Киот
Кио́т, киво́т, кио́ть (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег), божница[1] — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
Прообразом киота считается Ковчег Завета (Кивот Завета) Иерусалимского храма[2].
В церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета используется греческое слово кивот, чтобы как и в оригинальном тексте, отличать его от Ноева ковчега (а также ковчежца-корзины, куда был положен младенец Моисей).
В христианской традиции Ковчег Завета, как и другие священные предметы Иерусалимского храма, понимается в качестве прообраза элемента христианского храма — Кивота или Дарохранительницы. Как Ковчег находился в Святая святых Храма и в нём хранились Скрижали Завета, так Дарохранительница располагается в алтаре христианского храма с заключёнными в ней Телом и Кровью Христа, образующими Новый Завет человека с Богом[3].
Преподобный Ефрем Сирин видит непосредственно в самой конструкции Ковчега Завета прообразовательный смысл Боговоплощения[4]:
|
Очистилище над кивотом от злата чиста означает Еммануила; херувимы над очистилищем суть Пророки и Апостолы. В трапезе представляются пять умосозерцаний: Творец и разумные твари. Два обвода на трапезе указывают нам на мир горний и дольний. Пространство между двумя обводами изображает Еммануила, чрез Которого имеют между собою общение небесные и земные. Хлеб предложения на трапезе представляет собою тайну жертвы сынов Церкви.
Золотой светильник изображает и показывает нам тайну креста; шесть ветвей светильника означают власть Распятого, простирающуюся во все шесть стран. В яблоках на светильнике таинственно познаем Пророков и Апостолов; в цветах — ангельские силы; в семи светилах — семь светильников Евангелия, или семь очес Господних, призирающих на всю землю (Зах. 4:10).
Святитель Григорий Нисский видит, что образ нерукотворной Скинии, показанный Моисею на горе, есть «Христос, Божия сила и Божия Премудрость» и все остальные предметы толкует сообразно с этим рассуждением[5].
Святитель рассматривает кивот, закрываемый херувимами и лицо, сокрытое крылами также херувимов, как образ одного и того же Существа, и через это сокрытие показывается людям, что «взгляд на неизреченное недоступен». Менора, находящаяся близ Ковчега, осеняет Скинию и знаменует собой семь светлостей Духа (Ис. 11:2) |
См. также |
- Красный угол
Примечания |
↑ Хозяйство и быт русских крестьян, 1959.
↑ Киот // «Азбука веры», интернет-портал.
↑ Святой престол на Литургия.ру Архивная копия от 13 августа 2007 на Wayback Machine
↑ Преподобный Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход. гл.37
↑ Святитель Григорий Нисский О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели
Литература |
- Бежкович А.С, Жегалова С.К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М.: Советская Россия, 1959. — С. 176. — 257 с.
- Кивот Завета // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.