Парусное судно







Индийский барк «Tarangini».




Аргентинский фрегат «Либертад».


Парусное судно (парусник) — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра[1].


На современных транспортных судах парусное оснащение (из алюминия и полимерных материалов) применяется в качестве вспомогательного движителя, позволяющего существенно сократить расход топлива[2].




Содержание






  • 1 Устройство парусного судна


    • 1.1 Корпус


    • 1.2 Рангоут


    • 1.3 Такелаж


    • 1.4 Паруса




  • 2 Классификация парусных судов (ред. 26.06.2017 г.)


  • 3 Классификация парусных судов


  • 4 История


    • 4.1 Древний мир


    • 4.2 Расцвет парусного флота


    • 4.3 Современный парусный флот




  • 5 См. также


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки


  • 8 Примечания





Устройство парусного судна |


Классическая схема парусного судна включает четыре части: корпус, рангоут, такелаж и паруса.



Корпус |


Основная часть судна



Рангоут |



Рангоут — система мачт, реев, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т. п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).



Такелаж |




Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.


Стоячий такелаж служит для удерживания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали или нержавеющей стали.


Бегучий такелаж предназначен для управления парусами — их подъёма, уборки и т. п.



Паруса |



Парус — движитель парусного судна — кусок материи, на современных судах — синтетической, крепящейся к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые.


Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые — форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет судну двигаться круто к ветру.





Классификация парусных судов (ред. 26.06.2017 г.) |


Парусное судно — категория судов приводимых в движение силой ветра действующего на паруса, являющихся главным движителем.


Общие классификационные группы парусных судов:



  • по уровню технического совершенства: суда античности; суда (сер. XI÷сер. XVII ст.); суда (сер. XVII÷ нач. XX ст.); суда (XX÷ XXI ст.);

  • по основному назначению: транспортные; промысловые (рыболовецкие); экспедиционные; учебные; военные;

  • по виду парусного вооружения (число мачт, типы парусов): корабль; барк; баркентина; бриг; бригантина; шхуна;

  • по водоизмещению;

  • по конструктивному исполнению корпуса, его обводам и архитектуре;

  • по числу палуб;

  • по типу вспомогательного механического двигателя: паровой; моторный;

  • по типу вспомогательного движителя: вёсельный; колёсный; винтовой;


Общее разделение парусных судов по виду парусного вооружения (комбинация числа мачт и типов парусов): пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами); пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна с косыми); четырёхмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами); четырёхмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами и одна с косыми); корабль (три мачты с прямыми парусами); барк (две мачты с прямыми парусами и одна с косыми); баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми парусами и две с косыми парусами); трёхмачтовая марсельная шхуна — джекасс (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте); бриг (две мачты с прямыми парусами); бригантина (шхуна-бриг; одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми); бомбарда (одна мачта почти в середине судна с прямыми парусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми); гафельная шхуна (две мачты с косыми парусами); двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте); каравелла (фок-мачта с прямыми парусами, остальные две — с латинскими); «трабаколло» (итал. trabacolo; две мачты с с люгерными то есть рейковыми парусами); шебека (три мачты: фок и грот-мачты с латинскими парусами, бизань-мачта с косыми); фелюка (две мачты, наклонные к носу, с латинскими парусами); «тартана» (одна мачта с большим латинским парусом); тендер (одна мачта с косыми парусами); «бово» (итал. bovo; две мачты: передняя — с латинским парусом, задняя — с гафельным или латинским парусом); «нависелло» (итал.navicello; две мачты; носовая сильно наклонена вперёд, несёт парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; грот-мачта — с латинским или иным косым парусом);«баланселло» (итал. biancella; одна мачта с латинским парусом); шлюп (одна мачта с косыми парусами); иол (две мачты с косыми парусами, меньшая — бизань-мачта — стоит позади руля); кеч (две мачты с косыми парусами, бизань-мачта стоит перед рулём); динги — кэт гафельный, или кэт бермудский (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу); люгер — французский прибрежного плавания (три мачты с рейковыми парусами); большие шхуны (семи-, пяти-, четырёхмачтовые, несущие только косые паруса); [ПМС 1977(62÷66)]



Транспортные парусные суда:


Транспортные парусные суда подразделяются на группы:



по уровню технического совершенства: суда античности; суда средневековья (сер. XI÷сер. XVII ст.); суда нового времени (сер. XVII÷ нач. XX ст.); суда новейшего времени(XX÷ XXI ст.);;

по основному назначению: транспортно-грузовые (торговые); транспортно-промысловые (рыболовецкие); транспортно-экспедиционные; транспортно-почтово-пассажирские;

по виду парусного вооружения (число мачт, типы парусов): корабль; барк; баркентина; бриг; бригантина; шхуна;

по водоизмещению;

по конструктивному исполнению корпуса, его обводам и архитектуре: деревянный, железный, стальной, композитный;

по числу палуб;

по типу вспомогательного механического двигателя: паровой; моторный;

