Ассирия
царство | |
Ассирия | |
---|---|
Aššur | |
Ассирийская империя | |
← ← ← ← ← → → XXIV век до н. э. — 605 до н. э. | |
Столица | Ашшур (ок. 2400—870 до н. э.), Шубат-Энлиль и Экаллатум (ок. 1807—1720), Кар-Тукульти-Нинурта (ок. 1210—1207), Кальху (ок. 12??—1244 и ок. 870—707), Дур-Шаррукин (707—690), Ниневия (690—612), Харран (612—610), Каркемиш (610—605) |
Язык(и) | аккадский, арамейский, шумерский |
Преемственность | |
Мидия → Вавилония → |
Асси́рия (аккад. [Aššur]; араб. أشور [Aššûr]; ивр. אַשּׁוּר [Aššûr]; арам. ܐܫܘܪ [Ašur]; ассир. ܐܬܘܪ [Atur]; др.-арм. Ասոր [Asor]) — древнее государство в Северном Междуречье (в основном, на территории современных Ирака и Сирии). Ассирийское государство просуществовало около 1800 лет, начиная приблизительно с XXIV века до н. э. и до его уничтожения в конце VII века до н. э. Мидией и Вавилонией. Новоассирийская держава (VIII—VII вв. до н. э.) считается первой мировой империей в истории человечества.
Захватнические военные походы ассирийцы начали в XIV веке до н. э. Они захватывали древние Месопотамию и Ближний Восток — территории современных Ирака, Сирии, Египта и многих других стран. На покоренных землях они образовали провинции, облагая их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города (вероятно, поэтому в искусстве Ассирии заметно влияние культур окружающих народов). Своей империей ассирийцы управляли очень сурово, депортируя или беспощадно казня всех бунтовщиков вплоть до полного истребления населения восставших местностей.
Содержание
1 География и природные условия
1.1 Коренная Ассирия и близлежащие области
1.2 Города и столицы
1.3 Периферия в период расцвета Ассирии
2 История
2.1 Хронология
2.2 Староассирийский период
2.2.1 XXV—XXIV века до н. э.
2.2.2 XXIII—XXI века до н. э.
2.2.3 XX—XIX века до н. э.
2.2.4 XVIII век до н. э.
2.2.5 XVII—XV века до н. э.
2.3 Среднеассирийский период
2.3.1 XIV век до н. э.
2.3.2 XIII век до н. э.
2.3.3 XII—X века до н. э.
2.4 Новоассирийский период
2.4.1 IX век до н. э. Восстановление империи
2.4.2 VIII век до н. э. Гражданские войны и смена династии
2.4.3 VII век до н. э. Пик могущества и гибель Ассирии
2.5 Последующая история
3 Государственное устройство и правители
3.1 Династии
4 Военное дело
5 Религия
6 Искусство и архитектура
7 Язык и литература
8 Быт и нравы
9 См. также
10 Примечания
11 Литература
11.1 На русском языке
11.2 На иностранных языках
12 Ссылки
География и природные условия |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Коренная Ассирия и близлежащие области |
Города и столицы |
Периферия в период расцвета Ассирии |
История |
Хронология |
Различают три периода в истории Ассирии:
староассирийский.mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em}
(ашшурский период, ок. 2500—1392 до н. э.), иногда выделяют два периода:
раннеассирийский[en] (ок. 2500—2000 до н. э.) до конца господства Ура над Ашшуром;
староассирийский (ок. 2000—1392 до н. э.) начиная с династии Пузур-Ашшура I в качестве царства (империи)[en], что неверно, Ашшур сохранялся как номовое государство;
- иногда граница периода сдвигается к началу правления правнука Пузур-Ашшура I, но это лишь отражает начало прочной летописной традиции в номе Ашшур,
- неверно и определение верхнемесопотамского государства Шамши-Адада I как «староассирийской империи»;
среднеассирийский
при соответствующем царстве[en] (1392—912 до н. э.),
- иногда за границу начала периода принимают около 1600—1595 до н. э., что согласуется с началом средневавилонского периода,
- а также с началом нового этапа в развитии диалектов аккадского языка — средневавилонского и среднеассирийского;
новоассирийский
при соответствующем царстве (912—605 до н. э.),
- иногда в период включается правление Ашшур-дана II (935—912 до н. э.), чьи завоевания были не велики, но кризис уже миновал,
- а иногда в период включается и весь кризисный X век до н. э.
.
Староассирийский период |
Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до XVI века до н. э.
XXV—XXIV века до н. э. |
Ухудшение климата на Аравийском полуострове вызвало переселение оттуда восточносемитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток. Северной группой этих семитских переселенцев были древние ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру и получивших название аккадцев. Прибытие аккадцев в Среднее Междуречье может быть отнесено как к концу неолита (нач. 5-го тыс. до н. э.), так и ближе к началу исторического периода (нач. 3-го тыс. до н. э.), памятники досаргоновского периода зафиксировали их присутствие в XXV веке до н. э., в том числе и в качестве правителей, очевидно консолидироваться в отдельных номах и основывать свои колонии они могли и ранее и позднее. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка. Первый город, построенный ими на среднем Тигре (вероятно, на месте субарейского поселения или шумерской колонии), они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура. Это могло произойти в начале XXIV века до н. э., хотя «цари» того периода названы «жившими в шатрах» и оседание ассирийцев в номе Ашшур могло быть постепенным. В любом случае, города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела), были основаны до 2-го тысячелетия до н. э.
