Империя Тимуридов























































Империя в Средней Азии
Империя Тимуридов
Turan (توران, перс. گورکانیان‎‎)








Флаг
Флаг


Девиз: «راستى رستى
Rāstī rastī
"Сила - в справедливости!"[1]»


Timurid Dynasty 821 - 873 (AH).png
Государство Тамерлана



← Flag of Chagatai khanate.jpg
← Flag of None.svg
← Golden Horde flag 1339.svg


Bandera de Khiva abans 1917.svg →
War flag of Khanate of Bukhara.svg →
Safavid Flag.svg →
Fictional flag of the Mughal Empire.svg →


1370 год — 1507 год


Столица

Самарканд (1370-1405), (1469-1500)


Герат (1405-1507)

Язык(и)



  • персидский (официальный и придворный язык; высокая литература; лингва франка)[2]

  • чагатайский



Религия
ислам (суннизм)[3][4]
Площадь
4 600 000 км² (1405)
Форма правления
абсолютная монархия (эмират)
Династия
Тимуриды
Великий эмир
 • 1370—1405
Тамерлан (первый)
 • 1506–1507
Бади аз-Заман Мирза (последний)

Империя Тимуридов (گورکانیان‎ Timuriyān; самоназвания: Туран[5] (توران), Мавераннахр[6]) — империя, включающая современный Иран, Кавказ, Месопотамию, Афганистан, большую часть Средней Азии, а также части современного Пакистана, Сирии. Согласно ряду источников, династия Тимуридов имеет тюрко-монгольское происхождение[7][8][9][10]. По версии шиитских авторов, правящая династия Тимуридов также называлась Gurkani[11][12].




Содержание






  • 1 Официальное название государства


  • 2 Официальные языки государства


  • 3 Религия


  • 4 Столицы


  • 5 Символика


  • 6 Выпуск монет


  • 7 Ибн Арабшах о тюркском происхождении Тимуридов


  • 8 Управление


  • 9 История


  • 10 Ренессанс


  • 11 Тимуриды-поэты


  • 12 Армия


  • 13 Примечания


  • 14 Ссылки





Официальное название государства |


Историк Тимуридов, Шараф ад-дин Али Йазди отмечал, что название страны Амир Тимура называлось Туран.[13]
В Карсакпайской надписи 1391 года, сделанной уйгурским письмом на чагатайском языке, Тимур приказал выбить название своего государства: Туран[14]. В оригинале выбито, в частности «…султан Турана Тимур-бек поднялся с тремя сотнями тысяч войска за ислам на булгарского хана Токтамыш-хана..» (Туроннинг султони Темурбек уч юз минг черик бирла ислом учун Туктамиш хон булгар хонига юриди…).[15]



Официальные языки государства |


В государствах Тимуридов в документации использовались только два языка: персидский и тюркский[16]. Тюркский язык был родным для Тимуридов.[17] Нефритовая чаша Улугбека (с ручкой в виде надкусывающего край льва) хранится в Британском музее и на ней выгравирована надпись на тюркском языке (Карами Хакка нихоят йукдур), что означает «Щедрость Бога бесконечна».[18] Персидский историк Мирхонд передает подробный рассказ со слов провожавшего Улугбека хаджи Мухаммед-Хисрау. В частности он сообщает "…Улугбек посмотрел на огонь и сказал по-тюркски: Сен хам бильдин («ты тоже узнал»)…[19]


Последний Тимурид Мавераннахра Захираддин Мухаммад Бабур — выходец из города Андижан, писал в своих мемуарах: «Жители Андиджана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным».[20] «Мемуары Бабура написаны на той разновидности турецкого языка, которая известна под названием тюркского языка, являющегося родным языком Бабура», — писал английский востоковед Е. Дениссон Росс.[21]



Религия |


В государствах Тимуридов государственной религией считался ислам. Почти все Тимуриды имели мусульманских суфийских духовных наставников. У Амир Темура было несколько наставников: Мир Сайид Барака, Саид Кулял. У деда Бабура Абу Саида духовным покровителем был Ходжа Ахрар.