по типу вспомогательного движителя: вёсельный; колёсный; винтовой;


Группы парусных транспортных судов разделены на типы по виду парусного вооружения и основному назначению:



К типу «Корабль» отнесены только двух -, трёх-, четырёх-, пяти — мачтовые суда с прямыми парусами на всех мачтах:

Названия типов невоенных парусных судов и кораблей: Коч; Шнява; Шебека; Карбас; Фелюга; Джонка; Барказ; Гукор;Пакетбот; Каравелла; Шлюп; Клипер; Шхуна; Барк; Баркентина; Яхта; Парусно-паровая яхта;



типы транспортных судов: Ака́т;Барказ;Шхуна; Амфидро́ма; Алваренга;

типы транспортно-грузовых (торговых) судов: Шнява;Клипер;Барк;Баркентина;

типы транспортно-промысловых судов:Карбас;Асла́мка;

типы транспортно-промыслово-экспедиционных судов: Гукор;

типы транспортно-экспедиционных судов: Каракка; Каравелла;

типы транспортно-почтово-пассажирских судов: Пакетбот;

типы рыболовецких (промысловых) судов: Коч;Аалбо́от; Ангелка́н; Алама́н; Апо́фо;Ахи́ма;


Военные парусные суда:


Военные (боевые) парусные суда разделяются на группы:



по уровню технического совершенства: суда античности; суда средневековья (сер. XI÷сер. XVII ст.); суда нового времени (сер. XVII÷ сер. XX ст.);

по назначению: боевое судно; вспомогательное судно; военно-транспортное судно;

по виду парусного вооружения (число мачт, типы парусов): галион; судно; корабль;

по водоизмещению;

по конструктивному исполнению корпуса, его обводам и архитектуре;

по числу батарейных палуб;

по числу и расположению орудий,

по типу вспомогательного движителя: вёсельный; колёсный; винтовой;


Группы военных парусных судов разделяются на типы и классы:



Тип военного парусного судна определяется: назначением (боевое, вспомогательное, военно-транспортное); видом парусного вооружения, водоизмещением, числом батарейных палуб, числом орудий и типом вспомогательного двигателя и движителя;
Тип парусного военного или боевого судна: «Корабль» определяется видом парусного вооружения (двух- трёхмачтовые военные суда с прямым парусным вооружением на всех мачтах).


Класс военного боевого парусного судна определяется его водоизмещением и количеством орудий;

Названия типов парусных военных судов: Линейный корабль; Фрегат; Пароходо-фрегат; Колёсный пароходо-фрегат; Винтовой пароходо-фрегат; Винтовой клипер;Корвет; Бриг;


Бригантина; Шлюп; Тендер; Брандер; Галион; Галера; Шебека;Бранд-вахтенное судно;
Классификация по назначению:



типы боевых судов: Линейный корабль; Фрегат; Пароходо-фрегат(колёсный или винтовой); Винтовой клипер; Бриг; Бригантина;Шлюп;Корвет; Парусно-паровой корвет; Парусно-колёсный корвет; Парусно-винтовой корвет;Бриг;Бригантина;

типы вспомогательных военных судов:Тендер;

типы военно-транспортных судов: Шебека;


При составлении данного раздела использованы источники:



  • Шершов А. П. История военного кораблестроения.1940 г.

  • О.Курти. Постройка моделей судов. «Судостроение». Ленинград 1977 г. [ПМС 1977(13÷66)]Permalink/ПМС 1977(13÷66)

  • А. И. Дремлюга, Л. П. Дубина. «Юному судо-моделисту» Киев. «Радянська школа» 1983 г. стр.10÷26; Permalink/ЮСМ 1983(10÷26)



Классификация парусных судов |



Наиболее распространённой является классификация по виду парусного вооружения и рангоута. Так, все парусные суда делятся на две категории: большие парусные суда — имеющие фок-мачту и грот-мачту, и малые парусные суда — имеющие грот-мачту и бизань-мачту, либо имеющие единственную мачту.


  • Большие парусные суда — имеющие фок-мачту и грот-мачту.


Суда с прямым парусным вооружением — имеющие в качестве основных — прямые паруса на всех мачтах


Фрегат (корабль) — судно, имеющее не менее трёх мачт с прямыми парусами на всех мачтах


Барк — судно, имеющее не менее трёх мачт, с прямыми парусами на фок-мачте и грот-мачтах и косыми парусами на бизань-мачте


Бриг — судно, имеющее две мачты с прямыми парусами



Суда со смешанным парусным вооружением


Баркентина (шхуна-барк) — судно, имеющее не менее трёх мачт, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми парусами на всех остальных мачтах


Бригантина (шхуна-бриг) — судно, имеющее две мачты, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми парусами на грот-мачте



Суда с косым парусным вооружением

Шхуна — судно, имеющее не менее двух мачт с косыми парусами на всех мачтах



  • Малые парусные суда — имеющие грот-мачту и бизань-мачту, или имеющие единственную мачту. Все малые суда имеют косое парусное вооружение и классифицируются по количеству мачт на полуторамачтовые и одномачтовые.