XXIII—XXI века до н. э. |
Ашшур несомненно входил в царство Аккада (XXIII—XXII вв. до н. э.), правда имел весьма второстепенное значение внутри этого государства. После падения Аккада вероятно наступил короткий период независимости, ибо Ашшур оказался отрезан от завоёванных гутиями центров Месопотамии, хотя и был ими возможно разрушен. Затем, в XXI веке до н. э., входил в державу III династии Ура («Царство Шумера и Аккада»), сохранилась датированная этим веком надпись наместника Зарикума, «раба царя Ура». Очевидно именно Ашшур упомянут как Шашрум в датировочных формулах этой династии — «Год, когда царь Шульги уничтожил Шашрум», «Год, когда царь Амар-Суэн уничтожил Шашрум во второй раз и Шурудхум», в первый раз под 2052 до н. э. в связи с завоеванием, во второй под 2040 до н. э. из-за восстания. Около 2034 до н. э. начинается вторжение амореев через Среднее Междуречье, Шу-Суэн строит против них стену вдоль края «гипсовой» пустыни от Евфрата до Тигра, точная дата потери его контроля над Ашшуром неизвестна (один из сановников Шу-Суэна сохраняет контроль над Арбелой). Ашшур, обойдённый тогда амореями, мог освободиться уже при Ибби-Суэне. Город на некоторое время могли занять хурриты, правитель Ушпия мог относиться к этому времени (кон. XXI в. до н. э.) или к более раннему (рубеж XXII—XXI вв. до н. э.).
XX—XIX века до н. э. |
Около 2000 до н. э. власть переходит к коренным ашшурцам. Именно от этого периода до нас дошла надпись ишшиаккума Илушумы, впервые дарующая привилегии аккадскому купечеству, что было немыслимо в практически «тоталитарном» «Царстве Шумера и Аккада», имевшем государственную монополию на внешнюю торговлю и кредитные операции. Илушума открывал беспошлинный ввоз-вывоз меди (и вероятно приплавов к ней — олова и свинца), за что для иностранных и ашшурских агентов вероятно предлагался такой же беспошлинный вывоз тканей, сырьё для которых Ашшур также импортировал. Торговля с соседним Гасуром подтверждается документально (оттуда, со стороны Ирана, вероятно шли шерсть и олово из давно исчерпанных к нашему времени афганских месторождений). Речь в надписи идёт и о восстановлении городской стены, что недвусмысленно подчёркивает самостоятельность Ашшура. XX—XIX столетия до н. э. знаменуются бурным ростом торговли и товарности производства. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, ашшурские и аккадские купцы в качестве государственных (тамкарум[es]) и частных торговых агентов устремляются в различные сопредельные страны, первоначально как торговцы ашшурскими тканями, впоследствии занимаясь спекуляцией металлами (золото и серебро имели разную стоимость в свинцовом эквиваленте в зависимости от региона, свинец же имелся у торговцев в избытке), контрабандой (неучтённый за пределами Ашшура оборот тканей; железо, вывоз которого был запрещён многими государствами 2-го тыс. до н. э.) и торговым кредитом. Известий о земельных сделках нет, но совершаются сделки недвижимости в городе Ашшур, также государство выдаёт компенсации в случае реквизиции участков под строительство храмов или стен города. В Малой Азии важнейшая международная аккадо-язычная (документооборот староассирийской письменностью) торговая колония (карум[en]) находилась в городе Каниш. Другую известную надпись оставил сын Илушумы — ишшиаккум Эришум I, в ней он также подтверждает беспошлинность торговли (уже на весь оборот рынка, а не только металлов и текстиля), однако в дополнении ко всему вводная часть повествует о городском собрании или совете, решение принимается Эришумом I не единолично. Таким образом ранний Ашшур как бы возвращается в прошлое, в 3-е тысячелетие до н. э., к общинным и коллегиальным институтам власти. Исходя из пометок в царском списке «эпонимы разрушены», говорящей о невозможности установить длительность правления «царей» до Эришума I, можно заключить, что именно он ввёл счёт лет[en] по ежегодным эпонимам-лимму[en], позаимствовав эту прогрессивную практику из главной конторы карум Каниш (бит карим), с независимостью которой вынуждены были мириться и Ашшур и город-государство Каниш (Неса).
XVIII век до н. э. |
Амореи, нашествие которых покончило с III династией Ура (в XX в. до н. э.Ашшур-дугуль[en]. Последующие правители были слабы или, по крайней мере вновь зависимы от городского совета, тем не менее Ашшур имел все шансы для нового расцвета.
XVII—XV века до н. э. |
В начале XVII века до н. э. в Ашшуре династию Шамши-Адада I и череду иных узурпаторов сменяют Адасиды[ca], потомки Адаси[en], которые управляли страной почти тысячу лет (до гражданской войны 745 до н. э. ). Центр государства окончательно возвращается в Ашшур из разрушенных ставок амореев в Экаллатуме и Шубат-Энлиле. Временами Ашшур вновь подчиняется Вавилону. Поход Мурсили I на Вавилон около 1595 до н. э., падение аморейской и возвышение касситской династий в Вавилоне оказывают мало влияния на Ашшур. События XVI века до н. э. в Месопотамии плохо документированы, однако очевидно происходит постепенное усиление как ашшурской, так и вавилонской новых династий (наступает средневавилонский период), а также появившегося ранее (XVII в. до н. э.) в верховьях р. Хабур хурритского царства Ханигальбат (впоследствии известного как Митанни). Древнехеттское же царство временно приходит в упадок после убийства Мурсили I. Около 1510 до н. э. Пузур-Ашшур III построил стены вокруг «Нового города» в Ашшуре и заключил мирный договор с вавилонским царём Бурна-Буриашем I. Но затем, в XV веке до н. э., Ашшур становится вассалом возвысившегося Митанни, династия продолжает править в качестве ставленников. Любопытно, что митаннийские послы (суккаллу) включались в состав ашшурских властей — в городской совет, занимали должность лимму, эпонима и казначея. Около 1415 до н. э. Ашшур-бел-нишешу восстановил разрушенные в начале века митаннийцами стены «Нового города» и возобновил пограничный договор с вавилонским царём Караиндашем I. С избавлением от митаннийского господства староассирийский период завершается.
