Родительская суббота




Роди́тельская суббо́та (греч. Παράσταση — «ходатайство», греч. Ψυχοσάββατο — «суббота душ», рус. поминащая суббота[1], серб. мртва субота, задушнице, укр. поминальна субота, батьківська субота, діди, белор. дзяды, болг. задушница) — в православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан и прежде всего своих почивших родителей (предков)[2][3]. Канонический день посещения могил предков и других родственников, где совершается панихида[2].




Содержание






  • 1 В Православной церкви


    • 1.1 Вселенские родительские субботы


    • 1.2 Родительские субботы Великого поста


    • 1.3 Субботы малых постов


    • 1.4 Частный родительский день




  • 2 В традиции православных славян


    • 2.1 Мясопустная суббота


    • 2.2 Троицкая суббота


    • 2.3 Дмитровская суббота


    • 2.4 Покровская суббота


    • 2.5 Михайловская суббота


    • 2.6 Деды


    • 2.7 Поговорки и приметы




  • 3 См. также


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





В Православной церкви |


Днями особого поминовения усопших в Православной церкви являются пять родительских суббот:



  1. Мясопустная вселенская родительская суббота (суббота за 2 недели до Великого Поста);

  2. Троицкая вселенская родительская суббота (суббота перед днем Святой Троицы, на 49-й день после Пасхи);

  3. родительская 2-я суббота Великого Поста;

  4. родительская 3-я суббота Великого Поста;

  5. родительская 4-я суббота Великого Поста.


В богослужебном уставе Православных церквей каждый из дней недели посвящён воспоминанию Креста Господня, ангелов и архангелов, Иоанна Предтечи и т. д. В субботу совершается память всех святых и всех усопших православных христиан. Богослужебный устав предписывает совершать поминовение всех «от века преставльшихся православных христиан». Церковь установила частные и общие дни поминовения усопших. Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В эти дни совершается особое поминовение усопших православных христиан.


В Православной церкви существуют две версии, которые объясняют, почему эти субботы называются родительскими:



  • потому что каждый человек поминает, прежде всего, своих самых близких людей — родителей;

  • название этого дня происходит от наименования всех покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли[4][неавторитетный источник?].



Вселенские родительские субботы |


В всех православных церквях две субботы посвящены поминовению всех без исключения усопших православных христиан — вселенская панихида[5]:




  • Мясопустная суббота[6] — в субботу перед Неделей о Страшном Суде[2]. Поминовение всех усопших верных перед воспоминанием Второго пришествия Иисуса Христа коренится в первых веках христианства. В этот день, как бы предшествующий Страшному суду, христиане просят Иисуса Христа «явить всем усопшим Свою милость в день нелицеприятного воздаяния».


  • Троицкая суббота[6] — в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти так же уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет день воспоминания Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало Апостольского поста.



Родительские субботы Великого поста |


Родительские субботы, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста[7]. Эти субботы установлены, чтобы не лишить усопших своего «предстательства» на протяжении Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной литургии, которая в Великий пост совершается не каждый день.



Субботы малых постов |


К ним относятся последние субботы перед Рождественским, Апостольским и Успенским постами[8].



Частный родительский день |


Частный родительский день — это день, когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный[9]. В этот день принято поминать усопших родителей в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях.


Дмитриевская суббота — в субботу, перед 26 октября (8 ноября), днём памяти святого Димитрия Солунского. Эта суббота была посвящена памяти павших в Куликовской битве православных воинов, но в Русской православной церкви стала днём памяти всех усопших в вере[10].


В середине XIX века святитель Филарет (Дроздов) писал: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского»[11]. В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим»[12]. Достоверность этой легенды о церковном начале «Дмитриевской родительской» вызывала возражение у некоторых исследователей[13]: октябрьский поминальный день, истолковываемый церковью как день молитв о павших за Русь в 1380 году в боях с татарами, приходится вовсе не на тот месяц, в котором Дмитрий Донской разгромил полчища Мамая. Мамаево побоище было 8 сентября, поминальный же день по русским воинам приурочивается к 26 октября, то есть ко времени, когда в средней и особенно в северной России твёрдо осознаётся наступающая зима[13].


Стоит отметить, что в богослужебном уставе Дмитриевская суббота не упоминается, нет её и в церковных установлениях Элладской (Греческой) Церкви[14]. В богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С этим днём связаны некоторые народные традиции, имеющие дохристианское прошлое[9]. Так архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян[14][15].


С 1968 года Болгарская православная церковь перешла на новый стиль, но народная традиция поминовения предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница»[16][17].



В традиции православных славян |


У славян поминальные дни в народном календаре не совпадают с «Родительскими субботам» церковного календаря; в народе отмечаются не все «родительские субботы» церковного календаря[18]. В обычаях было принято поминать «родителей» накануне больших праздников:
перед масленой неделей, перед Троицей, перед Покровом и перед Дмитровым днём. В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой[19] и поминальными пятницами[20].


У восточных славян главными календарными поминальными днями во многих местах считались: Радоница, Троицкая суббота, Дмитриевская суббота.


