Кинематограф Японии
Японское кино — киноискусство и киноиндустрия Японии.
Содержание
1 Зарождение кино в Японии
2 Развитие японского кино
3 Японский кинематограф 1950-х — 1960-х годов
4 Японский кинематограф 1970-х годов
5 Эпоха независимого кино
6 Кинопремии Японии
7 Фестивали
8 Выдающиеся режиссёры Японии
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки
Зарождение кино в Японии |
Кино как вид искусства появилось в Японии в конце XIX столетия.
- В 1896 году в Японию пришли первые кинофильмы.
- С 1899 года первые фильмы, сделанные японскими кинематографами
- В 1900 году появились первые хроникальные ленты.
- В 1903 году открылся первый стационарный кинотеатр в Токио.
- В 1908 году открылась первая киностудия.
Японское кино развивалось по законам театра. Манера актёрской игры, костюмы и декорации были театральными; как и в традиционном театре Кабуки, все женские роли исполняли мужчины. В эпоху «дозвукового кино» показ фильмов сопровождал бэнси (или кацубэн) — живой исполнитель. В отличие от европейских тапёров, он комментировал, объяснял действие, происходящее на экране.
Мимика и жестикуляция у японцев во многом иная, чем у европейцев. Японский зритель, наблюдая героиню фильма, выразительно мимирующую, очень часто — особенно в 90-х годах 19 века — не мог понять, что эта мимика должна выражать. Поэтому кацубэну пришлось объяснять зрителям, что такая героиня в данный момент переживает. Затруднительным для понимания оказалось и ещё одно обстоятельство. Какая-нибудь ситуация на экране для европейца связана с определенным словесным содержанием. Для японца же, во-первых, все жесты и движения могут быть иными (например, вместо заключительного объятия в любовной сцене стыдливое отворачивание друг от друга); во-вторых, слова, которые при этом говорятся, обычно значительно отличаются от принятых в Европе. Поэтому кацубэну приходилось не только объяснять, что данная ситуация есть, например, любовное объяснение, но для того, чтобы не получилось непонимания и комического эффекта, даже объяснять, что «он» или «она» в данный момент говорят. Таким образом, простое объяснение постепенно превращалось в некое разыгрывание фильма. Для большей «натуральности» кацубэн стал менять голос: бас — для передачи речи злодеев, тенор — для героев-любовников, фальцет — для героинь. В связи с этим очень скоро изменилась и роль кацубэнов. Они превратились в особого рода актеров, их объяснения стали особым видом декламационного искусства, достигающим временами предельной степени выразительности[1].
Благодаря высокоразвитой культуре тела, движения в японских фильмах приобретают большую красоту и выразительность. Выкристаллизовываются особые формы походки, манеры стоять, садиться, брать в руки вещи, появляется необычайная четкость в самых судорожных проявлениях аффектов — гнева, радости, страсти. Театрализованная, внешне декоративная, жизнь японского феодала составляет благодарный материал для сцены, экрана или гравюрной доски. Здесь пластическая выразительность тела, декоративный арабеск одежды и прическа самурая чрезвычайно остро монтируются с геометрической узорностью японского жилища, создавая единство линейной ритмики целого[2].
Японские актеры, играющие самураев, с детства усваивают пластическую культуру тела, мастерство жеста и движения. Ценность этого пластического актерского материала получает в японском кадре самодовлеющее значение и предопределяет структуру этого кадра и его роль в фильме. Японский кадр строится на игровом, актерском куске, на высокой культуре актерского жеста[2].
Установкой на игру актёра и объясняется чрезмерная длительность этих игровых кусков в японском кадре, которая нам, привыкшим к «молниеносной» расчленённости американского игрового куска, совершенно чужда. Особую область техники японского актера составляет искусство фехтования, умение владеть мечом. Образ меча оплетен целым кружевом романтических поверий. Для японца меч — почти одушевленное существо. Он часто бывает объектом вожделения, страсти и ненависти, не менее, чем человек. И, конечно, он же герой целого ряда событий, похищений, процессов, распрей, а зачастую и распределитель земных благ, состояний, титулов… В связи с этим рубка на мечах является непременной принадлежностью каждого самурайского фильма[2].
Один из родоначальников японского кино режиссёр Сёдзо Макино (1878—1929) стал постепенно исключать из кино театральные элементы. Приверженцами такого подхода стали молодые режиссёры Б. Футагава, Г. Котани, К. Усихара, Я. Симадзу, Д. Ито, Х. Госе, Я. Одзу.