Столицы |


При Амир Темуре (1336—1405) столицей был город Самарканд, при Шахрухе было две столицы: Самарканд и Герат. Первый ритуал коронации проходил в Балхе, а затем с 1405 года стал проводиться в Самарканде.



Символика |


В качестве символа государства Тимуридов обычно называют «три соединенных круга», причем сам флаг был синим, а круги серебряными[22]. Также упоминаются штандарты с золотым полумесяцем[23]. Главным духовным наставником Тимура потомком пророка Мухаммеда, шейхом Мир Сейид Береке были вручены Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда он пришёл к власти в 1370 году.



Выпуск монет |


Тимур и его потомки выпускали монеты в более чем 40 городах, Мирзо Улугбек выпускал монету-танга, где помимо тамги Темура в виде трех колец, была тюркоязычная надпись: «Духовным покровительством Темура гурагана, Улугбек гураган, мое слово»[16]



Ибн Арабшах о тюркском происхождении Тимуридов |


Ибн Арабшах подчеркивает тюркское происхождение Тимура и его окружения. Он пишет: «Сколько было у арабов племен и колен, столько же было и у тюрков. Каждый из вышеупомянутых визирей, являясь представителями одного племени, были светочью мнений и освещали свод умов своего племени. У одного племя назывался арлат, второго — жалаир, третьего — кавчин, четвертого — барлас. Темур был сыном четвертого племени».[24]



Управление |


Империя Тимуридов представляла собой мусульманскую монархию, глава которой носил имя эмир. Распоряжения эмира назывались фармāном. Главе государства помогал Высший государственный совет, где правой рукой эмира был «амир-и-диван». Регионы (Вилайет) управлялись наместниками вали. Судебная система была шариатской, где правосудие вершили кади.
Управление областями доверялось как военачальникам Тимура из разных тюркских племен, так и представителям его семьи в лице детей и внуков. Современный исследователь из Принстонского университета Сват Соучек (Svat Soucek) в своей монографии про Тимура считает что «Родным языком Тимура был тюркский (чагатайский), хотя, возможно, в некоторой степени он владел и персидским благодаря культурному окружению, в котором жил. Он практически точно не знал монгольского, хотя монгольские термины не совсем ещё исчезли из документов и встречались на монетах»[25].


В числе племен пользовавшихся доверием Тимура упоминаются тюркизированные роды монгольского происхождения[26][27]. Из рода дулат происходил пользовавшийся полным доверием Тимура эмир Давуд. Среди особенно близких Тимуру эмиров упоминаются, однако, не только барласы, но и представители других родов; одним из них был Акбуга из рода найман[28].



История |


Империя Тимуридов образовалась на территории современных республик: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана, Туркменистана, Ирана, Афганистана, Пакистана, северной Индии, Ирака и Азербайджана. В 1370 году в Балхе состоялся курултай, избравший Тамерлана эмиром Турана. Ядром государства стали территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и северного Афганистана. В 1376 году Империя Тамерлана поглощает Хорезм, а в 1384 — Сеистан и Забулистан (юго-западный Афганистан). К 1393 году юго-западные владения Тамерлана достигают Багдада. В 1395 году его войско предпринимает поход против Золотой Орды (Дешт-и-Кипчак), а в 1398 году против Делийского султаната. В 1401 войска Тамерлана захватывают Дамаск, а в 1402 году наносят поражение турецкому султану, в результате которой в Самарканд привозят трофейный Коран Усмана.


После смерти Тамерлана в 1405 году в столице страны Самарканде воцарился его внук Халиль-Султан, который не смог удержать власть и отдал её в 1409 году своему дяде Шахруху, резиденцией которого стал афганский Герат. В этот период от империи Тимуридов отпали территории Ирака (1405) и Азербайджана (1408). Самарканд был назначен в удел сыну Шахруха Улугбеку. Лишь после смерти Шахруха в 1447 году Улугбек вернул Самарканду звание столицы империи. Однако в 1449 году Улугбека сверг его собственный сын Абд ал Латиф.


Начавшуюся междоусобицу смог остановить тимурид Абу-Сеид, власть которого распространялась на территории Узбекистана и северного Афганистана. Именно он пригласил в Узбекистан кочевых (номинальных) узбеков Абу-л-Хайра. На западе (на территориях Ирана и Азербайджана) продолжалась война с туркменскими объединением Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. При преемниках Абу-Сеида империя Тимуридов разделилась на две части: Мавераннахр — столица Самарканд и Хорасан со столицей в Герате.


