Киот







Дарохранительница




Православный киот для хранения икон: список иконы преподобного Кирилла Белозерского работы Дионисия Глушицкого, Кирилло-Белозерский монастырь




«Образ Святаго Николы чудотворца» в киоте, Московская губерния, конец XIX — начало XX века


Кио́т, киво́т, кио́ть (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег), божница[1] — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.


Прообразом киота считается Ковчег Завета (Кивот Завета) Иерусалимского храма[2].


В церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета используется греческое слово кивот, чтобы как и в оригинальном тексте, отличать его от Ноева ковчега (а также ковчежца-корзины, куда был положен младенец Моисей).


В христианской традиции Ковчег Завета, как и другие священные предметы Иерусалимского храма, понимается в качестве прообраза элемента христианского храма — Кивота или Дарохранительницы. Как Ковчег находился в Святая святых Храма и в нём хранились Скрижали Завета, так Дарохранительница располагается в алтаре христианского храма с заключёнными в ней Телом и Кровью Христа, образующими Новый Завет человека с Богом[3].


Преподобный Ефрем Сирин видит непосредственно в самой конструкции Ковчега Завета прообразовательный смысл Боговоплощения[4]:


И сотвори Веселеил кивот из древа негниющаго. Это тайна Еммануиловой плоти, которая не подлежит истлению и не повреждена грехом. Золото, покрывавшее кивот внутрьуду и внеуду, означает Божеское естество Слова; которое неизреченно соединилось со всеми частями души и тела, потому что человечество наше помазало оно Божеством Своим.


Очистилище над кивотом от злата чиста означает Еммануила; херувимы над очистилищем суть Пророки и Апостолы. В трапезе представляются пять умосозерцаний: Творец и разумные твари. Два обвода на трапезе указывают нам на мир горний и дольний. Пространство между двумя обводами изображает Еммануила, чрез Которого имеют между собою общение небесные и земные. Хлеб предложения на трапезе представляет собою тайну жертвы сынов Церкви.


Золотой светильник изображает и показывает нам тайну креста; шесть ветвей светильника означают власть Распятого, простирающуюся во все шесть стран. В яблоках на светильнике таинственно познаем Пророков и Апостолов; в цветах — ангельские силы; в семи светилах — семь светильников Евангелия, или семь очес Господних, призирающих на всю землю (Зах. 4:10).


Святитель Григорий Нисский видит, что образ нерукотворной Скинии, показанный Моисею на горе, есть «Христос, Божия сила и Божия Премудрость» и все остальные предметы толкует сообразно с этим рассуждением[5].



Поэтому добровидные и златокованые столпы, носила, кольца и эти херувимы, прикрывающие крыльями кивот и все прочее, что заключает в себе описание сооружения скинии (если кто, взирая на это, будет иметь высший взгляд), суть премирные силы, созерцаемые в скинии, по Божественному изволению поддерживающие собою Вселенную. Там истинные наши носила — посылаеми в служение за хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14), как бы кольцами какими прикрепленные к спасаемым нашим душам, лежащих на земле поднимающие на себе в высоту добродетели. О херувимах же Писание, сказав, что они крыльями покрывают таинства, положенные в кивоте Завета, подтверждает этим представленный нами взгляд на скинию, ибо знаем, что это имя употребляется о тех силах, вокруг Божия естества созерцаемых, которые видели умом Исаия и Иезекииль.


Святитель рассматривает кивот, закрываемый херувимами и лицо, сокрытое крылами также херувимов, как образ одного и того же Существа, и через это сокрытие показывается людям, что «взгляд на неизреченное недоступен». Менора, находящаяся близ Ковчега, осеняет Скинию и знаменует собой семь светлостей Духа (Ис. 11:2)




См. также |


  • Красный угол


Примечания |





  1. Хозяйство и быт русских крестьян, 1959.


  2. Киот // «Азбука веры», интернет-портал.


  3. Святой престол на Литургия.ру Архивная копия от 13 августа 2007 на Wayback Machine


  4. Преподобный Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход. гл.37


  5. Святитель Григорий Нисский О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели




Литература |



  • Бежкович А.С, Жегалова С.К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М.: Советская Россия, 1959. — С. 176. — 257 с.

  • Кивот Завета // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)