Первая звезда японского кино, снимавшаяся в фильмах Макино Сёдзо, — М. Оноэ. Также в 1920-е годы зарождается мультипликация.
Развитие японского кино |
Постепенно в японское кино приходит реализм.
Плодотворными и насыщенными в японском кинематографе были 1930-е годы. На экране окончательно утвердился звук, по примеру Голливуда появилась система продюсеров.
Проявляется творческая манера ведущих режиссёров и актеров.
Японский кинематограф 1950-х — 1960-х годов |
Золотым веком японского кино считаются 1950-е годы. Это обусловлено появлением так называемой «большой шестёрки», представляющей собою шесть ведущих японских кинокомпаний — «Сётику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй», «Никкацу» и «Синтохо» (последняя обанкротилась в 1961 г.).
После Второй Мировой войны в Японии появляется большое количество документальных фильмов. Наиболее значительным среди них называют фильм «Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага» режиссёра К. Ямамото. Режиссёры 50-х — 60-х годов, работавшие в жанре документалистики: С. Ямамото, К. Синдо, Т. Имаи.
К концу 1950-х годов страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов. Так, в 1958 году было выпущено 504 картины, а общее число посетителей кинозалов достигло почти 1,2 млрд.[источник не указан 2416 дней]
Мировую известность японские кинофильмы получили благодаря режиссёру Акире Куросаве, чей фильм «Расёмон» завоевал «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Другими яркими представителями этого периода кинематографа были режиссёры: Кэндзи Мидзогути, Ясудзиро Одзу, Кон Итикава, Хидэо Гося, актёры: Тосиро Мифунэ, Нобору Андо, Ю. Исихара, К. Ацуми, К. Курихара, С. Есинага.
Японский кинематограф 1970-х годов |
Этот период можно назвать периодом сотрудничества. Кинематографисты Японии охотно участвуют в совместных проектах с режиссёрами других стран. Примером совместной работы режиссёров Японии и России являются такие работы, как «Дерсу Узала» (режиссёр Акира Куросава), «Москва, любовь моя» и «Шаг» (режиссёр Александр Митта), «Мелодии белой ночи» (режиссёр Сергей Соловьев).
Эпоха независимого кино |
В 1980-е — 1990-е годы японское кино переживает серьёзный кризис. Кинематограф отступает под натиском телевидения и видео. Кроме того, на рынке проката кино обостряется конкуренция, появляется огромное количество американских фильмов. Все эти причины, приводят к появлению малобюджетного авторского кино.
Появляются «независимые» молодые режиссёры, такие как Т. Морикава, А. Такэда, С. Кояма, Е. Морита, Д. Итами, К. Огури, С. Цукамото. В своих фильмах они рассматривают социальные проблемы и проблемы современности.
Активно развивается кинодокументалистика и мультипликация, создается большое количество научно-популярных фильмов.
Успех современной японской мультипликации стал возможен благодаря выдающемуся мастеру Тэдзука Осаму, которого иногда называют японским Диснеем.
Кинопремии Японии |
Премия Японской Киноакадемии (Nippon Akademī-shō) — высшая кинонаграда Японии, присуждаемая Nippon Academy-Sho Association ежегодно, начиная с 1978 года, за выдающиеся достижения в японском кинематографе.- «Голубая лента» (реже упоминается как «Синяя лента») — премия в области кинематографа, присуждаемая сообществом киножурналистов и кинокритиков Токио.
Кинопремия «Майнити» — ежегодная кинопремия, спонсируемая газетой «Майнити симбун».
Фестивали |
С 1980-х годов в Японии ежегодно проводятся кинофестивали:
- Токийский международный фестиваль
- Фестиваль «Юфуин» (префектура Ойта) и др.
