Прам







44-пушечный прам, построенный на судовой верфи города Таврова.




Чертёж прама Н. Витсена, 1671 года.


Прам (нидерл. praam — плоскодонное судно и дат. pram — баржа) — крупное плоскодонное артиллерийское парусно-гребное судно, применявшееся в качестве плавучей батареи[1][2].


Также в России прамами называли вспомогательные плоскодонные суда, использовавшиеся для конопачения судов, перевозки грузов и других портовых работ[3][4][5], а в Голландии речные плоскодонные грузовые суда (нидерл.)[6][7].


Полупрам — плоскодонное парусно-гребное судно, отличавшееся от прама меньшими размерами и меньшей мощностью артиллерийского вооружения[8][9].




Содержание






  • 1 Описание судна


  • 2 Использование судна


  • 3 Примечания


  • 4 Литература





Описание судна |


Крупное плоскодонное парусно-гребное трехмачтовое судно. На прамы устанавливалась мощная артиллерия, располагавшаяся в закрытой батарее, и состоявшая в различное время от 18 до 44 пушек крупного калибра. Иногда на прамы устанавливались гаубицы, единороги и мортиры. За счёт малой осадки могли использоваться на мелководье[10]. При этом отличались плохой манёвренностью и практически не могли двигаться без помощи буксира[11][12].


Российский историк В. Ф. Головачев в своей книге «Действия русского флота во время войны России со Швецией в 1788–1790 годах» так описывает суда данного типа[13]:.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}



Прамы — четырёхугольные неуклюжие ящики, имевшие двухъярусную батарею и до 40 орудий большого калибра. Но они были знамениты своей неповоротливостью и даже во время малого ветра могли следовать не иначе, как на буксире.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}



Использование судна |


Впервые прамы появились в Швеции во 2-й половине XVII века и предназначались для бомбардировки крепостей и укреплённых пунктов противника в прибрежных районах и на реках[1][7].


В Российском флоте суда данного типа впервые появились в XVIII веке, в первые годы Северной войны. Длина российских прамов достигала 35 метров, ширина — 11 метров, а осадка — 3 метров. Также к концу XVIII века для Балтийского флота было построено несколько полупрамов, отличавшихся вдвое меньшей осадкой при той же длине и ширине. В составе флота прамы прослужили до конца XVIII века, пока в 1790-х годах не были заменены на более маневренные плавучие батареи[14][15].



Примечания |





  1. 12 Чернышёв, 2002, с. 242.


  2. А. Б. Широкорад, 2007, с. 180—181.


  3. Н. И. Епишкин, 2010.


  4. Даль, 1880—1882.


  5. А. Н. Чудинов, 1910.


  6. Морской Энциклопедический Словарь, 1991.


  7. 12 Прам (рус.). Корабел.ру. Проверено 21 ноября 2014.


  8. Чернышёв, 2002, с. 250.


  9. А. Б. Широкорад, 2007, с. 183.


  10. Боевая летопись русского флота, 1948, с. 451.


  11. Ф. Ф. Веселаго, 2009, с. 219.


  12. А. 3. Мышелавский, 1896, с. 87.


  13. В. Ф. Головачев, 1871.


  14. Прамы (рус.). «Военная Россия». Проверено 21 ноября 2014.


  15. Прамы (рус.). randewy.ru. Проверено 21 ноября 2014.




Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «прам»


Литература |



  • Прам // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

  • Морской Энциклопедический Словарь / Под ред. академика Н. Н. Исанина. — 1991. — Т. 2.

  • Епишкин Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. — 2010.

  • Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. — 1910.

  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.

  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.

  • Головачев В. Ф. Действия русского флота во время войны России со Швецией в 1788–1790 годах. — С-Пб., 1871. — Т. 1.

  • Боевая летопись русского флота / Под ред. Н. В. Новикова. — М.: Военное издательство Министерства вооружённых сил СССР, 1948. — 490 с. — 55 000 экз.

  • Геманов В. С. История Российского флота.. — 2-е изд., дополненное, исправленное учебное пособие для курсантов и слушателей всех специальностей морских учебных заведений.

  • Веселаго Ф. Ф. Краткая история русского флота. — М.: Издательский дом «Вече», 2009. — 432 с. — 55 000 экз. — ISBN 978-5-9533-4195-0.

  • Мышелавский А. З. Петр Великий. Война в Финляндии в 1712—1714 годах. — С-Пб.: Военная типография, 1896.









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)