В 1501 году выходец из улуса Джучи — Шейбани захватывает Самарканд, вытесняя из него последнего тимурида Бабура. В 1504 году войско Бабура захватило Кабул[29], откуда он предпринимает завоевание Индии (Битва при Панипате) и учреждает империю Великих Моголов.



Ренессанс |



Тимуриды Турана покровительствовали наукам и искусствам. Строятся мраморные купольные мавзолеи (Гур Эмир, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссеви, Аксарай, Чашма-Айюб), мечети (Биби-ханым), медресе (медресе Улугбека), китабхане и даже Обсерватория Улугбека. Высокого уровня достигает поэзия (Лутфи, Алишер Навои), которая пронизана идеями суфизма (тарикат Яссавия (Мир Сайид Береке), Накшбандия, шейх Джами) и повествует о всепоглощающей любви. Широкую известность приобретает искусство миниатюры (гератская школа Бехзада). Вместе с тем развивается историческая наука (Хафизи Абру), математика (Аль-Каши) и астрономия Мирзо Улугбек и (Кази-заде ар-Руми).



Тимуриды-поэты |


Многие Тимуриды писали стихи, в основном на родном тюркском, а также на персидском языках. В числе известных Тимуридов-поэтов можно назвать: Мирзо Улугбека, Султан Хусейна Байкару, Бабура.



Армия |



В период своего могущества армия Тимуридов могла выставить до 200 тыс. солдат. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи (хазары) и дивизии (тумэны). Среди воинских званий были эмиры, сардары, юз-баши. Еще у Тимура при осаде Урганча в 1379 году появились первые пушки, а ко времени Бабура, благодаря туркам-османам, у тимуридов появляется огнестрельное оружие (пушки, пищали), которое было закуплено в Османской империи[30].



Примечания |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}







  1. Subtelny, Maria E. Timurids in Transition: Turko-Persian Politics and Acculturation in Medieval Iran. — Brill, 2007. — P. 260. — ISBN 978-9004160316.




    • Manz, Beatrice Forbes (1999). The Rise and Rule of Tamerlane. Cambridge University Press, p.109. ISBN 0-521-63384-2. Limited preview в «Книгах Google». p.109. .mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}




      « "In almost all the territories which Temür incorporated into his realm Persian was the primary language of administration and literary culture. Thus the language of the settled 'diwan' was Persian."
      »


    • B.F. Manz, W.M. Thackston, D.J. Roxburgh, L. Golombek, L. Komaroff, R.E. Darley-Doran. "Timurids" Encyclopaedia of Islam "Brill Publishers" 2007;




      « "During the Timurid period, three languages, Persian, Turkish, and Arabic were in use. The major language of the period was Persian, the native language of the Tajik (Persian) component of society and the language of learning acquired by all literate and/or urban Turks. Persian served as the language of administration, history, belles lettres, and poetry."
      »



    • Bertold Spuler. CENTRAL ASIA v. In the Mongol and Timurid Periodse (англ.). Encyclopaedia Iranica. Проверено 14 сентября 2017.





      « ... Like his father, Olōğ Beg was entirely integrated into the Persian Islamic cultural circles, and during his reign Persian predominated as the language of high culture, a status that it retained in the region of Samarqand until the Russian revolution 1917... Ḥoseyn Bāyqarā encouraged the development of Persian literature and literary talent in every way possible...) »


    • Robert Devereux (ed.) "Muhakamat Al-Lughatain (Judgment of Two Languages)" Mir 'Ali Shir Nawāi; Leiden, "E.J. Brill" 1966:




      « ...Nawa'i also employs the curious argument that most Turks also spoke Persian but only a few Persians ever achieved fluency in Turkic. It is difficult to understand why he was impressed by this phenomenon, since the most obvious explanation is that Turks found it necessary, or at least advisable, to learn Persian – it was, after all, the official state language – while Persians saw no reason to bother learning Turkic which was, in their eyes, merely the uncivilized tongue of uncivilized nomadic tribesmen.) »


