Нобиле, Умберто





































Умберто Нобиле
Umberto Nobile
Umberto Nobile 1920s.jpg
Дата рождения
21 января 1885(1885-01-21)
Место рождения
Лауро, Королевство Италия
Дата смерти
30 июля 1978(1978-07-30) (93 года)
Место смерти
Рим, Италия
Страна
  • Flag of Italy.svg Италия[1]

Род деятельности
путешественник-исследователь, авиаконструктор, политик, военнослужащий, инженер
Награды и премии












Кавалер Савойского военного ордена Великий офицер ордена За заслуги перед Итальянской Республикой
Орден Золотого коршуна 1 степени

Кавалер ордена Святого Олафа



Commons-logo.svg Умберто Нобиле на Викискладе

Умбе́рто Но́биле (итал. Umberto Nobile; 21 января 1885, Лауро, Королевство Италия — 30 июля 1978, Рим, Италия) — итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики, генерал.


В 1928 году награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.




Содержание






  • 1 Биография


    • 1.1 Начало жизни


    • 1.2 Первая полярная экспедиция


    • 1.3 Вторая полярная экспедиция


    • 1.4 Последующая жизнь




  • 2 Государственные награды


  • 3 Память


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





Биография |



Начало жизни |


Родился в многодетной семье служащего в Лауро (провинция Авеллино). Умберто Нобиле окончил инженерно-математический факультет Неаполитанского университета, в котором изучал электротехнику и инженерное дело. С 1906 года он начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования.


В 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме.


Когда в 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну, 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей.


После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиационной техники и дирижаблей.


В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы аэродинамики). Нобиле пришёл к убеждению, что полужёсткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли.


Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), который был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922 году Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear. В 1923 году он вернулся в Италию и начал постройку дирижабля N-1.



Первая полярная экспедиция |




Дирижабль N-1 «Norge»




Умберто Нобиле контролирует отлет дирижабля «Norge» с базы на Шпицбергене


В 1926 году Нобиле участвовал в экспедиции на Северный полюс вместе с Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом. После серии испытательных полётов N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в Norge (Норвегия).


Дирижабль N-1 имел объём 19 000 м³ (18 500 м³?). На то время это был самый совершенный воздушный корабль полужёсткой системы. Корпус приобрёл более обтекаемую форму, все выступающие наружу детали корабля стали более обтекаемой формы, что давало меньший коэффициент лобового сопротивления, чем у предшественника Т-34. В длинной застеклённой гондоле под килем могли расположиться 20 пассажиров. В трёх моторных гондолах были установлены три двигателя «Майбах» Mb.IVa мощностью по 250 л. с.


10 апреля под командованием Нобиле дирижабль вылетел из Рима в Пулхэм (Англия), затем в Осло и, сделав дополнительные остановки в Ленинграде и Вадсё (северная Норвегия), отправился на Шпицберген, куда прибыл 7 мая. Оттуда 11 мая в 8 часов 50 минут по Гринвичу дирижабль стартовал к Северному полюсу и достиг его в 1 час 30 минут (по Гринвичу) 12 мая. Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, обследовал акваторию с воздуха, а затем дирижабль направился на Аляску, где и приземлился 2 дня спустя. Там он был разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию.


9 мая участники экспедиции узнали, что американцы Ричард Бэрд и Флойд Беннет опередили их, достигнув Северного полюса на самолёте. Однако впоследствии достижение Бэрда и Беннета подвергалось сомнению, споры о том, достигли они полюса или только приблизились к нему, продолжались вплоть до середины 1990-х гг, когда в их отчете были обнаружены фальсификации, что решало вопрос не в их пользу.


После полёта между Амундсеном и Нобиле возник конфликт из-за того, кому принадлежит честь достижения Северного полюса — конструктору и пилоту дирижабля Нобиле, или Амундсену, как начальнику экспедиции. Этот конфликт был усилен фашистской пропагандой, которая прославляла Нобиле и оттолкнула Амундсена и норвежцев. Бенито Муссолини произвёл Умберто в генералы и почётные члены правящей фашистской партии, Нобиле стал итальянским национальным героем.



Вторая полярная экспедиция |





Дирижабль N-4 Italia




Умберто Нобиле и Финн Мальмгрен на борту дирижабля «Италия» над Баренцевым морем, 5 мая 1928 года


Нобиле начал готовиться к новому полёту в Арктику почти сразу после возвращения. Был построен дирижабль «Италия», конструкция которого в общих чертах повторяла «Норвегию». Кроме Нобиле в экипаж дирижабля вошли пятнадцать итальянцев, чешский физик Бегоунек и шведский метеоролог Мальмгрен. Перед началом экспедиции Нобиле и его спутников принял в Ватикане Папа римский Пий XI.


