов, а не реклама ЛСД. Однако журналисты извратили суть психоделии — творчество Битлз неоднократно подвергалось различным исследованиям «психоаналитиков», интерпретациям «жёлтых газетчиков», поискам «скрытого смысла» — в итоге во многих психоделических композициях Битлз были «обнаружены» намёки на ЛСД: например, в такой композиции, как «Lucy in the Sky with Diamonds» критики углядели в заглавных буквах названия песни (LSD) и тексте некую пропаганду наркотика[1].
В дальнейшем музыканты психоделического рока неоднократно сообщали прессе, что их творчество не несёт в себе рекламы ЛСД, а является формой достижения трансцендентального сознания путём музыкального воздействия.
В статье «Психоделия: новое модное словечко и что оно означает», появившейся в октябре 1966 года в газете Melody Maker, гитарист группы Hollies Грэм Нэш, посещавший ранее психоделические сессии в США, писал: «Они стараются воссоздать ЛСД-сессию без использования наркотиков… это попытка раскрыть сознание до предела. Они пытаются добиться того же самого, но посредством сочетания музыки и световых эффектов».
Характерной чертой психоделического рока стали продолжительные сольные партии ведущих инструментов, различные акустические эффекты, нестандартные гармонии, вызывающие состояния иррациональной реальности, отрешённости у слушателя. Живые выступления групп в этом жанре обычно сопровождаются ярким визуальным шоу с использованием света, дыма, видео-инсталляций и других эффектов.
Содержание
1 Эйсид-рок
2 Значимые группы
2.1 Английская психоделия
2.2 Кентерберийская сцена
2.3 Американская психоделия
2.4 Греческая психоделия
2.5 Краут-рок
2.6 Русская психоделия
2.7 Неопсиходелия
3 См. также
4 Примечания
5 Ссылки
Эйсид-рок |
Эйсид-рок (англ. Acid rock) — музыкальный жанр, являющийся подвидом психоделического рока. Среди пионеров направления — Grateful Dead, Blue Cheer и Vanilla Fudge.
Значимые группы |
Английская психоделия |
- Поздние The Beatles (период 1966—1968)
Pink Floyd (1967—1970)
The Who (1967—1968)
The Animals (1967—1969)
The Rolling Stones (1966—1967)- Tomorrow
Twink
- Сид Барретт
- Cream
- Донован
- Pink Fairies
- The Pretty Things
- The Yardbirds
- The Small Faces
- The Jimi Hendrix Experience
- Psychic TV
Ozric Tentacles с 1984 г.- The Moody Blues
- Hawkwind
- The Crazy World of Arthur Brown
- Ранние Status Quo (период 1967—1970)
- Ранние T. Rex (1967—1971)
Кентерберийская сцена |
- Soft Machine
- Caravan
- Gong
- Hatfield and the North
- National Health
- Robert Wyatt
- Steve Hillage
Американская психоделия |
Группы — представители калифорнийского звучания:
- The Doors
- Grateful Dead
- Jefferson Airplane
- Quicksilver Messenger Service
- Love
- Blue Cheer
- The Byrds
- Country Joe and the Fish
- Iron Butterfly
The United States of America
- The Seeds
- The Electric Prunes
- Strawberry Alarm Clock
- 13th Floor Elevators
Kaleidoscope (U.S. band)
- Steppenwolf
The Mothers of Invention[3]
Captain Beefheart & The Magic Band[4]
Группы из других штатов:
- Butthole Surfers
The Deep
- The Velvet Underground
- Vanilla Fudge
- MC5
Греческая психоделия |
Aphrodite’s Child[4]
Краут-рок |
Краут-рок — особое направление психоделической музыки, возникшее в Германии
- Amon Düül
- Ash Ra Tempel
- Birth Control
- Can
- Damo Suzuki
Electric Moon
Electric Orange
- Faust
- Guru Guru
- Neu!
Kraftwerk (первые 4 альбома)
Zone six
Русская психоделия |
Внимание! Эта страница или раздел содержит ненормативную лексику. |
Впервые в СССР термин «психоделический рок» был применён критиками к московской группе «Звуки Му»[5], которая относится к пионерам российской психоделики. Также к пионерам психоделического рока относят музыканта и композитора Юрия Морозова, написавшего в 1973 году альбом «Вишнёвый сад Джими Хендрикса», который считается первым русским психоделическим альбомом.
В России психоделическая рок-музыка представляется более мрачной. Русская психоделия имела влияние готик-рока, постпанка, джаз-рока и арт-рока. Музыканты «сибирского андеграунда» конца 1980-х и начала 1990-х годов делали недолгий переход от панк-музыки к классическому эйсид-року. Ленинградские и свердловские музыканты первоначально играли академическую арт-музыку, близкую к психоделической. Московские исполнители, игравшие джаз-рок и экспериментальную музыку, со временем так же использовали психоделическое звучание.
Характерные представители жанра:
Сибирский андеграунд (Новосибирск, Омск, Тюмень)
- Великие Октябри
Гражданская оборона (с 1993 года, до этого — в некоторых композициях)
- Егор и Опизденевшие
- поздний Коммунизм (1990)
Кооператив Ништяк (с 1998 года)
- Пик Клаксон
Санкт-Петербург (Ленинград)
Аквариум (конец 1970-х — середина 1980-х)
- АукцЫон
- Пикник
- Химера
- Юрий Морозов
Москва
- Воскресение
- Дубовый Гаайъ
- ДК
Звуки Му (с 1987 по 1993 год)
- Крематорий
- Мишины дельфины
- Рада и Терновник
Центр (с 1980 по 1983 год)
- Дельфин
Екатеринбург (Свердловск)
Агата Кристи (с 1990 по 2000 год)
- Наутилус Помпилиус
- Урфин Джюс
- Апрельский марш
Краснодар
- Маша и Медведи
Неопсиходелия |
Термин «неопсиходелия» употребляется по отношению к творчеству музыкантов постпсиходелической эры, пользовавшихся в своем творчестве наработками классиков психоделического рока. Считается, что начало возрождению психоделик-рока положили такие постпанк-коллективы, как Echo and the Bunnymen и The Teardrop Explodes; во многом вдохновлялись саундом психоделических групп 60-х представители т. н. «андеграунда Пейсли», позже «осовремененное» психоделическое звучание легло в основу дрим-попового и мэдчестер-саунда.
См. также |
- Психоделическая музыка
- Психоделия
- Психоделики
- Хиппи
- Арт-рок
- Прогрессивный рок
- Психоделик транс
- Электропрохладительный кислотный тест
Примечания |
↑ 12 «Автобиография Битлз», Хантер Дэвис
↑ Campbell, Hernan M. Review: The Beatles – Revolver (неопр.). Sputnikmusic (27 February 2012). Проверено 16 апреля 2017.
↑ DeRogatis, Jim. Turn on Your Mind: Four Decades of Great Psychedelic Rock. — Hal Leonard Corporation, 1989. — ISBN 0-634-05548-8.
↑ 12 Psychedelic/Garage | Significant Albums, Artists and Songs | AllMusic
↑ Музыкальный ринг 1989 года. Группа «Звуки Му»
Ссылки |
- Описание стиля Эйсид-рок на Dj.ru
- Рок 60-70-х годов