Олтмен, Роберт
Роберт Олтмен | |
---|---|
Robert Altman | |
Имя при рождении | Robert Bernard Altman |
Дата рождения | 20 февраля 1925(1925-02-20) |
Место рождения | Канзас-Сити (Миссури) |
Дата смерти | 20 ноября 2006(2006-11-20) (81 год) |
Место смерти | Лос-Анджелес, США |
Гражданство | США |
Профессия | кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер |
Награды | член Американской академии искусств и наук[d] |
IMDb | ID 0000265 |
robertaltman.com | |
Роберт Олтмен на Викискладе |
Ро́берт О́лтмен (англ. Robert Altman; 20 февраля 1925, Канзас-Сити (Миссури), США — 20 ноября 2006, Лос-Анджелес, США) — американский кинорежиссёр и сценарист, продюсер. Единственный в США обладатель главных наград фестивалей большой тройки — «Золотой пальмовой ветви», «Золотого льва» и «Золотого медведя». Наряду с Мартином Скорсезе, Фрэнсисом Фордом Копполой, Сэмом Пекинпа,
Вуди Алленом, Стэнли Кубриком и Романом Полански — один из крупнейших режиссёров Нового Голливуда.
Содержание
1 Биография
1.1 Ранние годы
1.2 Новый Голливуд
1.3 Позднее творчество
2 Режиссёрский почерк
3 Мизантропия
4 Фильмография
4.1 Художественные фильмы
4.2 Телевизионные фильмы
4.3 Документальные фильмы
5 Примечания
6 Ссылки
Биография |
Ранние годы |
Уроженец Канзас-Сити в Миссури, Олтмен обучался в иезуитских школах. В 18 лет призван в действующую армию как пилот. За время службы в Индонезии совершил полсотни боевых вылетов на бомбардировщике. Про этот период он довольно иронически отзывался в одном из интервью: «В нас часто стреляли. Это было довольно страшно, но, когда ты молод, всё воспринимается по-другому. А мне было девятнадцать-двадцать. Тогда только о девушках и думаешь»[1]. После демобилизации учился на инженера в университете Миссури. Запатентовал аппарат для татуирования собак с целью их идентификации.
В свободное время Олтмен написал нуаровый сценарий «Телохранитель», по которому режиссёр Ричард Флейшер в 1948 г. снял фильм. Вдохновлённый этим успехом, Олтмен перебрался в Нью-Йорк, где некоторое время пытался зарабатывать на жизнь писательством[2]. В 1950-е г. вернулся в родной Канзас-Сити, где в последующие годы снял 65 короткометражных документальных лент, в основном по заказам корпорации Calvin.
В 1955 г. Олтмен достиг договорённости с местными банкирами о финансировании художественного фильма «Правонарушители» по собственному сценарию. Фильм не имел успеха, и следующий появился только в 1969 году, когда наступала эра Нового Голливуда. К этому времени Олтмен стал востребованным телережиссёром, снял несколько серий антологии «Альфред Хичкок представляет».
Новый Голливуд |
В мир большого кино Олтмен пришёл сравнительно поздно. Ему было 45 лет, когда в 1970 г. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля была присуждена его чёрной комедии «Военно-полевой госпиталь». Фильм мгновенно сделал его режиссёром первой величины. Лента была принята на ура не только в Европе, но и в Америке, заработав 6 номинаций на «Оскар». Крупнейшие студии пытались заинтересовать многообещающего режиссёра коммерческими проектами, однако Олтмен их отверг и подтвердил свою репутацию «белой вороны», неожиданно для всех обратившись к экспериментальному сюрреализму (фильм «Брюстер Маклауд»).
Одной из отличительных черт олтменовского стиля 1970-х были многослойные, перехлёстывающиеся диалоги (зачастую сымпровизированные прямо на съёмочной площадке) и постоянное экспериментирование со звуком. К числу высших достижений Нового Голливуда принадлежат исторический фильм «Маккейб и миссис Миллер» (1971), в котором с позиций натурализма пересматриваются знакомые штампы голливудского вестерна, и многофигурная фреска о мире кантри-музыки «Нэшвилл» (1975), претендовавшая на «Оскар» в 5 номинациях (однако зрительского успеха эта картина не имела). Как и «Военно-полевой госпиталь», эти два фильма внесены в Национальный реестр наиболее значительных фильмов в истории США.