Среднеассирийский период |
В XIV веке до н. э.
XIV век до н. э. |
Добившийся фактической независимости, Ашшур не мог добиться признания таковой от своих некогда могущественных соседей — касситской Вавилонии и Митанни. Оба царства считали ашшурских правителей своими данниками, однако внешнеполитическая обстановка к началу XIV века сильно изменилась, на первый план выходят Новоегипетское и вновь усилившееся Новохеттское царства. Митанни, не в силах воевать на два фронта, предпочло замирение с Египтом, но в борьбе с Хеттским царством сильно ослабло. Египет становится своеобразным арбитром в ближневосточных делах, возникает амарнская дипломатическая система, к нему и апеллируют властители Ашшура, посылая богатые дары и заверения в дружбе. В этой переписке, а также поначалу в частных (очевидно не предназначенных для глаз городского совета) документах, они впервые именуют себя царями. В официальных же монументальных надписях Ашшур-надин-аххе II (1402—1392 до н. э.), Эриба-Адад I (1392—1366 до н. э.), Ашшур-убаллит I (1365—1330 до н. э.) и Эллиль-нирари (1329—1320 до н. э.) такого себе не позволяли, но в их способностях не стоит сомневаться, ибо они (начиная с Эриба-Адада I и особенно Ашшур-убаллит I) приняли самое активное участие в начавшемся дележе «митаннийского наследства», не стесняясь хеттской угрозы. Однако и правящие круги Ашшура были заинтересованны в усилении своего государства — очевидно первоначально для увеличения объёмов рынка сбыта, неэквивалентной торговли и пошлин с оборота, поэтому не сильно сопротивлялись зарождающейся царской власти — Эриба-Адад I принимал титул «поставленный Эллилем», Ашшур-убаллит I использует царский титул уже в официальной переписке и на печатях. Арик-ден-или (1319—1307 до н. э.) видимо не очень удачно воевал с Вавилоном, но уже открыто именует себя «царём сильным, царём Ассирии», совершенно забывая о «благе города» (то есть его совета).
XIII век до н. э. |
Адад-нирари I (1307—1275 до н. э.) впервые присоединил к своим прежним олигархическим должностям-титулам (ишшиакккум, ваклум) должность лимму-казначея первого года правления и титул «царя множеств», и в совокупности с его значительными военными успехами сразу на обеих фронтах, южном («вавилонском») и западном («митаннийском»), именно его стоит назвать в качестве создателя Среднеассирийской державы[en]. Суть успехов Ассирии видимо следует искать в том, что отныне царь являлся главнокомандующим и в мирное время (в отличие от ишшиаккума), а также лично отвечал за набор войск и планирование военных кампаний. Доступ к казне ему открывала должность лимму, и теперь армия могла становиться полупрофессиональной (состоящей из военных колонистов на наделах царя, наёмников на содержании и ополченцев лишь по необходимости), зависимость царя от общин и их ополчения постепенно падала. Тем не менее царь не являлся верховным землевладельцем и верховным судьёй. Однако в этом и не было необходимости — общинное землепользование постепенно исчезает и земля попадает в свободный оборот, где обогатившаяся на торговле и войне верхушка может позволить себе её приобретать, не считая присвоения захваченной земли у соседних царств, в судебной же практике цари удовлетворились кодификацией права — были составлены так называемые среднеассирийские законы[de] (тексты XIV —XIII вв. до н. э., содержание возможно древнее ). Салманасар I (1274—1245 до н. э.) решился на большой поход с целью уничтожить Митанни, уже давно вынужденного лавировать между хеттами и Ассирией (Египет, сменивший династию, затем примирившийся с хеттами[en], а к концу века вновь погрязший в смутах, на время вышел из большой ближневосточной политики). Вся Верхняя Месопотамия, с размерами территории, сравнимыми с державой Шамши-Адада I (XVIII в. до н. э. ), оказалась под властью Ассирии. Тукульти-Нинурта I в своём длительном правлении (1244—1208 до н. э.) продолжал политику предшественников. Сумел он овладеть даже Вавилонией (ок. 1223—1215 до н. э.), западный фронт из «митаннийского» окончательно превратился в «хеттский», воевал он и на новых для Ассирии направлениях — северное (Наири) и восточное (Аррапхэ). Подобно своему отцу, основавшего ставку в Кальху, он также основывает свою столицу — Кар-Тукульти-Нинурта. Этот шаг, последний к усилению царской власти, ашшурская знать простить ему не смогла, видимо Тукульти-Нинурта I «перегнул палку» в сакральном аспекте, похитив из города Ашшура статую одноимённого бога, покровителя государства (тогда ещё не царя и не войн). После его низложения, объявления безумцем и казни, Ассирия приходит в очередной в своей истории упадок.
XII—X века до н. э. |
В начавшиеся со смертью Тукульти-Нинурты I династические распри удачно вмешивалась Вавилония, закончились они приходом к власти боковой ветви правящего дома, прямых потомков Эриба-Адада I
Новоассирийский период |
Новоассирийский период в истории начался лишь после того, как в IX веке до н. э.