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Православною церковью установлено семь вселенских панихид. Первая из них приходится на вечер пятницы перед Филипповым постом, вторая падает на субботний день перед рождеством Христовым, третья справляется в мясопустную неделю, четвёртая — 15 марта, пятая — в субботу перед духовым днем, шестая в субботу, предшествующую Петрову дню, седьмая — в субботу перед успеньем… Но… главнейшие народные поминки совершаются в другие дни, а именно: на Радоницу, в Троицкую субботу и в Дмитриев день[21].


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}



По мнению историка Георгия Федотова, ещё в середине XX века в Русской православной церкви литургия сохраняла черты славянской поминальной тризны, в которой по поверью вместе с живыми вкушают и усопшие. На Родительскую субботу ритуальную кутью приносили в храм и ставили на особый стол перед распятием — «канун»[22].



Мясопустная суббота |



В народной традиции Мясопустная суббота — главный зимний поминальный день в Белоруссии и России[23]. В народном календаре восточных славян — поминальный день приходящийся на субботу Пёстрой недели за два дня до Масленичной недели.


Этот первый в году Родительский день отмечали в Белоруссии и в некоторых местах России. В Заонежье Мясопустная суббота входила в состав главных поминальных дней, наряду с Троицкой и Дмитровской субботами[24]. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище[25], а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.



Троицкая суббота |



В славянской традиции это весенне-летний поминальный день. В России и на юго-востоке Белоруссии считался самым большим и почитаемым поминальным днём[26][27].


В мифологических представлениях славян, на Семицко-Троицкие праздники предки временно покидали загробный мир и приходили в этот мир; местом их пребывания была свежая зелень — деревья, травы, цветы. Живые должны были встретить и помянуть их должным образом[26].


В этот день посещали кладбища, поминали своих усопших родственников, украшали зеленью их могилы, устраивали ритуальные трапезы и общались с душами покойных[28].


В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину, чтобы не боялась грозы[29]. На Украине существовал следующий обычай. Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелёными, даже если завяли за ночь, — все в семье доживут до следующей Клечальной субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник[30].



Дмитровская суббота |



Дмитриевская суббота — день всеобщего поминовения усопших в традиции Русской, Сербской и Болгарской православных церквей.


Первоначально осенние поминки по усопшим предкам не были приурочены к определённому дню. На Севере Руси ещё в конце XIX века осеннее поминовение совершалось в Покровскую субботу[15].


В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днём местами совершались в пятницу, а не в субботу[31]. Болгары осенний поминальный день (задушницы) также отмечают в субботу перед Димитровым днём, реже после него[32]. Осенняя задушница может считаться в тех или иных регионах главной задушницей года[33].



Покровская суббота |



Отмечали в субботу перед днём Покрова, приходящимся на 1 (14) октября. В русской народной традиции Покровскую субботу считали родительской (поминальной)[3], хотя и не такой важной и обязательной, как Дмитриевская. У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды». Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавали постный ужин и начинали приготовления к субботней обильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром[34].


В Русской православной церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена на территориях епархий в Поволжье, Прикамье, Урале и Сибири, вошедших в состав России после 1552 года.



Михайловская суббота |


В Полесье с днём святого Михаила связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью, канун, борщ, кисель и другие кушанья[35].


В субботу накануне Михайлова дня у болгар отмечаются самые большие поминки по усопшим в течение года — т. н. Арха́нгеловата заду́шница, Ра́нгеловска душни́ца, Хра́нгеловото о́душе. В этот день все вспоминают умерших родственников и близких, поливают вином и окуривают ладаном могилы, раздают хлеб и калачи, украшенные просфорой, варёное жито (коливо) соседям, а в некоторых сёлах устраивают и общую трапезу с курбаном «за помин душ» (болг. за Бог да прости)[35]. У болгар существует поверье, что каждую субботу, и особенно от Пасхи до Троицына дня, души умерших прилетают на землю — одни, чтобы вымолить прощения за свои грехи, а другие — праведные, для помощи и наставлений близким[36].


C 1968 года Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль, но народная традиция поминание предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница»[16][17]. В Дмитриевскую субботу служба ведётся только в нескольких храмах Болгарской православной церкви[37], тогда как Михайловская суббота считается поминальным днём всей Болгарской церкви[38][39].



Деды |



Белорусы и украинцы родительские субботы (поминальные дни) называют «Дедами» и отмечают несколько (от трех до шести) раз в году; их число и значимость различны по регионам. Согласно верованиям, в эти дни умершие (деды, души, родители, мёртвые) приходят в свои дома на поминальный ужин (который тоже может называться Деды). Во многих случаях в число «Дедов» не входит Радуница, когда покойников, как правило, поминают на кладбище[34].


Главными «Дедами» считаются[34]:



  1. последняя суббота мясоеда перед Масленицей (мясоедные, зимние, великопостные деды, товстая суббота, масляные, першiя дзяды);


  2. суббота перед Троицей (сёмка, семуха, духовские или троицкие деды, духовская суббота);

  3. осенние Деды, приуроченные к различным субботним дням — перед Дмитровым днем (26.Х), Михайловым днем (8.XI), днём Кузьмы и Демьяна (1.XI) (белор. асянины, осенние, змiтроўские дзяды, змiтроўка, Михайловы деды, кузьминыя, пилипоўчаные, роздвяные, остатние).


