Йом-Киппур




























































Йом-Киппу́р ивр. ‏יוֹם כִּפּוּר‏‎
Maurycy Gottlieb - Jews Praying in the Synagogue on Yom Kippur.jpg
Мауриций Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом-Киппур. Вена, 1878
Тип
еврейский
Иначе
Судный День
Также
Йом Ха-Киппурим
Значение
день покаяния и искупления грехов
Установлен
Получение Вторых Скрижалей Завета / из Торы
Отмечается
евреями
Дата
10 тишрея
В 2018 году
вечер 18 сентября — вечер 19 сентября
В 2019 году
вечер 8 октября — вечер 9 октября
Празднование
синагога
Традиции
молитва в синагоге, шофар,
строгий пост,
запрет работы
Связан с
Рош Ха-Шана
Commons-logo.svg Йом-Киппур на Викискладе

Йом-Киппу́р (ивр. ‏יוֹם כִּיפּוּר‏‎, «День искупления»; «Судный день»; «день Всепрощения»[1]) — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния. Согласно Талмуду, в этот день Бог выносит свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год[2].


Традиционно в этот день верующие иудеи соблюдают почти 25-часовое воздержание от приёма пищи, проводя большую часть дня в усиленных молитвах и в обязательном порядке посещая синагогу.




Содержание






  • 1 Происхождение


  • 2 Традиции


  • 3 Йом-Киппур в Израиле


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Происхождение |


Название «Йом-Киппур» (в ашкеназском произношении — Йом-Ки́пер) — термин средневековой раввинистической литературы; в Торе и Талмуде он называется Йом ха-Киппурим (ивр. ‏יוֹם הכִּפּוּרִים‏‎), а в мидрашах иногда — просто киппу́р (ивр. ‏כִּפּוּר‏‎)[3].


Поскольку Библия рассказывает об обычаях Йом-Киппура без упоминания Иерусалимского Храма, а в книгах, следующих за Пятикнижием, Йом-Киппур вообще не упоминается, ряд критиков сочли упоминания Йом-Киппура в Пятикнижии более поздним включением, относящимся к периоду возвращения из вавилонского плена. Оппоненты же ссылаются на древность обряда искупления грехов, а также на связь ритуала Йом-Киппура с Ковчегом Завета. По их мнению, возникновение этого обряда относится ко времени пребывания колен Израилевых в пустыне[3]. Ритуалы Йом-Киппура для Скинии подробно описаны в Пятикнижии. Библия (Лев. 16:31; 23:32) называет десятый день седьмого месяца по лунному календарю «субботой покоя», хотя прийтись он может на любой день недели. Закон предписывает в этот день «никакой работы не делать» (Чис. 29:7) и «смирять душу» (по мнению большинства талмудистов, — поститься), так как «это день очищения… пред Господом» (Лев. 23:27-32).


Там же описаны действия первосвященника, обязанного совершить в этот день, наряду с обычными, специально установленные жертвоприношения: для очищения скинии (нужно думать, что позднее они совершались и для очищения Храма), Святая святых, жертвенника и священной утвари, а также во искупление грехов — своих, своей семьи, сословия коэнов и всего народа (Лев. 16:6-16, 32,33). Он же возглашал всеобщее покаяние над козлом отпущения перед уводом его в пустыню, где, согласно Мишне (Иома 6:6), козла низвергали с крутой скалы.


Торой устанавливалось также, чтобы один раз в 50 лет по всей стране трубили в шофар, возвещая наступление юбилейного года, в который безвозмездно возвращались заложенные уделы и получали свободу попавшие в рабство члены общины. Указывалось, что объявлять о наступлении юбилейного года нужно именно в праздник Йом-Киппур (Лев. 25:9, 10).


«Йом-Киппур» иногда переводится на русский язык как «День очищения»[4] или «День всепрощения»[5]. В связи с торжественностью праздника, его зачастую называют просто «Пост», «Суббота из суббот», а некоторые раввины именуют «Тот самый день», подчёркивая важность события[6][7].



Традиции |


Широко распространён ритуал «капарот» (обряд искупления), когда произносится ритуальная формула «Да будет это моим искуплением…», и живую курицу или петуха крутят над головой. После совершения обряда птицу относят к шойхету (резнику) и дарят её или её примерную стоимость бедным.[8]


Йом-Киппур считается наиболее святым и торжественным днём в году, его основная тема — искупление и примирение. Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и интимная близость[2][9]. Пост — полный отказ от еды и питья — обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки — после появления на небе третьей звезды.