IX век до н. э. Восстановление империи |
Ассирии в очередной раз в своей истории повезло с географическим положением. Неоднократные вторжения (гутиев, амореев, касситов и наконец арамеев) в Месопотамию в прежние века приводили завоевателей в Среднее Междуречье, в низовья рек-близнецов и в верховья Евфрата, как правило оставляя верховья Тигра с их не лучшими климатическими условиями и с трудно орошаемыми почвами нетронутыми. Выгодно располагалась Ассирия и со стратегической точки зрения, что уже проявлялось как в среднеассирийский, так и в староассирийский периоды. Будучи усилившейся, Ассирия легко могла захватить все торговые пути пересекающие Месопотамию. К этой цели в IX веке до н. э. вновь и устремились цари продолжавшей править «среднеассирийской» династии. Вакуум силы на Древнем Востоке, приведший к образованию (XI—X вв. до н. э.
VIII век до н. э. Гражданские войны и смена династии |
Начиналась эпоха внутренних неурядиц, чем воспользовалось Урарту. Подобно Митанни (XV в. до н. э.Шамши-илу[en] и выдвинула Тиглатпаласара III (745—727 до н. э.) на ассирийский престол.
Новый царь прекрасно осознал все стоящие перед страной проблемы и начал энергично их решать. Ещё ранее VIII века до н. э. завязался узел противоречий внутри верхушки общества, родовая знать к этому времени уступает место служилой, военной и административной, с другой стороны выступают торгово-жреческие городские круги. Первые ратовали за экспансию как средство обретения дохода, вторые за поддержание «имперского мира» и правильную эксплуатацию провинций. Тиглатпаласар III направил реформы именно на удовлетворение этих двух противоборствующих «партий» (которые со временем ещё не раз будут пытаться влиять на царскую власть). Необходимо было заселить опустевшие и разграбленные провинции (в том числе и в коренной Ассирии), унифицировать и расширить административный аппарат, снять воинские повинности с сельских и храмовых тружеников, подтвердить привилегии городов и храмов. Всё это можно было осуществить только сделав армию полностью профессиональной и направив её прежде всего не на захват территорий и ценностей, а на покорение самих соседних народов, сделав их частью большого государственно-вельможного и храмовых хозяйств, земли для которых теперь имелись в избытке. Отныне жители завоёванных стран не уничтожаются, а массово депортируются в другие, ранее захваченные, провинции, им разрешают перевозить всё движимое имущество, семьи и даже «их богов» (разумеется речь об идолах). Наместничества стран заменяются более мелкими областными администрациями, чиновниками гражданской и военной властей, зачастую из евнухов, дабы упредить создание родовой знати и династий на местах. Единовременные депортации достигают сотен тысяч человек, часть пленных зачисляется в армию для восполнения потерь. За первые 2 года царствования Тиглатпаласар III успел навести порядок в Вавилонии и на востоке, после чего приступил к решающей схватке с Урарту и Северо-сирийским союзом, в генеральном сражении на верхнем Евфрате (743 до н. э.) ассирийцы наголову разбили урартские и союзные войска, был взят Арпад, центр союза. Следовали походы снова в Сирию, Табал и Мидию. Настала очередь и самого Урарту (ок. 735 до н. э.), взять его столицу Тушпу он не смог (или не захотел), но без добычи армия конечно не ушла. Теперь и Южно-сирийский союз стал незначительной помехой, вновь был взят Дамаск (732 до н. э.), границы Ассирии почти достигли Египта. Венцом правления стала коронация Тиглатпаласара III на вавилонском престоле (под тронным именем Пулу), для Вавилонии было сделано исключение — её не разделили на области (пленных из числа халдеев всё же депортировали), уния с Ассирией сохранялась (иногда лишь формально) почти до гибели империи. Салманасар V (726—722 до н. э.) привёл к покорности Тир, Сидон и Сиро-хеттские царства, но видимо переоценил своё могущество, отменив автономию городов Ассирии и Вавилонии. Поэтому царствовал недолго — вероятно он был убит в военном лагере, осаждавшем столицу восставшего Северно-Израильского царства (иначе — Израиль, Самария, «Дом Омри»). Самарию[en] в том же (или в следующем) году взял Саргон II (722—705 до н. э), который, в отличие от брата, понял весь замысел отца, привилегии городов и храмов были восстановлены. 10 северных израильских колен были уведены в ассирийский плен, южное Иудейское царство тогда выстояло (скорее всего ещё действовал неравноправный союзный договор против северян, заключённый ещё Тиглатпаласаром III и Ахазом). Оставались чисто военные проблемы — новая антиассирийская коалиция в Сирии, непокорные филистимляне в союзе с Египтом, мятежный Тир, вновь активизировавшееся Урарту в союзе с мидянами, отпавшая Вавилония в союзе с Эламом, проблемы у союзников в Манне, вторжение киммерийцев. Но Саргон II был превосходным полководцем, противники выступали не единым фронтом, и он разбил их по очереди, одного за другим. Особенно досталось Урарту, ассирийцами был захвачен Муцацир и казна царства. После торжественной коронации в Вавилоне и династического брака наследника, Саргон II вернулся в новую отстроенную столицу — Дур-Шаррукин.