Полуторамачтовые суда


Кеч — полуторамачтовое судно, бизань-мачта которого находится впереди головки руля


Иол — полуторамачтовое судно, бизань-мачта которого находится позади головки руля



Одномачтовые суда


Кэт — судно с одним парусом


Шлюп — судно с одним парусом на мачте и стакселем (если на мачте гафельный трисель, то над ним может устанавливаться топсель и тогда шлюп имеет три паруса); не следует путать данный шлюп с трёхмачтовыми боевыми шлюпами XVIII—XIX веков


Тендер — судно, имеющее один или несколько парусов на мачте, стаксель, один или несколько кливеров





История |



Древний мир |


Впервые парусные суда появились в Китае и Древнем Египте (см. солнечные ладьи). Не существует единого мнения, кто создал парусный корабль раньше.







Расцвет парусного флота |


см. Средневековье, Новое время







Современный парусный флот |


СССР/Россия















































































Название
Год (спущен)
Парусное вооружение
Владелец
Курсантов

Седов

1921

барк

КГТУ

170

Крузенштерн

1926

барк

БГАРФ

120

Триумф

1987

бриг



-

Мир

1987

корабль

ГМА

96

Херсонес

1988

корабль

ФГУП "Росморпорт"

110

Паллада

1989

корабль

ДГТРУ

144

Юный балтиец

1989

шхуна

Морской технический колледж Санкт-Петербурга

32

Надежда

1991

корабль

МГУ Невельского

143

Штандарт

1999

корабль

НП «Проект „Штандарт“»

-

Гото Предестинация

2014

линейный корабль



-


Причём два судна — Штандарт и Гото Предестинация являются боевыми и несут на себе стационарное вооружение в виде пушек.


Зарубежные учебные суда



  • Либертад — аргентинское учебное парусное судно (1962)


  • Götheborg — шведское судно-реплика (2003), самый большой (на 2013) действующий деревянный парусник в мире


Круизные суда


  • Royal Clipper; Star Clipper; Star Flyer (серия однотипных судов)


Гонки парусных судов

  • The Tall Ships Races






См. также |




  • Франс II (самый большой парусник в истории судостроения)

  • Список самых больших парусных судов


  • Яхта Нефертити (яхта из армированного цемента)



Литература |




  • Андерсон Ричард. Парусные корабли. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2014. — 190 с.: ил. — (Всемирная история). — ISBN 978-5-9524-5143-8.


  • Балакин С. А., Масляев Ю. Л. Парусные корабли. — М.: «Аванта+», 2003. — 184 с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые). — ISBN 5-94623-111-1.


  • Власов В. К. Полезный ветер. От паруса до... — Долгопрудный: Интеллект, 2017. — 256 с.: ил. — ISBN 978-5-91559-228-4.


  • Волковский Д. Н., Задоя И. А., Прокофьев А. М. и др. Боевые корабли мира. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Полигон, 1995. — 576 с.: ил. — (300-летию Российского флота посвящается). — ISBN 5-86617-014-0.


  • Гуляш Штефан. Парусники / Пер. со словац. В. Кошкина. — Мн.: Лильт, 1996. — 224 с.: ил. — (Малая энциклопедия). — ISBN 985-6301-01-7.


  • Джорджетти Франко. Самые знаменитые парусные суда. История парусников с древности до наших дней. — М.: ООО Изд-во «АСТ»; Астрель, 2011. — 304 с.: ил. — (Фотоискусство). — ISBN 5-17-015241-8.


  • Дыгало В. А. Парусники мира. — М.: Восточный горизонт, 2002. — Ч. 1—2. — 96+96 с. — ISBN 5-93848-006-X.


  • Курти Орацио. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Пер. с итал. А. А. Чебана. — Л.: Судостроение, 1977. — 544 с.: ил.


  • Рославлев Л. И. Парусники мира. — М.: Майор, «Издатель А. И. Осипенко», 2001. — 400 с.: ил. — (Мир увлечений). — ISBN 5-901321-01-4.


  • Фирст Павел, Паточка Вацлав. Паруса над океанами / Пер. с чеш. Е. С. Тетельбаума. — Л.: Судостроение, 1977. — 176 с.


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Парусные яхты и лодки (неопр.). Архивировано 19 мая 2012 года. в книге: «Справочник по катерам, лодкам и моторам», под общ. ред. Г. М. Новака, изд. 2‑е, перераб. и доп., Л.: Судостроение, 1982.


Ссылки |



  • Парусные корабли, парусники

  • Парусный флот, история, вооружение, флотоводцы, традиции, войны, корабли



Примечания |





  1. Физика парусного мореплавания (англ.)


  2. Валентин Власов. Борьба за ноль // Наука и жизнь. — 2017. — № 8. — С. 78-80.


















Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)