Никиш, Артур
Артур Никиш Artúr Nikisch | |
---|---|
Основная информация | |
Дата рождения | 12 октября 1855(1855-10-12) |
Место рождения | Лебеньсентмиклош, Австрийская империя |
Дата смерти | 23 января 1922(1922-01-23) (66 лет) |
Место смерти | Лейпциг |
Похоронен |
|
Страна | Венгрия |
Профессии | Дирижёр, исполнитель, композитор |
Инструменты | Фортепиано, скрипка |
Жанры | классическая музыка |
Лейблы | Deutsche Grammophon |
Аудио, фото, видео на Викискладе |
А́ртур Ни́киш (венг. Nikisch Artúr; 12 октября 1855, Лебеньсентмиклош, Венгрия — 23 января 1922, Лейпциг) — венгерский дирижёр, один из основоположников современной школы дирижирования.
Содержание
1 Биография
2 Творчество
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
Биография |
Артур Никиш родился в семье отца-моравца и матери-венгерки. Проявив в раннем возрасте хорошие музыкальные способности, он обучался сначала частным образом, а затем в Венской консерватории по классам скрипки у Йозефа Хельмесбергера и композиции — у Дессофа. Никиш также достиг большого мастерства в игре на фортепиано и неоднократно получал различные награды за собственные сочинения, но основным его инструментом стала скрипка. Был скрипачом оркестра Придворной оперы, а с 1874 года, после окончания консерватории, скрипачом Придворной капеллы, — оркестров, которыми в разное время дирижировали Иоганнес Брамс, Ференц Лист, Джузеппе Верди, Иоганн Хербек и другие известные музыканты. Никиш принимал участие в первом исполнении Второй симфонии Антона Брукнера под управлением автора; в 1872 году в Байройте участвовал в исполнении Девятой симфонии Бетховена в связи с началом строительства Байройтского театра, дирижировал оркестром Рихард Вагнер[1].
В 1878 году Никиш получил место второго дирижёра в Лейпцигском оперном театре, а год спустя стал его главным дирижёром. С этого времени началась дирижёрская карьера Никиша, принесшая ему мировую славу. В 1889 году он возглавил Бостонский симфонический оркестр и дал многочисленные концерты в США. Новые и свободные интерпретации Никишем известных произведений (в частности, Пятой симфонии Бетховена) вызывали бурю противоречивых отзывов среди критиков и усиливали интерес к нему публики. В 1893 году он стал музыкальным директором Будапештской оперы, а через два года почти одновременно получил приглашения на пост главного дирижёра Лейпцигского Гевандхауз-оркестра и Берлинского филармонического оркестра. Никиш принял оба приглашения, позднее также возглавив Филармонические концерты в Гамбурге, и оставался на этих постах до конца жизни.
С Берлинским филармоническим оркестром Никиш объездил почти всю Европу, гастролировал в Москве. Как приглашённый дирижёр он работал также с амстердамским оркестром Концертгебау и Венским филармоническим оркестром. С 1904 по 1914 год Никиш часто вставал за пульт Лондонского филармонического оркестра, с которым в 1912 году совершил концертное турне по Америке. Работая в театре «Ковент-Гарден», Никиш осуществил ряд постановок, в том числе «Кольцо Нибелунга» Вагнера в 1913 году. Помимо дирижёрской деятельности, он был директором Лейпцигской оперы (в 1905—1906 годах) и Лейпцигской консерватории, где также преподавал дирижирование. Артур Никиш был знаком с музыкантами Беляевского кружка и посещал знаменитые «Беляевские Пятницы» в Санкт-Петербурге.
Творчество |
Внешние аудиофайлы | |
---|---|
Фрагмент финала Пятой симфонии Бетховена. Исп. оркестр Берлинского филармонич. об-ва п/у А. Никиша. Запись 1913 г. |
Никиш — один из наиболее известных и влиятельных дирижёров своего времени. Он прославился как выдающийся интерпретатор музыки романтизма — сочинений Шумана, Брамса, Брукнера, Чайковского, Вагнера, а также Бетховена. Именно после исполнения Никишем Седьмой симфонии Брукнера имя композитора получило широкую известность, а в 1888 году он триумфально исполнил в Петербурге Пятую симфонию Чайковского, хотя её премьера под управлением автора за некоторое время до того была принята публикой весьма прохладно. Сам Чайковский, слушавший Никиша за год до этого, писал о нём:
Господин Никиш спокоен и свободен от излишних движений, хладнокровен и в то же время очень строг. Кажется, что он не дирижирует, а производит какие-то магические пассы. Он не пытается привлечь к себе внимания, но чувствуется, что большой оркестр, подобно инструменту в руках умелого мастера, полностью подчиняется своему руководителю[2]
По свидетельствам современников, Никиш всегда требовал от оркестрантов безукоризненного звучания и обладал очень гибким чувством темпа. Его искусство повлияло на последующие поколения дирижёров, в том числе на Вильгельма Фуртвенглера, возглавившего Лейпцигский и Берлинский оркестры после смерти Никиша, и Адриана Боулта. Никиш поддерживал современных ему композиторов — Густава Малера, Макса Регера, Рихарда Штрауса, часто исполняя в концертах их произведения.
Собственные сочинения Никиша по большей части вышли из репертуара.
Никиш был женат на певице Амели Хойснер, их сын Митя (1899—1936) был известным пианистом.
Примечания |
↑ Marion Brück: Nikisch, Arthur. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 19, Duncker & Humblot, Berlin 1999, S. 257
↑ Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка. — М., Музгиз, 1953—1974
Литература |
- Marion Brück:Nikisch, Arthur. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 19, Duncker & Humblot, Berlin 1999, S. 257
- U. Harten: Nikisch, Arthur. In: Österreichisches Biographisches Lexikon 1815–1950 (ÖBL). Band 7, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1978, ISBN 3-7001-0187-2, S. 128.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Никиш, Артур на Викискладе |
Артур Никиш (англ.) на сайте Allmusic