VII век до н. э. Пик могущества и гибель Ассирии |
Ассирийские цари сохранили традицию заблаговременного назначения наследника, что уже много веков, как правило, избавляло страну от вакуума власти. Но не только воля действующего царя играла роль, но и «божественная» воля оракулов, а значит и мнения наиболее влиятельной группировки знати. Синаххериб (705—681 до н. э.) если и не выдвигался военными, то как минимум их поддерживал, а с горожанами и жречеством не ладил. Он пренебрёг вавилонской короной, что вызвало серию восстаний в этой стране (704—702, 700 до н. э.). На западе очередная антиассирийская коалиция включила почти все важнейшие города и царства. Подчас с неимоверной жестокостью в духе IX века до н. э.осады Иерусалима[en] (701 до н. э.). Граница Ассирии вновь достигла Египта, чьи войска бежали, бросив союзников, но был заключён мир (700 до н. э.). Причиной был мятеж Вавилона, за которым в очередной раз стоял халдейский вождь Мардук-апла-иддин II, его уже свергали и Саргон II и сам Синаххериб. Но если гибкая политика Саргона II имела успех, то с Синаххерибом вавилоняне предпочитали присоединяться к его врагу. Поздно поняв это, он наконец сменил на вавилонском престоле марионеточного Бел-ибни (702—700 до н. э.) на своего сына и наследника Ашшур-надин-шуми (700—694 до н. э.). Против бежавшего же в Приморье и в Элам халдейского вождя снарядил морскую экспедицию через Персидский залив (694 до н. э.). Эламиты в ответ напали на Вавилон (694 до н. э.), Ашшур-надин-шуми умер в плену, эламиты назначили своего ставленника. Попытки отомстить Эламу (693 до н. э.) имели незначительный успех и закончились грандиозным сражением (691 до н. э.) около устья Диялы с коалицией эламитов, вавилонян, арамеев, халдеев и даже персов. Тактическая победа Ассирии была одновременно и стратегическим поражением (из-за огромных потерь), это следует из того, что ассирийские и вавилонские источники сильно расходятся в оценке итогов сражения. Возможно в течение 2-летней передышки от боевых действий, по примеру предшественников, Синаххериб перенёс столицу в древнюю Ниневию, город был перестроен и украшен. Пользуясь заминкой Элама, Синаххериб выступил против Вавилона (689 до н. э.). На сей раз город был разграблен, разрушен и «проклят» (затоплен водами Евфрата), жители частью перебиты, частью проданы в рабство, а статуя Мардука, дабы не возобновилось царство, похищена. Походы в Табал (689—685 до н. э.) вызвали лишь отпад этой страны от Ассирии, Урарту отвоевало Муцацир. Теперь и «партия» мира выступила с открытым недовольством, Синаххериб уступил ей и назначил наследником Асархаддона, нелюбимого сына от жены-вавилонянки, креатуры Саргона II, падение же Вавилона в стиле примирения со жречеством объяснялось «гневом богов, решивших его покинуть». Такие метания вызвали недовольство старших сыновей царя, Синаххериб был ими убит. Ассирийские и библейские источники единодушны — это «кара богов» (двойное кощунство — отцеубийство в храме, но тон источников оправдательный, не исключено, что и сам наследник причастен к нему).
Асархаддону (681—669 до н. э.) пришлось выступить в поход на Ниневию из западных областей, где он прибывал в опале. Братья бежали в горы, возможно в пределы Урарту, и получив оттуда военную помощь, пытались укрепиться в малоазиатских провинциях Ассирии. Но были разбиты Асархаддоном (680 до н. э.), следом — киммерийцы (679 до н. э.), что хоть и не привело малоазиатские области к покорности, но часть конников пошла на службу Ассирии. Ассархаддон, поддерживаемый матерью и жрецами, намеревался восстановить Вавилон. Его уцелевших жителей выкупали из рабства, начались походы против халдеев и Приморья (679—678 до н. э.), восстанавливался храм Мардука «Эсагила» (был заложен зиккурат «Этеменанки», «Вавилонская башня» позднейших легенд). Возвращалась статуя Мардука — история повторялась, но если одному из наследников Тукульти-Нинурты I пришлось это сделать под давлением извне (XII в. до н. э.
Асархаддон, в отличие от Синаххериба, был любящим отцом, сыновья Ашшурбанапал и Шамаш-шум-укин были назначены наследниками ассирийского и вавилонского престолов соответственно. Одногодки (близнецы, но скорее всего от разных жён), они не имели преимуществ старшинства, их старший брат умер. Ашшурбанапал (669—627 до н. э.) возможно не готовил себя к роли правителя и собирался стать верховным жрецом одного из божеств и был весьма образован, личного участия в походах он не принимал, значит имел хорошие отношения и с военными. В своём характере он умело сочетал черты отца и деда, поэтому устраивал многих в Ассирии. Найденные запросы к оракулам выдают в нём набожного фаталиста, каким был Асархаддон, а красочные, вполне вероятно составленные лично, анналы — жестокого Синаххериба. После года колебаний он выполнил волю отца и помог брату укрепиться в Вавилоне (668—648 до н. э.). К египетскому восстанию примкнули Палестина и Финикия, однако были разгромлены (667 до н. э.) и выступили в союзе против Египта, который был вновь покорён (667 до н. э.). Египет при XXV династии был конгломератом княжеств Дельты, Мемфиса, Фив и Куша, кушитским фараонам не удалось консолидировать их, вовлекая во ближневосточные авантюры. Ассирийцы поддержали эту раздробленность, привлекая некоторых ливийских вождей к наместничеству, но страна, где столь важна ирригация, экономически тяготела к единой власти, поэтому ни выступления кушитов (666—663 до н. э.), ни ассирийские гарнизоны, не смогли бы в итоге противостоять новому восстанию (655 до н. э.), теперь уже тех самых наместников. Кроме войны в наследство Ашшурбанапал получил мир с Урарту и Эламом, которым эламиты уже тяготились и разжигали недовольство в Вавилонии и Приморье. Шамаш-шум-укин тогда не примкнул к ним, верными Ассирии остались все важнейшие города, восставшие не смогли их взять и были разбиты при отступлении в Элам (663 до н. э.). Лидеры восстания и эламский царь Уртаки возможно были устранены военной разведкой