Saab Automobile AB
Saab Automobile AB | |
---|---|
Тип | Публичная компания |
Основание | 1937 |
Упразднена | 2012 |
Основатели | Saab AB |
Расположение | Швеция: Тролльхеттан |
Ключевые фигуры | Карл Эрлинг Троген, Кай Йохан Цзян |
Отрасль | Автомобильная промышленность |
Продукция | Легковые автомобили |
Операционная прибыль | ▼ SEK −3,126 млрд (2010 год) |
Чистая прибыль | ▼ SEK −3,009 млрд (2010 год) |
Число сотрудников | 3,2 тыс. (2011 год), более 200 (2012 год)[1], 150 (2013 год) |
Материнская компания | National Electric Vehicle Sweden |
Сайт | saabcars.com (англ.) |
Saab Automobile AB на Викискладе |
Saab Automobile AB (швед. SAAB) — шведская автомобилестроительная компания, выпускавшая легковые автомобили под маркой SAAB. В начале XXI века компания несколько раз меняла владельцев, но её финансовое положение лишь ухудшалось, в итоге в декабре 2011 года она была признана банкротом[2]. В 2012 году компания была спасена шведско-японско-китайской компанией National Electric Vehicle Sweden. Штаб-квартира находится в городе Тролльхеттане в лене Вестра-Гёталанд. Название SAAB является рекурсивным акронимом.
Содержание
1 История
1.1 Scania-Vabis
1.2 General Motors
1.3 Spyker Cars
1.4 National Electric Vehicle Sweden
2 Деятельность
2.1 Saab в России
2.1.1 Продажи автомобилей
3 Модельный ряд
3.1 Концепт-кары и прототипы
4 См. также
5 Примечания
6 Ссылки
История |
Scania-Vabis |
В 1968-1995 гг. автомобильная фирма Saab входила в промышленную группу Saab-Scania AB с производителем грузовых автомобилей Scania-Vabis (1911-1968).
General Motors |
В 1989 году General Motors приобретает контрольный (50 %) пакет акций компании Saab, дающий корпорации еще один выход на европейский рынок.
С января 2000 фирма Saab Automobile AB перешла в полную собственность корпорации General Motors.
В декабре 2008 года корпорация General Motors объявила о возможности продажи шведской автомобилестроительной компании. 27 компаний выразили заинтересованность в покупке компании, среди которых BMW, Renault, Hyundai-Kia группа, Tata Motors, Geely Automobile, Fiat и Magna International[источник не указан 2587 дней].
Spyker Cars |
В начале 2010 года General Motors достигла соглашения о продаже входящей в её состав шведской автостроительной компании Saab голландскому производителю спортивных машин Spyker.[3]
Сделка по продаже была завершена 23 февраля 2010 года[4]. Предполагалось, что Spyker будет формировать новую компанию Saab Spyker Automobiles. По условиям сделки, правительство Швеции гарантировало Saab €400 млн в качестве кредита от Европейского инвестиционного банка.
По итогам 2010 года финансовые показатели Saab оказались плачевными, а в апреле 2011 года конвейер автопроизводителя и вовсе остановился из-за долгов перед поставщиками[5]. В мае того же года Spyker Cars достиг соглашения о продаже до 29,9 % своих акций за 120 млн евро китайскому автопроизводителю Hawtai Motor Group. Последняя намеревалась продвинуть шведскую марку на китайский рынок, а взамен рассчитывала на доступ к новейшим технологиям, которые могут помочь ей стать глобальным автопроизводителем[5]. Но через неделю данная сделка была расторгнута: Hawtai Motor не смогла получить разрешения регулирующих органов КНР на осуществление этой сделки[6]. Уже в мае 2011 года Spyker нашла нового китайского партнёра по восстановлению производства Saab, им стала компания Pang Da Automobile Trade Co. Как ожидается, последняя приобретёт 24 % Spyker за €65 млн, а также выделит €45 млн на финансирование Saab[7].
В октябре 2011 года владельцы марки договорились о продаже её китайским компаниям Zhejiang Youngman Lotus Automobile Co («Чжэцзян») и Pangda Automobile Trade Co («Панда») за 100 млн евро[8]. Однако данная сделка была заблокирована General Motors, опасавшейся, что в результате продажи SAAB китайцы получат принадлежащие ей новейшие автомобилестроительные технологии. В итоге 19 декабря 2011 года Saab Automobile подал в окружной суд города Ванерсборг заявление о своем банкротстве[9][10].
