Культурология




Культуроло́гия (от лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; от др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности.


Термин «культурология» был предложен[1][2] американским антропологом Лесли Уайтом для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Однако, в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют[3]. Данная область знаний в англоговорящих странах называется англ. Cultural studies, а в немецкоговорящих странах — нем. Kulturwissenschaft. Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.




Содержание






  • 1 Предмет культурологии


  • 2 Методы культурологии


  • 3 Основные школы культурологии


    • 3.1 Общественно-историческая школа


    • 3.2 Натуралистическая школа


    • 3.3 Социологическая школа


    • 3.4 Символическая школа




  • 4 Культурология в России


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Предмет культурологии |


Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права.


Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.


Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры.


Прикладная культурология, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.



Методы культурологии |



  • Диахронический — требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.



  • Синхронистический — исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.


  • Сравнительный — область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.


  • Археологический — совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.


  • Типологический — метод предполагает изучение структур системы культуры путём восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.


  • Биографический — в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш. О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении — один из принципов исследования. Особенности данного метода — в работе с текстами.


  • Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.


  • Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.



Основные школы культурологии |



Общественно-историческая школа |


Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский.


Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.



Натуралистическая школа |


Главная черта этой школы — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека. Основные представители:
Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Конрад Лоренц, Бронислав Малиновский.



Социологическая школа |


В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П. А. Сорокин, Альфред Вебер.



Символическая школа |


Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.



Культурология в России |


Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского и армянского учёного Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929—2011) и его первыми исследованиями по культурологии в 1960—1970-х годах, открывшими новое направление в советской науке[4][5]. На рубеже 1980—1990-х годов культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и высшего образования[6].


За последние десятилетия в Российской Федерации сложились следующие основные культурологические школы:




  • философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин, М. С. Каган, В. М. Межуев, Ю. Н. Солонин, М. Б. Туровский и др.);


  • теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, А. А. Пелипенко, Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.);


  • истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.);


  • социологии культуры (А. С. Ахиезер, Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган, З. И. Файнбург, А. И. Шендрик и др.);


  • культурной антропологии (А. А. Белик, Э. А. Орлова, А. С. Орлов-Кретчмер, Ю. М. Резник и др.);


  • прикладной культурологии (М. А. Ариарский, О. Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.);


  • культурологии искусства (К. Э. Разлогов, Н. А. Хренов и др.);


  • семиотики культуры (Вяч. Вс. Иванов, Ю. М. Лотман, Е. М. Мелетинский, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др.);


  • культурологического образования (А. С. Запесоцкий, Г. И. Зверева, А. И. Кравченко, Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).


Российскими авторами был разработан ряд фундаментальных теорий функционирования культуры. В частности, это теория культуры как деятельности, в соответствии с которой историческое развитие культуры определяется развитием всей системы технологий социальной практики[7]; теория культуры как адаптивно-адаптирующей системы, в соответствии с которой культура не только пассивно адаптируется к внешним условиям своего функционирования, но и активно адаптирует их[8]; теория баланса социальной и культурной динамики, в соответствии с которой при ускорении социального развития общества снижается уровень его локальной культурной самобытности и наоборот[9] и др.


С 1992 года приступил к работе научно-исследовательский Российский институт культурологии (бывший НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры). Позднее, наряду с центральным отделением, расположенным в Москве, открылись ещё три филиала РИК: Сибирский (открыт в 1993 году в Омске), Санкт-Петербургское отделение (открыто в 1997 году) и Южный филиал (открыт в 2012 году в Краснодаре). В 2014 году Институт культурологии был слит с Российским НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва.


В 2006 году было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах значительное число российских культурологов[10].


В вузах РФ с начала 1990-х годов ведётся подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются учёные степени по специальностям история, теория и философия культуры, философская антропология. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъёме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира (Глобализация, Мультикультурализм и пр.)[11].