Ашшурбанапала, но последовал антиассирийский переворот в Эламе. Распри были на руку расчётливому Ашшурбанапалу, родственники Уртаки бежали к нему (663 до н. э.), Те-Умман же был разбит (653 до н. э., эта задержка не позволила вернуть Египет), Элам был разделён и отдан проассирийским царевичам. Ранее был подавлен мятеж Тира и Арвада (662 до н. э.) и достигнут реванш на востоке, Манна снова стала вассальной (660 до н. э.), скифы получили в ней гегемонию. Вмешались (в 660-е до н. э.) ассирийцы и в войну против Фригии (а затем Лидии), которую начало Урарту. Руса II отступил, его союзники, киммерийцы, уничтожив Фригию, стали неуправляемы и угрожали Лидии (ранее зависимой от Фригии). В результате Лидия, Табал и Киликия признали зависимость от Ассирии (ок. 665—662 до н. э.) и получили помощь против киммерийцев. К 652 до н. э. на окраинах империи созрела новая антиассирийская коалиция. На сей раз её инициировал Шамаш-шум-укин, не совсем ясно что двигало им, честолюбие (официальные надписи и переписка 660—650-х до н. э., напротив, рисуют образ идеального союза братьев и их мирный труд) или обида (Вавилония была урезана до древней области Аккад), возможно дух мятежа проникал в Вавилон извне и номинальный его царь решил рискнуть, ведь ставкой по сути был не трон, а незадавшаяся жизнь. Но единственный шанс мятежников, генеральное сражение, был упущен, равно как и привлечение Урарту (столь широкий фронт не был замкнут). Союзники на западе (Египет, Иудея и др.) были нейтрализованы ассирийскими гарнизонами и верными вассалами (Моав и др., 652—650 до н. э.), Лидия — киммерийцами (по просьбе Ассирии, ок. 652 до н. э.), Мидия — скифами (ок. 653—652 до н. э.). Вавилоняне и арабы были разбиты и осаждены в столице (651 до н. э.), а один из эламских царей опоздал к битве и был разбит на подходе к Вавилону. Остальные эламиты, вавилоняне, халдеи и арамеи выжидали, в результате — распались, города Ниппур, Ур, Сиппар, Борсиппа и Куту переходили из рук в руки, только Вавилон и верный Ассирии Урук стойко держались в осадах. Оставшись в одиночестве, Вавилон пал (648 до н. э.), Шамаш-шум-укин покончил собой. Несмотря на зверства ассирийской армии, Ашшурбанапал почтил память брата, пощадил выживших, формально сохранил Вавилонское царство, назначив марионетку Кандалану (648—627 до н. э.), но полностью ликвидировал автономию и иммунитет от налогов. После нескончаемых переворотов и вторжений Ассирии (650—639 до н. э.) был уничтожен Элам.
Около 640 до н. э. мир был повсеместно восстановлен. Война же принесла не только добычу, но и как это бывало ранее (IXстала внешней[en], к которой подключилась наконец и сильная Мидия. На рубеже 620—610-х до н. э. ещё удавалось сдерживать Вавилонию (Урук пал в 616, Ниппур в 615 до н. э.) и Мидию (вероятно с помощью скифов), но их союз против Ассирии был неизбежен. Привлечение слабых вассалов Урарту и Манны, а также крайне не заинтересованных на тот момент в падении Ассирии Египта и скифов, положение спасти не могло. В 614 до н. э. пал Ашшур, Набопалассар и Киаксар скрепили союз династическим браком. А в 612 до н. э. пала и Ниневия, Син-шар-ишкун погиб. Мидия занялась покорением Манны, Урарту и остатков скифов, дойдя до пределов Лидии. А вавилонское войско двинулось на запад добивать остатки ассирийской армии, которые в Харране провозгласили нового царя Ашшур-убаллита II (612—605 до н. э.). Он не удержал Харран (610 до н. э.) под натиском вавилонян и подоспевших мидян, а союзный египетский авангард не смог отбить его (609 до н. э.). В генеральном сражении под Каркемишем фараон Нехо II и «царь» Ашшур-убаллит II потерпели сокрушительное поражение (605 до н. э.). Ассирия погибла, почти все её владения отошли Вавилону.
Последующая история |
Из древних ассирийцев погибли горожане, носители ассирийского диалекта аккадского языка. Сельские же жители, ещё быть может, за столетие до конца империи
Наследники Ассирии — Нововавилонская и Мидийская державы не просуществовали и одного века (по иронии судьбы, в самом конце Вавилон возглавили арамеи из Харрана с «ассирийским прошлым»). И вместе с Лидией и Позднеегипетским царством были поглощены Древнеперсидской империей. В этом и заключалась та зависимость древнего общества от подобных объединений, тормозивших прогресс в целом, но крайне важных для нормальной кооперации при древнем воспроизводстве, ведь соблазн контролировать его пересиливал любые сложности. Ассирия показала пример, которому следовали и далее. Мировые империи сменяли одна другую до Средневековья. Различались они лишь степенью терпимости в обществе и видами автономий внутри, без которых теряли устойчивость. Наиболее сбалансированной и долгоживущей из них оказалась Римская империя, с падением которой завершается эпоха древности в мировой истории.
Государственное устройство и правители |
Этот раздел не завершён. |
Правитель Ашшура носил титул ишшиаккум (аккадизация шумерского слова энси). Его власть была практически наследственной, но не полной. Он ведал почти исключительно делами религиозного культа и связанным с ним строительством. Ишшиаккум был также верховным жрецом (шангу) и военным вождём. Обычно он же занимал и должность укуллу, то есть, видимо, верховного землеустроителя и главы совета старейшин. Этот совет, называемый «домом города», пользовался в Ашшуре значительным влиянием, в его ведении было решение важнейших государственных дел. Члены совета именовали себя «лимму». Каждый из них поочерёдно выполнял в течение года функции управления (под контролем всего совета) и, видимо, возглавлял казначейство. По имени очередного лимму получал своё наименование год. (Поэтому лимму обозначают часто в современной науке греческим термином эпоним). Но постепенно состав совета всё больше замещался людьми, близкими к правителю. С усилением власти правителя значение органов общинного самоуправления падало. Хотя порядок выдвижения лимму сохранился и впоследствии, когда ишшиаккум превратился в настоящего монарха.
