Дона-Шлодин, Николаус цу
Николаус бургграф унд граф цу Дона-Шлодин | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Nikolaus Burggraf und Graf zu Dohna-Schlodien | |||||||
Дата рождения | 5 апреля 1879(1879-04-05) | ||||||
Место рождения | Мальмиц, провинция Силезия, Пруссия, Германская империя | ||||||
Дата смерти | 21 августа 1956(1956-08-21) (77 лет) | ||||||
Место смерти | Байербах, Германия | ||||||
Принадлежность | Германская империя | ||||||
Род войск | Императорские военно-морские силы | ||||||
Годы службы | 1896—1919 | ||||||
Звание | Фрегаттен-капитан | ||||||
Командовал | вспомогательный крейсер «Мёве» | ||||||
Сражения/войны | Ихэтуаньское восстание
| ||||||
Награды и премии | |||||||
Связи | адъютант Вильгельма II | ||||||
В отставке | торговец | ||||||
Николаус бургграф унд граф цу Дона-Шлодин на Викискладе |
Граф Николаус цу Дона-Шлодин (нем. Nikolaus Burggraf und Graf zu Dohna-Schlodien, 5 апреля 1879 — 21 августа 1956) — германский морской офицер и мемуарист из дворянского рода Дона. Известен как командир вспомогательного крейсера «Möwe», успешно действовавшего во время Первой мировой войны.
Содержание
1 Биография
2 Первая мировая война
2.1 Командир вспомогательного крейсера «Möwe»
3 Послевоенная судьба
4 Публикации
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Биография |
Николаус цу Дона-Шлодин родился 5 апреля 1879 года в силезском городе Мальмиц (ныне Маловице, Польша) в семье Альфреда и Маргарет цу Дона-Шлодин.
В 1896 году поступил на службу в германский военно-морской флот. В 1899 году получил звание лейтенанта (нем. Leutnant zur See), в 1902 году — старшего лейтенанта (нем. Oberleutnant zur See). В 1901—1902 годах служил на канонерской лодке «Tiger», действовавшей в Восточной Азии. В 1910—1912 годах командовал канонерской лодкой «Tsingtau». В 1913 году назначен штурманом на линкор «Posen» и произведён в чин корветтен-капитана (нем. Korvettenkapitän).
Первая мировая война |
Этот раздел не завершён. |
Командир вспомогательного крейсера «Möwe» |
21 сентября 1915 года[1] Дона-Шлодин получил приказ найти подходящее судно и переоборудовать его во вспомогательный крейсер, способный также действовать в качестве минного заградителя.
Выбор пал на транспорт-банановоз «Pungo» (4788 брт), получивший новое имя — SMS Möwe (нем. Möwe — чайка). Судно вооружили четырьмя 150-мм и одним 105-мм орудиями, двумя 500-мм торпедными аппаратами. Кроме того, на борт были погружены 500 морских мин[1].
Первоначальной задачей корабля была постановка минных заграждений, и только после её выполнения капитан мог заняться рейдерскими операциями.
«Мёве», замаскированный под шведский пароход, покинул Киль 15 декабря 1915 года.
4 марта 1916 года крейсер вернулся в порт, имея на счету 13 паровых и 1 парусное судно, а также устаревший британский линкор «King Edward VII», погибший на минах, выставленных рейдером у северного побережья Шотландии. Два судна были захвачены в качестве призов и отправлены в Германию. Общий тоннаж потопленных судов составил 159400 тонн[1].
22 ноября 1916 года крейсер вышел во второй поход, окончившийся 22 марта 1917 года. Результатом похода стали 27 потопленных судов общей вместимостью 127707 тонн.[1]
Благодаря усилиям германской военной пропаганды, корабль и его команда получили известность и популярность среди населения страны.
Командир корабля был награждён Железными крестами 1 и 2 классов, высшим прусским военным орденом «Pour le Mérite» с дубовыми листьями[1], баварским военным орденом Максимилиана Иосифа, саксонским военным орденом Святого Генриха, вюртембергским орденом «За военные заслуги» и баденским орденом Карла-Фридриха за военные заслуги, ольденбургским крестом Фридриха Августа 1 класса, рыцарским крестом 1 класса ордена Белого Сокола дома Саксен-Веймар, медалями.
Кроме того, граф Николаус цу Дона-Шлодин был назначен на почётную должность морского адъютанта кайзера Вильгельма II.
Послевоенная судьба |
После войны командовал отрядом фрайкора «Möwe», участвуя в этом качестве в подавлении Силезского восстания.
В 1919 году вышел в отставку и занялся торговлей в Гамбурге, в 1930-х переехал в Байербах, где и умер в 1956 году в возрасте 77 лет.
Публикации |
S. M. S. Möwe. Perthes, Gotha 1916
Der Möwe zweite Fahrt. Perthes, Gotha 1917
Der Möwe Fahrten und Abenteuer. Erzählt von ihrem Kommandanten. Perthes, Stuttgart 1927
Примечания |
↑ 12345 Галыня В. А. Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО. — 2009. — С. 8.
Литература |
- Галыня Виктор Анатольевич. Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине. — М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — 192 с. — ISBN 978-5-699-38274-3.
Ссылки |
Краткая биография, фото на сайте knerger.de (нем.)
Graf Dohna und seine «Möwe» (англ.) (1917). Проверено 1 января 2011. — германский пропагандистский фильм об SMS Möwe.
Для улучшения этой статьи желательно: |
В другом языковом разделе есть более полная статья Nikolaus Graf zu Dohna-Schlodien (нем.). |