    • David J. Roxburgh. The Persian Album, 1400-1600: From Dispersal to Collection. Yale University Press, 2005. pg 130:




      « "Persian literature, especially poetry, occupied a central in the process of assimilation of Timurid elite to the Perso-Islamicate courtly culture, and so it is not surprising to find Baysanghur commissioned a new edition of Firdawsi's Shanama »





  2. Maria Subtelny. Timurids in Transition: Turko-Persian Politics and Acculturation. — С. 201.


  3. Christine Caldwell Ames. Medieval Heresies: Christianity, Judaism, and Islam. — С. 269.


  4. НАДПИСЬ ТИМУРА 1391 г.


  5. Чехович О. Оборона Самарканда в 1454 году // Общественные науки в Узбекистане, № 4. 1960, с.37-38


  6. Josef W. Meri. Medieval Islamic Civilization: Volume 1. — New York, London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2005. — 1088 с.


  7. Timurid dynasty | Asian history (англ.), Encyclopedia Britannica. Проверено 29 октября 2018.


  8. On this day in history - Tamerlane - History Hop (англ.), History Hop. Проверено 29 октября 2018.


  9. Великие империи мира (неопр.). www.plam.ru. Проверено 29 октября 2018.


  10. Muzaffar Husain Syed, Syed Saud Akhtar, B.D. Usmani. Concise History of Islam. — New Delhi, India: Vij Books India Pvt Ltd, 2011-09-14. — С. 197. — 610 с. — ISBN 9789382573470.


  11. Amitav Ghosh, Amitav. Imam & the Indian, The (PB). — Penguin Books India, 2008. — С. 103. — 380 с. — ISBN 9780143068730.


  12. Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме. Книга побед Амира Темура. Ташкент. Изд-во журнала "SAN'AT". 2008, с.254


  13. НАДПИСЬ ТИМУРА 1391 г.


  14. Григорьев А. П., Телицин Н. Н., Фролова О. Б. Надпись Тимура 1391 г. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки, Вып. XXI. СПб. СПбГУ. 2004, с.24


  15. 12 Б. Д. Кочнев МОНЕТНОЕ ДЕЛО В ГОСУДАРСТВЕ АМИРА ТЕМУРА И ТЕМУРИДОВ //Общественные науки в Узбекистане, 1996, No 7-10, с. 75-82


  16. B. F. Manz; W. M. Thackston; D. J. Roxburgh; L. Golombek; L. Komaroff & R. E. Darley-Doran (2007), "Timurids", Encyclopaedia of Islam (Online ed.), Brill Publishers 



  17. British Museum - cup


  18. Бартольд В. В. Сочинения, Т.2, Ч.2. — М.,1964, с.158-159


  19. Бабур-наме. Перевод М.Салье. Ташкент. Главная редакция энциклопедий. 1992. с.30-31


  20. Кембриджская история. Том IV, глава 1. — Кембридж. 1922—37


  21. Флаг Империи Тимура — синий флаг с тремя серебряными кругами


  22. Тимур Великолепный


  23. Ибн Арабшах. История амира Темура. Ташкент. Институт истории народов Средней Азии имени Махпират. 2007, с.27


  24. Svat Souček. A History Of Inner Asia. — Cambridge University Press, 2000. — С. 123. — ISBN 0-521-65169-7.


  25. Лекция 11. Василий Бартольд. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека. С. 165—169 (рус.). historylib.org. Проверено 29 октября 2018.


  26. Philip's Atlas of World History, Concise Edition / Patrick O'Brien. — London: Institute of Historical Research, University of London, 2007. — С. 99. — 312 с. — ISBN 978 0540 08867 6. — ISBN 0540 08867 6.


  27. Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. — Алматы: Жалын, 1993. — С. 165—169. — 192 с. — ISBN 5-610-01145-0.


  28. ВОЙНЫ ГОСУДАРСТВА ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ (XVI—XVII века)


  29. Россия и Афганистан, ноябрь 1512 года




Ссылки |




  • Жан-Поль Ру. Тамерлан (недоступная ссылка)

  • ТИМУР И ТИМУРИДЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

  • Тимуриды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)