Династии |
В начале царского списка имеются неточные и наверняка неверные сведения. Первые «цари» являлись: либо племенными вождями ассирийцев и амореев, либо архаичными градоначальниками. В условиях 3-го тысячелетия до н. э., в эпоху военной демократии и общинного строя, иного быть не могло. Делались попытки синхронизировать правление отдельных названных поимённо правителей с царями и визирями Эблы и Аккада, но отсутствуют синхронные источники в самом Ашшуре. Первая условная династия правителей существовала до Ушпии. От его правления также не сохранилось источников, но последующие цари единодушно приписывают ему строительство главного храма бога Ашшура, единодушны и современные источники называющие его субарейцем или хурритом. Вероятность правления Ушпии и основания им новой династии весьма высока, она правила либо до III династии Ура, либо сразу после неё. Условную же «староассирийскую» династию основал Пузур-Ашшур I, от неё уже дошли собственные надписи. Она была свергнута амореями, чьи цари, начиная с предков Шамши-Адада I, ревностно включались в царский список, хотя их ставки в самом Ашшуре не было, здесь важно то, что период «аморейской» династии — первый имперский в истории Ассирии, престиж здесь перевесил истину. В это время постепенно зарождается вавилонская традиция давать имена царям в виде магической формулы (заклинания, короткой молитвы, клятвы) на аккадском языке, она обязательно включала имя одного из божеств, до этого имена были как правило односложными и представляли прозвища. Чрезвычайно долго правили Адасиды (с конца староассирийского, весь среднеассирийский, в начале новоассирийского периодов), которые и создали собственно царство. Различные источники склонны завершать её либо первым сыном Тиглатпаласара III в 722 до н. э., либо предшественником этого царя в 745 до н. э. Первое основывается на тех соображениях, что Тиглатпаласар III не назван ассирийскими источниками узурпатором и не перенёс столицу из Кальху. В то время как Саргон II своим именем «царь — истинен», переносом столицы в Дур-Шаррукин (не связанный с прошлым новый город), а также умалчиванием слов об отце, даёт повод усомниться в законности своего наследования, в этом случае новую династию иногда называют Саргонидами. Однако и Тиглатпаласар III умалчивает о предках, в Кальху он воздвиг новый дворец, а переносы столиц цари в целом проводили по политическим, а не династическим причинам (столицу менял и сын Саргона II), формально же Саргон II действительно не был назначен наследником, но будучи царским сыном и братом, он имел бы право на трон, а имя Саргон ранее носил и вполне законный правитель. В любом случае оба этих царя были выдающимися правителями и достойны назваться основателями «новоассирийской» династии, в факте смены которой сомневаться не приходится. Как и в иных древних империях (до времён античности и диадохов), династии в самой Ассирии древними источниками не выделялись, цари считали себя потомками всех правивших до них правителей.
Военное дело |
Этот раздел не завершён. |
Во время правления Тиглатпаласара III (745—727 гг. до н. э.) было реорганизовано ассирийское войско, ранее состоявшее из воинов, имевших земельные наделы. С этих пор основа армии состояла из обедневших земледельцев, вооружённых за счёт государства. Так возникло постоянное войско, носившее название «царский отряд», в который включались и пленные воины. Также имелся особый отряд воинов, охранявший царя. Численность постоянного войска так возросла, что некоторые походы Тиглатпаласар III осуществил, не прибегая к племенным ополчениям.
В ассирийском войске было введено единообразное вооружение. Солдаты применяли луки с металлическими наконечниками на стрелах, пращи, короткое копье с бронзовым наконечником, мечи, кинжалы, железные палицы. Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, ведущие осадные работы, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитого продолговатыми бронзовыми пластинками. Щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению — от легких круглых и четырёхугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железный топор. Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах.
Основным войском считался кисир. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу).
Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение — панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу обычно составляли два воина: лучник и щитоносец.
Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжеловооружённых воинов. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, ведущих бой под прикрытием тяжелых пехотинцев со щитами. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни.
Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы, которые начали использовать около 1100 года до н. э. В них были запряжены две-четыре лошади, а к кузову прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж её состоял из двух воинов — лучника и возницы, вооружённого копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против нерегулярных войск.
Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск — конницы и «инженерных» войск. Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IX веке до н. э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Однако конница ассирийцев была ещё нерегулярной и не вытесняла боевые колесницы.
Наследник престола при жизни отца традиционно возглавлял военную разведку, как наиболее ответственное ведомство.
Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны и катапульты для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства — бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты).
Финикийские мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер с острым носом для нанесения таранного удара судам противника. Гребцы в них располагались в два яруса. Корабли строились на Тигре и Евфрате и спускались в Персидский залив.
Религия |
Религия Ассирии мало отличалась от вавилонских верований. В Вавилон перешли все ассирийские молитвы, гимны, заклинания, мифологические сказания, которые достались по наследству ассирийцам от аккадцев. Священные места ассирийцев стали священными местами вавилонян.
Во главе ассирийского пантеона богов стоял бог Ашшур — покровитель Ассирийского царства, создавший не только всех богов, но и самого себя. В Ассирии получают распространение культы Иштар, как богини войны, и Раммана — сокрушителя врагов. Наряду с богами в Ассирии почитались также многочисленные духи земли и неба — ануннаки и игиги.