На вечернее богослужение мужчины надевают талит (это единственный раз в году, когда талит надевается на вечернюю службу). Литургия Йом-Киппура начинается с произнесения молитвы «Кол нидрей», которая должна быть прочитана до захода солнца, после которой читается маарив (вечерняя молитва), включающая в себя дополнительные молитвы, — слихот. Особо религиозные евреи остаются в синагоге на всю ночь, читая псалмы, славословия и различные мольбы. Вечером все люди одеваются в белое и выходят на улицу гулять.


Пост в Йом-Киппур соблюдают и многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы. Многие из них посещают в этот день синагогу (не делая этого в другие праздники), поэтому количество посетителей в синагогах в этот день обычно намного больше[10].


Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-Киппура, пожелание «хорошей записи» в Книге Жизни («гмар хатима това»), «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.


Строгость соблюдения запретов в Йом-Киппур обсуждается еврейскими религиозными авторитетами. В частности, Хаим Соловейчик склонялся к разрешению больным есть в Йом-Киппур, объясняя это решение тем, что опасность для жизни (пикуах нефеш) отменяет почти все запреты[11].


Согласно Торе (Лев. 23:26-32), главной задачей всего дня Йом-Киппура являются исправление (смирение) и очищение[12][нет в источнике], хотя сама Тора нигде не объясняет[13], как люди должны смирить себя.



Йом-Киппур в Израиле |


В Израиле публичное нарушение Йом-Киппура (например, — приём пищи, вождение автомобиля или разговор по мобильному телефону) не принято даже среди светских евреев. В этот день обычно дороги пустуют (за исключением машин скорой помощи, полиции и пожарной охраны), поэтому дети свободно ездят по улицам и шоссе на велосипедах, и израильтяне в шутку называют Йом-Киппур «праздником велосипедов». Также в Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт, закрыт аэропорт[7].



См. также |



  • Козёл отпущения

  • Тшува


  • Война Судного дня — часть арабо-израильского конфликта, военные действия с 6 октября по 26 октября 1973 года.

  • День без автомобиля



Примечания |





  1. Иома // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.


  2. 12 Григоренко А. Ю. Религии мира: словарь-справочник. — Издательский дом "Питер", 2009. — С. 150. — 396 с. — ISBN 9785388004666.


  3. 12 Иом-Киппур — статья из Электронной еврейской энциклопедии


  4. Йом-Кипур // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  5. Иом-Кипур, судный день, день всепрощения // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986.


  6. Йом-Киппур. Дорога к Богу теперь свободна (неопр.). Централизованная религиозная организация евангельских христиан «Ассоциация Церквей Христа. Проверено 14 июня 2015. (недоступная ссылка)


  7. 12 Судный День - Йом Кипур 5775 (неопр.). Министерство иностранных дел Израиля (03.10.2014). Проверено 4 октября 2014.


  8. Полонский, Пинхас. Йом-Кипур в еврейской традиции (неопр.). Маханаим.


  9. Иудейские праздники // Отечественные записки. — 2003. — № 1.


  10. Злобин Н. В. Без немецких овчарок // Америка: исчадие рая. — Litres, 2013. — 703 с. — ISBN 9785457347427.


  11. Телушкин И. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. — Litres, 2013. — С. 270-271. — 4912 с. — ISBN 9785457348486.


  12. Йом-Кипур: День очищения и исправления (неопр.). Еврей.com (evrey.com). Проверено 14 июня 2015.


  13. Yom Kippur is not in the Bible (en-us), Jewish Books | Judaism | Jewish Religion. Проверено 22 сентября 2017.




Ссылки |



  • Иом-Киппур — статья из Электронной еврейской энциклопедии

  • Йом киппур // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.


  • Йом Кипур — статья из Энциклопедии иудаизма. — Издательство «МАССАДА» Иерусалим — Тель-Авив. Шломо-Залман Ариэль. 1983.


  • Йом-Киппур — статья из энциклопедии Кольера


  • Йом-Киппур — статья из энциклопедии «Кругосвет»

  • Иом-Киппур // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

  • Полная история тишрей. И. Изаксон, «Мерказ леИньеней хинух». Нью-Йорк, 1989

  • «Книга нашего наследия» — Десять дней трепета и Йом Кипур

  • «Йом-Кипур». Изд. «FREE» (Нью-Йорк)


  • Йом-Кипур в еврейской традиции, Пинхас Полонский


  • Йом-Кипур — выдержки из книг Библиотека иудаизма — «Исток»


  • Йом-Кипур Обзор по теме «Йом-Кипур» с сайта «Иудаизм и евреи»


  • Иудейский праздник Йом Киппур, или Судный день: история и традиции — «РИА Новости», 25.09.2012










Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)