Там, где Радуница включается в число Дедов, её называют радостные, радушные деды и считают одним из главных поминальных дней. К менее распространённым Дедам относятся покровские, Никольские (перед Николой вешним и зимним), Ставры (з.-белор. стаўры, 13—14.IX); вторая, третья и четвёртая суббота Великого поста[34].



Поговорки и приметы |



  • Живы родители — почитай, а умерли — поминай[40].

  • Покойника не поминай лихом, а добром — как хочешь[40].

  • Поминай живых добром, а покойничков зе́леным вином[41].

  • Человек рождается на смерть, умирает на жизнь[42].

  • Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом — всё полегчает[43].

  • Добром поминай, зло забывай[40].



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}




  • Поминальные дни у славян


Примечания |





  1. Дубровина, 2012, с. 51.


  2. 123 Рубан, 2015, с. 584.


  3. 12 Толстая, 2009, с. 161.


  4. Родительские субботы


  5. Лукашевич, 2005, с. 565.


  6. 12 Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.


  7. Исмаилова С. Практический справочник по православию — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2005


  8. Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по уставу Православной церкви» — С. 32.


  9. 12 Лукашевич, 2007, с. 719.


  10. Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы


  11. Филарет, 1869, с. 167—169.


  12. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Ч. 1. — 1993. — С. 428.


  13. 12 Чичеров, 1957, с. 38.


  14. 12 Протоиерей Александр Бутрин День особого поминовения


  15. 12 Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по уставу Православной церкви» — С. 33.


  16. 12 Димитриевская родительская суббота


  17. 12 Димитриевская родительская суббота


  18. Власов, 1993, с. 126.


  19. Толстая, 2005, с. 149, 242, 302.


  20. Толстая, 2005, с. 302.


  21. Коринфский, 1901, с. 451.


  22. Федотов, 2001, с. 28.


  23. Толстая, 2009, с. 163.


  24. Толстая, 2009, с. 162.


  25. Соснина.


  26. 12 Зимина.


  27. Васілевіч, 1992, с. 609.


  28. ПИИЭ-1978, 1980, с. 27.


  29. Лозка, 2002, с. 120.


  30. Сапіга, 1993.


  31. Гордана Милетић Резултати рекогносцирања сеоских насеља Смедеревске општине обичаји животног циклуса


  32. Архангелова задушница


  33. Виноградова, Толстая, 1999, с. 248.


  34. 1234 Виноградова, Толстая, 1999, с. 43.


  35. 12 Валенцова, Узенёва, 2004, с. 256.


  36. Крестовский, 1879, с. 193.


  37. Вижте кога се пада Задушница през 2017


  38. Днес е Архангелова задушница


  39. Църковен календар. Ноември - 2017 година


  40. 123 Коринфский, 1901, с. 450.


  41. Коринфский, 1901.


  42. Коринфский, 1901, с. 697.


  43. Коринфский, 1901, с. 452.




Литература |



  • Радуница / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 389—391. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.

  • Родительские субботы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Михаил св. / Валенцова М. М., Узенёва Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 254–257. — ISBN 5-7133-1207-0.

  • Деды / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 43–45. — ISBN 5-7133-0982-7.

  • Власов В. Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира: Сборник статей / ред. Н. Л. Жуковская, С. Я. Серов. — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — С. 102–144. — ISBN 5-02-017090-9.


  • Дубровина С. Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских диалектах (на материале тамбовских говоров): Монография. — Тамбов, 2012. — 213 с. (недоступная ссылка)

  • Зимина Т. А. Троицкая суббота (неопр.). Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей.

  • Коринфский А. А. Радоница — Красная Горка; Последние назимние праздники; Загробная жизнь // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 241—248, 445—456, 697—720.

  • Крестовский В. Двадцать месяцев в действующей армии (1877—1878). — СПб.: Типография Министерства Внутренних Дел, 1879. — Т. 1.


  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)

  • Лукашевич А . А . Вселенские субботы // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 565—566. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.

  • Лукашевич А . А . Димитриевская (Дмитриевская) Родительская суббота // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XIV : «Даниил — Димитрий». — С. 719—721. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.

  • Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832—1867). — К., 1869.

  • Полевые исследования Института этнографии, 1978 / отв. ред. С. И. Вайнштейн; АН СССР. ИЭ. — М., 1980. — 264 с.

  • Родительская суббота / Рубан Ю. И. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.

  • Соснина Н. Н. Масленица (неопр.). Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей. Архивировано 16 октября 2012 года.

  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.

  • Поминальные дни / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 161—162. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.

  • Федотов Г. П. Часть I. Христианство Киевской Руси X-XIII вв. // Русская религиозность. — М.: Мартис, 2001. — Т. 10. — 382 с. — ISBN 5-7248-0074-8.

  • Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.


  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)


  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.)



Ссылки |




  • О поминовении усопших по уставу Православной церкви (liturgica.ru)

  • Задушница. Родительская суббота









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)