National Electric Vehicle Sweden |
В июне 2012 года Saab была приобретена консорциумом National Electric Vehicle Sweden (NEVS)[11]. В состав консорциума входят японская инвестиционная фирма Sun Investment, гонконгская компания по производству силовых установок на возобновляемых источниках энергии National Modern Energy Holdings, китайский автопроизводитель China Youngman Automobile Group и несколько шведских акционеров. Кроме собственно компании Saab консорциум NEVS приобрёл завод по производству двигателей. Завод комплектующих и права на производство модели 9-5 остались у General Motors.[11]
В сентябре 2013 года Saab возобновила производство автомобилей. Первые несколько десятков автомобилей будут использованы для проведения тестов[12].
С весны 2014 года началось мелкое производство, в мае 2014 года первые машины поступили в автосалоны к шведским дилерам, а часть автомобилей из первых поставок уже нашли владельцев.
28 августа 2014 года NEVS подала заявление о признании ее банкротом. 29 августа Saab AB объявила об отзыве разрешения на использование торговой марки, сославшись на финансовые трудности нового владельца. Представители NEVS заявили, что рассчитывают на пересмотр этого решения после урегулирования финансовых вопросов.
К июню 2015 года холдинг нашел партнеров в Китае - департамент развития города Тяньцзинь и государственную IT-компанию, расположенную там же. Тогда же в Тяньцзине началось строительство завода с целью выпуска электрокаров для китайского рынка, о возобновлении производства в Трольхеттане, планировавшемся шведами, речи не шло. Ко всему прочему холдинг не сумел вновь получить права на использование бренда Saab[13].
21 июня 2016 года NEVS объявила, что торговая марка «Saab» ими использоваться не будет, новый автомобиль на платформе Saab 9-3 запустят в производство в 2017 году под собственным брендом[14].
Деятельность |
В 2010 году выручка Spyker Saab составила 819,2 млн евро, убыток — 218,3 млн евро, продажи — менее 32 000 автомобилей[5].
Saab в России |
Продажи автомобилей |
Продажи новых автомобилей через сеть официальных дилеров в России:
Год | 9-3 | 9-5 | Всего | Динамика |
---|---|---|---|---|
1998[15] | более 500 | |||
1999[15] | 7 | 223 | 230 | |
2000 | 135 | |||
2001 | 144 | |||
2002 | 35 | 164 | 199 | |
2003 | ||||
2004 | ||||
2005 | 70 | 241 | ||
2006[16][17] | 254 | 129 | 383 | ▲ 59 % |
2007[18][19] | 602 | 155 | 757 | ▲ 98 % |
2008[20][21] | 1109 | 160 | 1269 | ▲ 68 % |
2009[22][23] | 328 | 40 | 368 | ▼ 71 % |
2010[24][25] | 192 | 5 | 197 | ▼ 46,47 % |
Продажи автомобилей Saab на российском рынке были прекращены в сентябре 2010 года.
Модельный ряд |
Saab 92 (1949—1956)
Saab 93 (1955—1960)
Saab GT750 (1958—1960)
Saab 94 (1956)
Saab 95 (1959—1978)
Saab 96 (1960—1980)
Saab Sport (1962—1966)
Saab Formula Junior (1960)
Saab 97 (1966—1974)
Saab 99 (1968—1984)
Saab 900 «Classic» (1979—1994)- Saab 906 turbo[26](1984)
Saab 90 (1984—1987)
Saab 600 (1985—1988)
Saab 9000 (1985—1998)
Saab 900 второе поколение (1994—1998)
Saab 9-5 (1997—2011)
Saab 9-3 (1998—2014)
Saab 9-2X (2004—2006)
Saab 9-7x (2005—2009)
Saab 9-4X (2011)
Концепт-кары и прототипы |
Saab 92001 или Ursaab (1946)
Saab Monster (1959)
Saab 60 (1962)
Saab Quantum (1962)
Saab Catherina (1964)
Saab MFI13 (1965)
Saab Toad (1966)
Saab 98 (1974)
Saab EV-1 (1985)
Saab 9-X (2001)
Saab 9-3X (2002)
Saab 9-3 SportHatch (2003)
Saab 9-5 Aero BioPower (2006)
Saab Aero-X (2006)
Saab 9-4x BioPower (2008)
Saab 9-X BioHybrid (2008)
Saab 9-X Air (2008) — открытая версия Saab 9-X BioHybrid, показанная в 2008 на Парижском автосалоне.
Saab 9-3 ePower (2010) — спортивный универсал.
