Андре, Саломон Август
Саломон Август Андре | |
---|---|
Salomon August Andrée | |
Дата рождения | 18 октября 1854(1854-10-18) |
Место рождения | Гренна, Швеция |
Дата смерти | 1897(1897) |
Место смерти | о. Белый, Шпицберген |
Страна | Швеция |
Научная сфера | полярный исследователь |
Альма-матер | Королевский технический институт (Стокгольм) |
Известен как | руководитель первой воздушной экспедиции к Северному полюсу |
Саломон Август Андре на Викискладе |
Са́ломон А́вгуст Андре́ (швед. Salomon August Andrée; 18 октября 1854 — 1897) — шведский инженер, естествоиспытатель, аэронавт, исследователь Арктики.
Содержание
1 Биография
2 Литература
3 Рекомендуемая литература
4 Ссылки
5 Примечания
Биография |
Саломон Август Андре родился 18 октября 1854 года в городе Гренна[sv] в многодетной семье аптекаря Клауса Георга Андре. В семействе Андре было пять сыновей и две дочери. Саломон закончил Королевский технический институт в Стокгольме. Работал чертёжником. В 1876 году Саломон Андре состоял сторожем шведского павильона на Всемирной выставке в Филадельфии, что позволяло ему внимательно ознакомится с её экспонатами.
В 1892 году он получил от Шведской академии наук субсидию (Андре поддержали виднейшие учёные страны — Н. А. Норденшельд, Г. Гильдебранд-Гильдебрандсон, Г. Ретциус, О. Монтелиус) и в следующие два года на собственном воздушном шаре «Свеа» совершил девять перелётов над Швецией и Балтийским морем. В одном из них, несмотря на штормовую погоду, его шар поднялся на 4387 м, побив рекорд высоты. Полёты позволили прийти к выводу о необходимости управления шаром, для чего Андре придумал использовать паруса и гайдропы (guide-rope), изобретенные полу-веком ранее британским воздухоплавателем Чарльзом Грином. Гайдропы — тормозные канаты, вес которых держит шар на определённой высоте, а трение их о землю, лёд или воду притормаживает полёт. Благодаря маневрированию гайдропами и парусами, Андре удалось добиться управляемости шара в пределах до 27 градусов в обе стороны от направления ветра и автоматически удерживать его на высоте 150—200 метров[1].
Наконец, 13 февраля 1895 года Андре сделал о своём проекте на заседании Шведской королевской академии наук, а через день — в Обществе антропологии и географии. Большинство учёных остались настроены критически. И для организации экспедиции была объявлена подписка. Воздушную экспедицию к Северному полюсу рекламировали в газетах; Андре выступал с докладами. В поиске необходимой суммы в 130 тысяч крон ему стал помогать бывший руководитель шпицбергенской экспедиции доктор Ниле Экхолм. И, наконец, 10 мая 1895 года в Бюро патентов, где работал Андре, явился Альфред Нобель, который пожертвовал 20 тысяч крон; спустя несколько дней, узнав, что его пример не поколебал соотечественников, он увеличил сумму до 65 тысяч. Затем от короля Швеции Оскара поступило 30 тысяч крон. Вскоре столько же внёс барон Оскар Диксон.
К весне 1896 года шар был готов но экспедицию отложили на год. В это время отказался от участия в экспедиции Экхолм, считавший, что построенный шар не отвечает необходимым требованиям для полёта к полюсу — его место занял 25-летний инженер Кнут Френкель.
Арктическая экспедиция Андре на воздушном шаре состоялась летом 1897 года: 11 июля Андре с двумя спутниками (физик и фотограф Нильс Стриндберг, двоюродный брат Августа Стриндберга, и Кнут Френкель) вылетел со Шпицбергена на воздушном шаре «Орёл» собственной конструкции, наполненном водородом, намереваясь достигнуть Северного полюса.
14 июля 1897 года — спустя всего 3 дня после вылета — путешественники были вынуждены приземлиться на паковый лёд примерно в 300 км к северу от острова Белый. Пешком и на санях они сумели добраться до острова 6 октября и устроили лагерь на свободном ото льда участке Андреенисет. Судьба экспедиции оставалась загадкой до 1930 года, когда экспедиция Братвааг обнаружила плёнки и журналы Андре, а также палатку с останками самого Андре и его спутников, которые, судя о всему, умерли в течение нескольких недель пребывания на острове.
Дальнейшие исследования позволили выдвинуть предположения о причинах гибели экспедиции Андре, в частности, трихинеллёз, нападение белых медведей или отравление угарным газом от керосинового примуса, который путешественники использовали для обогрева плотно закрытой палатки.
В честь Саломона Андре северная часть острова Западный Шпицберген носит название Земля Андре.
Литература |
- Г. И. Анохин. К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. — Т. 70, № 5. — С. 446—454.
Соллингер Гюнтер С. А. Андрэ — на аэростате к Северному полюсу
Рекомендуемая литература |
Андре С. А. Проект полярного путешествия на воздушном шаре S. A. Andree / Пер. со швед. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1895. — 17 с.
Андре С. А. К северному полюсу на воздушном шаре: Проект С. А. Андре. С ист. очерком и табл. рис. — СПб.: Тип. и лит. С. Л. Кинда, 1896. — 42 с.
Анохин Г. И. Первый полет к Северному полюсу на воздушном шаре // Вопросы истории. — 2004. — № 3.
Визе В. Ю. История исследования Советской Арктики: Карское и Баренцево моря. — Изд. 3-е. — Архангельск: Севкрайгиз, 1935. — 248 с.
Дьяконов М. А. Путешествия в полярные страны. — Л.: Изд-во Всесоюзного Арктического ин-та, 1933. — 208 с. — (Полярная библиотека).
Дьяконов М. А. История экспедиций в полярные страны. — Архангельск: Архангельское обл. изд-во, 1938. — 487 с.
Ковалев С. А. Тайны пропавших экспедиций. — М.: Вече, 2011. — 384 с. — (Морская летопись).
Малов В. И. Тайны пропавших экспедиций. — М.: Оникс, 2008. — 251 с. — (Библиотека открытий). — ISBN 978-5-488-01497-8.
Непомнящий Н. Н., Низовский А. Ю. Загадки пропавших экспедиций. — М.: Вече, 2003. — 384 с.: ил. — (Великие тайны). — ISBN 5-7838-1308-7.
Нобиле Умберто. Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путём. — М.: Мысль, 1984. — 222 с.
Обручев С. В. Таинственные истории. — М.: Мысль, 1973 . — 108 с.
Пасецкий В. М. Находки, которые открывают тайны. — М. Транспорт, 1964. — 360 с.
Трёшников А. Ф., Пасецкий В. М. Соломон Андрэ. — М.: Географгиз, 1957. — (Замечательные географы и путешественники).
Центкевич А., Центкевич Ч. Завоевание Арктики. — М.: Изд-во Иностранной литературы, 1956. — 388 с.- Sundman, P.O. Ingenjör Andrées luftfärd. — 1967.
- Sollinger, Guenther (2005), S.A. Andree: The Beginning of Polar Aviation 1895—1897. — Moscow: Russian Academy of Sciences.
- Sollinger, Guenther (2005), S.A. Andree and Aeronautics: An Annotated Bibliography. — Moscow: Russian Academy of Sciences.
Ссылки |
К северному полюсу на воздушном шаре. Гибель во льдах. Июль-октябрь 1897 г. (подборка фотографий экспедиции)
Примечания |
↑ Ковалев С. А. Тайны пропавших экспедиций.