Выдающиеся режиссёры Японии |
Сёдзо Макино (1878—1929)
Тэйноскэ Кинугаса (1896—1982)
Кэндзи Мидзогути (1898—1956)
Бунтаро Футагава (1899—1966)
Хэйноскэ Госё (1902—1981)
Ясудзиро Одзу (1903—1963)
Хироси Симидзу (1903—1966)
Микио Нарусэ (1905—1969)
Хироси Инагаки (1905—1980)
Нобуо Накагава (1905—1984)
Садао Яманака (1909—1938)
Акира Куросава (1910—1998)
Тадаси Имаи (1912—1991)
Кэйсукэ Киносита (1912—1998)
Канэто Синдо (1912—2012)
Кон Итикава (1915—2008)
Масаки Кобаяси (1916—1996)
Сэйдзюн Судзуки (1923—2017)
Ясудзо Масумура (1924—1986)
Кихати Окамото (1924—2005)
Сёхэй Имамура (1926—2006)
Хироси Тэсигахара (1927—2001)
Хидэо Гося (1929—1992)
Киндзи Фукасаку (1930—2003)
Масахиро Синода (р. 1931)
Ёдзи Ямада (р. 1931)
Нагиса Осима (р. 1932—2013)
Дзюдзо Итами (1933—1997)
Ясуо Фурухата (р. 1934)
Сюдзи Тэраяма (1935—1983)
Кодзи Вакамацу (1936—2012)
Хаяо Миядзаки (р. 1941)
Наохиса Иноуэ (род. 1948)
Кунио Като (р. 1977)
Мамору Хосода (р. 1967)
Кохэй Огури (р. 1945)
Такэси Китано (р. 1947)
Ёсиаки Кавадзири (р. 1950)
Такаси Миикэ (р. 1960)
Синъя Цукамото (р. 1960)
Акихико Сиота (р. 1961)
Хирокадзу Корээда (р. 1962)
Тосиаки Тоёда (р. 1969)
Сабу (он же — Хироюки Танака, р. 1964)
Примечания |
↑ Выставка Японское кино, 1929, с. 4-6.
↑ 123 Выставка Японское кино, 1929, с. 12-13.
Литература |
- Выставка Японское кино. — М. : ВОКС, 1929. — 24 с.
- Генс, И. Ю. Меч и Хиросима : Тема войны в японском киноискусстве / И. Ю. Генс. — М. : Искусство, 1972.
- Ивасаки, А. История японского кино / Акира Ивасаки. — М. : Искусство, 1966.
- Ивасаки, А. Современное японское кино / Акира Ивасаки. — М. : Искусство, 1962.
- Anderson, J. The Japanese film / J. Anderson, D. Richie. — Tokyo : Charles Tuttle Co., 1959.
- Colin, A. Le cinéma japonais. — 128. Cinéma, 2005. — ISBN 978-2200341626.
- McDonald, K. I. Reading a Japanese Film : Cinema in Context. — University of Hawaii Press, 2006. — ISBN 978-0824829933.
- Novielli, M. R. Storia del cinema giapponese. — Venezia : Marsilio, 2001. — ISBN 978-8831777544.
- Richie, D. A Hundred Years of Japanese Film. — Tokyo : Kodansha International, 2005. — ISBN 978-4770029959.
- 佐藤忠男. 日本の映画 : 全2卷 / 佐藤忠男[著]. — 東京 : 三一新書, 1956. — 207頁.
- 山田和夫. 映画芸術論 / 山田和夫[著]. — 東京 : 啓隆閣, 1968. — 398頁.
田中純一郎. 日本映画発達史 : 全5卷 / 田中純一郎[著]. — 東京 : 中央公論社, 1975–1976.
- 第1卷 : 活動写真時代. — 1975. — 423頁. — ISBN 4-122-00285-0.
- 第2卷 : 無声からトーキーへ. — 1976. — 393頁. — ISBN 4-122-00296-6.
- 第3卷 : 戦後映画の解放. — 1976. — 419頁. — ISBN 4-122-00305-9.
- 第4卷 : 史上最高の映画時代. — 1976. — 522頁. — ISBN 4-122-00315-6.
- 第5卷 : 映像時代の到来. — 1976. — 530頁. — ISBN 4-122-00352-0.
- 飯島正. 日本映画史 : 全2卷 / 飯島正[著]. — 東京 : 白水社, 1955. — 254頁.
Ссылки |
- Катасонова Е. Л. Японское ганстерское кино: происхождение жанра (неопр.). Японоведение в России (26 февраля 2015). Проверено 17 августа 2015. Архивировано 17 августа 2015 года.
- Статья о японском кинематографе на сайте посольства Японии в России
Japanese Cinema to 1960 by Gregg Rickman (англ.)
- Сайты, посвящённые кинематографу Японии
База данных по японскому кинематографу (яп.)
- Сайт «Кое-что о японском кино»
- Сайт «Кинематограф Японии»
Сайт «MidnightEye» (англ.)