После мистического артхауса «Три женщины» (1977) Олтмен с каждым новым фильмом пробовал свои силы в разных жанрах. Его работы конца 1970-х столкнулись с непониманием как голливудского истеблишмента, так и широкой публики. В фильмах тех лет задействована сплочённая актёрская команда (Генри Гибсон, Кит Кэррадайн, Шелли Дюваль и др.). Провал музыкальной комедии «Попай» с Робином Уильямсом (1980) вынудил Олтмена продать собственную студию Lion’s Gate и порвать с Голливудом. В течение 1980-х режиссёр в основном работал в бродвейских театрах, пробовал свои силы в документалистике, много времени проводил в Европе. Так, на рубеже 90-х годов Олтмен стал проживать в Париже.
Позднее творчество |
В 1992 году Олтмен высказал свои критические мысли о Голливуде в фильме «Игрок». Сняться в нём бесплатно согласились 66 знаменитостей, включая Брюса Уиллиса и Джулию Робертс. Следующий фильм, «Короткие истории» (1993), был снят на основе коротких рассказов Раймонда Карвера. На Венецианском фестивале этот фильм был удостоен «Золотого льва». Кинопресса объявила «Короткие истории» самой сильной работой Олтмена со времён «Нэшвилла».
В следующем фильме Олтмена «Высокая мода» (1994) приняли участие многочисленные суперзвёзды прошлых лет, как европейские, так и голливудские, включая Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Этот фильм о мире высокой моды получил разгромные отзывы и вовлёк режиссёра в ряд судебных разбирательств. Череда коммерческих и критических неудач конца 1990-х была прервана исторической лентой «Госфорд-парк» (2001), собравшей целое созвездие блестящих актёров британской театральной выучки. «Госфорд-парк» номинировался на «Оскар» за лучший фильм и был удостоен премии за лучший сценарий.
Олтмен умер 20 ноября 2006 года в возрасте 81 года в медицинском центре «Сидарз-Синай» в Лос-Анджелесе. Смерть наступила в результате осложнений, вызванных лейкемией. Незадолго до этого ему был вручён почётный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.
Режиссёрский почерк |
Несмотря на огромное разнообразие и неровность его фильмов, имя Олтмена ассоциируется главным образом с «саркастическими групповыми портретами того или иного социального или профессионального слоя»[3]. Так, в «Высокой моде» его мишенью становится экстравагантный мирок парижских кутюрье и модных показов, в «Госфорд-парке» — оторвавшаяся от реальности британская аристократия предвоенного периода, в «Труппе» — застывший в XIX веке мир классического балета.
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Олтмен, один из статусных голливудских нонконформистов, не претендует на то, чтобы анатомировать и разрушать мифы. Он довольствуется тем, что вскрывает социальные механизмы. Но иногда поднимается «этажом выше», и образ целой эпохи под безжалостным и мудрым взглядом Олтмена скукоживается на глазах, как в «Госфорд-парке», реквиеме по поствикторианской эпохе[4]..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Михаил Трофименков
Сюжетная информация подаётся Олтменом ненавязчиво, через периферийные диалоги, которые порой наслаиваются друг на друга[5]. Мир его фильмов переполнен звуками, образами, персонажами и сюжетными линиями[5]. Главный герой, как правило, отсутствует либо тонет в массе второстепенных персонажей. Противники олтменовской натуралистической манеры обвиняли режиссёра в пренебрежении законами сюжетосложения, считая некоторые его ленты драматургическими рыхлыми, порой даже бессвязными[6].
В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Altmanesque было включено в Оксфордский словарь английского языка[7].
