Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
































Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
MVRrw token.jpg
Годы работы
1869—1918 годы
Страна
Россия
Город управления
Санкт-Петербург
Состояние
вошла в состав нескольких дорог СССР
Подчинение
«Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги»
Протяжённость
2640 км (1913 год)
Commons-logo.svg Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога на Викискладе

Моско́вско-Винда́во-Ры́бинская желе́зная доро́га — частная железная дорога на северо-западе России, построенная в 1870—1904 годах.




Содержание






  • 1 История создания


  • 2 Названия


  • 3 Основные линии


  • 4 Инфраструктура


  • 5 Документы


  • 6 Примечания


  • 7 Литература





История создания |


Акционерное общество Рыбинско-Бологовской железной дороги было основано в 1869 году. На момент открытия движения (4 июня 1870 года), длина путей составляла около 280 вёрст. В дальнейшем, активно расширяло свою деятельность в направлении Северо-Запада, за счёт строительства новых линий на территориях современных России, Беларуси, Латвии.


К началу XX века, общество превратилось в одну из крупнейших железнодорожных компаний империи, с годовым доходом в миллионы рублей[1].


В 1911 году состоялась Царскосельская юбилейная выставка, на которой комплекс железной дороги был выделен в отдельный павильон[2]. В 1909 году вышел альбом гражданских сооружений этой железной дороги, в котором представлены история строительства, фотографии и чертежи Виндавского (ныне Рижского) и нового здания Царскосельского (ныне Витебский) вокзалов[3].



Названия |


На протяжении своего существования неоднократно меняла название:



  • с 1869 года — Рыбинско-Бологовская железная дорога

  • с 1895 года — Рыбинская железная дорога,

  • с 1897 года — Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога.


В сентябре 1918 года железная дорога национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения.



Основные линии |




  • Санкт-Петербург — Павловск (1837, Царскосельская железная дорога передана в 1899 году)


  • Рыбинск — Медведево, с соединительной ветвью к железной дороге Санкт-Петербург — Москва (движение открыто в 1870 году)


  • Чудово — Новгород — Старая Русса (1878, Новгородская узкоколейная железная дорога передана в 1895 году)


  • Медведево — Бологое — Псков (1897)


  • Савелино (Сонково) — Кашин (1898)


  • Савелино — Красный Холм (1899)


  • Москва — Виндава (1898—1901)


  • Дно — Новосокольники (1901)


  • Царское Село — Дно (1904)


  • Новосокольники — Витебск (1904)


  • Крейцбург — Туккум (1904)


  • Псков — Нарва (1915—1916).


  • Новгород — Батецкая (1916—1917)


  • Луга — Батецкая (1922—1923)



Инфраструктура |


По данным на 1913 год, протяжённость дороги составляла 2475 вёрст, на дороге было 860 искусственных сооружений (в том числе 692 моста, 49 станций, 13 разъездов, 8 остановочных пунктов, 50 пунктов водоснабжения, 4 железнодорожные мастерские), в состав подвижного состава входили 411 паровозов, 572 пассажирских и 11 490 товарных вагона.


Железной дорогой были построены Виндавский (Рижский) вокзал в Москве, портовые сооружения в Виндаве (Вентспилс), железнодорожное училище в Великих Луках, школы, больницы и библиотеки.





Документы |




Реклама услуг жел. дороги (1901 год)



  • РГИА, ф. 446, оп. 2, д. 2. № 95. 20 июня 1872 г. Высочайший указ «Об отчуждении земель под устройство Рыбинско-Бологовской дороги».

  • РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 17. Доклад № 53. 3 июня 1870 г. «Об утверждении плана направления Рыбинско-Бологовской дороги».

  • РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 17. Доклад № 56. 6 июня 1870 г. «Об открытии движения на Рыбинско-Бологовской ж. д. 4-го июня».

  • РГИА, ф. 268, оп. 3, д. 524. «О расширении предприятия общества Рыбинско-Бологовской ж. д. с переименованием его в общество Рыбинской ж. д.» 1895—1896 гг.

  • РГИА, ф. 1287, оп. 7, д. 2397. «Об особом совещании при МФ для обсуждения вопроса о предоставлении обществу Рыбинско-Бологовской ж. д. права постройки железнодорожного пути от г. Пскова до ст. Бологое и о передаче названному обществу Новгородской ж. д.» 1895 г.

  • РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 6. Доклад № 249. 28 ноября 1897 г. «Об открытии движения на участке Псков — Бологое Рыбинско-Бологовской ж. д.»

  • РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 9. Доклад № 233. 9 октября 1898 г. «Об открытии движения на железнодорожной линии Савелино — Кашин Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д.»

  • РГИА, ф. 273, оп. 11, д. 26. «О передаче Царскосельской ж. д. в ведение Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д.» 1899 г.

  • РГИА, ф. 446, оп. 31, д. 3. Доклад № 214. 17 сентября 1901 г. «Об открытии движения на линии Москва — Крейцбург, Туккум — Виндава и Дно — Новосокольники Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д.»

  • РГИА, ф. 446, оп. 31, д. 12. Доклад № 174. 8 октября 1904 г. «Об открытии движения на участках Петербургско-Витебской железной дороги (Царское Село — Дно и Новосокольники — Витебск)».

  • РГИА, ф. 515, оп. 12, д. 199. "Об отпуске средств на постройку железнодорожной линии Псков — Нарва (Московско-Виндаво-Рыбинская ж. д.)

  • РГИА, ф. 274, оп. 2, д. 1454. «Постройка ж. д. линии Псков — Нарва». 1915—1916 гг.



Примечания |





  1. Общество Рыбинско-Бологовской железной дороги


  2. Царскосельская юбилейная выставка (неопр.).


  3. Альбом гражданских сооружений Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (рус.). — 1909-01-09.




Литература |



  • Отчёт по сооружению Московско-Виндавской ж. д. Линии: Москва — Крейцбург, Туккум — Виндава, Дно -Новосокольники; ст. Москва II Сортировочная, соединительные ветви в Москве, а также элеватор и порт в Виндаве. Часть 2. — СПб., 1905.

  • Отчёт по сооружению линии Крейцбург (Зилан) — Туккум. — СПб., 1907.

  • Альбом гражданских сооружений Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. — СПб., 1908.

  • Тыловой военно-санитарный поезд № 66 Московско-Виндаво-Рыбинской жел. дор. — Пг.: тип. 1-й Петрогр. труд. артели, 1914.

  • Вестник Петроградской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. — Пг., 1919.




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)