15 апреля 1928 года экспедиция отправилась из Милана и прибыла на Шпицберген 8 мая, задержавшись из-за мелких поломок. Из-за плохих метеоусловий Нобиле был вынужден дважды возвращаться на базу, а в полночь с 23 на 24 мая дирижабль с шестнадцатью пассажирами (ещё двое членов экспедиции не принимали участия в этом вылете) достиг полюса.[2] Обратный путь тоже проходил в тяжёлых погодных условиях при сильном встречном ветре. Дирижабль обледенел, в какой-то момент начал резко снижаться и упал на лёд. Катастрофа произошла 25 мая. Сначала о лёд ударилась моторная гондола, и находившийся в ней моторист погиб, затем девять аэронавтов, в том числе Нобиле, были выброшены из разбитой рубки управления[2]. Шестерых людей, оставшихся в дирижабле, унесло в неизвестном направлении, место их гибели так и не было установлено. При аварии Нобиле сломал запястье и голень[3]. Экипажу удалось спасти часть запасов и оборудования, включая еду, радиопередатчик и палатку, которую затем покрасили в красный цвет для облегчения поиска с воздуха. Через несколько дней после падения лагерь покинула группа из трёх человек, которые решили добраться до Шпицбергена пешком. Двое из них в результате были спасены, третий, Мальмгрен, погиб в пути.


Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Амундсен на самолёте с французским экипажем 18 июня вылетел из норвежского города Тромсё. Последний сеанс связи с Амундсеном состоялся через два часа сорок пять минут после вылета, затем его самолёт потерпел катастрофу где-то в Баренцевом море. 23 июня на льдине, где находился лагерь, сумел приземлиться лётчик шведских ВВС Эйнар Лундборг. На самолёте было только одно пассажирское место. Нобиле настаивал, чтобы первым был эвакуирован механик Чечоне, у которого была сломана нога, но Лундборг отказался взять на борт кого-то из людей, кроме Нобиле, предположительно, по приказу своего командования. Нобиле вместе со своей собакой покинул льдину на самолёте и на следующий день был доставлен на итальянское судно «Читта ди Милано» для руководства операцией по спасению остальных участников своей экспедиции. Все остальные выжившие члены экипажа «Италии» были спасены советским ледоколом «Красин» 12 июля.



Последующая жизнь |


После возвращения в Италию Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако итальянская и зарубежная пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. К этому добавились непростые отношения Нобиле с некоторыми влиятельными фашистами[4].


В 1932 году Нобиле заключил с советским Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота (ВОГВФ) соглашение, приняв на себя обязанности по техническому руководству проектированием и постройкой в Советском Союзе нескольких дирижаблей полужёсткого типа. В первой половине 1932 года он прибыл в СССР вместе с небольшой группой итальянских инженеров и квалифицированных рабочих. Под руководством Нобиле на Дирижаблестрое (Долгопрудный) были осуществлены постановка конструкторских работ, организация производства и строительство большого эллинга, а также выпущены дирижабли «СССР-В5» и «СССР-В6 Осоавиахим»[5].


В 1936 году Нобиле вернулся в Италию, где продолжал преподавать, но в 1939 году уехал в США. После поражения фашизма в 1945 году итальянские ВВС сняли с Нобиле все обвинения, и он был восстановлен в чине генерал-майора. Нобиле продолжал преподавать в университете Неаполя. В 1946 году баллотировался в Учредительное собрание как независимый кандидат по спискам Итальянской коммунистической партии. Умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.



Государственные награды |



  • Кавалер Савойского военного ордена — 10 июня 1926


  • Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» — 27 декабря 1966



Память |




Почтовая открытка России в память о Умберто Нобиле



  • В 1994 г. Международный астрономический союз присвоил имя Умберто Нобиле кратеру на видимой стороне Луны.

  • Бульвар в городе Долгопрудный имени Умберто Нобиле.

  • Экспозиция в Долгопрудненском исто́рико-худо́жественном музе́е[6]



См. также |


  • Красная палатка (фильм)


Примечания |





  1. LIBRIS — 2012.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1182"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1798125"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P5587"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P906"></a>



  2. 12 Нобиле, Умберто. Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путём = Ali sul polo. Storia della conquista aerea dell’Artide. — М.: Мысль, 1984. — 222 с. — ISBN 5-09-002630-0.


  3. Бегоунек, Франтишек. Трагедия в полярном море = Trosečníci polárního moře. — М.: Иностранная литература, 1962.


  4. Заключение соглашения с «Дирижаблестроем»


  5. Белокрыс А. Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля «СССР-В6». — М.: Паулсен, 2017. — 512 с. — ISBN 978-5-98797-174-1.


  6. Трусова, 2015.




Литература |




  • Нобиле У. Крылья над полюсом.— 1984.


  • Нобиле У. Мои пять лет с советскими дирижаблями.


  • Umberto Nobile//My five years with Soviet airships — Akron, OH (1800 Triplet Blvd., Akron 44306) : Lighter-than-Air Society, 1987


  • Броуде Б. Г. Умберто Нобиле.— 1992.


  • Бегоунек Ф. Трагедия в Ледовитом океане.— 1962.


  • Амундсен Р. Моя жизнь.— 1959. (см. в том числе Предисловие и Дополнение)

  • Н. В. Огарков. Нобиле, Умберто // Советская Военная Энциклопедия. — М: воениздат, 1978. — Т. 5. — С. 602. — 688 с. — 105 000 экз.

  • Наталия Трусова. 130 лет со дня рождения Умберто Нобиле // «Долгие пруды» : газета. — 2015. — 30 январь.








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)