Saab PhoeniX (2011)
'Ursaab'
Saab 92
Saab 96
Saab Sonett II
Saab Sonett II-V4
Saab Sonett III
Saab 900 (cabrio)
Saab 9000
Saab 9-5 (1998-2001)
Saab Aero X
См. также |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Saab Automobile AB на Викискладе |
Примечания |
↑ Saab нанимает 200 новых сотрудников
↑ Юрий Белоусов. Saab'a больше нет (неопр.). // spbvoditel.ru. Проверено 27 декабря 2011. Архивировано 17 февраля 2012 года.
↑ GM согласилась продать Saab нидерландскому Spyker, www.itar-tass.com, 25 января 2010 г.
↑ General Motors завершил сделку по продаже Saab
↑ 123 Алексей Непомнящий. Saab уезжает в Китай (неопр.). // Ведомости, 04.05.2011, № 79 (2845). Проверено 4 мая 2011. Архивировано 17 февраля 2012 года.
↑ Роман Кондратьев. Saab снова в поиске (неопр.). // gazeta.ru. Проверено 16 мая 2011. Архивировано 17 февраля 2012 года.
↑ Saab нашла нового партнера в Китае после расторжения сделки с Hawtai (неопр.). // gazeta.ru. Проверено 16 мая 2011. Архивировано 17 февраля 2012 года.
↑ Saab договорилась о продаже 100 % акций двум китайским компаниям
↑ Saab объявил себя банкротом (неопр.). // bfm.ru. Проверено 19 декабря 2011. Архивировано 17 февраля 2012 года.
↑ Saab объявил себя банкротом (неопр.). // vz.ru. Проверено 19 декабря 2011. Архивировано 17 февраля 2012 года.
↑ 12 Saab возобновит выпуск автомобилей в 2014 году - Новости - Motor
↑ Saab возобновил производство автомобилей - Новости - Motor
↑ Компания NEVS потеряла права на марку Saab - Авторевю
↑ На автомобильном рынке появится новая шведская марка - Новости - auto.mail.ru
↑ 12 AUTOSTAT.Ru - статистика автомобильного рынка (недоступная ссылка)
↑ Статистика автомобильного рынка России в 2006 году, autoreview.ru
↑ Небывалый рекорд объема продаж иностранных автомобилей и легкого коммерческого транспорта за 2006-й год — продано более 1 миллиона штук, AutoBusiness Info, 12 января 2007 г.
↑ Статистика: Авторынок в России — итоги 2007 года, autoreview.ru
↑ Объем продаж иностранных автомобилей и легкого коммерческого транспорта за 2007-й год в России составил более 1,6 миллиона штук, AutoBusiness Info, 14 января 2008 г.
↑ Авторынок России: инерция, autoreview.ru
↑ Продажи иностранных марок в 2008 году увеличились на 26 %, AutoBusiness Info, 14 января 2009 г.
↑ Отрезвление Архивировано 30 января 2012 года., autoreview.ru
↑ Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России показали падение по итогам 2009 года, AutoBusiness Info, 14 января 2010 г.
↑ Реабилитация Архивировано 7 сентября 2015 года., autoreview.ru
↑ В 2010 году рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России демонстрировал рост девять месяцев из двенадцати, AutoBusiness Info, 13 января 2011 г.
↑ Saab 906 Turbo – Biggest Saab Ever Built (en-us), SAAB Planet. Проверено 22 декабря 2016.
Ссылки |
saab.com — официальный сайт Saab (англ.)
Автомобили Saab 1950–1979 годов — позднее » | ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс | 1950-е | 1960-е | 1970-е | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Компактный | 92 | 93 | 95/96 | |||||||||||||||||||||||||||
99 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Средний | 900 | |||||||||||||||||||||||||||||
GT | GT | Sport | ||||||||||||||||||||||||||||
Спортивный автомобиль | 94 | 97/Sonett |
« раньше — Автомобили Saab 1980—2012 годов | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс | 1980-е | 1990-е | 2000-е | 2010-е | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 1 | 2 | |
Компактный | 600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
99 | 90 | 9-2X | |||||||||||||||||||||||||||||||
Средний | 900 | 900 | 9-3 | 9-3 | |||||||||||||||||||||||||||||
Кабриолет | 900 | 900 | 9-3 | 9-3 | |||||||||||||||||||||||||||||
Бизнес-класс | 9000 | 9-5 | 9-5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Среднеразмерный кроссовер | 9-7X | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Компактный кроссовер | 9-4X |