Мизантропия |
В начале своего творческого пути Олтман имел репутацию мизантропа-натуралиста, скептически настроенного в отношении возможностей людей и их способности что-то изменить в своей жизни[8]. Для его ранних фильмов характерно острое чувство вселенской несправедливости[9]. Часто гибнут самые симпатичные, гармоничные персонажи — такие, как Барбара Джин в «Нэшвилле». Когда в этом фильме старик узнаёт о смерти жены, обособленность его горя подчёркнута неуместным излиянием воспоминаний из уст стоящего рядом охранника, причём монтажная склейка тут же переносит зрителя к хихиканью каких-то второстепенных персонажей[9]. Подобная жёсткость, даже чёрствость режиссёра по отношению к своим героям и к зрителям вызывала критику со стороны таких наблюдателей, как Дэйв Кер[8].
Фильмография |
Художественные фильмы |
1957 — Правонарушители / The Delinquents
1965 — Суп из мидий / Pot au feu (к/м)
1968 — Обратный отсчёт / Countdown
1969 — Тот холодный день в парке / That Cold Day in the Park
1970 — Военно-полевой госпиталь / MASH
1970 — Брюстер Маклауд / Brewster McCloud
1971 — Маккейб и миссис Миллер (другой вариант перевода — Бордель) / McCabe & Mrs. Miller
1972 — Образы / Images
1973 — Долгое прощание / The Long Goodbye
1974 — Воры как мы / Thieves Like Us
1974 — Калифорнийский покер / California Split
1975 — Нэшвилл / Nashville
1976 — Баффало Билл и индейцы / Buffalo Bill and the Indians, or Sitting Bull’s History Lesson
1977 — Три женщины / 3 Women
1978 — Свадьба / A Wedding
1979 — Квинтет / Quintet
1979 — Идеальная пара / A Perfect Couple
1980 — Здоровье / Health
1980 — Попай / Popeye
1982 — Приходи к пяти на встречу, Джимми Дин, Джимми Дин / Come Back to the Five and Dime, Jimmy Dean, Jimmy Dean
1983 — Неудачники / Streamers
1984 — Тайная честь / Secret Honor
1984 — О.С. и Стиггс / O.C. & Stiggs
1985 — Почему дураки влюбляются / Fool for Love
1987 — Это — судьба! (Без терапии) / Beyond Therapy
1987 — Ария (эпизод «Бореады») / Aria, segment: Les Boréades
1990 — Винсент и Тео / Vincent & Theo
1992 — Игрок / The Player
1993 — Короткие истории / Short Cuts
1994 — Высокая мода / Prêt-à-Porter
1996 — Канзас-Сити / Kansas City
1998 — Леший / The Gingerbread Man
1999 — Колесо фортуны / Cookie’s Fortune
2000 — Доктор «Т» и его женщины / Dr. T & the Women
2001 — Госфорд-парк / Gosford Park
2003 — Труппа / The Company
2006 — Компаньоны / A Prairie Home Companion
Телевизионные фильмы |
1988 — Трибунал над бунтовщиком с «Кейна» / The Caine Mutiny Court-Martial
Документальные фильмы |
1957 — История Джеймса Дина / The James Dean Story
1965 — История Кэтрин Рид / The Katherine Reed Stor (к/м)
Примечания |
↑ Правила жизни Роберта Олтмена (en-us), Журнал Esquire. Проверено 13 августа 2017.
↑ Человеческая комедия: 7 главных фильмов Роберта Олтмена (рус.), Вечерняя Москва. Проверено 13 августа 2017.
↑ Ъ-Газета - Телекино
↑ Ъ-Санкт-Петербург - телекино с Трофименковым
↑ 12 Robert Altman - Movie and Film Biography, Credits and Filmography - AllMovie
↑ Ъ-Газета - Американский Феллини
↑ Leyland C. OED 3: The Revisioning (October 2018) (англ.). Oxford English Dictionary (October 2018). Проверено 3 марта 2019. Архивировано 30 декабря 2018 года.
↑ 12 "I think it's fun to identify that voice": An Interview with Film Critic Dave Kehr | The Measure
↑ 12 JonathanRosenbaum.com " Blog Archive " NASHVILLE (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 12 октября 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
Ссылки |
Роберт Олтмен (англ.) на сайте Internet Movie Database