См. также |



  • Гипердиффузионизм

  • Диффузионизм

  • Диффузия инноваций

  • Инкультурация

  • Интеркультура

  • Историко-культурные области

  • Культурная апроприация

  • Культурное заимствование

  • Культурная диффузия

  • Культурно-технологический обмен

  • Межкультурная коммуникация

  • Межкультурная компетенция

  • Теория культурных кругов

  • Транскультурация

  • Эффект пиццы



Примечания |





  1. White, Leslie The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome. — New York: McGraw-Hill, 1959 год.


  2. White, Leslie "The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations. — New York: Columbia University Press, 1975.


  3. Культурология. (рус.). Российский фонд фундаментальных исследований. Проверено 27 декабря 2009. Архивировано 24 августа 2011 года.


  4. Большая биографическая энциклопедия. 2009 год.


  5. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1969; Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973 и др.


  6. См.: Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки (1870—1917). М.: Высшая школа, 1987 и др.


  7. Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974


  8. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983


  9. Флиер А. Я. Очерки теории исторической динамики культуры. М.: Согласие, 2012


  10. Флиер А. Я. Культурология // Большая российская энциклопедия


  11. Гуревич П. С. Культурология: учебное пособие. М: Знание, 1996. С. 27-33.




Литература |




  • Астафьева О. Н., Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. — 2010. — № 1.


  • Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. — М.: Академический проект, 2005. — С. 10-47.

  • Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю. Н. Солонина и Е. Г. Соколова. СПб., 2003;


  • Гуревич П. С. Культурология: учебник для вузов. М: Проект, 2004.


  • Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.: илл. — (Высшее образование).


  • Елисеев А. Л., Тюрин Е. А. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной (заочной) формы обучения. — Орел: Изд-во ОрелГТУ, 1999. — 234 с.


  • Иконникова С. Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996;


  • Иконникова С. Н. История культурологических теорий. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с: ил. — («Учебное пособие»). — ISBN 5-469-00310-8


  • Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997;

  • Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2009. — № 11 — Высшее образование для XXI века.


  • Кравченко А. И. Культурология: словарь. М., 2000;

  • Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2012. — № 2. Архивировано 3 мая 2012 года.

  • Кузнецова Т. Ф. Картина мира как проблема в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 4. — С. 28—32.

  • Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995;

  • Культурология как наука: за и против. СПб., 2009;

  • Куренной В. А. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Философско-литературный журнал «Логос». — 2012. — № 1. — С. 14—79.

  • Луков Вл. А. Субъектная культурология // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2008. — № 2. — С. 155—159.


  • Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2000;


  • Монин М. А. Культурология и/или Cultural studies // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2017, № 1.

  • Пелипенко А. А. В защиту культурологии.


  • Пучков А. А. Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. — Киев: Изд. дом А. С. С, 2005. — 608 с. — ISBN 966-8613-06-6.


  • Розин В. М. Введение в культурологию: учебник для высшей школы. М.: ИД «ФОРУМ», 1998. (2-е изд. М.: Гардарики, 2003)


  • Розин В. М. Теоретическая и прикладная культурология. М., 2007;

  • Тарасов А. Б. Культурология праведничества // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 2. — С. 155—159.


  • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2-е изд. перераб. — М.: Согласие, 2010. — 672 с. — ISBN 978-5-86884-134-7

  • Флиер А. Я. Культурология // Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 640 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7914-0022-5.


  • Флиер А. Я. Культурология. — М.: Согласие, 2011. — 560 с. — ISBN 978-5-86884-141-5


  • Флиер А. Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. — 2011. — № 2. — С. 4-19.

  • Хорина Г. П. Судьба социалистической идеи в России в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 4. — С. 43—45.

  • Шендрик А. И. Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 4. — С. 24—28.



Ссылки |



  • Культурология или cultural studies?

  • Культурология как наука. Развитие и направления культурологии. Подходы и методы культурологии. Культурологический подход. Структура культурологии










Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)