Космогония, как и учение о богах, вероятно, также подвергались значительным изменениям: творение мира приписывалось то одному, то другому богу. Например, о Бэле рассказывается, что он создал из первобытного хаоса небо и землю, светила, животных, а из смеси земли со своей кровью создал человека. С момента возвышения Мардука развитие получает миф о сотворении мира им. По мнению вавилонян, мир представляет собой три отдельных области: небо, землю и преисподнюю. Миф о происхождении мира с участием Мардука рассказывает о его борьбе с богиней Тиамат, олицетворявшей первобытный хаос. Он побеждает Тиамат и, завладев скрижалями судьбы, разрывает её пополам, а из её тела образовываются земля и небо.
Вера в загробное существование была достаточно ярко выражена, но получила, так же как у шумеров, весьма пессимистический характер. Темница, в которую заключены умершие, окружена семью стенами; ни один луч света не проникает в неё. Иногда упоминаются острова блаженных, где нет страдания, болезней и смерти, но достигнуть этих островов могут только редкие избранники.
Искусство и архитектура |
Этот раздел не завершён. |
Ассирия — воинственное государство, города которого укреплялись крепостными стенами с башнями.
Столицы — Дур-Шаррукин, Ниневия — были построены на искусственных платформах.
Стены дворцов были украшены рельефами со сценами охоты на львов и победоносных битв.
Культура Ассирии во многом следовала вавилонским традициям. Произведения вавилонской и шумерской литературы изучались в ассирийских храмах, школах и библиотеках. Летописи иногда напоминают исторические романы. Широко применялись такие литературные приемы, как пейзаж и портрет. Цари всегда описывались храбрыми и великодушными, а враги коварными и трусливыми. В искусстве преобладали военные сюжеты.
Язык и литература |
Этот раздел не завершён. |
Одним из важнейших литературных памятников древней Ассирии является «Поучение писца Ахикара», жившего в VIII—VII веках до н. э. и служившего при дворе царя Синахериба[1].
Быт и нравы |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
См. также |
- Ассириология
- Древние ассирийцы
Примечания |
↑ Балязин В. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия.. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — С. 16. — 848 с. — ISBN 5-224-00562-0.
Литература |
На русском языке |
Гордон Чайлд. Древнейший Восток в свете новых раскопок / Пер. с англ. М. Б. Граковой-Свиридовой. Под ред. В. И. Авдиева. — М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1956. — 384 с.: ил.
История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2004. — 896 с. — ISBN 978-5-02-018388-1.
Лессеэ Йорген. Древние ассирийцы. Покорители народов / Пер. с нем. А. Б. Давыдовой. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2012. — 272 с. — Серия «Загадки древних народов». — ISBN 978-5-9524-4985-5.
Масперо Гастон. Ассирия. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала / Пер. с франц. Е. Григорович. — М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1916. — 296 с.: ил.
Москати Сабатино. Древние семитские цивилизации. Вавилоняне, ассирийцы, хананеи / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-9524-5006-6.
Мочалов М. Ю. Древняя Ассирия. — М.: Ломоносовъ, 2014. — 240 с. — Серия «История. География. Этнография». — ISBN 978-5-91678-193-9.- Нуреев Р. М. Ассирия: вопросы управления военной державой // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 61—64. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
Рицца Альфредо. Ассирия и Вавилон / Пер. с итал. — Астана: Фолиант, 2016. — 208 с.: ил. — Серия «История и сокровища античной цивилизации». — ISBN 978-601-302-379-3.
Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. — М.: Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1979. — 248 с.
Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «АСТ», Астрель, Транзиткнига, 2003. — 576 с. — Серия «Классическая мысль». — ISBN 5-17-018173-6.- Ассирия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
На иностранных языках |
- Ascalone, Enrico. Mesopotamia: Assyrians, Sumerians, Babylonians (Dictionaries of Civilizations; 1). Berkeley: University of California Press, 2007 (paperback, ISBN 0-520-25266-7).
- Grayson, Albert Kirk: Assyrian and Babylonian Chronicles (ABC), Locust Valley, N.Y.; Augustin (1975), Winona Lake, In.; Eisenbrauns (2000).
- Healy, Mark (1991). The Ancient Assyrians. London: Osprey. ISBN 1-85532-163-7. OCLC 26351868. 7.
- Leick, Gwendolyn. Mesopotamia.
- Lloyd, Seton. The Archaeology of Mesopotamia: From the Old Stone Age to the Persian Conquest.
- Rosie Malek-Yonan (2005). The Crimson Field. Pearlida Publishing. ISBN 0-9771873-4-9. OCLC 2005906414.
- Nardo, Don. The Assyrian Empire.
- Nemet-Nejat, Karen Rhea. Daily Life in Ancient Mesopotamia.
- Oppenheim, A. Leo. Ancient Mesopotamia: Portrait of a Dead Civilization.
- Parpola, Simo (2004). «National and Ethnic Identity in the Neo-Assyrian Empire and Assyrian Identity in Post-Empire Times» (PDF). Journal of Assyrian Academic Studies 18 (2).
- Roux, Georges. Ancient Iraq. Third edition. Penguin Books, 1992 (paperback, ISBN 0-14-012523-X).
- Saggs, H. W. F., The Might That Was Assyria, ISBN 0-283-98961-0
- Virginia Schomp (2005). Ancient Mesopotamia: The Sumerians, Babylonians, and Assyrians. New York: Scholastic Library Pub. ISBN 0-531-16741-0. OCLC 60341786.
- Spence, Lewis. Myths and Legends of Babylonia and Assyria.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Ассирия на Викискладе |
Популярная статья об Ассирии.
Армяно-Греко-Ассирийский СОЮЗ.